Звукосниматель Acoustical Systems Archon

Звукосниматель Acoustical Systems Archon

«Купив головку Archon, вы никогда не пожалеете об этом, если будете обращаться с ней достаточно осторожно»

Рой Грегори, март 2017

Компания Acoustical Systems в основном известна благодаря инструменту для настройки винила SMARTractor, предлагающему пользователю беспрецедентную свободу выбора шаблонов и прецизионную точность установки головок звукоснимателей, в то время как очень многие комментаторы и производители пытаются навязать аудитории ошибочное мнение о легкости настройки винила, полагая, что тем самым им удастся увеличить спрос. Лукавство здесь в том, что сам по себе интерес к винилу основан на стремлении к повышенному качеству воспроизведения, которое напрямую зависит от точности настройки – что очень быстро доходит до тех, кому в руки попадается столь продуманный и великолепно выполненный инструмент, как SMARTractor. Точность установки и настройки напрямую влияют на результат – на то, что можно легко услышать. Ценность инструмента SMARTractor помимо того, что он значительно упрощает сам процесс настройки, в том, что он позволяет лучше понять, какие параметры и каким образом влияют на качество аналогового воспроизведения. Это заключение подтверждено еще и тем, что помимо геометрии Лоефгрена и Бервальда данный шаблон включает новый стандарт UNI-DIN, разработанный Acoustical Systems. Напомним, что подобных нововведений в виниловой области не наблюдалось, начиная с 40-х годов прошлого века и появления долгоиграющих пластинок.

19.jpg

Дитрих Бракмайер, глава компании Acoustical Systems, посвятивший себя детальному изучению всех аспектов воспроизведения винила, полон идей, которые он воплотил в своеобразные конструкции тонармов и в определенно самый амбициозный виниловый проект в мире – проигрыватель Apolyt.

Итак, сполна оценив преимущества SMARTractor и геометрии UNI-DIN, которые стали ключевыми факторами в настройке моей виниловой системы, неудивительно, что у меня возник живой интерес и к звукоснимателям AcousticalSystems и конкретно к модели Archon, о которой пойдет речь в данном обзоре. Компания производит всего четыре довольно похожих модели головок, из которых Archon стоимостью в 2780 евро – самая доступная. Затем идет Astron, фактически тот же Archon, но с тщательной отборкой по параметрам, еще выше – Aiwon, знаменующий дальнейший этап развития базовой конструкции звукоснимателя. Подробности конструктивных отличий флагмана Palladian держатся в тайне, хотя на вид он эта головка во многом схожа с остальными.

Все три модели на букву «А» имеют серебряные катушки, заточку иглы Shibata EVO, алюминиевый иглодержатель и низкую податливость (порядка 9 cu – заявляемая величина является статической). Все это привлекательно, но не уникально. А что уникально – по крайней мере, на мой взгляд – это открытый корпус, выточенный из сплошного бруска титанового сплава Timet 1100, демпфированный с помощью наполненных маслом каверн в строго определенных местах.  Насколько я понимаю, это главное.

Однако, как и во всем, что связано с аудио, а в особенности с аналогом, кажущиеся очевидными вещи не всегда оказываются таковыми на самом деле. Archon – определенно не самая красивая головка из всех головок с подвижными катушками; с такой внешностью – корпус в форме перевернутой сидячей ванны с неуклюже (по крайней мере, на вид) точащим генератором – на фоне «обнаженных» моделей типа Lyra, не говоря уже о полностью «одетых», особо не покрасуешься. Это, безусловно, вещь в себе и, естественно, в этом есть своя логика. Отход от наличия полноценных внешних доспехов в данном случае объясняется теми же причинами, что и существование открытых головок в целом (меньшая масса и отсутствие корпусных призвуков). Но все же и то, что осталось из «одежды», достаточно хорошо защищает проводки толщиной с волосок по бокам от генератора, что делает головку не такой беззащитной в руках пользователя. Верхняя крышка корпуса головки также не совсем обычна. Два ряда из трех резьбовых отверстий говорят о том, что оптимальный навес может быть выставлен практически с любым тонармом (за исключением, вероятно, ныне не выпускаемого Naim ARO со своими резьбовыми отверстиями) при условии надежного механического контакта головки с шеллом. Выступающий генератор с торчащим иглодержателем могут лишить многих виниловых установщиков спокойного сна, но, как уже было замечено, Archon допускает более фривольные манипуляции, чем другие головки открытой конструкции, а благодаря его физической открытости и белоснежному (отчетливо видимому) алюминиевому иглодержателю эта головка оказалась самой легкой в настройке из всех, с которыми мне приходилось иметь дело.

Что касается иглодержателя, порывшись в литературе на эту тему, можно найти ссылки на покрытие C-37. Для тех, кто не знает, что это такое: это лак, который изобрел немецкий скрипичный мастер Дитер Эннемозер, и лучшая аналогия этому составу – состав для пропитки диффузоров динамиков. Фактически, C-37 сам по себе может использоваться для этой же цели, но это лишь крошечная часть всего разнообразия его применений. Смысл названия С-37 прост: это округленная до целого числа температура тела, а Эннемозер как раз изучал зависимость звуковых свойств различных материалов от температуры.

В отличие от многих знахарских рецептов со «змеиным маслом», рецепт Эннемозера дает очевидные результаты, и изобретенный им лак находит все новые применения в самых разных изделиях. Что мне показалось наиболее интересным в отношении Archon (помимо очевидного воздействия состава на характер резонансов критичного элемента системы, каковым является иглодержатель), это сочетание математически строгого объективного подхода, иллюстрируемого таким инструментом, как SMARTractor, с интуитивной эмпирикой, направленной на то, что не поддается прямолинейному научному описанию, но также влияет на звук. Этим объясняется та ловкость, с которой Archon балансирует на грани музыкальности и технической обоснованности.

В числе других интересных особенностей общая масса звукоснимателя, слегка превышающая 11 г, рекомендованная прижимная сила в 1,8 г и нехилый выход в 0,5 мВ – все в пределах принятых норм. Acoustical Systems производит немагнитные бронзовые крепежные болты разной длины (правда, для них потребуется плоская отвертка, которая по сравнению с шестигранным ключом не так удобна). И все же не спешите по этой причине поставить на них крест, если только ваши болты под шестигранный ключ не точно такие же (а большинство из них магнитятся), гарантирую, разница есть. Выводы у головки стандартных размеров, что всегда оказывается приятным открытием, с легко определяемыми каналами, и это последний штрих к описанию данной хорошо продуманной и практичной конструкции.

Из моей практики розничных продаж следует, что неловкое обращение с этими кожухами убило больше головок, чем даже щеточки и кошки...

Единственно, чего не хватало испытуемой головке, это защитного кожуха, хотя лично я эти штуки ненавижу. Из моей практики розничных продаж следует, что неловкое обращение с этими кожухами убило больше головок, чем даже щеточки и кошки, и это говорит о многом! В последнее время Acoustical Systems предлагает защиту для иглы Archon, а также полностью закрывающие всю головку кожухи SMARTguard, но, поскольку я их пока не видел, комментировать не стану.

Сперва я испытал Archon на тонармах Kuzma 4Point и Tri-Planar Mk VII, получив впечатляющий результат по всем показателям, но с тонармом Kuzma 4Point 14 планка поднялась на еще гораздо более значительную высоту. Низкая податливость головки в сочетании с высокой стабильностью тонарма дали большой прирост в динамике, уверенности и реалистичности, а открытый, чистый звуковой почерк самого тонарма, создающий четкую и достоверную звуковую сцену, послужил отличным фундаментом для проявления музыкальных способностей Archon. Эти способности очень значительны, но чтобы реализовать их в полной мере, вам придется произвести настройку в довольно специфическом ключе. Настройка Archon, установленного на стандартном тонарме 4Point, с помощью инструмента Acoustical Systems SMARTractor по шаблону UNI-DIN обернулась большим скачком – разница оказалась существеннее, чем с многими другими головками.

Это не удивительно, ведь шаблон и головка по сути есть две стороны одной медали, хотя это лишь лишний раз подчеркивает, насколько взаимосвязаны все особенности конструкции головки и параметры ее настройки. Но когда я решил переставить головку на 14-дюймовый тонарм, возникла проблема: штанга SMARTractor рассчитана не более, чем на 12 дюймов. Так что я лишился и инструмента SMARTractor, и шаблона UNI-DIN. Новая штанга (теперь доступная в качестве опции) явилась закономерным решением проблемы, и головку наконец можно было настроить на более длинном тонарме со всей тщательностью и по желаемому стандарту. Результат еще раз показал, насколько чувствителен Archon к настройке по UNI-DIN, из чего следует, что если вы решите пойти путем Acoustical Systems, то вам следует иметь в виду, что это не просто еще один вариант настройки, а самый предпочтительный. Надеюсь, дилеры, продающие Archon, смогут предложить покупателям еще и SMARETractor.

Еще один момент неожиданно оказался весьма важным в настройке. Любые головки реагируют на малейшие изменения VTF, но в случае с Archon VTF оказался сверхкритичным параметром не только в плане временнЫх соотношений и интервалов между нотами, но также в передаче окраски звука инструментов, телесности, эффекта присутствия и общего ощущения пространства. Оказалось, что это ключевой фактор, от которого зависит, будет ли музыка звучать «причесанно» и при этом довольно безразлично или со всем поглощающим слушателя драматизмом, на который способен этот звукосниматель. Этому аспекту следует уделить особое внимание, поскольку шаг настройки очень мал. К счастью, композитный противовес у тонарма 4point делает процесс несложным с хорошей повторяемостью результатов, но вне зависимости от типа тонарма это именно то, через что стоит пройти, если вы ждете от головки Archon полного раскрытия его музыкальных талантов.

Звучание Archon рождает чувство спокойной уверенности, невозмутимости. В нем нет никакого неистовства, битья в грудь, ничего не выстреливает и не выделяется, отсутствует искусственная подчеркнутость контуров или излишняя пространственность. Никакой фальши. Если бы я слушал эту головку в первый раз вслепую, я бы, наверное, решил, что Ortofon наконец ухитрился попасть в десятку по музыкальности. Больше, чем что-либо другое, Archon напомнил мне нейтральность, насыщенность и тонкость текстур звукоснимателя Ortofon MC7500, но без приглушенной динамики и ужасающе низкого выхода. Или, другими словами, это могла быть лучшая из всех головок с подвижными магнитами, но без недостатка по разрешению и потери микродинамики. Здесь присутствовал явный намек на сладкую, рафинированную грациозность низкоуровневых звукоснимателей SoundSmith, а также в значительной степени осязаемость середины и эффект присутствия, которые ставят звукосниматели Supex в особый ряд.                         

...очень немногие звукосниматели способны звучать настолько стабильно, весомо и уверенно, как Archon, в то же время с такой легкостью передавая течение музыкальной мысли.

Хм, думаю, здесь открывается целая новая перспектива. Каждый раз, когда я, пытаясь классифицировать эту головку, я ловлю себя на мысли, что она похожа то на ту, то на другую, но не слишком. И это важно, поскольку говорит о том, что если уж головка Archon и не настолько революционна, то определенно аутентична и самодостаточна. Есть головки (например, Fuuga) с еще большей музыкальной выразительностью или более широким динамическим диапазоном. Есть и значительно более скоростные (как Lyra Atlas). И, конечно, такие, которые звучат намного эмоциональнее (как некоторые модели Clearaudio). Но очень немногие звукосниматели способны звучать настолько стабильно, весомо и уверенно, как Archon, в то же время с такой легкостью передавая течение музыкальной мысли. Вместе с этой уверенностью приходит чувство легкости восприятия самой музыки и ощущение не только того, что в звуке присутствует все, что и должно быть, и все это не только на своем месте, но и происходит в нужный момент. Это чувство ритма и ощущение развития музыкальной мысли, это вовлечение в музыкальное действие, и это то, что ставит Archon на особое место, но одновременно характеризует и настройку UNI-DIN как суперкачественную. После этой головки кажется, что любые другие, за исключением очень немногих, звучат натянуто и фальшиво.

Для любого компонента, преуспевшего в натуральности в противоположность к напыщенности, наиболее сложным испытанием всегда бывает вокал, тот инструмент, который мы знаем лучше всего. Чем тише и интимнее запись, тем критичнее становятся вносимые системой неточности и искажения. Чем лучше знаком вам конкретный голос, тем слышнее будут недостатки его воспроизведения.

Давайте начнем со знакомой записи Элеанор МакЭвой с ее характерной дикцией и тем мягким ирландским акцентом, который всегда сквозит в ее артикуляции. Вокал на «Last Seen October 9th”» (Yola [Market Square / Vivante VA 302]) на фоне негромкого фортепианного аккомпанемента выделяется очень сильно. С головкой Archon ее голос был безошибочно узнаваем – возможно, это было самое естественное его представление, какое я имел удовольствие слышать (а ее голос и в речитативе, и в пении я знаю очень хорошо). И не только в плане тональной или гармонической достоверности, но и по масштабам, фразировке и нюансировке. И если звукосниматель Acoustical Systems не дотянул до Lyra Atlas по абсолютному разрешению и прозрачности, то ему великолепно удалось передать эмоциональный посыл, что является следствием гармоничного сочетания всех его достоинств в противовес к рекордным показателям по отдельно вырванным из контекста характеристикам. Благодаря этому песни типа «Last Seen…» буквально вышибают слезу.

Глобальное ощущение целостности и непрерывности того, что слушаешь, это больше, чем просто ощущение пространства. Это еще и ощущение времени. Если фразировка и артикуляция Элеанор МакЭвой мгновенно узнаваемы, то же можно сказать и об эклектике стиля Сюзанн Вега с ее пристрастием к разрозненной ритмике в духе сорочьего стрекотания. В серии Close Up, включая альбомы Volume 2 и Peopleand Places [Amenuensis / Music On Vinyl MOVLP 231], она поет практически без сопровождения, и ее самозабвенные трюки с ритмом и темпом выходят на первый план. Будь то гипнотический рефрен на «Tom’s Diner», плавно разворачивающийся сюжет на «The Queen & The Soldier», рваные диссонансы на «Luka» или прямолинейный роковый ритм на «Neighborhood Girl», каждая из этих песен имеет свой собственный оттенок и темп, свой характер развития, то ненавязчивый, а то агрессивный, явный или скрытый. Возьмем же теперь The Dumbest Magnets Долли Варден [Diverse Records DIV 007LP], и вот перед нами совершенно иные откровения, хрупкое изящество дуэта Доусона и Кристиансена, совершенно особое переплетение их голосов на фоне изящных инструментальных аранжировок. И здесь опять Archon продемонстрировал чистое и непринужденное звучание, в котором все составные музыкальных гармоний свободно складываются в одно смысловое целое.

Но есть и нечто общее для всех этих примеров: вовлекающее, коммуникативное начало, вызывающее у слушателя невольное желание подпевать. И поскольку это свойство сохраняется на всех столь разных музыкальных фрагментах, оно не теряется и на разных записях и версиях записей. От джаз-бандов до камерной музыки и до больших оркестров звучание Archon не прекращает вызывать у слушателя чувства сопричастности и целостности, открытое, не перегруженное представление звука позволяет музыке свободно дышать. Подобно тому, как настройка UNI-DIN делает течение музыки непринужденным и масштабным, изящная грациозность звукового почерка Archon в сочетании с четкостью ритмической основы и способностью собирать отдельные части в цельный образ почти физически вовлекает слушателя в музыкальное представление. Чем больше я слушал, тем больше убеждался в правдивости презентации музыки, основанной на внутреннем ощущении точности пропорций в пространственном и динамическом аспектах. Этот звукосниматель точно выдерживает все громкостные соотношения, будь то вокал МакЭвой на фоне фортепиано или приглушенные тимпаны во 2-й симфонии Сибелиуса. Или, другими словами, музыка дышит и живет, набирает силу или замирает, и все отчетливо слышные мельчайшие градации делают ее восприятие еще более естественным.

Еще одно достоинство в придачу к релаксирующему и в то же время музыкально-коммуникативному звучанию Archon состоит в том, как эта головка относится к шумам пластинки, отправляя их на какой-то отдельный от музыкального сигнала план. Немногие звукосниматели способны так справляться с не самыми идеальными по состоянию виниловыми дисками, как эта, и еще более редкие из них могут сглаживать непреодолимые препятствия на виниловой поверхности до уровня почти безобидных мелких неприятностей. В данном случае скрежет и щелчки теряют острую, агрессивную атаку, которая и придает им столь высокую заметность. Связано ли это с недостатком энергетики в верхней части звукового диапазона, невысоким разрешением или низкими скоростными свойствами? Я бы скорее согласился с тем, что если здесь чего-то и недостает, то скорее выбросов на резких атаках сигнала и неравномерностей частотной характеристики. В конце концов, в случае придавленного верха вокал вряд ли звучал бы настолько натурально. Как и не было бы такого натиска и энергетики у скрипок и других смычковых инструментов на 40-й симфонии Моцарта (ECO [Decca SXL 6372]), в записи, отлично передающей акустику зала. Напротив, по этим показателям Archon как раз выигрывал у большинства других звукоснимателей, которые у меня были.

С логической точки зрения для описания подобного характера звука, казалось бы, напрашивается такое определение, как «компактный». Ведь Archon не особо «выпячивался» в стороны или вниз по сравнению с другими упомянутыми мной головками. Ему недоставало неистовой мощи и уверенности головки Fuuga, невероятно широкой сцены Clearaudio Goldfinger Statement или чувства пространства и точности пропорций Lyra Etna, но вместе с тем – и непомерно задранных цен, по которым продаются эти головки. Мне приходилось периодически вспоминать о сравнительно скромных ценовых амбициях Archon, что в наши дни, когда сумасшедшие цены принимаются рынком на ура, не совсем обычно.

Как нетрудно догадаться, здесь мы выходим на тему соотношения цен и ценностей. Многие как должное принимают постулат «что чем больше, тем лучше» и считают, что если от ценового ярлыка мутнеет в глазах, то это обязательно должно быть обосновано непревзойденным качеством звука. Для других же сама мысль о том, чтобы потратить почти 3000 евро на какую-то головку – предмет, который подвергается износу каждую минуту, пока вы им пользуетесь – кажется дикой. Ни тех, ни других, скорее всего, не удастся склонить к приобретению головки Archon. Она просто не вписывается ни в ту, ни в другую категорию: слишком дорога для одних и недостаточно гламурна для других. Но звукосниматели занимают привилегированное положение в исходной точке системы. И поэтому они фактически определяют и ограничивают качество всего того, что следует за ними. Ни один другой отдельно взятый компонент не обладает способностью формирования естественности представления и звукового почерка системы в такой степени, и поэтому инвестиции в звукосниматель усиливаются в последующих компонентах тракта точно так же, как и сам генерируемый им сигнал, и это факт, который необходимо иметь в виду.

Исходя из всего вышесказанного, экстраординарная нейтральность головки Archon с ее врожденной музыкальностью и в сочетании с практичностью в плане установки и хорошими интерфейсными свойствами имеет весомое значение. Не то, чтобы благодаря сбалансированности положительных качеств этот звукосниматель не испортил общего впечатления от системы, на самом деле эти его качества и определили это самое впечатление, направив работу системы на «безопасный» для звука путь. Я понимаю, что термин «безопасный», как и «чувствительный», не есть самый сексуальный, но именно он лучше всего отражает уникальность звукоснимателя Archon. На самом деле, какая может быть сексуальность, если полная безопасность не гарантирована? Да просто послушайте женские голоса или Марту Аргерих, исполняющую Шопена (о да, и в воспроизведении фортепиано Archon также весьма преуспел). Чистота выражения музыкальной мысли, эмоциональная коммуникативность, свойственные Archon, это и есть то, что делает его сексуальным. Нет, конечно, возможно, Archon не обладает умопомрачительными скоростью, разрешением, динамикой или прозрачностью лучших в мире звукоснимателей. Он не может соревноваться я с ними по силе накала страстей. Зато по степени нейтральности и музыкальной выразительности Archon им вполне соответствует, а иногда и выигрывает – при своей вполне доступной цене.

Ключевое слово здесь – когерентность: основные музыкальные качества Archon пребывают в полной взаимной гармонии. Более того, все они работают слаженно, как в удачно укомплектованной команде, коллективный труд которой позволяет одержать верх над, возможно, более одаренными, но менее организованными конкурентами. Несложно будет найти такую головку, которая сможет победить Archon по отдельным показателям, но при этом такие головки непременно окажутся сильно дороже, но вот взять верх одновременно и по звуку, и по музыкальности смогут только самые лучшие и самые дорогие модели. Исходя из этого, приобретение головки Archon не только целесообразно с точки зрения экономии средств, но и как вложение в вашу систему, в ее будущее «здоровье» и верность направления. Недостатки аналогового источника впоследствии ничем уже не компенсируются.

Что же касается жанровых предпочтений, Archon справляется с любыми направлениями музыки. Он склонен легко прощать дефекты пластинок и вытаскивает из них все до последних мелочей. Благодаря тональной достоверности, непринужденной презентации музыки и ощущению внутренней сбалансированности его можно отнести к универсальным и убедительным исполнителям. Если вы собираетесь приобрести звукосниматель более высокого качества, чем ваш, но не готовы распахнуть кошелек со словами «Берите, сколько надо», Archon может стать лучшим выбором. В этой странной рыночной нише, которая расположена выше продаж катушек зажигания, но ниже рынка настоящей экзотики, Archonпрочно занимает место ориентира, на который должны равняться другие подобные изделия. Если вам нужно что-то более громкое и агрессивное, с неистовым драйвом и сумасшедшей энергетикой (особенно в области баса), тон здесь задает Kuzma, но для более сбалансированного и менее «выставочного» воспроизведения, когда глубина восприятия музыки важнее внешних эффектов, звукоснимателю Archon трудно будет найти замену.

Так насколько же хорош этот звукосниматель? У меня есть очень хорошие и очень дорогие головки. Все они лучше, чем Archon, и стоят вдвое, а то и в пятеро дороже. Тем не менее, слушая Archon, я нечасто испытывал жгучее желание заменить эту головку на один из более экзотических альтернативных вариантов, ожидавших своей очереди. Эта головка оказалась способной на многое, она звучала захватывающе, красиво и сбалансировано, но, прежде всего, абсолютно убедительно. Она может стать последним привалом перед тем, как вы начнете карабкаться на аудиофильские и финансовые вершина. Купив головку Archon, вы никогда не пожалеете об этом, если будете обращаться с ней достаточно осторожно.

Сопутствующая система

Аналоговое оборудование: тонармы VPI Classic 4 с тонармами SDS, VPIJMW 12.7 и Tri-Planar MkVII; проигрыватели Kuzma Stabi Mс тонармом 4Point 14; головки Allnic Puritas и Puritas Mono, Clearaudio Goldfinger Statement, Fuuga, Kuzma CAR-50, Lyra Etna, Dorian, Dorian Mono; головка DS Audio DS-W1 с сопутствующим эквалайзером; прижим Stillpoints Ultra LP Isolator; фонокорректоры Connoisseur 4.2 PLE и Tom Evans Audio Designs Master Groove.

Цифровые источники: проигрыватели CD Wadia S7i и Neodeo Origine S1, D-транспорт CECTL-3N.

Предварительные усилители: Connoisseur 4.2 LE, Tom Evans Audio Designs The Vibe и VTL TL-7.5 Series III Reference.

Усилители мощности: Berning Quadrature Z и моноблоки Jadis JA30, два стерео-усилителя VTL S-400 Series II Signature.

Акустические системы: Wilson Audio Sasha W/P Series 2 и два сабвуфера WATCH Dog, Wilson Benesch Square Five и Endeavour.

Кабели: полные комплекты Nordost Odin и Valhalla 2, либо Crystal Cable Absolute Dream, включая сетевые. Силовая линия Quantum QB8 или Crystal Cable Power Strip Diamonds, с фильтрами Quantum Qx2 и Qx4 и сетевыми кондиционерами Qv2.

Аппаратные стойки: Harmonic Resolution Systems RXR, Hutter Racktime или Quadraspire SVT Bamboo с конусами Nordost Sort Kone и демпферами HRS Nimbus. Кабели на подставках HECC Panda.

Акустическое оформление: широкополосные акустические поглотители за местом слушателя, комбинация акустических панелей RPG Skyline и Leading Edge D.

Аксессуары: шаблон SMARTractor, USB-микроскоп, демагнетизатор Aesthetix, точные жидкостный и лазерный уровни, антистатическое средство Furutech, устройство для чистки винила VPI Typhoon, программное приложение Dr. Feikert Platter Speed.



Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: