Цифроаналоговый конвертер MSB Cascade DAC
Если в мире и существует бескомпромиссная цифровая техника, то это, безусловно, ЦАП от американской MSB, впервые показанный на Munich High End Show 2024.
Cascade DAC состоит из трёх блоков, каждый из которых буквально изобилует проприетарными технологиями и инновационными решениями. Продуманность конструкции и качество исполнения — на недосягаемом для большинства производителей уровне.
А нужен ли вообще ЦАП такой стоимости для воспроизведения потокового аудио? Постараемся выяснить.
ГАРМОНИЯ НУЛЕЙ И ЕДИНИЦ
Долгий же путь проделало цифровое аудио с момента своего появления — от уверенности, что «все цифровые устройства звучат одинаково» до понимания того, что заставить петь цифровой компонент гораздо сложнее и дороже, чем аналоговый. Хотя способы решения этой задачи чрезвычайно схожи для обоих вариантов — защита от помех, вибраций и шумов, правильное питание и тщательный подбор комплектующих.
Братья Джонатан и Дэниэл Гуллманы, основатели MSB Technology, поняли это чуть ли не раньше всех, и в своих устройствах давно используют уникальные решения, которые они создавали буквально с нуля, сочетая прошлый опыт с передовыми изобретениями.
Потоки и процессы
В новом Cascade DAC как раз и реализован основополагающий принцип аналогового High End Audio — дели компоненты на функциональные модули, и будет тебе счастье.
Входные интерфейсы, приёмники цифрового сигнала, схемы его обработки, системы контроля и управления, т.е. то, что может собирать помехи от внешних источников, а также излучать их (например, дисплей и приёмник ДУ), сосредоточено в верхнем блоке Digital Director. Цифроаналоговый преобразователь, аналоговая коммутация и всё, что нуждается в надёжной защите от внешних воздействий, находится в среднем блоке Analog Converter. И наконец, линейный источник питания с тремя огромными торами и массой раздельных стабилизаторов — в нижнем, самом тяжёлом корпусе Powerbase. И в каждой части реализованы фирменные решения MSB для достижения максимально высоких технических параметров, которые, как известно, в конечном итоге трансформируются в музыку.
Для обработки сигнала, в т.ч. и управлением регулировкой громкости, задействованы два DSP с производительностью 12 млрд. операций в секунду.
Задача блока Digital Director — с максимально высоким качеством подготовить входящий сигнал для дальнейшего преобразования в аналог. Он принимает все цифровые форматы, с помощью усовершенствованных алгоритмов преобразует их в поток данных, который затем передаётся по гальванически развязанному оптическому интерфейсу Cascade-Link в блок конвертера.
Матричный дисплей с крупными символами на передней панели тактируется теми же импульсами от генератора Femto Clock, что и цифровой аудиотракт. Все схемы, относящиеся к дисплею, закрыты внутренним экраном.
Для обработки сигнала, в т.ч. и управлением регулировкой громкости, задействованы два DSP с производительностью 12 млрд. операций в секунду, что более чем вчетверо превышает мощность процессоров в ЦАПах MSB предыдущих поколений.
Digital Director имеет модульную конструкцию, и в него можно установить именно те цифровые входы, которые нужны для имеющихся источников. В нашем экземпляре присутствовали модули с портами Ethernet (Renderer), Coax, TosLink, Word Clock и MSB Pro ISL. О последнем стоит упомянуть особо — это двухсторонний интерфейс, позволяющий передавать внешнему источнику по оптической линии любой длины (до нескольких километров) не только аудиоданные, но и тактовые импульсы с очень низким джиттером — для синхронизации. Пропускная способность MSB Pro ISL намного превышает все сегодняшние требования, т.е. он создавался с перспективой на будущие аудиоформаты. Список модулей не исчерпывается перечисленными выше, и в каждом их них реализованы столь же уникальные решения, в чём можно убедиться, почитав их описания на сайте MSB.
Для частот дискретизации, кратных 44,1 кГц и 48 кГц используются отдельные тактовые генераторы с разными частотами, и во избежание интерференции они не включаются одновременно.
Поскольку Digital Director может устанавливаться на большом расстоянии от конвертора, у него собственный линейный источник питания.
Подготовленный для конвертирования сигнал по Cascade-Link поступает на блок Analog Converter, в котором смонтирован новый дискретной ЦАП Hybrid DAC MKII с полностью балансной лестничной архитектурой. По точности восстановления исходного сигнала он значительно превосходит традиционные ЦАПы со структурой R2R. Кроме того, в схеме нет ни цифровых фильтров, ни преобразователей ток-напряжения, ни активных транзисторных буферов — аналоговый сигнал на выходы XLR подаётся с выхода конвертера через пассивный аттенюатор с выходным сопротивлением 75 Ом. Регулятор громкости, также балансный, построен на магазине сопротивлений и специально отобранных реле.
Cascade DAC способен декодировать PCM до 32 бит/768 кГц и DSD512, причём мультибитные и однобитные данные декодируются разными ячейками гибридного ЦАПа. Более того, для частот дискретизации, кратных 44,1 кГц и 48 кГц используется тактовый генератор Femto 33 с двумя кристаллами на разные частоты, и во избежание интерференции они не включаются одновременно. Уникальная схема без преобразователей частот, ФАПЧ и синтезаторов обладает высокой точностью, низкими уровнями джиттера и фазового шума. Все эти параметры, как известно, радикально влияют на качество цифроаналогового преобразования.
На выход подаются пять раздельных шин питания со сверхнизким уровнем шума. Для этого используются высоконадёжные швейцарские кабели и разъёмы Fischer Connectors.
Схема тактового генератора совершенствовалась с 2011 года, и новую версию, Mark III Femto 33, производитель считает самой совершенной из всех, существующих в настоящее время. Помимо того, что генератор имеет высочайшие характеристики, в будущем, при появлении новых форматов, он может быть обновлён владельцем Cascade DAC.
Analog Converter можно использовать и в качестве предусилителя — помимо встроенного регулятора громкости, который управляется «Директором», у него есть пара стерео входов на RCA и ещё пара на XLR. Единственный выход — балансный.
Разумеется, описанным выше схемам и модулям необходимо особое питание. За это отвечает нижний блок Powerbase с интеллектуальными элементами управления — его архитектура была специально разработана для Cascade DAC. Впервые в неё был добавлен сетевой фильтр, снижающий помехи, приходящие из электросети. Три 150-ваттных тора экранированы и снаружи, и изнутри — дополнительной внешней обмоткой. В выпрямителях используются быстродействующие диоды на основе карбида кремния, для сглаживания пульсаций — банк конденсаторов с дросселями. Стабилизаторы напряжения — дискретные.
С Cascade DAC — редкий случай — удалось услышать эту запись именно так, как она задумывалась, с характерными вибрациями голосовых связок и формантами, уходящими в инфразвуковую область.
На выход подаются пять раздельных шин питания со сверхнизким уровнем шума. Для этого используются высоконадёжные швейцарские кабели и разъёмы Fischer Connectors с минимальными контактными потерями.
Корпуса блоков изготавливается в том же здании, где находится офис MSB. 30-килограммовая алюминиевая заготовка в течение пяти часов обрабатывается на станке с ЧПУ, и в результате из неё удаляется до 75% металла. После этого получившийся корпус вручную зачищается и шлифуется, а затем анодируется.
Cascade DAC выпускается в чёрном и серебристом цветах.
Малое в большом и большое в малом
Испытательная система получилась у нас предельно лаконичной — поскольку MSB Cascade не только ЦАП, но и предусилитель, сигнал с него подавался сразу на моноблоки MSB M205. Акустика — гигантские PBN Montana MR!777 с активными сабвуферными секциями Bass Tower, в каждой из которых четыре 18-дюймовых драйвера. Это важный момент, и сейчас объясню почему.
Дело в ом, что мы привыкли оценивать качество звучания ЦАПов по характеру верхнего диапазона — прозрачности, «атмосферности», «искристости» и т.д. Но нижний регистр, во-первых, не менее важен для восприятия музыки, а, во-вторых, более сложен для конверторов из-за временных задержек (т.е. фазовых искажений) в цифровых и аналоговых фильтрах. Вот в системе с двенадцатью 18-дюймовыми драйверами мы басовые способности «Каскада» и оценим.
Да и вообще, происхождение музыки на слух определить было невозможно — т.н. аппаратная составляющая в ней отсутствовала.
Запускаем популярный ныне тестовый трек — Geoff Castellucci, «The Sound Of Silence», перед которым пасует даже очень дорогая техника, в т.ч. и ЦАПы, в которых теряется структура и смазываются отдельные составляющие спектра. С Cascade DAC — редкий случай — удалось услышать эту запись именно так, как она задумывалась, с характерными вибрациями голосовых связок и формантами, уходящими в инфразвуковую область. Последние не казались искусственно добавленными (хотя таковыми и являлись), а вписывались в общую структуру на редкость гармонично. В этом и проявилось одно из важных преимуществ Hybrid DAC MKII с уникальной и предельно простой топологией. На других композициях — оркестровой классике, роке, электронном дабе нижний регистр как бы особо не выделялся, но когда мы отключили басовые башни Montana, звуковая картина потеряла чуть ли не половину своей убедительности. Добавлю ещё: никогда на моей памяти «Монтаны» не выдавали такого объёма в нижнем регистре с ЦАПами на ESS или AKM.
Второе сильное впечатление — от воспроизведения верхней полосы. У MR!777 магнитопланарные твитеры с колоссальным разрешением, и сколько я ни прислушивался, не мг заметить ни малейших артефактов вплоть до границы слышимого диапазона. А ведь мы запускали треки с Qobus, а не супер хай-резы с локального сервера. Да и вообще, происхождение музыки на слух определить было невозможно — т.н. аппаратная составляющая в ней отсутствовала. И даже когда в потоковом контенте чувствовалась компрессия, совсем лёгкая, она совершенно не портила впечатления, поскольку всё остальное было просто безукоризненным. Оркестровая классика, прогрессив рок, хэви метал — реальная стена звука, но с уникальными особенностями для любого жанра. Спектр конкретных инструментов, даже с жёсткой обработкой и дисторшеном распознавался сознанием моментально. Тот самый треугольник, который на фоне оркестра обычно выслушивают в «Пляске скоморохов» Римского-Корсакова (и это очень показательный фрагмент) — абсолютно настоящий, с блеском и характерными вибрациями.
И на любом жанре возникало приятное ощущение, что слушаешь именно музыку, а не набор звуков.
И на любом жанре возникало приятное ощущение, что слушаешь именно музыку, а не набор звуков. Иллюзия реального события подкреплялась и тем, что образы даже таких инструментов как рояль, контрабас и басовый барабан, имели натуральную величину. Ну и масштаб всей звуковой сцены — соответствующий.
И, наконец третье наблюдение — корректная работа аттенюатора громкости. В цифровых регуляторах, в отличие от аналоговых, с уменьшением громкости уровень шумов не становится ниже, и это бывает слышно. Кроме того, ослабление сигнала приводит к потере младших битов, и это гораздо заметнее, особенно в наушниках. В MSB Cascade можно уменьшать уровень до едва слышимого порога, и при этом не потерять ни пластичности подачи, ни аккуратности в нюансах. Буквально, как в отличном аналоговом предусилителе.
Да и в целом, когда имеешь дело с техникой такого класса, все рассуждения по теме «цифра против аналога» теряют смысл. У аналога узкое место не воспроизводящий тракт, а носитель (винил, лента), который совершенствовать невозможно. У цифры перспективы в этом отношении колоссальные — на примере Cascade DAC мы видим, что улучшать аппаратную часть можно до бесконечности. Одновременно повышают качество производители и дистрибьюторы контента — за последние пять лет прирост просто нереальные. Но есть и минус — цифровая техника быстро устаревает морально, её часто приходится менять. Но владельцы изделий MSB могут спать спокойно — уж если тактовый генератор апгрейдится пользователем, о чём вообще тут говорить?
MSB Cascade DAC
Производитель: MSB Technology (США)
msbtechnology.com
Тип устройства: цифроаналоговый конвертер/предусилитель || ЦАП: дискретный лестничный || Master clock: Femto 33 Mark III (5ppm) || Поддерживаемое разрешение: PCM до 32 бит/768 кГц, DSD256 || Декодирование MQA: да || Цифровые входы: Ethernet (RJ45), Coax, TosLink, USB-A, MSB Pro ISL, Cascade Link, Master clock In || Аналоговые входы: 2 х RCA, 2 х XLR || Аналоговые выходы: RCA, XLR || Сетевые протоколы: UPnP, DLNA || Roon: да || Габариты: 435 x 428 x 135 мм || Масса: 26 кг || Отделка: черная, серебристая
Источник: salonav.com