Интегральный усилитель Copland CTA407
В своём новом флагмане датская компания не изменила своим принципам, которым следовала долгие годы — короткий тракт, двухтактный выход на мощных пентодах и минимальная глубина общей обратной связи. Последнее стало возможным благодаря применению ультралинейных выходных трансформаторов с широкой полосой и малыми фазовыми искажениями. Благодаря такому подходу усилитель можно считать настоящим образцом High End Audio, но станет ли он эталоном звучания?
ЛЕКАРСТВО ОТ ЛАМПОФОБИИ
Как известно, ламповые усилители бывают двухтактные и однотактные, и у каждого типа есть свои ненавистники и почитатели. И дело здесь не столько в технике, сколько в музыке, которую слушает владелец аппарата — энергично-забойную или камерную с тончайшими тембральными нюансами. Сделать ламповый усилитель, одинаково подходящий для всех жанров — дело непростое, но именно этому Оле Мёллер (Ole Møller), основатель датской компании Copland, посвятил большую часть своей жизни.
Элитные ватты
Самое интересное, что Оле не пытался изобрести какую-то свою, лучшую в мире схему, а берёт на вооружение классические решения, реализуя их в железе по высшему разряду. Девиз компании «Не все ватты созданы равными», отсылающий к знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, точно обозначил её приоритеты.
Если спросить, какой элемент лампового усилителя в наибольшей степени влияет на качество его звучания, уверен, все, кто в теме, ответят — выходные трансформаторы. Такого же мнения и инженеры Copland, поэтому разработали собственную технологию намотки, сборки и пропитки этих сложных изделий.
Как видно на фото, в CTA407 установлены выходные трансформаторы на тороидальных сердечниках. Они намного дороже в производстве, чем обычные, собранные из Ш-пластин, но имеют очевидные преимущества — возможность получения более высокой индуктивности первичной обмотки без увеличения габаритов (важно для получения низкого баса) при малой межобмоточной ёмкости (важно для расширения верхней полосы), плюс малые поля рассеяния. И вот результат: диапазон усиливаемых частот CTA407 от 10 Гц — 150 кГц по -3 дБ. Неплохо для лампового двухтактника, основанного на классической схеме Уильямсона. Кроме того, благодаря высокому качеству трансформаторов удалось уменьшить глубину общей обратной связи до 18 дБ, что тоже полезно для звука.
Кроме того, благодаря высокому качеству трансформаторов удалось уменьшить глубину общей обратной связи до 18 дБ, что тоже полезно для звука.
Но у трансформаторов на торах есть одна особенность — они очень не любят постоянную составляющую в обмотках, поэтому двухтактный каскад нужно тщательно балансировать. В CTA407 эта задача возложена на сервосхему, которая контролирует смещение выходных ламп и показывает результат линейками светодиодов на лицевой панели — по десять штук на каждую лампу. Схема автоматического смещения также позволяет использовать в выходном каскаде разные лампы — 6550, KT88, KT120 и даже KT150. В нашем экземпляре установлены 35-ваттные лучевые пентоды 6550, причём работают они в классе АВ и ультралинейном режиме — от чисто пентодного он отличается меньшими искажениями и лучшим демпфированием нагрузки. Правда, при этом приходится немного жертвовать выходной мощностью, но для Copland качество звучания важнее. В данном случае пара 6550 выдаёт 50 Вт при искажениях не более 0,8% независимо от сопротивления подключенных колонок.
Входной каскад построен на малошумящем двойном триоде ECC83, за ним следует драйвер на 12BH7, т.е. в усилителе всего три каскада, и такая краткость — большое преимущество ламповых усилителей перед транзисторными.
В CTA407 имеется и встроенный ММ-корректор, вот он как раз полупроводниковый. Что логично — ламповый приемлемого качества обошёлся бы намного дороже и занял бы много места на шасси.
Помимо проигрывателя винила к усилителю можно подключить четыре линейных источника плюс рекордер, для которого предусмотрена отдельная петля записи и её контроля.
В данном случае пара 6550 выдаёт 50 Вт при искажениях не более 0,8% независимо от сопротивления подключенных колонок.
Как видим, CTA407 — чисто аналоговый аппарат без ЦАПА, модуля Bluetooth и т.д. И это правильно: аудио такого уровня предусматривает наличие раздельных компонентов со строго определёнными функциями.
И гром, и эхо
Мы подключили к усилителю акустику Totem Wind — при чувствительности 87 дБ они стали для него хорошей испытательной нагрузкой. И, что интересно, никаких проблем с динамикой не ощущалось. 50 Вт по современным меркам немного, но это точно какие-то другие ватты: звуковое давление можно было выкрутить почти до боли в ушах, а явных признаков перегрузки не замечалось, лишь начинали мигать красные светодиоды в контрольных линейках.
6550-е пентоды считаются жестковатыми из-за обилия верхних гармоник (за что их особенно любят металлисты, но мне кажется, всё это из-за глубокой обратной связи в большинстве усилителях на этих лампах. По крайней мере, в CTA407 они звучат очень сбалансированно по всему диапазону и с вполне комфортным верхом. А вот панч, способность дать реального драйва — здесь в избытке, как у классического двухтактного пентодника.
А вот панч, способность дать реального драйва — здесь в избытке, как у классического двухтактного пентодника.
Впрочем, применительно к новому флагману Copland нужно упомянуть ещё один технический аспект. Ультралинейное включение выходных ламп сочетает преимущества чисто пентодного и триодного режимов, т.е. впечатляющий динамический потенциал не противоречит способности показать красоту камерных музыкальных жанров на комфортной громкости. Плюс, как уже упоминал выше — уверенное демпфирование акустических систем, благодаря чему бас при солидном заходе в глубину не теряет чёткости атаки и не кажется раздутым. Специально прогнал несколько тестовых CD с треками самых разных жанров и не обнаружил среди них каких-то не подходящих для усилителя. Хотя, конечно, на сложных произведениях — оркестровой классике, прогрессив роке или больших джазовых составах — ему проще показать свой настоящий уровень. Поэтому CTA407 слушать интересно. На редкость красиво и натурально звучит скрипка — с характерными шероховатостями, но без окраски или излишней яркости, благодаря чему получается живая копия реального инструмента. Это значит, что в спектре усилителя нет высших гармоник — прямое следствие неглубокой обратной связи. Натурально звучат и другие струнные, и духовые и клавишные инструменты.
При воспроизведении пластинок ситуация получилась даже более показательная. Во-первых, даже несмотря на начальный уровень ММ-головки, CTA407 наглядно показал все сильные стороны винила — крепкий, собранный бас плюс слегка «подогретую» и на редкость комфортную середину. Во-вторых, изменилась подача ритмической основы.
На записях Дейва Брубека, и на Supermax ритм буквально впечатывался в голову, было видно, как НЧ-диффузоры Totem Wind отрабатывали атаку.
Красиво и натурально звучит скрипка — с характерными шероховатостями, но без окраски или излишней яркости, благодаря чему получается живая копия реального инструмента.
Сцена даже при столь широкой расстановке колонок была плотно заполнена, даже на флангах инструменты были прорисованы чётко, с мельчайшими подробностями.
Честно говоря, даже не знаю, к чему здесь могли бы придраться противники лампового усиления — в характере CTA407 есть всё, что им нравится в транзисторных усилителях, плюс кое-что ещё, чего в них можно получить только за гораздо большие деньги.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Primare CD 35i
- Проигрыватель винила Thorens TD102A
- Акустические системы Totem Wind
- Кабели межблочные и акустические Tellurium Q Ultra Black II
Copland CTA407
Производитель: Copland Audio (Дания)
copland.dk
Входы: Phono, Tape in, 4 x RCA || Выходы: Tape Out, акустические винтовые х4 || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 150 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность 4/8 Ом: 50 Вт || Отношение сигнал/шум: -100 дБ || Коэффициент гармоник: менее 0,5% на любой мощности || Номинальная чувствительность Phono/Line: 2,5/200 мВ || Входное сопротивление: Phono/Line: 47/50 кОм || Потребляемая мощность: 300 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 435 x 215 x 420 мм || Масса: 20 кг
Источник: salonav.com