Тест головки звукоснимателя Goldring Ethos SE: погружение в пучины звука

Тест головки звукоснимателя Goldring Ethos SE: погружение в пучины звука

Недавно выпущенная самая старшая головка в линейке
производителя — будто бы и не так много отличий от прошлого флагмана, но все же

Английская компания Goldring сохраняет весьма стабильный модельный ряд, выпуская многие как MM-, так и MC-картриджи десятилетиями без переделок и изменений. Новинки в ее каталоге появляются весьма не часто. 

Как можно предположить, SE обозначает Special Edition. Базовую модель Goldring Ethos я уже изучал, а вот недавно вышедшую на рынок версию SE — еще нет. Внешне головки весьма похожи; визуально разница заключается в черной (SE) вместо серебристой окраске алюминиевого корпуса. Но, ясное дело, внешними различиями вопрос не ограничивается. Обычная версия Ethos уже многократно неплохо себя зарекомендовала, теперь же надо понять, а что же получилось изменить или улучшить.

752a402-5725-46db-b10f-98cd1bedf2f0.jpg

Основные «составляющие» примерно те же, что у просто Ethos, но дьявол в мелочах. Корпус, как я уже говорил, также сделан из алюминия, чуть-чуть различается лишь деталями формы и цветом. А вот начинка несколько другая. Внутри тот же, что и раньше, «движок» GOL-1, но с небольшими отличиями в конструкции и материалах. Однако здесь практически любая, даже самая незначительная модификация даст изменения в звуке. 

cdb8365-97e0-409f-8fa7-0378eabf0b15.jpg
Упаковка Goldring Ethos SE - просто коробка, которая кладется в еще одну внешнюю коробку

У Ethos SE заявлена намотка катушек серебряным проводом, при этом иглодержатель с иглой использованы те же, что и у обычной версии — Vital line-contact 35 x 8 мкм (0.3 mil) и трубчатый алюминиевый иглодержатель.

Доработанная конструкция сказалась и на технических характеристиках — головка стала чуть податливее, уменьшены внутренний импеданс и индуктивность, а также немного меньше стало выходное напряжение. Настроечные же параметры остались фактически без изменений. 

Сравнивая технические параметры и разъяснения производителя, я прихожу к выводу, что все вполне логично: другая намотка дала чуть другие электрические характеристики, а чуть измененный, возможно чуть более легкий движок или же немного иначе сделанный хвостовик и, может быть, чуть другой демпфер повысили податливость. Значит и звук уже таким, как раньше, не будет.

На данном этапе я могу только предполагать, во что же выльются изменения на практике, но нужно внимательное прослушивание, а только потом уже сопоставление.

8f2cb9a-5fc9-43fc-be10-765d23c0348b.jpg
Для транспортировки головка прикручена к коробке а колпачок зафиксирован двумя "резинками"

Головка интересна не только из-за изменений в ней, но и как Goldring в принципе — все-таки разные производители предлагают разные концепции, и при внешней схожести конструкции в деталях существует огромное количество отличий. Одному слушателю одна стилистика ближе, другому другая.

Может быть, мне бы и хотелось увидеть здесь, например, сапфировый иглодержатель, и, думаю, производитель технически мог бы его поставить, ведь у Goldring именно свое производство, не «крупноузловая сборка» (хотя надо сказать, что сборку алмаз-иглодержатель самостоятельно мало кто делает, и здесь не исключение). Но это было бы отклонением от некой устоявшейся концепции самой компании.

Да, еще один существенный момент: разница в цене между просто Ethos и Ethos SE — 65 000 рублей. Есть о чем подумать. Правда, зная модельные ряды разных производителей можно заметить, что иногда и меньшее количество изменений при движении вверх по модельному ряду обходится куда дороже.

По параметрам головка совершенно не выглядит проблемной: податливость подойдет ко многим тонармам, нагрузочный импеданс в 100 Ом — это почти что стандарт даже для тех МС-корректоров, которые почти не имеют настроек, 0,35 мВ на выходе не требуют сверхвысокого коэффициента усиления. Все достаточно дружелюбно по отношению к окружению.

73a1ba1-a99d-4002-bc81-4c41424751cc.jpg
В комплекте у Goldring Ethos SE только две пары винтов и ключ. Ну и документация

К настройке головка оказалась достаточно чувствительной. При достаточно большом диапазоне допустимой прижимной силы звук нужно подгонять по месту: 1,7 и 1,8 — это немножко разное звучание. К остальным настройкам она требовательна так же, как любая головка со сложной заточкой иглы, а настраивать лучше с поправкой на ту геометрию, которая окажется оптимальной, если смотреть на состав фонотеки.

Стоит внимательно отнестись к раскладке при подключении — тут она несколько перевернута относительно более частых распиновок, но все-таки есть цветовая маркировка каждого контакта. Сложности могут быть, если в шелле придется перекручивать толстые и короткие провода. Еще заметил, что головка не любит сильного притягивания корпуса к шеллу. Вообще этого почти ни одна головка не любит, а многие злоупотребляют усилием. Но здесь это слышно ярко, воспринимается как некая зажатость, резкость в звуке. Моя рекомендация — качественные пластиковые или титановые винты, и затягивать их ровно настолько, насколько нужно. 

В приработке головка более комфортна, чем многие. Сразу из коробки она звучит не плоско и не зажато. Да, есть чуть придавленности по краям диапазона, чуть зажатая середина, но все это выражено слабее, чем среднестатистически, и можно сразу слушать. Через несколько часов звук расправляется, а дальше хоть и меняется, думаю, часов до двадцати, но так плавно и малозаметно, что слух в процессе адаптируется и заметить этот процесс приработки сложно. 

ea1cae3-ad03-40e5-94b6-cd9ed62c54a8.jpg
Защитный колпачок более-менее удобный и безопасный, и он
наконец-то держится, а не падает под собственным весом, как бывало раньше

Да, Ethos SE не любит сильно попиленные и грязные пластинки. Игла выскребает грязь и пыль из дорожки даже сильнее, чем многие другие — и это все слышно. Но вот на пластинках чистых, в хорошем состоянии и с качественной массой и прессовкой в пустой канавке почти полная тишина — очень хороший результат.

Первой поставил пластинку Shelly Manne, Bill Evans, Monty Budwig «Empathy». Подача скорее округлая, достаточно светлая, детальная. При хорошей детальности и динамике резкости или въедливости нет вообще. Не скажу, что верха здесь сглаженные или смягченные, но есть какая-то слегка сентиментальная деликатность.

Звук не монолитно-фундаментальный, он очень телесный, эмоциональный, быстро к себе располагающий. Несмотря на то, что мне как раз нравится более масштабный и именно фундаментальный звук, здесь ничего не вызывает отторжения — просто чуть другой характер, иначе расставленные акценты. И все то, что я знаю про Goldring по результатам давнего знакомства с большинством моделей — все здесь есть. Преемственность очевидна. 

По формальным признакам для этой пластинки и динамики, и детальности хватает. Они не запредельные, но достаточные. Бас разнообразен, есть сложность и фактура. Он не очень глубок и масштабен, но это вопрос к записи. Середина очень приятная, располагающая к себе. Есть чуть теплоты, но нет вуали. Верха детальные, прозрачные, но аккуратные, без резкости и тем более без синтетики. Сцена — опять же для джазового трио она вполне достаточна, ширина и глубина присутствуют. Масштаб средний — не самый большой, но и точно не камерный. Воздух есть, его вроде бы и не очень много, но он ощущается естественным и оттого достаточным.

fdb8fa7-718f-4efd-a587-dca57980fafd.jpg
Goldring Ethos SE

Вторая пластинка — Murcof «Remembranza». И с ней уже звук получается более масштабным и фундаментальным. Все еще не острый и не строгий, но он большой и с хорошим эффектом погружения. На минималистичной музыке хорошо заметно, как отрабатываются все детали и нюансы. Интересно слушать, есть ненавязчивая вовлеченность.

При том, что у самой головки звук скорее светлый, она неплохо отрабатывает «темную» музыку, и хоть ее собственный почерк чуть слышен, он не переиначивает эмоции, а только лишь накладывается — и накладывается совсем чуть-чуть. Приятное сочетание, тем более что ни в избыточной теплоте или в явной окраске головку заподозрить совершенно невозможно. Чуть-чуть есть, но очень в меру. 

Третья пластинка — Richard Hawley «Hollow Meadows». То же самое отличное погружение, деликатная эмоциональность, округлость подачи и маленькая доля теплоты. Среди всего прослушивания, не только описываемого, это была далеко не третья пластинка, но на ней я заметил, что как-то подсознательно выбираю сложную, не очень быструю и эмоциональную музыку.

Вот не хочется тут строгости или холодной аналитичности. Просто слушать — и слушать с удовольствием от музыки, не от прослушивания, не от техники. При этом весьма высокая детальность и разборчивость легко позволит оценить ту же замену фоно-кабеля или ламп в ламповом корректоре. Но это вторичные функции, а именно аккуратная деликатная вовлеченность в музыку — вот действительно сильная сторона этой головки.

b2757a8-0b42-4e6c-9b7d-b2c10d5ac599.jpg

Еще одна запись — Glenn Gould — Bach, Partita No. 2 in C-minor BWV 826. Чуть светлое и совсем не тяжеловесное, подвижное звучание. И, конечно, с крошечной долей теплоты. При этом отлично слышны и читаются гульдовское исполнение, манера игры, невероятная тонкость пауз и переходов звука от одного к другому.

Тембрально звучание воспринимается естественно — оно чуть округлое и слегка смягченное, подчеркнуто телесное, и не противоречит ничему. Такой почерк воспринимается тоже как нечто цельное и законченное. Совершенно не хотелось снимать пластинку, даже при том, что мне нравится несколько другая подача: здесь я замечал, что часто проваливался в прослушивание и забывал о тесте и тексте, а просто слушал музыку, размышлял о чем-то, переживал какие-то свои эмоции, эмоции рождали образы — происходило все то, что как раз и должно создаваться музыкой.

И напоследок что-то из более масштабных произведений. Richard Wagner — Tristan Und Isolde, Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan — масштаб оркестра вполне правилен, тембрально звук правдоподобный. Хорошо слышно исполнение, его слитность, текучесть, некая монументальность. Вокальные партии тоже прорабатываются не хуже. Разве что на сложных фрагментах звук чуть более мягко-слитный, чем нужно, но я ожидал даже большего смягчения, а тут те же духовые совсем не сваливаются в кашу.

Просто смягченность больше заметна, динамика будто чуть замедляется. А вот эмоциональное погружение то же самое. Я весьма редко слушаю это исполнение под руководством Караяна, это точно не моя любимая версия этого произведения, но в этот раз я как-то его осмыслил иначе, погрузился во всю эту пластику и подчеркнутую стройную красоту музыки.

Выводы

Безусловно, это самая серьезная и интересная головка из всех тех, что когда-либо были у Goldring. И она вполне оправдывает и свое старшинство, и свой ценник в самых разных сравнениях. За эмоциональную вовлеченность, но при этом совсем небольшую окраску стоит похвалить отдельно.

Да, существуют головки детальнее и динамичнее, с более фундаментальным и аналитичным звуком, но именно вовлеченностью в прослушивание и эмоциональным откликом не все из них могут похвастаться в той же мере. Так что если по описанию здесь вы находите примерно свой звуковой архетип, то Ethos SE стоит со всей серьезностью включить в список для рассмотрения. 

В плане жанров я бы счел ее совершенно разножанровой. Хотя, например, как основную головку для метала или симфонических произведений я бы ее не выбрал бы в первую очередь. Нетяжелый рок или фолк ей куда ближе, несмотря на то, что и метал, и классику, и сложную электронику головка вполне отыгрывает по формальным качествам. Но тяготеет она все же немножко к другому. Впрочем, это еще от слушателя, и от системы может сильно разниться — кому что ближе и где, что и как раскроется.

Музыкальный материал

Glenn Gould — Bach, Partita No. 2 in C-minor BWV 826 (Glenn Gould — Bach Collection / CBS/Sony 00AC-1457-72 / Stereo)

Murcof – Remembranza / Leaf – BAY 47V / Stereo

Richard Hawley – Hollow Meadows / Setanta – SETLP174, Parlophone – 5033281011170 / Stereo

Richard Wagner - Tristan Und Isolde - Jon Vickers, Helga Dernesch, Christa Ludwig, Walter Berry, Karl Ridderbusch, Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan / His Master's Voice – 1 C 193-02 293/97, Die Stimme Seines Herrn – 1 C 193-02 293/97 / Stereo

Shelly Manne, Bill Evans, Monty Budwig – Empathy / Verve Records – V6-8497 / Stereo

Паспортные данные

  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц ± 2 дБ (12 Гц – 32 кГц)

  • Разделение каналов: более 30 дБ на 1 кГц

  • Выходное напряжение: 0,35 мВ ± 1 дБ, 1 кГц @ 5 см/сек

  • Статическая податливость: 28 мм/Н

  • Способность следования канавке: 90 мкм на 315 Гц

  • VTA: 20 °

  • Профиль иглы: Vital line-contact 35 x 8 мкм (0.3 mil)

  • Рекомендованная нагрузка: 100 Ом

  • Рекомендованная емкость: 100 – 500 пФ

  • Индуктивность: 3,5 мГн

  • Внутренний импеданс: 3,8 Ом

  • Прижимная сила: 1,5 — 2,0 г (1.75 г оптимально)

  • Вес: 7,7 г


Источник: stereo.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: