Miyajima Laboratory: жизнь в аналоге

Miyajima Laboratory: жизнь в аналоге

Производители, которые сегодня выпускают технику для аналоговой звукозаписи, в той или иной степени опираются на традиции доцифровой эпохи — на то, что когда-то было массовым, а теперь нужно возрождать и сохранять. Но для японской фирмы Miyajima Laboratory эти традиции никогда не прерывались, она в них живет, винил для нее — это прошлое, настоящее и будущее.

Miyajima_rs8r5ihom03x.jpeg

УМ, РУКИ, ДУША

Бренд был создан в 1980 году страстным любителем музыки и приверженцем качественного воспроизведения звука г-ном Нориюки Мияджима (Noriyuki Miyajima). Человек он предельно скромный, не любит о себе рассказывать и предпочитает оставаться в тени собственных творений. Всемирную славу ему принесли его звукосниматели для проигрывателей винила — о них информации в Сети навалом, а вот об их создателе — минимум. Так что будем довольствоваться тем, что есть.

Более-менее достоверно известно, что до создания своей компании Мияджима торговал аппаратурой, осознал ее несовершенство и потому решил разрабатывать и производить ее самостоятельно. Фирма изначально была названа Otono-Edison Labs — в честь Эдисона, который изобрел первое звукозаписывающее устройство, фонограф. Мало кто знает, что для изготовления накалов ламп в нём использовался особый сорт бамбука, который произрастает высоко в горах неподалеку от Ивасимидзу Хатиман-гу, синтоистского святилища в городе Явата. Из того же самого бамбука делаются кантилеверы некоторых картриджей Miyajima Laboratory. Только нити из бамбука для ламп Эдисона карбонизировались (подвергались воздействию огня), чтобы могли проводить электрический ток, а кантилеверы не нуждаются в обжиге.

Фирма изначально была названа Otono-Edison Labs — в честь Эдисона, который изобрел первое звукозаписывающее устройство, фонограф.

Miyajima_gjgif7613zj2.jpg

Эдисон испытал порядка 1200 видов бамбука и выбрал в итоге сорт Madake — он позволил изготовить лампу накаливания, которая могла проработать более 1000 ч — невероятно долго для того времени. Из того же самого бамбука изготавливает кантилеверы и г-н Нориюки-сан, в его честь он назвал одну из лучших своих головок. Сейчас этот вид бамбука практически недоступен, но в Miyajima Laboratory есть некоторые его запасы. Благо на кантилевер требуется совсем немного этого ценного материала. Впрочем, мастер на зацикливается на одном бамбуке. В некоторых его головках звукоснимателя применяются кантилеверы из иголок кактуса. Выбор определяется конкретной задачей и делается после длительных исследований, испытаний и слуховых тестов. Чтобы техника могла выявить главное — душу музыки.

В компании работает два поколения: сам основатель и главный разработчик компании, его сын и дочь, а также три наемных работника. Норийюки-сан занимается разработкой новых продуктов и усовершенствованием готовых. Сборку картриджей выполняет тоже сам. Продукция эксклюзивная, делается поштучно, поэтому километровые конвейеры и тысячи рабочих, доведенных до состояния роботов, не нужны. Но установкой алмазных игл на кантилеверы занимается сотрудница-женщина — это слишком тонкая работа для мужчины. Несмотря на крайне малые размеры фирмы и ее семейный характер, она неплохо оснащена специализированным оборудованием, на котором выполняются операции, которые едва ли можно качественно выполнить руками. Например, на станках делается намотка миниатюрных катушек.

Именно трансформаторы, а не активные электронные схемы, способны выявить преимущества MC-звукоснимателей наиболее полно.

Кроме головок звукоснимателей г-н Нориюки-сан занимался также разработкой ламповых усилителей и даже акустики. Усилители остались в ассортименте бренда и сейчас, хотя основным для него все-же являются именно картриджи, а также MC-трансформаторы. Сам он, кстати, убежден, что именно трансформаторы, а не активные электронные схемы, способны выявить преимущества MC-звукоснимателей наиболее полно. Новые усилители он выпускает каждые 10 лет — столько времени требуется, чтобы усовершенствовать конструкцию, которая создавалась на пределе качественных возможностей. Для своей эпохи, естественно.

etr-mono02.jpg   prominent01.jpg

Свой путь — самый верный

Как это ни печально, но успешность тех или иных решений часто не связана с их качественными преимуществами: история знает немало случаев, когда побеждали худшие по всем параметрам конструкции. Тот же фонограф Эдисона с технической точки зрения и по качеству записи превосходил другие системы механической звукозаписи, поскольку колебания фиксировались на валике по вертикали, резец рекордера создавал «холмы» и «впадины». Горизонтальная запись на пластинках сложнее с технической точки зрения, а потому значительно труднее обеспечить правильную работу системы, избавить ее от искажений. Тем не менее, укоренилась именно она.

