Проекторы для домашнего кино JVC DLA-NZ8 и Sony VPL-XW7000
Эти аппараты отнюдь не новинки, хотя и относятся к актуальным модельным рядам. Мы о них уже писали, только по-отдельности, причем оба проектора получили почетный знак «Выбор эксперта». Теперь у нас появилась возможность «столкнуть их лбом» — сравнить на одном экране. Это тем более интересно, что перед нами не просто модели конкурирующих брендов, но две разные конструкторские концепции.
ПОЕДИНОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ
В борцовских видах спорта есть особый вид соревнований — абсолютный вес. На ковер выходят победители в своих категориях, при этом вес соперников во внимание не принимается. Бывали случаи, когда спортсмены легкого веса выходили против тяжеловесов и даже побеждали, но чаще всего за первенство в таких состязаниях спорят обладатели сопоставимых физических данных. Вот и у наших соперников есть некоторые отличия в технических показателях, но они не принципиальные. В деталях конструкции и программном обеспечении — довольно существенные. Вдобавок, они занимают разное положение в иерархии брендов. Но это не мешает сравнению, поскольку при выборе серьезного проектора для домашнего кино эти модели непременно входят в список претендентов. Если, конечно, бюджет это позволяет.
Сравнить несравнимое
Модель DLA-NZ8 у JVC не самая старшая — выше нее стоит DLA-NZ9, превосходящая «восьмерку» по световому потоку, соотношению контрастности и массе. А если учесть, что потребляемая мощность у двух аппаратов одинаковая, преимущества топового проектора, очевидно, достигнуты в оптическом тракте за счет более совершенного поляризатора — подсистемы очень ответственной и дорогостоящей.
У Sony вообще несколько иная структура модельных рядов. VPL-XW7000 — топовый проектор для домашнего кино, но у компании еще есть линейка для очень крупных домашних или малых коммерческих залов, в которую входят значительно более мощные и дорогие аппараты. По световому потоку VPL-XW7000 (заявленное значение — 3200 ANSI лм) ближе к JVC DLA-NZ9, поскольку у DLA-NZ8 по паспорту всего 2500 ANSI лм. Разница солидная, однако потребление энергии у аппарата Sony даже немного меньше, чем у JVC — 420 Вт против 440 Вт. Такое в принципе возможно, если допустить, что Sony удалось существенно увеличить энергоэффективность проекторов. Как это сделала сама JVC в модели DLA-NZ9, но только масса аппарата возросла до 25,3 кг (у DLA-NZ8 при таких же габаритах и потребляемой мощности — 23,1 кг), не говоря уж о цене — она увеличилась еще заметнее. Кстати, какая масса у VPL-XW7000? Всего 14 кг!
Проекционная технология у двух аппаратов одна, хотя и называется по-разному: SXRD у Sony и D-ILA у JVC, а по сути – и там и там LCoS – жидкие кристаллы на кремниевой отражающей подложке.
Дизайн проектора Sony — сугубо утилитарный и без каких-либо претензий. Для техники, которая должна работать в темном помещении, да еще, вероятнее всего, будучи подвешенной под потолком, это совершенно нормально.
Внешность DLA-NZ8 тоже строга и практична, но в ней подчеркнуты премиальное качество и высокий класс модели. Видно, что аппарат дорогой, вызывает к себе пиетет. Вроде бы совершенно несущественная вещь, но горе расставания с деньгами облегчает.
Проекционная технология у двух аппаратов одна, хотя и называется по-разному: SXRD у Sony и D-ILA у JVC, а по сути — и там и там LCoS — жидкие кристаллы на кремниевой отражающей подложке — лучи света проходят через LCD-матрицу дважды, благодаря чему возрастет контрастность изображения, а черный цвет становится более глубоким. Вдобавок жесткий отражающий слой позволяет эффективно отводить тепло от матриц и сделать оптический модуль полностью герметичным. По сути, эта технология совмещает достоинства 3LCD и 3DLP, позволяя одновременно избежать их недостатков. Хотя разница между DLA-NZ8 и VPL-XW7000 все же есть: у проектора JVC диагональ матриц 0,69”, а у Sony — 0,61”. При этом размер пикселей у них различается не очень сильно, поскольку разрешение матрицы JVC — 4096 x 2160, а у Sony — 3840 x 2160. Естественно, больший размер чипов влечет за собой увеличение габаритов и массы проекторов, что мы и видим в реальности.
Больший размер чипов влечет за собой увеличение габаритов и массы проекторов.
У обеих моделей матрицы с нативным разрешением 4K, но у VPL-XW7000 оно соответствует разрешению изображения, а у DLA-NZ8 — нет. В проекторе JVC реализована патентованная технология сдвига пикселей 8K/e-shiftX, поэтому разрешение может достигать 8192 x 4320 с максимальной частотой обновления экрана до 60 Гц. «Может», а не «достигает» потому, что система сдвига отключаемая. Эта возможность пригодиться, скажем, при показе спортивных трансляций или использовании проектора в качестве игрового дисплея — при разрешении 4K максимальная частота может быть вдвое выше — 120 Гц. А вот у проектора Sony значение 120 Гц достижимо только при разрешении картинки не более 1920 х 1080.
Сравнить такой важный для качества изображения показатель, как соотношение контрастности, у нас не получится: в документации на JVC указан нативный (статический) показатель, а у Sony — динамический, причем в таком виде: ∞: 1. Обычно динамическое соотношение бывает больше статического на порядок, то есть раз в 10, но делить бесконечность на любое число человечество еще не научилось.
Богатый середняк или средний богатей
Хотя DLA-NZ8 — модель не самая старшая у JVC, признаков конструкционной экономии в ней не видно. У топового домашнего Sony VPL-XW7000 они проявляются не только в сниженной массе аппарата и простецком дизайне, но и в том, как работает привод оптики, особенно наводка на фокус. Перемещение объектива носит дискретный, ступенчатый характер, попросту говоря, происходит скачками. Получению четкого изображения это не препятствует, но осадочек остается. У проектора JVC привод работает плавно и четко — чувствуется высокий класс механизма. Правда, наводке на фокус мешает более высокое разрешение и отсутствие пиксельной сетки — поймать точку максимальной четкости непросто. Можно на время отключить систему 8K/e-shiftX, картинка станет более «шершавой» и настроиться будет проще. А потом вернуть преобразование в 8K.
В проекторе JVC реализована патентованная технология сдвига пикселей 8K/e-shiftX, поэтому разрешение изображения может достигать 8192 x 4320 с максимальной частотой обновления экрана до 60 Гц.
На комплектном пульте ДУ Sony имеется кнопка управления ADVANCED IRIS (продвинутая диафрагма), но руководство пользователя уточняет, что эта функция для данной модели недоступна. У DLA-NZ8, напротив, ирисовая диафрагма регулируется, причем автоматически (два режима) и вручную. Не стану утверждать, что отказ от регулируемой диафрагмы вызван у Sony соображениями экономии (ну ладно, оптимизации) — допускаю, что конструкторы хотели сделать настройку проектора предельно простой. К тому же погасить избыток светового потока (если он вдруг возникнет) можно и регулировкой мощности лазера, в крайнем случае — убрать яркость в видеотракте, подстроить гамму. Наконец, что самое простое, просто подобрать пресет, с которым картинка будет наиболее привлекательной.
Вероятно, ради упрощения настроек аппарат снабдили лишь кратким руководством по настройке, а полный манул выложили в онлайн. В принципе любой человек, имевший хотя бы небольшой опыт общения с видеопроекторами, разберется с настроечным меню «методом тыка». И все-таки подход JVC c его полным и подробным руководством пользователя представляется мне более правильным.
Долой «косметику»
Не секрет, что в наибольшей степени на качество изображения проектора влияет его оптический тракт, источник света и прочие аппаратные компоненты. Разного рода цифровые обработки — эта «косметика», которая может скрыть какие-то недостатки и сделать «лицо» более ярким и эффектным, максимум — компенсировать специфические условия показа. Но при этом скрывает истину, убивает природную красоту, искажает замысел творца. Чем выше класс и качество проектора, тем меньше он нуждается в цифровых «улучшайзерах». Естественно, говорю о демонстрации кинофильмов — показ спортивных трансляций или телевизионных передач — это совершенно другое дело. Хотя убежден, что смотреть их лучше на большом телевизоре, а не на супердорогом прокторе в затемненном зале.
У проектора Sony значение 120 Гц достижимо только при разрешении картинки не более 1920 х 1080.
Рассказываю это, чтобы объяснить, почему мы смотрели проекторы с отключенными обработками. В первую очередь это касается систем, которые делают движения более плавными (и превращают киношную картинку в телевизионную), технологий динамического контраста и прочей «косметики». Благо, оба аппарата имеют специальные режимы, в который отключаются «улучшайзеры» и мы должны видеть именно то, что было задумано создателями фильма. У Sony это режим Ref (Reference), у JVC — Filmmaker Mode. Если судить по их описанию, в них обеспечивается минимальное вмешательство проектора в сигнал. То самое, что нам нужно.
Сюрпризы второй встречи
Просмотр — в том же демо-зале, где мы знакомились с двумя проекторами в первый раз, на экране 130” со стандартной белой поверхностью, источник — UHD-Blu-ray-проигрыватель OPPO BDP-203, смотрели те же самые фильмы на дисках UHD-Blu-ray.
Когда мы испытывали Sony VPL-XW7000 в прошлый раз, пришлось немного уменьшить мощность лазера, чтобы адаптировать проектор к относительно небольшому экрану. Но тогда в нашем распоряжении был совершенно новый проектор, а теперь — уже отработавший какое-то время. И мы не знаем, в каких условиях, и соблюдал ли его владелец правила эксплуатации. При этом некоторое снижение светового потока ощущалось только на пресете REF – во всех остальных яркость значительно возрастала. Пусть с этим разбираются специалисты сервисного центра, мы лишь отмечаем особенности конкретного экземпляра. Как бы то ни было, но на субъективно воспринимаемом качестве изображения это никак не отразилось.
Хотя DLA-NZ8 — модель не самая старшая у JVC, признаков конструкционной экономии в ней не видно.
Картинка была потрясающая — и по проработке деталей в темных и светлых частях кадра, и по глубине черного, и по естественности. Возникало полное ощущение, что мы смотрим кино в хорошем большом кинотеатре, причем не цифровую копию, а широкую 70-мм пленку. Нахлынули детские воспоминания о тех временах, когда ходил в кино на дневные сеансы, и каждый такой поход был волшебным праздником. Качество изображения с тех пор сильно ушло вперед, но зрительные впечатления и эмоции, вызываемые фильмом, — не одно и то же. В этот раз я испытал удовольствие не столько от технического совершенства картинки, сколько от передаваемых ею эмоций.
Как это ни странно, но обладающий, согласно документации, значительно меньшим световым потоком DLA-NZ8 казался субъективно даже более ярким, чем его соперник — чтобы получить оптимальное изображение на экране 130”, пришлось существенно снизить мощность лазера. С формальной точки зрения, изображение аппарата JVC ничуть не уступало проектору Sony. Но было другим. Солидный запас по яркости (противоречащий в данном случае техническим характеристикам) проявлялся в энергичности и выразительности показа. При желании можно было получить совершенно такой же ностальгический характер изображения, как у VPL-XW7000, — для этого требовалось лишь прикрыть диафрагму или еще больше снизить мощность лазера. Но желания делать это не возникло: надо жить не воспоминаниями о детских эмоциях, а получать новые — яркие, сильные, вытесняющие старые из памяти…
Арифметика чувств
Даже при построении домашних кинотеатров самого высокого класса стоимость проектора обязательно принимается во внимание. Но в нашем эксперименте участники сопоставимы по цене. Более того, у одних поставщиков проектор Sony может быть дешевле, чем JVC, у других — наоборот. Поэтому этот «аргумент» придется отбросить.
В наибольшей степени на качество изображения проектора влияет его оптический тракт, источник света и прочие аппаратные компоненты.
Сам факт, что проектор Sony с минимальным сроком службы заметно потерял в световом потоке, настораживает. Скорее всего, это особенность конкретного экземпляра, который мог эксплуатироваться в не совсем оптимальных условиях. Надеемся, это не следствие переноса производства проекционной техники Sony в Китай.
Проектор JVC выглядит более солидно, высочайшее качество его исполнения не вызывает вопросов, у него лучше развиты возможности настройки. И при своей относительно небольшой паспортной яркости он уверенно может работать на экран до 200”. Раньше мне казалось, что и VPL-XW7000 тоже, но теперь у меня нет уверенности на этот счет.
Напоследок могу дать совершенно объективный совет: перед тем, как принимать решение о выборе конкретной модели, найдите время, чтобы посетить демонстрационный зал продавца и посмотреть претендентов на покупку в деле. Глаза и сердце не обманут.
JVC DLA-NZ8 / Sony VPL-XW7000
Матрицы: 3 х 0,69 LCOS/SXRD 3 х 0,61” || Физическое разрешение: 4096 x 2160/3840 x 2160 || Разрешение изображения: 8K (8192 x 4320)/4K 3840 x 2160 || Управление оптикой: моторизованное || Световой поток, ANSI лм: 2500/3200 || Контрастность: статическая 80000:1/динамическая ∞:1 || Источник света: лазерно-фосфорный || Ресурс источника света, ч: 20000 ч || Поддержка 3D: да || Поддержка HDR: HDR10, HDR10+, HLG II/HDR10, HLG || Потребляемая мощность, Вт: 440/420 || Шум системы охлаждения, дБ: 24/26 дБ || Габариты (Ш х В х Г), мм: : 500 x 234 x 505/460 x 210 x 517 || Масса, кг: 23,1/14
Источник: salonav.com