Проекторы Sony VPL-XW5000ES и VPL-XW7000ES: UHD-оптимизация и стандартизация
Sony затеяла масштабную перестройку своей линейки проекторов для ДК
Проекторы с индексом XW в названиях компания Sony представила год назад, об их экспорте (несмотря на фактическое отсутствие представительства компании в России) множество фирм начало говорить уже весной, а первые экземпляры появились у нас летом. И к данному моменту появилось уже достаточно много рецензий на них, однако никто из обозревателей не сказал главного: Sony решила кардинально поменять подход к построению своих проекторов, переделав всю линейку полностью, и три модели с индексом XW — это только начало. Начало как с технической точки зрения, так и с маркетинговой.
То есть буквально: это модели начального уровня. Да-да, несмотря на цену. Теперь все будет стоить дороже, и примеры вы сами можете найти во всех товарных группах. Поэтому и сравнивать эти проекторы с моделями даже ближайших конкурентов не совсем корректно. Их можно сравнивать между собой, делая определенные выводы, поэтому было решено рассказать о них в единой статье, а не в разных.
От 4К к UHD
Почему перестройка, а не эволюция? Чтобы картина выстроилась яснее, немного заглянем в прошлое. В 2012 году Sony первой представила бытовой 4К-проектор для домашнего применения — VPL-VW1000ES. Причем в нем сразу же использовались матрицы с реальным 4К-разрешением, 4096 х 2160 пикселей.
Доступного 4К-видео тогда еще не существовало, бытовых стандартов по его передаче — тоже, поэтому и отображать его проектор просто не мог — ни с HDR, ни без него. Поддержка привычного нам видео с разрешением 3840 х 2160, которое применяется и на дисках, и в потоковых видеосервисах, у него просто отсутствовала.
Кинематографическое 4К-разрешение в 4096 х 2160 пикселей для матриц было выбрано по нескольким причинам. Прежде всего, компания теснее всех прочих связана с кинематографом, а тогда именно в нем закладывались самые перспективные технологии видео, включая работу со сверхвысоким разрешением.
Имея такое положение, компания попутно рассчитывала стать и ведущим производителем проекторов для больших кинотеатров, продвигая стандарт 4К на рынке, тем более что в других сферах кинопроизводства она уже себя неплохо зарекомендовала: именно ее модели стали первыми цифровыми кинокамерами в индустрии. А в бытовых проекторах она таким образом сходу повышала ставку, выводя качество своих аппаратов сразу на более высокий уровень. В итоге все последующие 4К-проекторы для дома она делала на матрицах с разрешением 4096 х 2160 пикселей.
У Sony VPL-XW7000ES объектив с 2-кратным зумом и линзами с просветлением
Прошло 10 лет. Видео с разрешением 4096 х 2160 в свободном доступе так и не появилось, экранов с соответствующим ему соотношением сторон 17:9 — тоже. В итоге все владельцы проекторов с таким разрешением просто не используют часть пикселей по бокам, выводя их за пределы рабочей поверхности экрана, значит, фактически не используя возможности этих проекторов полностью.
Да и приоритеты у покупателей оказались несколько иными. Всем нужна прежде всего высокая яркость, в том числе и для того, чтобы смотреть кино при свете, а причастность к миру кинематографа имеет явно не первостепенное значение. Наличие 4К, точнее, поддержки форматов ультравысокой четкости, при этом очень важна, а лампы в проекторах под любым соусом, даже если в реальности они дают лучшую цветопередачу, не нужны в принципе — лазер и только лазер!
В Sony сделали выводы и в 2022 году представили новую линейку проекторов с индексами XW. Во всем мире она состоит из трех моделей: Sony VPL-XW5000ES, VPL-XW6000ES и XW7000ES, но в Европе, откуда и будут основные поставки в Россию, продают только две модели — VPL-XW5000ES и XW7000ES. Благодаря форме корпусов внешне они напоминают прежние проекторы компании, но технически у них нет ничего общего — за исключением, может, некоторых вспомогательных деталей вроде кулеров, сервоприводов и прочего. Даже HDMI-входы, несмотря на схожие характеристики, у них другие!
Новый чип с разрешением UHD 3840х2160 пикселей
Прежде всего, у новых проекторов другие матрицы. В официальном пресс-релизе Sony, посвященном новой линейке, сказано, что в ней применены «самые маленькие SXRD-чипы в истории» с диагональю 0,61 дюйма, когда как ранее применялись 0,74-дюймовые чипы. После наводящих вопросов от специалистов по теме вроде главного редактора projectorcentral.com выяснилось, что «в целом дизайн у новых чипов такой же», то есть габаритные размеры, разъемы под шлейфы и межпиксельное расстояние точно такие же.
Уменьшившаяся диагональ получилась из-за уменьшения рабочей площади чипов, потому что пикселей у них тоже стало меньше — разрешение теперь 3840 х 2160, а не 4096 х 2160, как было раньше. В чем смысл такой замены, если раньше и так все хорошо работало? А польза, на самом деле, со всех сторон.
Первое и главное: меньшие размеры рабочей поверхности позволяют уменьшить всю оптическую часть проектора, а это, в свою очередь, позволяет уменьшить не только габариты, но и себестоимость оптики и всего аппарата в целом. У моделей Sony серии XW компактнее не только объективы, но и engine-блоки с цветоделительными призмами, то есть, по сути, самые важные части проекторов. Именно поэтому новая линейка — это скорее революция, а не эволюция прежних моделей.
У Sony VPL-XW5000ES объектив меньше, с 1,6-кратным зумом и с ручными регулировками
Объективы стоят отдельного рассказа. У XW5000ES и XW7000ES они разные, и это везде особо подчеркивается. У младшей модели все регулировки, включая зум, фокусировку и оптическое смещение по двум осям, осуществляются вручную привычным способом — вращением колец и движков на объективе и колесиками на корпусе соответственно. У модели XW7000ES все регулировки моторизованные и управляются с пульта.
Сами объективы у моделей, разумеется, тоже разные. Для XW5000ES компания применила линзы из поликарбоната, а конструкцию во многом унифицировала с объективами, применявшимися на Full HD-проекторах компании, хотя ранее для моделей с индексами от 260 до 790 применяла другую «поликарбонатную» оптику. У XW7000ES объектив полностью новый и с линзами из стекла — на внешних есть даже слой просветления с характерным фиолетовым отливом.
Причем теперь объективы у новых моделей по размеру фактически одинаковые, когда как до сего момента «стеклянные» объективы у проекторов Sony всегда были больше, да и по качеству заметно отличались, что четко отражалось на изображении. Сейчас же у обеих новых моделей я не смог «поймать» фокус, чтобы стала заметна межпиксельная сетка.
Из этого можно сделать вывод, что XW7000ES не заменяет в нынешней линейке Sony снятую с производства модель VPL-VW890ES с шикарным большим «стеклянным» объективом, и скорее всего похожая на нее модель появится у компании позже, но будет более яркой, нежели 890, которая имела «всего» 2 200 лм светового потока. Нынешние же модели все ярче своих условных предшественников.
Теперь даже у «начальной» XW5000ES световой поток составляет 2 000 лм, а у XW7000ES — 3 200 лм. В описании к ним сказано, что лазерно-фосфорный источник света у них одинаковый, просто работающий фактически с разной нагрузкой. Однако при этом явно не возникает ощущения, что в XW7000ES он близок к пределу своих возможностей — проектор работает на удивление тихо, когда как его предшественники отнюдь не были бесшумными, особенно в первых партиях.
Это говорит о том, что у нового источника и его системы охлаждения есть ощутимый запас, который может быть использован в более мощных и ярких моделях — и потребность в них явно существует: 3 000 люмен для домашнего проектора сегодня - это уже мейнстрим, для экранов 150-180 дюймов нужно намного больше. А Sony сняла с производства не только VPL-VW890ES, но и легендарную модель VPL-VW5000ES с потоком в 5 000 лм, отчего в линейке компании образовался огромный разрыв между новой XW7000ES и флагманской VPL-GTZ380 с потоком в 10 000 лм.
Что у XW5000ES и XW7000ES одинаковый источник света, видно и по измерениям — у них не только одинаковой величины цветовой охват, но совпадают даже координаты локуса на графиках. По официальным данным его площадь составляет 95% от охвата DCI-P3, и это соответствует действительности. У некоторых конкурентов он может быть и больше, однако у Sony, в отличие от них, такой охват достигается без применения специальных фильтров (которые, кстати говоря, значительно снижают световой поток — до 30% в некоторых случаях).
Учитывая же, что в абсолютном большинстве фильмов реальный охват тоже не дотягивает до DCI-P3, существующие значения у проекторов Sony сложно назвать недостатком. А отсутствие потерь на фильтрах, напротив, следует признать однозначным достоинством. Кроме того, отсутствие у них жесткой привязки охвата и HDR-настроек позволяет получить более качественную картинку при калибровке.
Наконец, достижение таких значений охвата без фильтров развязывает руки инженерам — они могут их применить, допустим, в более дорогих и ярких моделях, где будет запас по световому потоку, получив таким образом охват, которого достичь конкурентам будет либо очень сложно, либо вообще не под силу.
Еще одна деталь, объединяющая обе новые модели — видеопроцессор постобработки с полным названием «X1 Ultimate for projector». Впервые его применили на флагмане нынешней линейки VPL-GTZ380. Как и его предшественники с более простым названием X1, он работает на базе объектно-ориентированного анализа изображения (в компании старательно избегают определения «искусственный интеллект»), на лету повышая четкость изображения, от чего визуально он будто бы улучшает фокусировку при съемке. Последнее свойство компания даже выделила как часть «технологии» улучшения изображения — Digital Focus Optimiser, хотя в реальности, конечно, никакого изменения фокуса не происходит.
Естественно, эти улучшения не включены «по умолчанию» — их можно регулировать, активировав «технологию» Reality Creation в меню. Но так как положения этой регулировки всего два, активацию Reality Creation лучше оставить постоянной — при ее отключении детали изображения начинают откровенно смазываться. Так происходит и в телевизорах Sony, и в предыдущих моделях проекторов фирмы.
Что из нового добавлено в данном процессоре, так это возможность динамического тон-маппинга, позволяющего на деле обойти отсутствие поддержки динамических метаданных Dolby Vision и HDR10+. Плеер с такой поддержкой суммирует данные с картинкой, выдавая преобразованный поток в формате HDR10, но с динамически меняющейся яркостью, а проектор по ней подстраивает остальные параметры, включая динамическое управление лазером.
У новых проекторов Sony вообще нет диафрагмы, тем более динамически управляемой — ее работу полностью заменяет управление лазерными диодами, которые «зажигаются» и гаснут в зависимости от требуемой для сцены яркости. Их много (точных данных пока нет) и срабатывают они мгновенно, от чего нарастание яркости происходит сверхплавно, так что включить динамическое управление настоятельно рекомендуется.
Причем в данном случае можно смело использовать настройку Full: пересвета, слишком темной картинки и запаздываний не будет, как у проекторов с диафрагмой. Также на полную имеет смысл включить и HDR Contrast, которая и отвечает за тон-маппинг, то есть нелинейную регулировку яркости темных и светлых участков для достижения лучшей естественности проработки деталей. Работает все это отлично, процессор не ошибся ни на одном из фильмов и роликов, что были просмотрены, в отличие от обработки в проекторах предыдущей генерации, включая великолепный VPL-VW890ES, которому для того, чтобы не было артфактов и ошибок, требуется внешний видеопроцессор вроде MadVR.
Порты HDMI имеют версию 2.0, но с HDCP2.3, позволяющим принимать сигнал 1080р при 120 Гц
Правда, делает такую обработку новый процессор у обеих моделей фактически с одинаковым качеством, когда как раньше оно отличалось у моделей разных ценовых диапазонов. Кроме того, у рассматриваемой пары нет, к примеру, поддержки новых форматов видео вроде 4К с частотой 120 Гц, VRR и ALLM. А у модели XW5000ES отсутствует еще и поддержка 3D.
И это вряд ли можно назвать просчетом со стороны Sony — бьюсь об заклад, что так сделано намеренно. Компания выстраивает новую линейку, в которой функции и технологии четко распределены среди моделей по ранжиру, а самые интересные и привлекательные «фишки» припасены для более дорогих аппаратов. Именно их покупатели требуют всего самого нового и совершенного, а большинству, судя по опросам, не нужны игровые технологии. Ему нужна яркость, 4К, долговечность работы, то есть лазер, и естественность цветопередачи. Все это у нашей пары есть. Просто XW5000ES предназначен для экранов с диагональю примерно до 120 дюймов, а XW7000ES — для 130-160 дюймов. Измерения только подтверждают этот вывод.
Измерения
Все замеры проводились в демо-зале компании Digis с экраном Stewart с белым матовым полотном диагональю 135 дюймов. Проекционное расстояние было около 4 м. Помещение было полностью затемнено, все стены и потолок темно-серого цвета. Никаких уловок вроде закрывания части светового потока не применялось.
В качестве измерительного оборудования использовались программа ColorFacts с люксометром Spider3 и лицензионным фильтром (для цветовых характеристик), программа Calman Ultimate c колориметром X-Rite i1Pro и генератор тестовых сигналов Murideo SIX-G (для яркостных).
После вычислений световой поток у Sony VPL-XW5000ES с профилем Reference и максимальной мощностью лазера получился даже чуть больше заявленного — около 2030 лм. У VPL-XW7000ES, напротив, чуть меньше — 3090 лм.
Контрастность Sony для своих новых проекторов указывает только максимальную динамическую — бесконечность. Измеренная же по методике on/off при отключении динамического управления лазером на «большом» зуме оказалась закономерно очень похожей у двух моделей, несмотря на кратную разницу в яркости: у XW5000ES — 20 780:1, у XW7000ES — 21 020:1. Просто и уровень черного у второй модели в таких условиях получается кратно выше. При этом если димминг лазера включить на максимум, проекторы не полностью отключают источник света на черном поле — уровень черного просто падает до 0,004 нит (у XW5000ES).
С контрастностью в одном кадре на «шахматном поле» (методика ANSI) похожая ситуация. У XW5000ES она составляет 328:1, у XW7000ES — 340:1. Это потому, что разница в оптических системах у них не кардинальная, а электронно ограничивать возможности младшей модели в угоду маркетингу в компании Sony не стали, что делает им честь.
Цветовой охват, как уже говорилось выше, у моделей на графике выглядит абсолютно одинаково. Вот так (светлый треугольник)
Это больше, чем Rec.709 (темный треугольник, таким его везде считали еще 15 лет назад), но меньше DCI. Для большинства релизов в HDR (за исключением тестовых файлов) этого вполне хватает.
При подаче SDR-видеоматериала проектор по умолчанию предлагает свою версию цветового пространства Rec.709, которая в реальности получает вот такой усеченный охват
Именно его по рекомендациям выбирают в качестве основы для калибровки под SDR, из-за чего видео становится откровенно бледным на фоне HDR, хотя в теории так быть не должно. Благо компания Sony припасла в настройках другие варианты.
Баланс цветов у обеих моделей по умолчанию («из коробки») тоже похож и по уровню линейности, и по соотношению цветов. Выглядит он так (настройка в меню D55)
И это, надо признать, почти безупречный вариант — реальная температура в среднем составила 6800К. Довести баланс до идеального с температурой 6500К потребует минимального воздействия, а, значит, при этом потери также будут минимальными.
Собственно, это и подтверждает тезис о том, что у обеих рассматриваемых моделей все в порядке с цветопередачей.
Выводы
Затеяв полное обновление линейки кинотеатральных проекторов, Sony выпустила как минимум две весьма удачные модели, в которых есть все, что нужно современным кинолюбам, без лишних добавок: технология проецирования без эффектов, нагружающих зрение, UHD-разрешение, динамический тон-маппинг для совместимости со стандартами HDR, высокая яркость, долговечность источников света, позволяющих забыть о смене ламп, и отличная цветопередача. А также не забыла об инсталляторах, оставив все необходимые настройки даже в модели начального уровня.
Ее, то есть Sony VPL-XW5000ES, можно еще и смело назвать наиболее выгодной покупкой, учитывая соотношение качества и цены. Недаром она получила массу наград от ведущих A/V-изданий Мира.
ДОСТОИНСТВА
Естественная цветопередача, высокая яркость, безупречный тонмапинг, минимальный шум работы вентиляции
НЕДОСТАТКИ
Цена у XW7000ES
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
-
Технология проекции: три 0,61-дюймовых панели SXRD
-
Разрешение: 3840x2160
-
Объектив, зум: ручной, х1.6 (моторизированный, х2.0)
-
Сдвиг линз: по вертикали ±71% (85%), по горизонтали ±25% (36%), ручной (моторизованный)
-
Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)
-
Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов
-
Световой поток (максимальный): 2000 (3200) ANSI-люмен в максимальном режиме работы
-
Динамическая контрастность: бесконечность
-
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096x2160/60p
-
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096x2160/60р
-
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.3, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)
-
Акустический шум: 24 (26) дБ в экономичном режиме работы
-
Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 460x200x472 (460x210x517) мм
-
Масса: 13 (14) кг
Источник: stereo.ru