Тест акустических систем Elipson Planet L: сферы влияния
Здесь просится цитата из «Звездного пути» про «космос — последний рубеж»
и все такое, только про рубеж между хайфаем и лайфстайлом
Так сложились обстоятельства, что лайфстайловая техника долгое время сидела где-то в нишевых отделах магазинов и томно наблюдала, как успешно уходит с полок Hi-Fi-акустика. Что-то не давало этим красивым колонкам заявить о себе в полную силу. Может, и правда — все дело в красоте? Она ведь тоже требует не только жертв, но и определенный бюджет. А без красоты в лайфстайле делать нечего — так ведь можно скатиться в банальный Hi-Fi и стать как все.
Создается ощущение, что долгое время шел поиск гармонии и баланса, где красота не затмевает звук, а звук, несмотря на красоту, затмевает все остальные критерии. И в какой-то момент этот баланс нашли в компании Elipson с линейкой акустики Planet.
Круговое движение
Как оказалось, корни у этого конкретного лайфстайла уходят настолько глубоко, что не каждый Hi-Fi может этим похвастать. Можно считать, что компания Elipson стояла у истоков ярких дизайнерских решений, которые потом во времена «новой волны» разлетались по престижным домам, как альбомы «Битлов» на ярмарке.
Вместо традиционных стоек можно использовать идущее в комплекте опорное кольцо
Конечно, первые идеи директора компании Жозефа Леона сейчас выглядят достаточно противоречиво, но все же это была та самая форма — сфера, которая до сих пор у французов на особом положении. Но тогда и концепция была иной: сфера использовалась просто как акустическое оформление для динамика, а дальше в ход шли различные диффузоры и отражатели, потому что чем диковиннее тогда выглядели колонки, тем больше шансов было реализовать их как бизнес-проект.
И надо отметить, что Жозефу помощники в этом деле не требовались. Поговаривают, что его мастерская в то время выглядела как рабочий кабинет скульптора: в первую очередь — сфера, с остальным разберемся потом. И те самые первые и самые популярные колонки, которые принесли Жозефу и бренду Elipson славу, а модным интерьерам — пресловутый лайфстайл, существуют до сих пор. Они называются BS50 Tribute и доступны на сайте компании для истинных ценителей всего шарообразного.
А потом настали иные времена, и понадобился определенный срок, чтобы устоявшиеся на то время ценности сделали виток по спирали времени и снова пришли к нам в сегодняшнем прочтении лайфстайла. Если сейчас взглянуть на компанию Elipson, то она видится как успешный французский бренд, представленный во всех современных категориях аудио, начиная от акустики всех типов и видов и заканчивая усилителями и проигрывателями винила.
В каждом случае, помимо престижности бренда со стажем 70 лет, вы получаете надпись «Made in France» и ту самую французскую изюминку, которая мимолетно полутонами читается в каждом продукте компании. За счет этой изюминки Elipson, если верить представителям компании, вызвали немало ажиотажа на недавно прошедшей выставке в Екатеринбурге.
Солнечная система
В ассортимент целой звездной системы из акустики Planet разных форматов так и просится что-то круглое и горячее, та самая звезда, которая могла бы стать центром этой системы и наделать шуму среди фанатов мультирума. Не исключаю, что эта концепция сейчас продумывается где-то в кулуарах Elipson и, быть может, появится чуть позже, потому как видится она очень логичной.
Но сегодня у нас есть два вида «планет», которые ранжируются понятными всем буквами M и L — согласно габаритным размерам, тестировать мы будем последние. Также в линейке наличествует сабвуфер Planet Sub, который оказался настолько уместен в ряде ситуаций, что их полноценное описание видится как отдельный обзор.
Другой вопрос в том, что все модели данной линейки Planet, кроме сабвуфера — это классические пассивные колонки, которые требуют и источник сигнала, и усиление. Но нельзя сказать, что это недоработка, потому что у компании есть другие «планеты», одна из которых называется Planet LW XI, а вторая просто W35 Xi: активные, со всеми последними протоколами и беспроводным функционалом.
А наши Planet — это та самая акустика, которая призвана занять рубеж между хайфаем и лайфстайлом. Умышленно пассивные, намеренно красивые.
Ретроконцепт
Planet L (да и M тоже, просто они поменьше размером) можно считать воплощением традиций компании. Начать можно с того, что многие инженеры видят свою идеальную акустику именно в тех чертежах, где динамик имеет сферическую нагрузку. Это же просто мечта: ни одной параллельной грани, ни одной прямой линии — все переотражения и резонансы куда-то исчезают, взамен предлагая идеальное звучание, в котором нет ни единого недостатка, а преимуществ великое множество.
Конечно, будь ситуация именно такой, человечество не знало бы колонок иной формы, кроме шара. Не вдаваясь в глубокие технические аспекты, достаточно сказать, что шарообразная форма просто имеет свою специфику, которая по-своему сказывается на звучании.
Условно разделим нашу сферу на переднюю и тыльную части. С тыла мы видим пару клемм и небольшой фазоинвертор, плюс логотип компании. В лицевую панель большой модели встроен 6,5-дюймовый коаксиальный драйвер с диффузором из бумаги, обработанной специальной пропиткой. В центре этого излучателя вместо пылезащитного колпачка находится шелковый дюймовый купольный твитер.
Чтобы не нарушать гармонию сфер, драйвер прикрывается округлой решеткой-грилем, по контуру которой нанесены стильные надписи с указанием точного размера конкретно этой «планеты». Диаметр сферы в размере «L» составляет 290 мм, а масса одного штуки — 7 кг.
В комплекте с акустикой идет алюминиевое кольцо, которое на радостях от покупки можно принять за подарочный браслет. Но не стоит торопиться: эта штуковина служит опорой для Planet L, поскольку шарообразная форма предполагает не только особое звучание, но попытки акустики укатиться в сторону наименьшего сопротивления.
В этом кольце Planet становится устойчивой и послушной — направляйте сферу куда потребуется. Практичная вещь, на самом деле. Но если шарик на кольце — не ваша тема, то можно прибегнуть к более традиционным решениям в виде одноопорной стойки и креплений к потолку и к стене. Все это приобретается опционально.
Сзади расположены две акустические клеммы и небольшой фазоинвертор
Еще из любопытного: каждая из сфер поставляется в индивидуальной упаковке, и покупать их парой вовсе не будет обязательным условием. Да и наличие в линейке сабвуфера тонко намекает не только на трифоник, но и на кинотеатральную систему. Так что можно окружить себя шарами разных размеров в любом количестве, пусть даже в нечетном.
А еще оцените количество расцветок и названия цветов. На простой палитре из черного, белого и красного лака, а также матового черного, особое внимание заострять не будем. Но как вам оттенки «Mercury Ice», «Neptune Stone» и «Saturn Dust»? После этого и для скучных первых четырех цветов так и просятся названия типа «Mars Desert» или «Moon White», но почему-то маркетологи решили здесь не изворачиваться.
Эти «планеты» сразу же бросаются в глаза, особенно если вы выбрали какой-нибудь яркий цвет. К тому же, можно проявить креатив и собрать стерео из Planet двух разных цветов — такое точно не пройдет мимо взглядов окружающих. Но что скажут друзья-аудиофилы?
В музыкальных сферах
Источником для звука из сфер были поочередно виниловый проигрыватель Elipson Chroma Carbon и стереоресивер Pioneer SX-N 30 звездно-серебристого цвета, потому возможность проигрывать дежурную флешку с хайрезами у него есть. Последний занимался и усилением.
Сразу ныряем в пучину аудиофилии с Jacques Loussier Trio и треком «Pastorale in С minor», получив уютный ненавязчивый саунд, в котором аудиофилии ровно столько, сколько и визуальной красоты. Коаксиальный драйвер отрабатывает как надо и строит густую плотную сцену, которая отзывчива в ближнем и в дальнем поле.
Коаксиал практически не критичен к перемещению слушателя вдоль линии колонок (в разумных рамках, разумеется). Звук неплохо артикулирован и собран — в сочетании с плотной сценой может показаться, что все это звучит несколько камерно и компактно.
Но здесь в силу вступают законы французской сферической физики, и за счет специфики переотражений от круглого корпуса получаем впечатляющий масштаб и большое звуковое поле в целом. Эффект интересный и не кажется противоречивым, поскольку все это сочетается как раз на том уровне, где полутона мимолетом входят в гармонию, а на фоне, подкручивая ус, загадочно улыбается французский инженер.
В целом звук не вызывает дискомфорта. Он с теплым оттенком, с аналоговым привкусом, но при этом струна контрабаса вполне способна вызвать тактильную отдачу даже на небольшой громкости — без перезвонов и другой отвлекающей информации. И еще раз сцена: между струнами контрабаса можно почти с рулеткой считать расстояние, а его образ видится масштабным и плотным.
Грили придают колонкам законченную сферическую форму
Дальше идем в сторону лайфстайла и моделируем другую ситуацию, в которую уместно вписывается трек «Plugin Safari» от Naju. Пусть будет вечеринка или лаунж-зона, а, быть может, даже и лакшери-бар — зачем себя ограничивать? Такая задорная, заводная, но в то же время непростая электроника будет уместна на любом мероприятии или просто посиделках.
С этой целью делаем потише, чтобы уровень громкости не перебивал разговор — и трек гармонично вписывается в окружающую обстановку, заполняет помещение, почти не локализируется, не отвлекает, но все же продолжает быть артикулированным и внятным. Кажется, именно по этой причине так хитро улыбался французский инженер: мол, мы нашли ту самую изюминку, о которой не говорится ни в одном пресс-релизе — догадайтесь сами.
В это время трек отбивает панч, отрисовывает глубину басовой подложки. Конечно, скоростные характеристики всего этого не запредельные, но куда нам торопиться? Мы же в лаунж-зоне, расслабьтесь и не отвлекайтесь, иначе не впишемся в концепцию. И будьте добры, еще один кислородный коктейль с маракуйей.
Ну и раз на то пошло, то подбросим этой концептуальной акустике такой же концептуальный трек: «Deadstream» от Jim-E Stack. Здесь изначально не выйдет растворить трек в атмосфере, ведь автор сделал все, чтобы он стал максимально заметным.
Резкие, почти металлические эффекты на верхах с размахом разлетаются по комнате; бас с умышленным перегрузом плотно ложится в основу — таким звучанием на самом деле можно похвалиться. Только учитывайте, что это не только аудиальное хвастовство, а «вау» на смеси впечатлений, в котором видится острое хайтек-пространство, оттененное этим почти аналоговым звучанием. Концепт-кар, на который смотришь, но на фоне звучит музыка — скорее всего, понять эту идею будет несложно.
Выводы
Стоит ли выбирать Elipson Planet L как акустику для единственной домашней системы? Идея вполне осмысленная и легко реализуемая. И если глаз ложится на эти сферы, то и уху будет приятно. Но больше видится другая атмосфера, в которой перед Planet не аудиофил с конспектом о теории сцен, а французский (страна для выбрана для антуража) инженер, возможно с дамой сердца и гостями, которые пока что неторопливо обсуждают некие приятные события. А, может, и не нужен даме никакой инженер для того, чтобы добыть себе колонки.
Располагающие интерьеры, концептуальные шоурумы, продвинутые офисы, современные гостиные — это всецело зона влияния сфер. Они там будут чувствовать себя как тот же аудиофил на High-End-шоу — словно дома и в своей тарелке: блистать знаниями, охватывать залы эрудицией и привлекать внимание. Соберите разные цвета и размеры «планет», подвесьте их к потолку, подключите к умному дому и каждый вечер, откинувшись на диван, смотрите на этот авангард, чувствуйте себя центром этой системы и слушайте, что стало с вашими любимыми треками. Lifestyle — как он есть.
ДОСТОИНСТВА
приятный собранный звук с хорошей сценой; концептуальные корпуса и расцветки, бонусом — не менее концептуальные способы установки Planet в помещении
НЕДОСТАТКИ
без грилей имеют несколько незаконченный вид
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
-
Тип: пассивные полочные акустические системы
-
Акустическое оформление: фазоинвертор
-
Число полос: 2
-
Драйвер: коаксиальный, 25-мм твитер с мягким куполом, 165-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из пропитанной бумаги
-
Частотная характеристика: 48 – 20 000 Гц (+/- 3 дБ)
-
Частота разделения кроссовера: 2.5 кГц
-
Номинальное сопротивление: 6 Ом
-
Чувствительность: 90 дБ/Вт/м
-
Подводимая мощность: 30 – 80 Вт
-
Диаметр одной колонки: 29 см
-
Масса одной колонки: 7 кг
Источник: stereo.ru