Шах и мат. CD-транспорт Chord Choral Blu и ЦАП Chord Choral DAC64
Современный мир меняется очень стремительно. То, что еще вчера казалось незыблемой аксиомой, сегодня воспринимается не иначе как повод для дискуссии, а уже завтра превращается в анахронизм. Роскошные автомобили давно являются не столько средством передвижения, сколько еще одним показателем статуса своего владельца, впрочем, несмотря на это, отлично ездят по дорогам. Дорогая и модная одежда призвана в первую очередь подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры того, кто ее носит, но в то же время способна защитить как от пронизывающего холода, так и от палящего зноя. Пример с часами уже набил оскомину, но все же более чем показателен — сколь бы дороги они ни были, время они также показывают отменно.
Совокупные усилия инженеров и дизайнеров уже давно приносят плоды практически в любой области потребительских товаров. Коснулись они и святая святых — качественной аудиоаппаратуры. Если на заре своего появления она была предназначена только для одной цели — для звуковоспроизведения, то впоследствии появилось немало фирм, беззастенчиво заигрывающих с дизайном и напрочь забывающих о “начинке”. Однако сегодня нам предстоит иметь дело с техникой, в которой обе эти составляющие, по крайней мере на первый взгляд, возведены в ранг абсолюта. Знакомьтесь, аппаратура под маркой Chord серии Choral: CD-транспорт Blu и ЦАП DAC64.
CD-транспорт Chord Choral Blu
Это первый источник, выпущенный за всю историю существования небольшой английской фирмы. В его основе лежит, пожалуй, самый современный и качественный транспорт Philips CD Pro2M (наверное, выражу общее мнение, если скажу, что поспорить с ним на равных может разве что привод TEAC VRDS Neo). Судя по массивному корпусу и в то же время небольшому весу (7 кг), а также по гигантской “вилке” питающего напряжения (50–260 В), блок питания аппарата сделан импульсным, что традиционно для этой компании. Ничего критичного в данном факте я не усматриваю, ведь инженеры Chord на подобных схемотехнических решениях, что называется, руку набили.
Коснемся обширных и разнообразных коммутационных свойств нашего персонажа. Самый простой вариант снятия сигнала с транспорта — использование оптического разъема TosLink. Но с учетом цены аппарата и его возможностей это скорее похоже на проверку работоспособности, нежели на серьезный способ подключения. Впрочем, производитель утверждает, что подобный тип коммутации может быть полезен в том случае, когда необходимо избежать “земляных” петель, например при стыковке транспорта с аппаратурой других фирм.
Далее следует более распространенный и качественный интерфейс SPDIF, реализованный, однако, на довольно экзотическом в аудиотехнике байонетном разъеме BNC. Желающим пойти по этому пути придется повозиться с поиском подходящего кабеля. На паре аналогичных разъемов организован собственный интерфейс передачи данных, разработанный Chord. Благодаря ему можно передавать данные из транспорта в ЦАП с разрешением 176,4 кГц. При этом по каждому из кабелей поступает сигнал одного из каналов. Аналогичный способ передачи возможен и по паре AESEBU, правда, пока не совсем понятно, кто способен принять и “переварить” подобные данные. Если в первом случае для этого есть “родной” DAC64, то о втором варианте производитель скромно умалчивает. Я, по крайней мере, подобных конверторов пока не встречал.
Существует также возможность снять полноценный сигнал и с одного разъема AESEBU. Отдельным переключателем на задней панели выбирается выходная частота дискретизации (для всех одиночных разъемов 44,1 или 88,2 кГц, а для парных —176,4 кГц). Еще один переключатель позволяет выбрать способ диферинга сигнала. Ну и для совсем продвинутых пользователей предлагается вход внешнего синхроимпульса, также на разъеме BNC.
Я не буду описывать внешний вид нынешнего нашего героя, думаю, что за меня это сделает мастерство нашего фотографа, однако хотелось бы указать на ряд моментов, касающихся эргономики аппарата.
Прежде всего, отмечу крайне странный алгоритм загрузки/выгрузки диска. Помещение диска в транспорт очень напоминает вбрасывание шайбы в хоккее. Просто положить его на шпиндель невозможно физически. Но это еще полбеды. Для того чтобы вынуть его после прослушивания, необходимо надавить на дальний край диска и сдвинуть его от себя, как колоду карт при сдаче, после чего поддеть ближний край. Остается только надеяться, что подобные манипуляции не приводят к физическому повреждению поверхности носителей. Даже “хьюмидорный” хлопок крышки транспорта на этом фоне уже выглядит не таким обескураживающим. Впрочем, разработчикам виднее.
Россыпь кнопок на верхней панели, напротив, кажется вовсе не излишней — приятно знать, что за выполнение каждой операции отвечает отдельная клавиша. Аналогичный набор имеется и на пульте ДУ, достаточно тяжелом и претенциозном, насколько может быть таковым алюминиевый кирпич с рябью стальных шариков на верхней грани. Дисплей аппарата при его установке в родную наклонную стойку виден только при ближайшем рассмотрении сверху, но отнюдь не из глубокого кресла — конечно, если только владелец не решится поставить аппарат на пол. Кстати, инструкция убедительно отговаривает от такого поступка ввиду достаточно сильного нагрева корпуса. В связи с этим родная массивная алюминиевая стойка (я предпочел 2-слотовый вариант, для транспорта и ЦАПа) ассоциируется, во-первых, с дополнительным радиатором, во-вторых — с дополнительным же земляным контуром, поскольку инструкция настоятельно рекомендует “землить” компоненты любым доступным способом. Кольцо синих светодиодов вокруг загрузчика почтительно гаснет с началом воспроизведения и зажигается вновь только при загрузке/выгрузке диска. Разумно и логично, особенно с учетом того, что многие предпочитают наслаждаться музыкой в полумраке.
ЦАП Chord Choral DAC64
Основные особенности этого аппарата (правда, первого поколения) достаточно подробно описал уважаемый Вениамин Михайлович Зуев еще в АМ№2 (43) 2002, с. 53). В первую очередь к ним относятся WTA-фильтр и ЦАП Pulse Array 4-го поколения (64-разрядная архитектура, сглаживающие фильтры 7-го порядка, 2048-кратная передискретизация), а также буферная память. Все это великолепие реализовано на трех СБИС Xilinx Spartan XC2S100.
Основных отличий, замеченных мною по сравнению с “первенцем”,— два. Во-первых, наличие сетевого выключателя на задней панели, во-вторых — и это самое главное,— появление второго коаксиального разъема BNC и, следовательно, возможности принимать сигнал с родного транспорта на частоте 176,4 кГц по паре цифровых кабелей.
Качество звучания
Во время испытаний этой “сладкой парочки” выяснилась любопытная особенность. Многие дорожки тестового диска (Pierre Verany) содержат тон частотой 500 Гц. На моей памяти это пока единственный случай, когда при прослушивании любой из этих дорожек в АС помимо непосредственно данной частоты были слышны тихие щелчки без ярко выраженной периодичности. Объяснить этот факт ни я, ни мои коллеги были не в состоянии, поэтому мне остается лишь констатировать его. Схема деэмфазиса работает корректно.
Проверка привода на стойкость к физическим выпадениям сигнала с носителя несколько обескуражила меня. Дело в том, что транспорт начинает “запинаться” при потере уже 2 мм дорожки, что является далеко не самым лучшим результатом. Это вдвойне удивительно, учитывая качество привода и меры, принятые производителем для точного считывания информации. С другой стороны, прямой зависимости между устойчивостью привода к дискам с поврежденной поверхностью и качеством звучания не существует. Поэтому далеко идущие выводы делать пока рано, просто примем этот факт к сведению и будем готовиться к основному этапу наших испытаний — прослушиванию.
