75-летие ЕМТ. Краткая биография
В этом году солидный юбилей отмечает компания, знакомая любому серьезному виниловоду – ЕМТ. Поздравить именинника с 75-летием мы решили кратким рассказом о его биографии: яркой, во многом поучительной, буквально пронизанной преданностью идеям бескомпромиссного аналогового звуковоспроизведения.
История эта началась в 1940 году, когда инженер Вильгельм Франц (Wilhelm Franz) основал в Берлине фирму по производству электроизмерительной аппаратуры.
По тогдашней немецкой моде он не стал мудрить с названием, окрестив предприятие аббревиатурой ЕМТ (Elektro Mess Technik).
Вильгельм Франц (Wilhelm Franz) – отец-основатель EMT.
Первой продукцией ЕМТ стал вольтметр PV62, чей символический образ решено было сделать эмблемой новой компании. До появления долгоиграющих пластинок оставалось еще несколько лет, магнитная звукозапись и вовсе находилась в зачаточном состоянии, так что в первые годы Второй мировой войны Вильгельм Франц в основном занимался производством точной контрольно-измерительной аппаратуры, пользовавшейся неплохим спросом у быстро набиравшей обороты военной промышленности.
В 1943 году участившиеся бомбардировки Берлина вынудили Франца переместить предприятие на самый юг Германии и обосноваться в городе Лар. После войны ЕМТ начала переориентироваться на оборудования для студий радиовещания, и в первую очередь, конечно, аппаратуры звукозаписи и воспроизведения.
Следующее десятилетие показало, что вектор развития был выбран правильно: в 1948 году появились первые диски LP, расширившие частотный диапазон воспроизведения до границ 50 – 16000 Гц и придавшие грамзаписи мощный импульс для дальнейшего развития.
Столы EMT охотно покупались вещательными студиями.
ЕМТ быстро обретает известность в профессиональных кругах, и в близком партнерстве со швейцарскими коллегами из Studer, к тому моменту разработавшими свой первый студийный магнитофон, начинает оснащать звуковой техникой студии по всей Европе.
В самом начале пятидесятых на свет появился знаменитый проигрыватель ЕМТ 927, за которым в наше время коллекционеры винтажной техники и меломаны охотятся по всему миру. Его огромный диск диаметром 44 см был рассчитан на пластинки ходового в те времена формата 16 дюймов. При этом мощный мотор разгонял его до скорости 33 оборота в минуту всего за полсекунды.
Трёхскоростной проигрыватель EMT927 F с двумя ортофоновским тонармами.
Специально для 40-килограмового гиганта Ortofon разработал тонарм RF-297, однако довольно быстро инженеры ЕМТ взяли разработку и производство высокоточной механики в собственные руки. Один из первых успехов – тонарм 997 с динамической балансировкой, из-за характерной формы прозванный бананом.
На воцарение более «компактных» 30-сантиметровых пластинок команда Вильгельма Франца ответила выпуском модели 930. Этой вертушке, массовое производство которой началось в 1956 году, суждено было стать одним из немногих, действительно культовых аппаратов, причем не только в среде профи, но и среди перфекционистски настроенных меломанов и аудиофилов. Стол получился куда менее громоздким, однако совершенно не в ущерб стабильности и точности работы: литое стальное шасси габаритами 49 х 39 см получило обвеску, идентичную, а кое в чем и превосходящую предшественника-супертяжеловеса.
EMT930 – проигрыватель, рассчитанный на 30-сантиметровые пластинки.
Спустя три года после появления «девятьсот тридцатой», ЕМТ закрыла последний пробел в своем «виниловом» ассортименте, представив звукосниматель O-Tondose, в 1961 году перевыпущенный в стерео версии TSD 12K. Забегая немного вперед, скажем, что а базе именно этой модели была создана головка TSD 15, которая стала самой настоящей классикой среди МС-картриджей и, пережив несколько модификаций, выпускается до сих пор. Кстати, с подробным исследованием её облегченной бескорпусной модификации можно ознакомиться в нашем архиве.
Помимо создания аппаратуры для проигрывания грампластинок, EMT сумела заработать непререкаемый авторитет и еще в одной области околомузыкальной техники – построении систем задержки акустического сигнала. Листовой ревербератор ЕМТ 140 более двух десятков лет считался стандартным рабочим инструментом для звукорежиссеров всего мира. Затем на смену ему пришел еще более совершенный ЕМТ 240, а в 1976 году компания представила модель 250 — первый в мире полностью электронный ревербератор, который можно и сегодня найти в студиях звукозаписи.
Панель управления первого в мире электронного ревербератора EMT 250.
Последним творением Вильгельма Франца стал проигрыватель 928. Отец-основатель умер в 1971 году в возрасте 58 лет, и у руля компании встал управляющий директор Эрих Вогль (Erich Vogl). При нём также было создано немало интересной техники, в частности, 950 — первый проигрыватель EMT с прямым приводом. В 1982 году, как ответ на усиливающуюся экспансию японских производителей, появляется относительно недорогая модель 938, вся электроника которой была размещена на одной встроенной плате, а не распределена по нескольким привычным для профи быстросъемным модулям. Кстати, именно этот стол, по сути, стал для EMT первым аппаратом, безо всяких оговорок пригодным для домашнего прослушивания музыки.
Компактный EMT 938 – последний проигрыватель в истории компании.
Крутой вираж в жизни компании произошёл в 1989 году, когда ЕМТ была поглощена бельгийской Barco. Однако органично интегрировать в свой бизнес непрофильное приобретение один из лидеров профессиональной видеопроекции так и не сумел, а потому в 2003 легендарный бренд снова меняет владельца. На этот раз им становится Вальтер Деррер (Walter Derrer) – бывший сотрудник Studer и дипломированный звукорежиссер. С ним патриарх европейской звуковой техники, получивший название EMT Studiotechnik, возвращается под знамена бескомпромиссного звука, однако спустя всего четыре года Вальтер погибает в авиакатастрофе.
К счастью, вектор развития ЕМТ на этой трагической ноте не прервался. Компанию возглавил квалифицированный инженер-электронщик Жюль Лиман (Jules Limon), ранее руководивший и инженерным, и маркетинговым департаментами. Об управленческом опыте Жюля говорит тот факт, что свою первую студию звукозаписи он открыл еще в 20 лет, после чего успел поработать в TEAC/TASCAM и Studer.
Нынешний президент компании Жюль Лиман (Jules Limon)
Будучи убежденным адептом бескомпромиссного звука не только в студийном, но и в домашнем воспроизведении, Лиман стал инициатором выпуска знаменитой юбилейной серии, созданной в 2006 году к 66-летию компании. В неё вошли картриджи, специально адаптированные для «внестудийной» работы, а так же новая звезда в галактике EMT – универсальный фонокорректор JPA 66. Фактически это полностью ламповый предусилитель, оснащенный четырьмя входами для разных типов МС и ММ звукоснимателей. Возможности для адаптации под конкретную вертушку или тип записи у него просто фантастические, регулируется буквально все – от чувствительности входов до их емкостной нагрузки и частот перегиба кривой RIAA. Подобрать правильное звучание старых пластинок с различной коррекцией поможет плавный регулятор постоянной времени на высоких частотах. Вращая ручку HF-Curve по часовой стрелке, можно задать стандарт RIAA (постоянная времени 75 мкс), DIN78 (50 мкс), BBC (25 мкс), Flat (0 мкс), а также поэкспериментировать с любыми промежуточными значениями. Эти возможности высоко оценили серьезные меломаны, коллекционирующие пластинки разных лет выпуска.
К нынешнему 75-летнему юбилею JPA 66 был серьезно модифицирован, однако названия не поменял – к нему лишь добавилась приставка MkII. Внешне от своего прародителя он отличается золотистой отделкой передней панели. Кроме этого действительно уникального аппарата, собираемого очень небольшими партиями в Швейцарии, юбилейный список пополнили и новые картриджи JSD-S75 и TSD75.
Как видим, даже разменяв три четверти века, ЕМТ продолжает жить и развиваться – неплохо для компании, пережившей несколько революций в сфере звуковоспроизведения. Не говоря уже о практически полном уходе, а затем неожиданном, хотя, если разобраться, абсолютно закономерном возвращении винила. И бескомпромиссная техника EMT снова в тренде.
Ввиду уникальности применяемых деталей фонокорректор-предусилитель
JPA 66 Mk II выпускается очень небольшими партиями.
Юбилейная головка TSD75 выпускается в стерео и моно версиях.
Варианты заточки иглы – сферическая, Super Fine Line, van den Hul.
Источник: salonav.com