Интегральный усилитель Unison Research Absolute 845

Однотактные ламповые усилители приобрели популярность у меломанов во всём мире благодаря своей исключительной певучести, но есть у них и минус — невысокая, по сравнению с двухтактниками мощность. В итальянском интегральнике Absolute 845 эта проблема была успешно решена — именно поэтому модель выпускается почти без изменений более 20 лет, и за это время стала настоящей иконой High End Audio.
Слушаем современную версию 90-килограммового монстра с топовой акустикой Blumenhofer FS1 SE.
БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО
Достоинства модели Absolute 845 были оценены буквально сразу после её появления — уже в 1994-м американский журнал The Absolute Sound, не особо жалующий европейских производителей, признал своего тёзку «Усилителем года». По опыту общения с предтоповой моделью Simply 845, могу сказать, что изделия под маркой Unison Research производят сильное комплексное впечатление своим дизайном, качеством исполнения и, конечно, музыкальностью. В них особое отношение итальянцев к искусству сочетается с богатым опытом, позволяющим понять, какими техническим средствами можно создать собственный шедевр.
Монументальность — основа звука
Цели и средства — ключевой момент при проектировании аудиотехники. Если цель оправдывает любые средства, в данном случае финансовые, может получиться настоящая вещь, как, например, в нашем случае. Создание хорошего лампового усилителя даже при чрезвычайно простой схеме требует серьёзных затрат — широкополосные выходные трансформаторы чрезвычайно дороги, да и силовой, с высоковольтной обмоткой тоже. Ну и всё остальное — шасси, способное выдержать солидную нагрузку, комплектующие, от которых зависит звуковой почерк, сложная система питания и внешняя отделка — всё это при огромной доле ручного труда тоже стоит немало.
Для бескомпромиссной реализации высокого мощностного потенциала интегральник Unison Research Absolute 845 смонтирован на огромном, шириной 80 см шасси. Зрительно оно разделено на два канала усиления (каждый — с собственной системой питания), а между ними — «энергетический» блок с батареей высоковольтных конденсаторов. Весит этот гигант 90 килограммов.
Выходные каскады усилителя однотактные, на прямонакальных триодах 845, прототип которых почти 100 лет назад был разработан компанией RCA для аудио и модуляторов КВ-передатчиков. О них я уже подробно рассказывал в обзоре Simply 845, остановлюсь лишь на самом важном свойстве этих ламп — линейности, которая очень важна для правильного восприятия музыки. Высокая линейность гарантирует, что любой сигнал, приходящий на сетку, от единиц милливольт до десятков и даже сотен вольт, будет усилен строго в одинаковое число раз (применительно к 845-м триодам — в 5,3 раза). Благодаря этому обеспечивается правильное соотношение между тихими и громкими звуками: первые не скрадываются, а вторые не компрессируются.
Высокая линейность гарантирует, что любой сигнал, приходящий на сетку, от единиц милливольт до десятков и даже сотен вольт, будет усилен строго в одинаковое число раз.
Второй важный момент заключается в самой однотактной схеме — лампы работают в чистом классе «А» без сеточных токов и переходных искажений, присущих двухтактным выходным каскадам. Для получения мощности 2 х 40 Вт в каждом канале два 845-х триода работают в параллель. Соответственно, через первичную обмотку выходного трансформатора течёт удвоенный анодный ток, и чтобы сердечник не входил в насыщение, в нём сделан немагнитный зазор, который снижает индуктивность обмотки, необходимую для воспроизведения низкого баса. Пришлось увеличивать количество витков и, соответственно, размеры сердечника — отсюда и рекордная масса усилителя. Трансформаторы намотаны на EI железе, для акустики с сопротивлением 4 и 8 Ом сделаны отводы от вторичной обмотки, так что 2 х 40 Вт гарантированы при любой нагрузке.
Но чтобы оконечные лампы выдали заявленную мощность, их нужно раскачать, т.е. подать на сетки сигнал с амплитудой до 200 вольт с минимальными искажениями. Для этого в Absolute 845 построен драйверный каскад на трёх двойных триодах ECC82 в каждом канале. Входной сигнал после регулятора громкости (качественный «аналоговый» потенциометр) поступает на двойной триод ECC83 с большим коэффициентом усиления. На него же со вторичной обмотки выходного трансформатора подаётся сигнал обратной связи глубиной 10 дБ — это немного, но вполне достаточно для уверенного демпфирования басовых драйверов.
Для любителей записывать музыку в аналоге предусмотрена работа с двумя рекордерами через гнёзда Tape In/Out. Их коммутация осуществляется отдельным переключателем на правом блоке.
Коммутационная панель, общая для обоих каналов, предусматривает подключение до пяти источников по линейным входам RCA. Отсутствие балансных разъёмов вполне оправданно — в однотактной схеме они совершенно лишние. Для любителей записывать музыку в аналоге предусмотрена работа с двумя рекордерами через гнёзда Tape In/Out. Их коммутация осуществляется отдельным переключателем на правом блоке.
В энергетическом блоке 12 конденсаторов 1000 мкФ х450 В от итальянской компании Itelcond S.R.L., выпускающей индустриальные «электролиты» с 1976 г. Там же — пара стрелочных приборов, по которым контролируется ток выходных ламп при его подстройке. Нужная пара выбирается переключателем, затем потенциометром стрелка устанавливается на зелёную отметку. Процесс реально необходимый, поскольку со временем параметры даже тщательно подобранных ламп могут разбежаться.
Дизайн Absolute 845 вы сами можете оценить по фото, от себя добавлю, что усилитель при своих недюжинных габаритах и массе не кажется громоздкими благодаря изящным обводам и гармоничному сочетанию материалов. Это заслуга промышленного дизайнера Карло Кьярелло (Carlo Chiarello), и нотка ностальгии в облике усилителя вполне объяснима: детали корпуса из массива вишни вырезаны и отполированы вручную точно тем же способом, которым в Италии вот уже сотни лет обрабатывается дерево при создании музыкальных инструментов.
Дистанционное управление в Absolute 845 не предусмотрено — импульсные электронные схемы нарушили бы чистоту бескомпромиссной ламповой концепции. Да и мягко вращающийся регулятор громкости, в конце концов, покрутить приятно.
Когда резонансы помогают
Акустические системы в нашем сетапе уникальные — Blumenhofer FS1 SE, обновлённая в 2024 году флагманская модель серии Genuin. Производятся они вручную в небольшой мастерской, расположенной недалеко от Мюнхена. Компания была основана в 1977 году, и с тех пор производит акустику самого разного назначения. В элитных напольных моделях, к которым относятся и наши испытуемые, используется рупорное оформление верхней полосы — в соответствии с классическими канонами High End Audio.
Вторая особенность систем Blumenhofer в том, что их корпуса не глушатся, а имеют тщательно рассчитанные резонансы. В результате получается плотный саунд с насыщенным звуковым спектром, благодаря чему создаётся иллюзия, что звучат колонки гораздо большего, чем на самом деле, размера.
В элитных напольных моделях, к которым относятся и наши испытуемые, используется рупорное оформление верхней полосы — в соответствии с классическими канонами High End Audio.
Модель Genuin FS1 SE — двухполосная, с 38-сантиметровым басовым драйвером, установленным в основной секции корпуса. Его конструкцию тоже можно считать аудиофильской классикой — диффузор у него из просушенной на воздухе бумаги (фирменная технология Blumenhofer) с концентрическими рёбрами жёсткости, плюс магнит AlNiCo, который, по общепризнанному мнению, в сравнении с ферритовым даёт более энергичный, драйвовый звук. Динамик в фазоинверторном оформлении начинает эффективно воспроизводить бас от 28 Гц, а уже на 850 Гц фильтруется для стыковки с верхней полосой. Порт огромного диаметра выведен на нижнюю плоскость корпуса.
В конструкции твитера и его оформления заключаются главные отличия версии FS 1 SE от обычной FS 1. Компрессионный излучатель с 36-миллиметровой (1,4”) бериллиевой мембраной и усиленной магнитной системой установлен в деревянном рупоре из массива ореха с широким горизонтальным раскрывом, что позволило расширить и диаграмму направленности.
Для точного согласования полос по времени отклика рама, на которой закреплён твитер, может перемещаться вперёд и назад по направляющим. Контроль установки осуществляется по шкале с миллиметровой градуировкой.
Чувствительность FS1 SE чрезвычайно высока по современным меркам — 97 дБ. Соответственно, заметно облегчается выбор подходящего усилителя, но слабенькие ламповые однотактники я бы не рекомендовал. Почему, расскажу ниже.
В колонках предусмотрена тонкий тюнинг в области средних и высоких частот: переставляя перемычку, их можно ослабить на 1 или 2 дБ, без неё АЧХ линейна в ноль.
В колонках предусмотрена тонкий тюнинг в области средних и высоких частот: переставляя перемычку, их можно ослабить на 1 или 2 дБ, без неё АЧХ линейна в ноль. Кроме того, имеется комплект вставок для коррекции импеданса — такая настройка облегчает согласование с усилителем. Bi-wiring также возможен.
Корпуса колонок построены из берёзовой фанеры толщиной 18 мм — в соответствии с принципом управляемых резонансов. Для повышения жёсткости внутри выстроена тщательно просчитанная система стяжек. Весит одна колонка 60 кг.
Стандартная внешняя отделка — натуральный шпон ореха и вишни, но за дополнительную плату можно заказать массу других вариантов, в т.ч. и самых экзотических.
Связанные одной целью
Первое, что удивило в этой системе — пространственные эффекты в нижней полосе. Принято считать, что бас не локализуется, но в нашем случае отдельные, очень низкие ноты не только уверенно фиксировались в звуковой сцене, но и перемещались из канала в канал. Бас здесь вообще интересный — энергичный, с хорошо ощутимым давлением (прикиньте площадь диффузоров) и при всей глубине совсем не утомительный. Кроме того, при относительно небольшом смещении подвижной системы динамические искажения тоже минимальны, что даёт эффект живого звучания и большого барабана, и бас-гитары. Ритм-секция как цельная звуковая структура отличалась чёткостью и убедительной наполненностью.
Важно и то, что при относительно небольшом смещении подвижной системы искажения тоже невелики, что даёт эффект живого звучания и большого барабана, и бас-гитары.
Вообще-то широкополосная акустика с лёгким бумажными диффузорами всегда считалась жанровой, но в нашем случае это свойство было сведён на нет способностью Absolute 845 выдать ток, необходимый для резкого толчка солидной массы воздуха. Наличие неглубокой обратной связи позволяет усилителю полностью подавить инерционное движение диффузоров, что способствует точной передаче быстро чередующихся ударов. Francine Thirteen, Mariann Hill — подобная электроника выстреливалась словно из пулемёта. Чувствуется ли при этом однотактность Absolute 845? Безусловно. Прежде всего, по удивительному богатству тембров и отсутствию даже малейших тональных неточностей в звучании голосов и инструментов. Напомню, что в спектре каскадов single end доминирует приятная для слуха вторая гармоника, поэтому система буквально поёт, причём даже на таких жанрах, от которых особой мелодичности никак не ожидаешь. И, в добавок, наш источник, dCS Vivaldi, раскрылся самым потрясающим образом: такой музыкальной пластики при воспроизведении потокового аудио мне давно не доводилось слышать.
Ещё один важный момент: в отличие от прямонакальных триодов 300В, 2А3 или 211, которые буквально убаюкивают слушателя, 845-е очень быстры и способны внятно передавать мельчайшие микроконтрасты музыкального сигнала. А в параллельном включении — продемонстрировать недюжинную общую динамику, благодаря которой акустические системы буквально простреливали помещение. Которое, кстати, в силу полной акустической нейтральности и позволило услышать описанные выше нюансы.
В отличие от прямонакальных триодов 300В, 2А3 или 211, которые буквально убаюкивают слушателя, 845-е очень быстры и способны внятно передавать мельчайшие микроконтрасты.
О верхнем диапазоне тоже можно рассказывать долго. Бериллиевые твитеры отличаются от титановых и алюминиевых полным отсутствием локальных резонансов, поэтому звучат намного чище и натуральнее. Разумеется, при условии, что и усилитель столь же прозрачен в верхней полосе. У нас в этом отношении всё сложилось удачно: 845-е триоды, рассчитанные на работу в мегагерцовом диапазоне, в звуковой области усиливают с минимальными искажениями даже без обратной связи. А в Absolute 845 всё-таки есть 10 дБ ОС, и все обертоны передаются ровно, без лишних акцентов, с массой воздушных составляющих. Крупные рупоры в модели FS1 SE заметно расширили оптимальную зону прослушивания, не ухудшив фокусировку звуков с высоким спектром. Так что ко всему сказанному выше можно прибавить и отличную локализацию звуковых образов, причём не только по ширине, но и высоте звуковой сцены.
Так всё-таки, есть ли жанровость у этой системы? В прямом понимании слова — нет. Но есть здравый смысл: раз уж лампы и широкополосная акустика прекрасно «расшифровывают» музыку сложную и по тембрам, и по ритмической структуре, зачем, образно говоря, виртуозному скрипачу предлагать постпанк? Разумеется, Absolute 845 в связке с FS1 SE прекрасно отыграют и White Zombie, но мы их не за это любим.
СИСТЕМА
- Источник: сетевой транспорт/ЦАП dCS Vivaldi
- Акустические системы Blumenhofer Genuin FS 1 SE
- Кабели:
- межблочные Crystal Cable Ultra2 Interconnect
- акустические Cammino SPK 14.4 Reference
- силовые Cammino M15.3 Reference
Unison Research Absolute 845
Тип усилителя | интегральный |
---|---|
Топология | двойное моно |
Схемотехника | однотактная, параллельная, класс А |
Частотный диапазон, Гц | 20 — 30 000 |
Глубина обратной связи, дБ | 10 дБ |
Выходная мощность | 2 х 40 Вт (4 и 8 Ом) |
Лампы | 4 x 845, 6 x ECC82, 2 x ECC83 |
Входное сопротивление, кОм | 47 |
Входы | 5 х RCA линейных, 2 х RCA Tape |
Выходы | 2 х RCA, акустические 2 х 3 пары |
Отделка | вишнёвое дерево |
Потребляемая мощность, Вт | 700 |
Габариты, мм | 805 x 605 x 280 |
Масса, кг | 90 |
Производитель: Unison Research (Италия)
Blumenhofer GENUIN FS1 SE
Конфигурация | 2 излучателя, 2 полосы |
---|---|
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Рабочий диапазон, Гц | 28 — 25 000 ±3 дБ |
Чувствительность, дБ/1Вт/1м | 97 |
Сопротивление, Ом | 6 |
Bi-wiring | да |
Отделка | орех, вишня |
Габариты, мм | 1160 x 450 x 620 |
Масса 1 шт., кг | 60 |
Производитель: Blumenhofer Acoustics (Германия)
Источник: salonav.com