Как вы, наверное, уже успели осознать, вариантов подключения данных компонентов даже между собой (я уж не говорю про аппараты других фирм) очень много, и подробным описанием особенностей каждого из них можно было бы с легкостью занять хоть полжурнала. Однако я привык доверять людям — в частности, разработчикам компании Chord. Если эти ребята утверждают, что данный вариант является оптимальным, то почему, скажите на милость, я не должен им верить? В результате итоговая конфигурация этой “спарки” оказалась следующей. Транспорт и ЦАП связаны парой коаксиальных цифровых кабелей с разъемами BNC, которые передают данные с частотой 176,4 кГц. Буфер в ЦАПе задействован, что называется, на полную катушку, а избранный режим диферинга — Normal. Согласно рекомендации производителя использованы балансные аналоговые выходы (как отмечается в описании, небалансные присутствуют только для совместимости с другим оборудованием). Учтите, что распайка балансных разъемов произведена на американский манер (положительным является второй контакт). Не думаю, что в раздельных испытаниях транспорта и ЦАПа есть какой-то практический смысл. Мне кажется, что владелец одной из этих коробочек неминуемо соблазнится их оригинальным дизайном и постарается заполучить вторую. Если же средства не позволят ему приобрести этот достойнейший тандем, то он скорее остановится на интегральном проигрывателе Chord Choral One. Так что будем слушать дуэт.
Для начала, как водится, обязательная программа в лице “The Ultimate Demonstration Disc” от Chesky Records. Впечатление — как от разорвавшейся бомбы! Звучание, не похожее ни на какое слышанное ранее. Прежде всего, гигантский динамический диапазон. Такое ощущение, что между громкими и тихими звуками целая пропасть. Но она не пуста. Второе наблюдение — края звукового диапазона. Поначалу возникает ощущение, что слушаешь аппарат с включенной тонкомпенсацией или со слегка подкрученными тембрами. Но нет и намека на искажения, привычные в случае принудительного изменения исходной АЧХ.
Звучание очень живое — как картина, написанная яркими красками. Единственное замечание: порой кажется, что мазки кисти крупноваты. Другими словами, детальности — в основном, это касается СЧ-диапазона — иногда чуть-чуть не хватает. Но подобные нюансы достаточно легко исправляются грамотным подбором кабелей и прочих аксессуаров. В целом же, эмоциональность звучания зачастую берет верх над аналитичностью, и я не покривлю душой, сказав, что для некоторых подобное решение будет практически панацеей.
Я переслушал массу дисков, но как уже было сказано, анализировать особенности их звучания мне совершенно не хочется — не тот случай.
Контрольный тракт
- Цифровой кабель Siltech Mxt Professional Stokholm (BNC);
- межблочный кабель Siltech SQ-88B G3;
- сетевые кабели Siltech SPX-30, Siltech SPX-20;
- кабели к АС Siltech LS-100 G3, Siltech Signature Generation 6 “Ruby Mountain”;
- усилители мощности Lamm Audio Laboratory M1.1;
- предусилитель Nagra PL-L;
- акустические системы Triangle Magellan Concerto.
Вывод
CD-транспорт Chord Choral Blu и ЦАП Chord Choral DAC64 — дуэт, в котором оба участника на редкость удачно дополняют друг друга. Вопросы по поводу эргономики с лихвой компенсируются совершенно феноменальной внешностью. В том, что касается качества звучания, намой взгляд, прослеживается четкая линия: комплект все делает правильно с точки зрения звукоизвлечения, но очевидно отдает предпочтение крупным музыкальным формам перед камерными. Для рока, блюза и многих других экспрессивных жанров это, пожалуй, похвально. Самое главное — данный вариант обеспечивает сильную эмоциональную вовлеченность, любая энергичная композиция буквально заставляет притопывать в такт. Классика и джаз в интерпретации Chord могут не то чтобы вызвать вопросы, но заставить по-другому взглянуть на эти жанры. Там, где многие попытаются заниматься анализом, аппаратура Chord вежливо попросит расслабиться и наслаждаться музыкой. Об адекватности и целесообразности подобного подхода каждому потенциальному покупателю лучше судить самостоятельно, мне же, с моими вкусами и предпочтениями, подобная трактовка музыкальных произведений в целом пришлась по душе.
Максим СЕМЕЙКИН журнал АудиоМагазин 5 2005