Он не следует «традициям», а создает их.

Хотя разработчики аппаратуры для воспроизведения винила и ограничены рамками общепринятой технологии, они все же обладают определенной степенью свободы. Именно поэтому г-н Нориюки-сан не стал следовать общепринятым конструкциям, а создал собственный «движок» MC-картриджа. Патент для монофонической версии был получен в 2002 году, для стереофонической — в 2005-м. Можно сказать, что он не следует «традициям», а создает их.

Смысл этой разработки — в том, чтобы улучшить контакт иглы с канавкой и точность следования по дорожке, существенно снизить искажения, возникающие в самой головке и связанные с несовершенством её конструкции. В «движке» Мияджима кантилевер прижат к стержню с острым концом, выступающему из заднего магнита, а эластичный подвес расположен между катушкой и фронтальным полюсом магнитной системы. Благодаря этому точка опоры кантилевера расположена точно на оси катушки, что позволяет осуществлять более эффективное и точное преобразование вибраций в электрический сигнал.

Miyajima_Cross_Ring_124422.gif

Miyajima_Destiny.jpg   Miyajima_Destiny-nal.jpg

Эта конструкция не создает дополнительного сопротивления и обладает значительно меньшей инерцией, чем обычные «движки». Каркас катушки выполнен из смолы, которая не взаимодействует с магнитным потоком, не вынуждает его менять направление при перемещении катушки и не вносит дополнительных искажений. Магнитные линии в этой системе всегда прямые и направлены от одного полюса магнитной системы к другому В обычных MC-головках катушка намотана на железном сердечнике, который искривляет и отклоняет магнитное поле при своем движении. Вдобавок к этому подвижная катушка в головках Miyajima Laboratory намотана особым образом, крест-накрест, что и дало название конструкции — Cross Ring. Разрабатывалась она несколько лет исключительно теоретически, затем последовали годы испытаний и тестов с подборов материалов и конкретных инженерных решений. Проше всего понять принцип ее действия по видео:

Звук головок с такой конструкцией отличается значительно большим реализмом, чем у обычных. И сочетает быстроту, высокое разрешение и одновременно комфортность.

Родственники флейт и гобоев

Именно деревянные корпуса оказались с новым «движком» лучшими. Большинство стереофонических картриджей Miyajima Laboratory имеют корпуса из африканского черного дерева (дальбергия чернодревесная или мпинго), причем используется древесина очень старых деревьев, поэтому корпуса стабильны на протяжении многих лет. Этот сорт выбран за свою очень высокую плотность. Кстати, из него делают многие духовые музыкальные инструменты, в частности, флейты и гобои.

Miyajima_Miyajima_Madake.jpg

Все параметры картриджей тщательно рассчитаны и увязаны между собой. В частности, масса корпуса головки Destiny почти на половину тяжелее многих других MC-головок — это сделано, чтобы получить определенное соотношение между массами корпуса и кантилевера — это обеспечивает максимальную стабильность следования иглы канавке.

Каркас катушки выполнен из смолы, которая не взаимодействует с магнитным потоком, не вынуждает его менять направление при перемещении катушки и не вносит дополнительных искажений.

Материалы корпуса (наряду с особой конструкцией «движка» Cross Ring) во многом предопределяют звуковое своеобразие звукоснимателей Miyajima Laboratory. Главное, чем они отличаются от продукции других фирм, — сочетание высокого разрешения, точности и способности выявить эмоциональную составляющую музыки. Попросту говоря, они очень музыкальны. С ними звучат даже не очень качественные современные записи, сделанные с цифровых оригиналов, — эти картриджи прекрасно передают их энергетику, драйв и напор. Выявляют лучшее, что есть в записи.

Реабилитация моно

Одна из «фишек» Miyajima Laboratory — обширный ассортимент монофонических картриджей. Причем у фирмы они имеют «истинную» монофоническую конструкцию. Рассчитаны на аутентичные монофонические записи, которые выпускались в прошлом веке, поэтому оптимальны для считывания информации, записанной на дорожку в горизонтальной плоскости. Дорожки современных монофонических пластинок имеют V-образное сечение — как у стереофонических, где сигналы правого и левого каналов зафиксированы на противоположных «склонах» канавки.

Miyajima_06.jpg

Поскольку моно головки Miyajima Laboratory не воспринимают информацию, записанную по вертикали, они отличаются низким уровнем шума и максимально стабильным следованием канавке. Тогда как монофонические головки многих других производителей имеют лишь модифицированную конструкцию стереофонических звукоснимателей, они преобразуют в электрические сигналы и вертикальные движения иглы, потому чувствительны к пыли, грязи и прочим дефектам канавки.

Солидное число монофонических моделей в ассортименте фирмы может удивить непосвященных — пять моделей, при этом все они выпускаются в двух или трех версиях, которые отличаются радиусом заточки игл: для пластинок на 78 об/мин., для дисков, выпущенных до 1967 года и после. Для сравнения: стереофонических картриджей в сегодняшнем каталоге — шесть.

Поскольку монофонические головки Miyajima Laboratory не воспринимают информацию, записанную по вертикали, они характеризуются низким уровнем шума и максимально стабильным следованием канавке.

Причина такого изобилия — в стремлении к максимально полной реализации качественного потенциала монофонических записей. А он, как полагает Нориюки-сан, огромен. Чтобы понять это, достаточно послушать аутентичные монофонические пластинки с любым картриджем Miyajima Laboratory, даже самым доступным, и сравнить их звучание со стереофоническими версиями. Кстати, ассортимент монофонического винила не так беден, как может показаться. Девять из тринадцати альбомов The Beatles были изначально записаны и изданы в моно, в стерео их переделывали позже, многие диски The Rolling Stones — тоже. Вспомним гениальный альбом Майлса Дэвиса Kind of Blue — даже на цифровых носителях он производит в моно более сильное впечатление, чем в стерео. Не говоря уж о монофонических записях классики — их очень много. Естественно, это коллекционные пластинки и стоят они довольно дорого, да и найти их не просто. Тем более они заслуживают аутентичной техники для воспроизведения.

Miyajima_c.jpg

Музыка высших сфер

Как и положено настоящему исследователю, изобретателю и мастеру, г-н Нориюки-сан довольно критически относится к своим творениям. Это дает ему стимул для развития и постоянного совершенствования. К примеру, о самом лучшем картридже фирмы Destiny он отзывается достаточно сдержанно. Констатирует, что он очень хорошо звучит, но не называет его лучшим в мире. Хотя многие эксперты говорят о Destiny с восхищением. Впрочем, и о других тоже. Особый восторг со стороны знатоков вызывает то, что звукосниматели Miyajima Laboratory продаются существенно дешевле, чем сопоставимые по классу и звучанию изделия других фирм. Все познается в сравнении.

Звукосниматели Miyajima Laboratory продаются существенно дешевле, чем сопоставимые по классу и звучанию изделия других фирм.

Как уже упоминалось, в нынешнем каталоге компании шесть стереофонических картриджей. Несмотря на отличия в конструкции и применение разных материалов у всех изделий Нориюки-сан один и тот же рабочий диапазон — от 20 Гц до 32 кГц.

Miyajima_takumi01.jpeg

Takumi — картридж, разработанный для максимального удобства использования. Катушка — Cross Ring, алмазная игла имеет профиль Nude Line Contact. Недавно компания снизила производственные расходы, чтобы сделать головку более доступной.

Miyajima_saboten01.jpg

Saboten. Главной особенностью этого картриджа является использование иглы японского кактуса для изготовления кантилевера. Нориюки-сан считает, что природный материал, не являющийся металлом, издает наиболее естественный звук. Корпус головки — из южноамериканской древесины Lignum Vitae (бакаут), которая считается самой твёрдой и тяжёлой. Профиль иглы — Nude Line Contact.

Miyajima_carbon1.jpg

Модель Carbon стала продолжением идеи, заложенной в Takumi, у неё звучание немного мягче и сбалансированнее благодаря вставке углеродных нановолокон в кантилевер. Профиль иглы — Nude Line Contact.

Miyajima_shilabe2.jpg

Shilabe. По мнению Нориюки-сан, в этой модели самая лучшая реализация технологии Cross Ring. Корпус выточен из африканского черного дерева, которое используется для изготовления кларнетов и гобоев. Профиль алмазной иглы — Shibata.

Miyajima_kansui1.jpeg

Модель Kansui появилась в ходе попыток сделать картридж, который бы звучал лучше, чем Shilabe. Были изменены некоторые детали и производственный процесс, что благоприятно отразилось на музыкальном балансе. Профиль иглы — Shibata

Miyajima_madake1.jpg

И, наконец, Madake. Тот самый картридж с кантилевером из бамбука, описанного в самом начале статьи. Мадаке — твёрдый и богатый железом сорт бамбука, который растёт в горах неподалёку от Киото. Это чрезвычайно редкий сорт, Нориюки-сан получил небольшое количество в порядке исключения в местном храме Ивашимидзу Хатиман-гу. В котором, кстати установлен памятник Эдисону.

Будем надеяться, что сможем познакомиться хотя бы с частью этого ассортимента поближе.

Статья опубликована с разрешения редакции SalonAV.com


Источник: soundex.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: