Лазерные 4K-проекторы JVC: DLA-NZ500B и DLA-NZ700B

Выбор проектора для домашнего кино — задача непростая. Прежде всего потому, что их технические характеристики нередко не коррелируются с субъективно воспринимаемым качеством работы. Совсем, как в аудиотехнике. Бывает, что и сам производитель усложняет выбор, предлагая очень похожие модели с немалой разницей в цене. Как, например, новые 4K-проекторы JVC. Нам удалось сравнить их в работе, и теперь мы знаем, что почём.
БЛИЗНЕЦЫ-СОПЕРНИКИ
В актуальной кинотеатральной линейке видеопроекторов JVC, построенных на фирменной технологии D-ILA, четыре модели. Две старшие, DLA-NZ900 и DLA-NZ800 — с нативными 4K-матрицами и разрешением изображения 8K, получаемым методом сдвига пикселей e-shiftX 2-го поколения. Две младшие, DLA-NZ500 и JVC DLA-NZ700 — с нативными 4K-матрицами и соответствующим разрешением картинки. Что интересно, две последние модели построены на совершенно новом шасси и с другой компоновкой модулей, что позволило существенно снизить их габариты и придать им статус самых компактных в мире проекторов c нативным разрешением 4K.
В перечне новшеств — новая оптика диаметром 80 мм, то есть больше, чем у DLA-NZ800 с её 65 мм (у флагмана DLA-NZ900 — 100 мм), однако у старших вся оптика стеклянная, тогда как у двух младших она содержит пластиковые элементы. Замечу, что современные пластиковые линзы ничуть не уступают по качеству изображения стеклянным, но обходятся существенно дешевле, они более технологичны и позволяют сделать выпуск более консистентным (то есть с меньшим разбросом параметров). Не исключено, что в будущем и у топовых моделей в объективах тоже появится пластик.
Для новых проекторов кардинально переделали графический интерфейс пользователя. В частности, сделали у него «верхний» уровень с тремя разделами: параметры изображения, настройки HDMI и установочное меню. Интерфейс в итоге стал более лаконичным, доступ к требуемым пунктам упростился. И хотя привык к старому, с новым освоился очень быстро. Важное новшество для инсталляторов: комбинацию настроек можно сохранить на USB-флешку и перенести на другие проекторы этого типа. Или просто сохранить на случай ресета. Для этого используется разъем USB-A на тыловой панели, он же служит для обновления программного обеспечения.
Забор воздуха осуществляется с фронтальной панели, а вывод — через тыловую. У проекторов предыдущего модельного ряда было наоборот.
Кстати, о тыловой панели. Там нет привычных разъемов для систем автоматики — триггера и RS-232. Не вижу в этом большой проблемы: управляющие интерфейсы могут быть в AV-процессоре или вообще реализованы на основе новейших беспроводных протоколов «умного дома». Все эти разъемы с проводами — позавчерашний день. Думаю, что скоро их лишатся и топовые модели (в актуальной линейке они пока остались).
Новой также является система вентиляции: забор воздуха осуществляется с фронтальной панели, а вывод — через тыловую. У проекторов предыдущего модельного ряда было наоборот, что не очень хорошо, поскольку потоки теплого воздуха перед объективом могли искажать изображение. В реальности я такого не припомню, но все же лучше, когда такая возможность исключается в принципе. Как видим, компания не ограничивается совершенствованием одних лишь обработок, программного обеспечения, графических интерфейсов и наведением легкого «марафета», а идет на полный пересмотр конструкции проекторов. Японцам всегда был свойствен перфекционизм, и хорошо, что они его сохраняют.
Загадочные 200 граммов
Разобраться в отличиях между двумя младшими моделями линейки, точнее младшей и средней, непросто. Они очень похожи внешне, правда, DLA-NZ500 выпускается не только в черном оформлении (DLA-NZ500B), но и в белом (DLA-NZ500W), тогда как DLA-NZ700 бывают только черного цвета.
В таблице технических характеристик можно обнаружить более существенные отличия: световой поток 500-го — 2000 ANSI лм, а у 700-го — 2300 ANSI, нативная контрастность — 40000:1 и 80000:1 соответственно. При этом потребляемая мощность у них совпадает, соответственно и лазерные источники света имеют одинаковую мощность. Масса 700-го — на 200 г больше, а вот за счет чего, документация умалчивает. Есть и другие отличия.
Компания не ограничивается совершенствованием одних лишь обработок, программного обеспечения, графических интерфейсов и наведением легкого «марафета», а идет на полный пересмотр конструкции.
В модели DLA-NZ700 используются матрицы D-ILA 3-го поколения, как и в старших моделях актуальной линейки, тогда как в DLA-NZ500 — 2-го, как у предшественников. Возможно, именно это объясняет существенную разницу в световом потоке и контрастности. Не исключено, что есть отличия и в поляризаторах — именно в этом может быть разгадка таинственного «недовеса» в 200 г.
Еще одно отличие — наличие у DLA-NZ700 отключаемого фильтра P3 (cinema filter), который расширяет гамут до 98% от DCI-P3. Обычно он активируется при показе HDR-материала. Тогда как у DLA-NZ500 цветовой охват, согласно документации, обозначен как 100% от sRGB (в компании, видимо, решили, что большее значение sRGB выглядит более привлекательным, чем меньшее у DCI-P3). Как уверяют некоторые наши зарубежные коллеги, от DCI-P3 младшая модель покрывает только 86%, но единого мнения на этот счет нет. Куда интереснее, как это проявляется в качестве показа, а об этом расскажем чуть позже.
Обе модели получили новую функцию Deep Black — она есть у DLA-NZ800 и DLA-NZ900, но ее не было у моделей предыдущего поколения. Также у двух «нижних» появился режим Vivid, который может быть полезен при просмотре компьютерной графики, спортивных программ и в играх. Правда, обе модели для игр не очень подходят, поскольку частота обновления экрана у них ограничена в 4K значением в 60 Гц. Кстати, именно этим объясняется и отсутствие в «нижней» половине модельного ряда поддержки 3D — у старших моделей есть и 4K/120 Гц, и 3D. Но на качество показа кино это не влияет. Как нам кажется, из всех вариантов экономии разработчики выбрали не самые худшие.
Любить не глазами, но сердцем
Мы смотрели проекторы в хорошо знаком нам демо-зале ГК Digis. Правда, экран в нем с предыдущего нашего визита заменили, теперь он 154”, но по-прежнему со стандартной белой поверхностью. Для проекторов со световым потоком 2000 лм и даже 2300 лм это серьезное испытание. Звуковую систему сразу отключили, чтобы исключить влияние AV-процессора и длинных кабелей на изображение, ну и чтобы звуковое сопровождение не отвлекало от картинки. Источник — проигрыватель OPPO BDP-203 в режиме Direct, это значит, что масштабирование видео Full HD в 4K выполнял не плеер, а проектор.
Кардинально переделали графический интерфейс пользователя — доступ к требуемым пунктам упростился.
Начали с DLA-NZ500. Все настройки — по умолчанию, яркость и контрастность в среднем положении, мощность лазера на 50%. При показе фильмов с HDR проектор самостоятельно увеличивает мощность лазера до 75% (за все приходится платить, в данном случае — световым потоком). Единственное изменение — переключились в режим Filmmaker Mode, в котором отсутствуют все дополнительные обработки (у проекторов Sony подобный режим называется Reference). Только так можно правильно оценить качественный потенциал проектора.
Смотрели фильмы в Full HD и 4K. Во втором случае картинка была более гладкой и четкой, но не за счет разрешения изображения, а за счет того, что, скажем, старый «Казино Рояль» снимался на более древней аппаратуре, чем относительно «свежий» фильм «Выживший». Он, кстати, был у нас в двух версиях — Full HD и 4K, разница в картинке между ними была едва уловимой. Да и картина Паоло Сорентино «Партенопа» у нас была лишь в 1080p, но показывалась без преувеличения великолепно. Хотя проектор был, пожалуй, слишком «откровенным» — было видно, к примеру, где к естественному освещению при съемках добавили искусственную подсветку. Впрочем, возможно, это не только заслуга проектора, но и косяк оператора. Фильм «Пассажиры» был у нас в максимально доступном качестве — 4K и HDR, вот к нему придраться было невозможно, он смотрелся идеально. По крайней мере, так казалось, пока не переключились на DLA-NZ700.
Обе модели получили новую функцию Deep Black — она есть у DLA-NZ800 и DLA-NZ900, но ее не было у моделей предыдущего поколения.
Как ни странно, но уменьшать мощность лазера не пришлось — яркость изображения оказалась оптимальной при все той же половинной мощности лазера. Правда, после возврата на DLA-NZ500 стало ясно, что картинка у него чуть менее сочная. Так проявляет себя двухкратное преимущество 700-го в статическом соотношении контрастности.
На фильмах в HDR стала заметной разница в цветовом охвате, прежде всего — в передаче лиц, тонов кожи. У старшей модели они были более естественными и живыми. Но главное, чем отличались два проектора, это эмоциональная вовлеченность: у NZ700 она была явно сильнее. Несколько раз переключались между двумя аппаратами и всегда хотелось поскорее вернуться к старшему.
Как нам показалось, фабричная калибровка обоих проекторов достаточно точна. Наши зарубежные коллеги проводили дополнительную калибровку обеих моделей, хотя и не были уверены в ее целесообразности, поскольку в итоге заметно снижается световой поток. Если же стремление к идеалу не дает покоя и есть твердое намерение индивидуально откалибровать проектор, то лучше выбирать NZ700, поскольку у него имеется некоторый запас по яркости. Если же он не вписывается в бюджет, то и NZ500 будет прекрасным выбором — особенно, если не сравнивать его со старшей моделью. Как говорится, занимаем места, согласно купленным билетам. Не хватает на бизнес-класс — летим экономом. Главное — улететь.
JVC DLA-NZ500B и JVC DLA-NZ700B
Производитель: JVC KENWOOD, Япония
JVC DLA-NZ500B | JVC DLA-NZ700B | |
---|---|---|
Матрицы | 0.69″ D-ILA Gen2 | 0.69″ D-ILA Gen3 |
Физическое разрешение | 4096 x 2160 | |
Управление оптикой | моторизованное | |
Зум/диаметр объектива | 1.6x/80 мм | |
Сдвиг объектива | по горизонтали ±28%, по вертикали ±70% | |
Световой поток, ANSI | 2000 лм | 2300 лм |
Контрастность (статическая) | 40000:1 | 80000:1 |
Источник света | Лазерный BLU-Escent | |
Цветовое пространство | 98% от DCI-P3/73% от BT.2020 | sRGB 100% |
Ресурс источника света | 20000 ч | |
Диагональ экрана | 60″ — 200″ | |
Поддержка 3D | нет | |
Поддержка HDR | HDR, HDR10, HDR10+, Frame Adapt HDR, HLG | |
Коммутация | 2 x HDMI 2.0 (с поддержкой HDCP 2.3), Ethernet (RJ45), USB-А (сервис) | |
Потребляемая мощность | 280 ВА | |
Шум системы охлаждения | 23 дБ | |
Габариты (Ш х В х Г) | 450 x 181 x 479 мм | |
Масса | 14,6 кг | 14,8 кг |
Источник: salonav.com