Electrocompaniet AW800M. Два капитана

Electrocompaniet AW800M. Два капитана

Изо всех стран Северной Европы с характерным скандинавским крестом на карте, абсолютным лидером по числу аудиофильских производителей очевидно является, как ни странно, самая маленькая Дания. А вот чтобы перечислить аналогичные компании, например, в Норвегии, с легкостью хватит пальцев одной руки. Тем не менее, вот уже более полувека для любителей музыки во всем мире непререкаемым авторитетом обладает техника под маркой Electrocompaniet.

Компания была основана в 1973 году, для аудиофилов-нумерологов — фактически одновременно с выходом The Dark Side of the Moon… Совпадение? Не думаю! Буквально три года спустя была выпущена оконечная модель мощностью 25 Вт на канал, которую авторитетный журнал Audio Critic назвал «лучшим транзисторным усилителем в мире». Еще через несколько лет усилители Electrocompaniet уже использовались для контроля записи легендарного «Триллера» самого Майкла Джексона и это был отнюдь не маркетинговый ход, но осознанное решение Брюса Свидена, кстати сказать — обладателя докторской степени по звукорежиссуре и пяти «Грэмми» за качество записи.

MG_3427-copy.jpg

Любопытно, что концепция инновационного норвежского звукоусиления зиждилась на исследованиях финских ученых, согласно которым для повышения качества звучания необходимо было в первую очередь минимизировать интермодуляционные искажения. В идеальных условиях усилитель должен представлять из себя проводник, усиливающий сигнал, AmpliWire, по меткому выражению британского инженера Джона Лоуренса Линсли-Худа. Собственно говоря, аббревиатурой AW впоследствие означались все модели оконечных усилителей Electrocompaniet.

Уроки истории

Тридцать лет назад, благодаря дизайнерскому таланту Лоуренса Дики, на свет появились экстравагантные «Наутилусы» и соответственно новое, вот уже третье поколение флагманской восьмисотой серии колонок B&W также получило эту приставку. Согласно легенде (хотя никто не отрицал и ее возможную истинность), флагманам серии под индексом 801 требовалось неординарное усиление, особенно в студийном варианте использования на знаменитой Abbey Road. Бесстрашные викинги приняли вызов британцев, но поскольку готового аппарата с подобным потенциалом у них на тот момент не было, они решили построить новые моноблоки на базе мостовых пар AW180. Созданный монстр получил индекс AW600 (сообразно декларируемой выходной мощности на 8-омную нагрузку) и прозвище «Немо», ведь кто, как не этот отважный капитан, в состоянии совладать с «Наутилусом».

AW800M_front_hires4-1024x683.jpg

Фактические измерения серийных образцов показали, что формально аппарат даже мощнее заявленных значений, он выдавал почти 760 Вт на 8 Ом, но при этом не удваивал мощность при падении импеданса вдвое. Кроме того, заявленный коэффициент демпфирования составлял почти тысячу единиц, а реальный был ниже полусотни. В результате усилитель получился объективно выдающимся, но порой его упрекали в излишней медлительности и не самом строгом контроле нагрузки. Впрочем, многое тут зависело как раз таки от характера этой самой нагрузки, если она была не очень требовательна — результат получался весьма впечатляющим. Собственно говоря, о качестве и востребованности этой модели весьма красноречиво говорил период ее активного производства в целых четверть века.

MG_3449-copy-1024x682.jpg

Второе рождение

Первые упоминания о преемнике «Немо» появились еще в 2021 году и уже тогда был озвучен индекс будущего флагмана, AW800M. Как и его предшественник, он создан на базе пар усилителей, в данном случае AW300. Разница заключается в том, что AW800M может функционировать не в одном, а в трех различных режимах. Кроме очевидного моноблока, из него также можно сделать стереоусилитель либо усилитель для биампинга, когда оба канала получают и усиливают один сигнал. Выбор режимов осуществляется трехпозиционным тумблером на задней панели.

Любопытно, что габариты усилителя практически не изменились, а вот масса выросла весьма значительно, с 41 до 55 кг. В блоке питания AW600 использовалась пара экранированных тороидальных трансформаторов номиналом по 650 ВА каждый и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 120 тысяч мкФ. В модели AW800M установлены трансформаторы номиналом уже по 800 ВА и банк конденсаторов емкостью более 200 тысяч мкФ. В новинке декларируется выходная мощность в 800 Вт при нагрузке 8 Ом, а фактически измеренная составляет киловатт. Коэффициент демпфирования, судя по измерениям, также вырос фактически вдвое. Но это всё теоретические изыскания, а что же со звуком?

AW800M-details-1-1024x682.jpg

Звуки музыки

Новый альбом несомненно великого Филипа Гласса смело можно назвать музыкальной автобиографией. Пластинка была записана в его домашней студии в Нью-Йорке и на заднем плане можно даже услышать тихий гул большого города. Фортепиано вообще своего рода лакмусовая бумажка для аудиосистемы, но в данном случае удачно сложились еще несколько факторов. Во-первых, тут собраны уже знакомые композиции в новом прочтении, что позволяет сосредоточиться на их анализе, а во-вторых, присущий маэстро минимализм формы буквально фокусирует внимание слушателя на содержании. И кстати сказать, это как раз та запись, которую интереснее слушать в цифре. Но тут уже вопрос не аудиофильских соображений, а банальных ограничений формата, для винила большинство композиций пришлось существенно сократить. В данном случае самая сложная работа для «Немо» — это не играть мускулами, которые у него безусловно есть, но предельно деликатно отрабатывать микродинамику и воздух, что удается ему просто блестяще. Порой возникает ощущение, что слушаешь не киловаттного монстра, а тот самый первый «лучший транзисторный усилитель в мире» мощностью 25 Вт.

AW800M_front_right_inside-Medium-1024x683.jpg

Но раз уж все эти киловатты у нас есть — почему бы и не пустить их в ход, а кто нам поможет лучше, чем задорные старички Мик и Кит? Новый альбом Hackney Diamonds сложно назвать откровением, равно как и «упрекнуть» в аудиофильском качестве записи, но это очень добротная и самое главное откровенно позитивная работа, так что от аудиосистемы в данном случае требуется максимальная эмоциональная прозрачность. По большому счету мы ставим перед AW800M задачу продемонстрировать тот самый AmpliWire, «проводник, усиливающий сигнал» и с удивлением обнаруживаем, что он действительно существует. Более аутентичным был бы разве что опыт со скрупулезно ремастированным на свое сорокалетие «Триллером» от MFSL.

С позиции убежденного аудиофила использовать для тестирования техники музыку группы Yello — нечто среднее между моветоном и ересью. Но когда «и хочется и колется» — на помощь приходит Борис Бланк, на этот раз — со своим уже третьим сольным альбомом Resonance. Дюжина завораживающих композиций была записана по заказу… термального спа-центра Fortyseven неподалеку от Цюриха, спроектированного швейцарским архитектором Марио Ботта. С целью создания тщательно продуманного звукового 3D-ландшафта с медитативными звуками для хорошего самочувствия и релаксации была использована система Spatial Sound Wave от института Фраунгофера… Сами понимаете, альбом с таким описанием зазвучит даже из утюга. Однако в сухом остатке у нас просто замечательный образчик прекрасно записанной современной электронной музыки. По словам самого Бориса: «Меня всегда привлекали открытые пространства, такие как производственные цеха, подземные гаражи или даже горы, а также акустический резонанс, который они создают. Каждое пространство обладает своими уникальными вибрациями. Мне нравится проникать в эти сферы и делать их осязаемыми с помощью музыки. Чем больше, тем интереснее. На этот раз моей целью было сделать пространство как можно более просторным». Собственно говоря, объема здесь хоть отбавляй. Но также есть и динамика и скорость и детальность, практически в идеальной пропорции.

AW800M-rear-Medium-1024x683.jpg

Выводы

Новый «Немо» очевидно стал мощнее, но при этом и быстрее, другими словами — масштаб никуда не делся, но скорость выросла, а вместе с ней и контроль. AW800M — это не MkII, Special Edition, Limited Edition или какой-нибудь Signature, это абсолютно новый аппарат с узнаваемым вот уже полвека почерком, который доступен только скандинавам, возможно по причине их усидчивости. Всем известно, что high end audio придумали в Америке, даже сам термин был озвучен Джастином Гордоном Холтом, основателем журнала Stereophile, в 1962 году. Но есть Shelby и Джексон Поллок, а есть Koenigsegg и Эдвард Мунк.

Автор статьи: Денис Кораблев


Источник: soundex.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: