Тест компонентных акустических систем DLS серии Reference: RC6.2 и RC4.2

Тест компонентных акустических систем DLS серии Reference: RC6.2 и RC4.2

С тех пор, как старые складские запасы начали подходить к концу, техника DLS начала исчезать с нашего рынка. Сейчас ситуация, похоже, исправляется, и DLS имеет все шансы снова быть в строю. Без громкой шумихи и лишней рекламы, а, скорее, с расчётом на понимающих специалистов.

По этой причине из всего модельного ряда пока привезены несколько моделей акустики. Кому интересно, велкам пообщаться с парнями из Montenegro Brothers, они ещё в конце 90-х с Дэвидом Конярски (тем самым, имя которого и обозначает первая буква DLS) за руку здоровались.

Сегодня ко мне в лабораторию попали две модели акустических систем серии Reference текущего поколения – калибром 6,5 дюймов и 4 дюйма. Самое интересное в них то, что они не просто представляют собой "масштабные копии" друг друга, а спроектированы по-разному. И это правильно, ведь к разным калибрам предъявляются и абсолютно разные требования. Какие именно, и где каждый калибр покажет себя лучше всего – это и будем выяснять.

1.jpg

Конструкция

То, что акустика сконструирована нешаблонно – видно с первого взгляда. В первую очередь это касается мидбасовых динамиков.

К примеру, в RC6.2 используется алюминиевый диффузор, на что решается далеко не каждый производитель. При этом, что интересно, никакого "алюминиевого окраса" в звучании не наблюдается, диффузор на деле оказался неплохо задемпфированным.

2.jpg

В модели RC4.2 диффузор выполнен из бумаги. Очень похоже на непрессованную целлюлозу, а этот материал характерен, скорее, для сабвуферов, нежели для мидбасов, да ещё и 4-дюймовых.

3.jpg

По рельефу лицевой части, кстати, создаётся ощущение, что сам диффузор был рассчитан на более крупный колпачок. То ли уже по ходу дела было решено сменить колпачок, чтобы уменьшить массу "подвижки", то ли это так задумано изначально. Но в любом случае могу сказать точно – диффузор получился просто неимоверно жёстким.

Верхние подвесы, разумеется, тоже разные. В 4-дюймовом динамике использованы традиционные, а вот в 6,5-дюймовом – двухволновые. Такие, как правило, имеют лучшую линейность в пределах рабочего хода и, как следствие, способствуют снижению искажений.

4.jpg

Характерная черта обоих динамиков – здоровенные магнитные системы.

5.jpg

Обратите внимание на толщину верхней шайбы магнитопровода – у 4-дюймового динамика её как раз хорошо видно (у 6,5-дюймового она просто под защитным чехлом). Фактически, она как у сабвуферов начального уровня. Это ещё один плюс для линейности хода.

6.jpg

Твитеры в обоих комплектах внешне очень похожи, но, как потом показали измерения, сильно различаются внутри. В RC4.2 используются высокочастотники RC25 с 25-миллиметровым куполом, а в RC6.2 – с более крупным 28-миллиметровым, их индекс – RC28. Материал – полупрозрачный шёлк с пропиткой.

Исходя из размеров предположу, что в конструкции обоих используется акустические камеры, это обычно позволяет расширить рабочий частотный диапазон вниз. Так ли это – опять же, покажут измерения.

7.jpg

Кроссоверы похожи схемно, но выполнены на разных компонентах. Возможно, таким образом для 4-дюймовой модели просто постарались сделать более компактное исполнение.

8.jpg

Для каждой модели на плате имеются переключатели уровня твитеров. Так показало прослушивание – это даёт возможность скорректировать уровень ВЧ при разных углах разворота высокочастотников.

9.jpg

Измерения

Измерения электромеханических параметров

Всё говорит о том, что динамики должны быть басовитыми, но без дополнительного акцента на НЧ-диапазоне – у обоих достаточно низкие Fs, но при этом и добротности тоже невысокие. Недвусмысленный намёк на возможность корпусной установки.

10.gif

Зависимость импеданса от частоты для DLS RC 6.2

Красная – НЧ/СЧ динамик

Синяя – твитер

Зелёная – система в сборе с кроссовером (переключатель твитера в положении Low)

Оранжевая – система в сборе с кроссовером (переключатель твитера в положении High)


Измеренные параметры DLS RC6.2:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц

  • Vas (эквивалентный объем) – 9,4 л

  • Qms (механическая добротность) – 3,45

  • Qes (электрическая добротность) – 0,61

  • Qts (полная добротность) – 0,52

  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г

  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м

  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом

  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,7 дБ

11.gif

Зависимость импеданса от частоты для DLS RC 4.2

Красная – НЧ/СЧ динамик

Синяя – твитер

Зелёная – система в сборе с кроссовером (переключатель твитера в положении Low)

Оранжевая – система в сборе с кроссовером (переключатель твитера в положении High)


Измеренные параметры DLS RC4.2:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 77 Гц

  • Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л

  • Qms (механическая добротность) – 5,57

  • Qes (электрическая добротность) – 0,74

  • Qts (полная добротность) – 0,65

  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9 г

  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м

  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом

  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ


Измерения АЧХ для DLS RC6.2

Предположение подтверждается и измерениями АЧХ – при установке в двери динамики могут уверенно забираться в басовые глубины, но при этом ведут себя аккуратно, не выпячивая эту способность.

12.gif

АЧХ мидбасового динамика DLS R6.2 при включении в полную полосу

Красная – по оси динамика

Синяя – под углом 30 градусов

Зелёная – под углом 60 градусов

Зависимость от угла разворота динамика начинает проявляться только на частотах выше 2-3 кГц, но это уже не так важно – кроссовер заметно успокаивает АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона, не давая динамику играть то, что он играть не должен

13.gif

АЧХ мидбасового динамика DLS R6.2 при включении через кроссовер

Красная – по оси динамика

Синяя – под углом 30 градусов

Зелёная – под углом 60 градусов

И действительно, для любителей поддать пожарче басу можно предложить вариант с корпусной установкой мидбасовых динамиков.

Хороший вариант – фазоинвертор 12 литров с портом на 55 Гц (труба диаметром 4 см и длиной 7 см). Объём для автомобиля не самый простой, но если удастся его выгородить, то так даже сабвуфер не всегда понадобится.

Или компактный вариант для мотоциклистов – всего 4 литра и порт на 70 Гц (та же труба диаметром 4 см и длиной 16 см). Даже на открытом пространстве в таком корпусе можно получить звучание с хорошо выраженным ударом.

15.jpg

Расчётная АЧХ для DLS R6.2 при установке в ФИ корпус

Красная – 12 литров / 55 Гц (с учётом влияния салона)

Синяя – 6 литров / 70 Гц (без учёта влияния салона)

Разумеется, для твитеров тоже снял АЧХ. Напомню, в RC6.2 используются 28-миллиметровые высокочастотники. Интересная особенность – твитеры очень чутко реагируют на ориентацию, при развороте отдача заметно снижается. Этим можно корректировать тональный баланс, а заодно и звуковую сцену в беспроцессорных системах.

Сильно разворачивать их не нужно, но небольшие углы до 30 градусов им совсем не противопоказаны (скажем, при установке в стойки и направлении на подголовник соседнего слушателя).

16.gif

АЧХ 28-мм твитера акустических систем DLS R6.2 при включении через кроссовер

Красная – по оси динамика

Синяя – под углом 30 градусов

Зелёная – под углом 60 градусов

Специально для тех, кто будет использовать акустику в поканалке, снял АЧХ твитеров в полную полосу, а заодно – и кривую гармонических искажений. По ним видно, что фильтр на 3-4 кГц (для определённости – 12 дБ/октава) для них – самый нижний предел. Ниже их резать не нужно.

17.gif

АЧХ и КГИ 28-мм твитера акустических систем DLS R6.2 при включении в полную полосу

Красная – АЧХ по оси динамика

Фиолетовая – коэффициент гармонических искажений


Измерения АЧХ для DLS RC4.2

4-дюймовый динамик на удивление оказался тоже очень басовитым, к тому же с более ровной АЧХ на середине и играющим гораздо выше.

18.gif

АЧХ мидбасового динамика DLS R4.2 при включении в полную полосу

Красная – по оси динамика

Синяя – под углом 30 градусов

Зелёная – под углом 60 градусов

Вот так кроссовер корректирует неравномерность на верхнем краю рабочего диапазона:

19.gif

АЧХ мидбасового динамика DLS R4.2 при включении через кроссовер

Красная – по оси динамика

Синяя – под углом 30 градусов

Зелёная – под углом 60 градусов

И, кстати, динамик тоже не против, если его установить в корпус. И снова эту особенность можно взять на заметку мотоциклистам. Всего 1,2 литра (чистыми, разумеется) и порт на 110 Гц (труба диаметром 2,5 см и длиной 8 см) сделают своё дело – динамик будет молотить так, как не всякий 6,5-дюймовый сможет.

Ну и в машине можно получить тоже кое-что интересное. Вариант 3 литра с портом на 80 Гц (труба диаметром 3 см и длиной 8 см). И всё это, на минуточку, всего лишь от 4-дюймовый динамиков!

21.jpg

Расчётная АЧХ для DLS R6.2 при установке в ФИ корпус

Красная – 3 литра / 80 Гц (с учётом влияния салона)

Синяя – 1,2 литра / 110 Гц (без учёта влияния салона)

Ну и теперь к твитерам. На первый взгляд, при включении через кроссовер АЧХ 25-миллиметровых высокочастотников близка к АЧХ 28-миллиметровых.

22.gif

Однако если проанализировать чуть глубже, то окажется, что на деле они ведут себя совершенно иначе. По крайней мере, рост искажений со снижением частоты начинается позже. А это значит, что при прочих равных они будут играть даже легче, чем 28-миллиметровые.

23.gif

АЧХ и КГИ 25-мм твитера акустических систем DLS R4.2 при включении в полную полосу

Красная – АЧХ по оси динамика

Фиолетовая – коэффициент гармонических искажений

В общем, крайне необычные и многообещающие динамики. По крайней мерее, по параметрам. Но параметры – это только половина дела, надо пробовать, как они звучат на деле.


Прослушивание

На этот раз начну с 4-дюймовых динамиков. Кое в чём они мне показались даже интереснее, чем 6,5-дюймовые. Для прослушивания ставил акустику в свои обычные тестовые корпуса объёмом около 30-35 литров.

DLS RC4.2

Звучание для 4-дюймового калибра неожиданно полновесное и действительно басовитое. Ощущение, что играет полноразмерная акустика. Порой ощущается небольшой нажим в СЧ-диапазоне, что немного заметно на вокале и некоторых инструментах – они как бы становятся ближе.

На СЧ и ВЧ акустика не создаёт впечатление какой-то "легковесности", но при этом атака абсолютно не скрадывается. К примеру, в рояле удары молоточков по струнам очень чёткие, "быстрые". В саксофоне характерная "медная" вибрация не замыливается. Да и вообще, с DLS RC4.2 абсолютно не возникает ощущения "накинутого на динамики покрывала", в чём частенько обвиняли модели DLS более крупных калибров.

Верха ровные, без сипилявости или какого-то характерного окрашивания, как и положено хорошему шёлку. Из общей музыкальной картинки не выбиваются. Твитеры лучше направлять в сторону слушателей, в крайнем случае – с небольшим разворотом (скажем, на соседнего пассажира).

DLS RC6.2

DLS RC6.2 звучит совсем иначе. Акустика уже не старается выжать максимум басовитости из небольшого калибра, а просто уверенно играет в НЧ диапазоне. Хотя, конечно, при обычной установке в двери бас будет восприниматься не таким сочным, как при установке в ФИ корпуса. Рельеф баса несколько смягчён, но при этом динамик уверенно контролируется усилителем – не срывается в гудение и не зашивается при попытке забираться поглубже в нижние частоты.

Серединка тоже другая. Внимание на совсем уж мелких нюансах и атаке не акцентируется, зато звучание воспринимается как-то более цельно что ли. Не отвлекаясь на отдельные детали, начинаешь слушаешь всё сразу. Такая манера подачи имеет своих почитателей. В конце концов, когда мы смотрим телевизор, мы же не разглядываем отдельные пиксели.

Верх цельный и правдивый, хотя если честно, то 25-миллиметровые RC25 из 4-дюймового комплекта понравились даже чуть больше – в них больше "воздуха", они играют как-то легче, при этом сохраняя свой "шёлковый" характер. Эти твитеры тоже чувствительны к углам разворота, поэтому направлять их тоже лучше в салон. Пусть и не прямо на слушателей, но не на отражение от стекла и не под штатные сетки – это точно.


Вывод

Крайне необычные и многообещающие динамики с шикарным басовым потенциалом. Правда, при простой установке в дверь этот потенциал вряд ли раскроется полностью. Зато если заморочиться с "фазиками", то от 6,5-дюймовых DLS RC6.2 можно получить такой бас, что в половине случаев никакой саб будет не нужен.

И в обоих случаях к этим динамикам стоит присмотреться мотоциклистам. Обеспечивать солидный панч при установке в очень компактные корпуса могут лишь единицы акустических систем. А что касается 4-дюймовых DLS RC6.2, то какой-то альтернативы им в этом смысле и пока и вовсе нет.


Источник: carmus.ru


Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: