Primare Systems AB
Датчанин Ларс Педерсен — владелец и руководитель шведской фирмы Primare Systems AB. Мы встретились на мюнхенской выставке High End 2005, чтобы обсудить политику фирмы в свете современной ситуации на рынке hi-fi аппаратуры.
АМ. Насколько мне известно, история фирмы Primare Systems богата различными знаменательными событиями и связана с именами таких известных в мире hi-fi людей, как Бу Кристенсен и Майк Бладелиус. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в жизни фирмы и о том, как Primare вышла на те позиции, которые она занимает сейчас.
Л.П. Я начинал деятельность в hi-fi независимо от Primare. Я был дистрибьютором стоек и подставок для аппаратуры Target в Скандинавии. Это было в 1980-х, а до того я немало лет держал магазин грампластинок в Копенгагене. И люди, с которыми я общался в магазине, постепенно ввели меня в курс дела касательно hi-fi. В итоге родилась компания Copland, которой я руководил до 2001 года.
Что же касается меня и Primare, то это другая история. Основателем Primare был упомянутый вами Бу Кристенсен. Он тоже занимался импортом аппаратуры в Данию и на каком-то этапе решил наладить производство компонентов, внешний вид которых вызывал бы восхищение. По-моему, ему это удалось. Но тогда я не имел никакого отношения к Primare — Бу Кристенсен покинул компанию еще в 1993-м, организовав Bow Technologies. Новый владелец фирмы в1995 году решил продать ее и обратился ко мне, поскольку считал, что мой успех с Copland будет залогом удачного развития Primare. Ему пришлось несколько раз выступать с этим предложением, поскольку в то время я не был заинтересован в покупке. Дело в том, что аппаратура Primare была весьма дорогой, я же видел свою задачу в том, чтобы выпускать аппаратуру доступную по цене и сделать производство более массовым. Чтобы в итоге в hi-fi было вовлечено больше людей, ведь круг покупателей дорогих изделий неизбежно ограничен. В конце концов я сказал владельцу Primare — а это весьма преуспевающий датский бизнесмен,— давай ты купишь мою компанию, а я — твою. Так произошло слияние компаний.
И наша идея работы с брендом Primare — с эстетически приятным дизайном изделий и великолепным качеством исполнения — заключалась в том, чтобы сохранить его достоинства на более низком уровне цен. Эта деятельность началась в 1997 году. Тогда оборот составлял 70000 долларов США в год. Крохотный бизнес. И это при том, что изделия завоевывали награды, некоторые образцы даже были выставлены в музеях современных технологий! Объем же продаж был ничтожно мал — как и доходы. Сегодня Primare — довольно крупная компания с оборотом более 5 миллионов долларов.
Поскольку вы упоминали и Бу Кристенсена, и Майка Бладелиуса, я расскажу о том, как построена наша работа. Да, очень многие компании, по существу, являются созданием одного человека, некоего гуру, известного разработчика, который и есть история и бытие фирмы. Или же в разработках применяется некий специальный прием, на котором основана идея компании, техническое решение, которое будет ею использоваться всегда. Нас часто спрашивают, в чем идея Primare. Но у нас все несколько по-другому. В скандинавской традиции работает коллектив. Наша фирма — это в первую очередь команда, а не личность.
Моя задача — как руководителя коллектива — заключается в том, чтобы поддерживать команду. Да, один из основных разработчиков работает у нас уже 20 лет. Это Бент Нильсен, создавший все первые модели Primare. Есть еще один молодой талант в Швеции, и есть Майк Бладелиус, которого мы привлекаем время от времени.
Командный дух отличает Primare от многих компаний. Идеология наша проста: чтобы сигнал на входе и сигнал на выходе были идентичны по содержанию. Залог этого — короткий путь сигнала, внимание к разводке и заземлению, поскольку это позволяет снизить шумы и помехи. Чтобы сохранить динамику сигнала, требуется мощный блок электропитания. Причем мы стараемся создать независимые цепи питания для каждого блока усилителя или проигрывателя. Все эти идеи пришли с опытом. Нет никакой магии или секретов отдельно взятого человека — это результат работы коллектива в течение многих лет.
Кроме того, для нас нет универсального рецепта — те или иные компоненты или схемные решения выбираются в зависимости от приложения, назначения узла или изделия, условий его работы. Так, иногда один блок питания с мощным трансформатором предпочтительнее конструкции “двойное моно” с двумя трансформаторами.
АМ. А что произошло с фирмой Copland?
Л.П. В буквальном смысле ничего не произошло. Было следующее: ее разработчик, Уле Мёллер, владел всеми правами, а я имел лицензию на выпуск его аппаратуры. И когда пришло время обновлять контракт, мы не смогли договориться об условиях. И по взаимному согласию разошлись. Конфликта не было, это было деловое решение. Я теперь могу сосредоточиться на Primare. Могу сказать, что мне по-прежнему нравятся изделия Copland и идеи Уле Мёллера. Но он индивидуалист и никогда не желал присоединиться к той команде, которую я создавал. Я отнесся к его решению с уважением.
Что же касается Майка Бладелиуса, то он продолжает сотрудничать с нами. По моему мнению, это один из самых способных разработчиков аудио аппаратуры в мире и было бы глупо не пользоваться его услугами. Да, он делает и свою аппаратуру — более дорогую, кстати,— но мы не видим в этом конкуренции. Бладелиус выполняет для нас только часть разработки, мы ценим его опыт, и он многому нас научил.
Одна из наших сильных черт, как я считаю, как раз то, что очень многое мы делаем своими силами, даже решаем такие сложные задачи, как разработка программного обеспечения для процессоров цифровой обработки сигналов. Этим могут похвастаться далеко не все компании.
АМ. Primare изготавливает аппаратуру для домашнего кинотеатра, для многоканального звука, но и по-прежнему выпускает немало 2-канальной техники. Каковы, на ваш взгляд, перспективы у 2-канального стерео?
Л.П. Если взять нашу компанию, то можно заметить, что весь наш коллектив состоит из любителей музыки, эталонным для которых всегда было 2-канальное воспроизведение. Вот наша модель SP7.1 — фактически это аналоговый предусилитель, но с набором декодеров. И если вы используете его в 2-канальном режиме, то получаете полный обход цифровой части. Работая над созданием новых многоканальных моделей, мы не забываем об аналоговом звуке. Сейчас готовим новый корректор для головок звукоснимателя. И в ближайшем будущем мы будем делать универсальные изделия, хорошо звучащие и в домашнем кинотеатре, и при воспроизведении музыки. Мы — бизнес предприятие и зарабатываем деньги, выпуская аппаратуру, которая хорошо звучит и доступна по цене.
Из 2-канальной аппаратуры мы также готовим к выпуску новый 300-ваттныйусилитель мощности. Это и запрос рынка, и наше желание сделать некое примечательное изделие. Готов он будет скорее всего к сентябрю.
Что же касается наших проигрывателей DVD, то мы считаем, что качество звука у них вполне на уровне, а вот видеочасть требует постоянного обновления. Именно поэтому мы предпочли модульную конструкцию и на High-end 2005 показали платы с выходом DVI, которые легко устанавливаются в наши модели проигрывателей.
Так что мы планируем выпускать широкий диапазон изделий.
АМ. Существует мнение, что становится все труднее выпускать хорошую 2-канальную аппаратуру, поскольку с рынка исчезают высококачественные комплектующие, в частности, транспортирующие механизмы для CD. Вы принимаете какие-то меры по поиску альтернативных решений?
Л.П. Нам в какой-то мере повезло: у нас сложились хорошие отношения с японским поставщиком, который одно время был нашим дистрибьютором в Японии. Но добывать хорошие комплектующие, особенно приводы, становится все труднее — я согласен. Мы решаем эту проблему. Дело в том, что трудно найти не столько сам привод — его можно купить,— сколько соответствующее сервообеспечение, которое управляло бы приводом так, как нам нужно,— вот это очень трудно. Сейчас мы ведем совместные разработки с одной компанией и, надеюсь, к концу года сможем использовать свое программное обеспечение.
Есть еще один важный момент. Вводятся всевозможные методы защиты от копирования, которые осложняют жизнь производителям аппаратуры. Мало того, что появляются все новые требования, так еще и их влияние на звук весьма негативно.
Я хочу сказать, кстати, вот что: несмотря на то что аудио-видео аппаратура продается очень хорошо и мы очень довольны результатами продаж нашего AV-усилителя SP21, на первом месте по продажам у нас находится проигрыватель компакт-дисков CD21. Это наш самый недорогой проигрыватель CD. И его продажи все время растут. Скажи мне кто-нибудь, что так будет, несколько лет назад, я бы не поверил. Тогда я уже начинал нервничать, поскольку на складе был большой запас приводов для CD. Сейчас же я стараюсь закупить запас приводов, чтобы не оказаться в ситуации, когда на рынке не будет достойных изделий.
Конечно, жаль, что крупные компании, такие как Sony, прекращают поставки на рынок OEM. С их изделиями было несколько проще работать. Странная ситуация: сначала Sony уверяла всех, что SACD — это формат будущего, а теперь она уже не продает приводы для SACD! Есть альтернативный вариант у Philips, так что, возможно, мы будем использовать его.
Беседовал С. Таранов журнал АудиоМагазин 4 2005