Проигрыватель винила Pro-Ject Signature 10
Австрийская Pro-Ject Audio Systems получила мировую известность благодаря недорогим, но качественным проигрывателям с прекрасно сбалансированным звучанием. Но в каталоге производителя есть модели не столь известные — премиального класса, в которых разработчики реализовали всё своё мастерство с минимальной оглядкой на стоимость.
Испытываем роскошную модель Signature 10 и первые в России рассказываем о ней со всеми подробностями.
МАСТЕР РЕАЛЬНОСТИ
И в самом деле, многие почитатели винила знакомы именно с доступными проигрывателями Pro-Ject, да и для самого производителя массовый сегмент наиболее важен с финансовой точки зрения — количество проданных штук ежегодно исчисляется десятками тысяч. Причина такой популярности известна: даже модели начального уровня способны передать красоту аналогового звучания.
Сейчас же перед нами представитель не столь многочисленного класса — аристократ из элитной серии Signature. Постараемся выяснить, удалось ли его создателям добиться столь же привлекательного соотношения цены и качества, которое мы и сами неоднократно отмечали в обзорах бюджетных моделей Pro-Ject.
Закон действующих масс
Внешне модель Signature 10 производит сильное впечатление, особенно если она, как в нашем случае, в эксклюзивной отделке Walnut Burl Satin (матовый шпон орехового капа). Но взгляд привлекает даже не столько экзотический шпон, сколько фантастический вид тонарма, играющего под софитами зеркальным хромом. К нему мы обязательно вернёмся, а знакомство начнём с не менее важного узла проигрывателя — его привода.
Солидный опорный диск диаметром 300 мм и массой 10,4 кг своей инерцией определяет уровень детонации проигрывателя, заявленное значение которого не превышает ±0,01%. Диск выточен из алюминиевого сплава, и чтобы успокоить его резонансы, с нижней стороны сделаны вставки из термопластичного эластомера TPE. Дополнительное демпфирование обеспечивает виниловый слипмат, наклеенный на верхнюю плоскость. Он же обеспечивает и виброразвязку виниловой пластинки, которая прижимается 405-граммовым клэмпом, поставляемым в комплекте.
Но 10 с лишним кг слишком много даже для закалённой керамики, и чтобы снизить давление в точке контакта, используется магнитная подвеска.
Главный подшипник — инвертированный, т.е. диск с шахтой надевается на ось, вертикально закреплённую на шасси. В её торце имеется углубление, в которое для уменьшения трения закладывается керамический шарик. Но 10 с лишним кг слишком много даже для закалённой керамики, и чтобы снизить давление в точке контакта, используется магнитная подвеска. Конструкция простая, безотказная и не требующая обслуживания: два комплекта мощных неодимовых магнитов встраиваются в шасси и нижнюю плоскость диска одноимёнными полюсами навстречу, и возникающая при этом сила отталкивания частично компенсирует гравитацию.
Крутящий момент передаётся через круглый пассик от двигателя постоянного тока, закреплённого на плоскости стола. Выбор скорости вращения 33 1/3, 45 об/мин и остановка производится хромированными кнопками справа. Благодаря электронной системе управления двигателем заявленное отклонение скорости от номинального значения не превышает 0,1% (33 1/3).
Да, тонарм в этой модели — настоящее произведение инженерного искусства. Во-первых, он одноопорный, т.е. верхняя часть свободно качается на тонкой стойке, запрессованной в основание. Во-вторых, 10-дюймовая конструкция предельно функциональна, поскольку предусматривает все необходимые настройки буквально на лету. Противовес массой 103 г, имеющий ассиметричную форму для более устойчивой балансировки тонарма в горизонтальной плоскости, фиксируется на его хвостовике стопорным винтом с накаткой. Допустимая масса картриджа при этом от 4,5 до 8,0 г. При установке тяжёлых головок, например, Ortofon SPU в отверстие основного противовеса вставляется дополнительный цилиндрический грузик весом 42 г.
Стол проигрывателя изготовлен из высококачественного MDF, причём его полости заполнены стальными шариками — для поглощения резонансов и увеличения массы.
Кроме того, достаточно просто регулируется угол атаки (VTA), величина антискейтинга и даже вылет иглы (overhang). Крепление съёмного шелла допускает тонкую подстройку азимута головки, а само её положение контролируется по простенькому, но эффективному шаблону, который имеется в комплекте. Все описанные манипуляции подробно и наглядно описаны в инструкции пользователя.
Стол проигрывателя изготовлен из высококачественного MDF, причём его полости заполнены стальными шариками — для поглощения резонансов и увеличения массы. Проигрыватель в сборе весит 22,5 кг, его защита от внешних воздействий обеспечивается магнитными опорами, которые физически отделяют стол от поверхности, на которую он ставится.
В нашем проигрывателе была установлена MC-головка Ortofon Cadenza Red, но это не стандартная комплектация, при покупке можно заказать и другую.
Отделка модели Signature 10 предусматривает шесть стандартных цветов: белый и черный рояльный лак, а также натуральный шпон ореха, палисандра, оливкового и красного дерева. Любой из них без учёта головки будет 640 000 руб. Два эксклюзивных варианта — Walnut Burl Satin (на фото) и Walnut Burl High Gloss — обойдутся на 100 тыс. дороже. Прозрачный пылезащитный колпак приобретается отдельно.
Проигрыватель поставляется в разобранном виде, схема сборки показана в инструкции. Стол, диск, тонарм и аксессуары размещаются в ложементах из пенистого материала, которые в свою очередь, укладываются в прочный деревянный ящик. Вес брутто — 40 кг.
Последний дюйм
Проигрыватель штатно комплектуется балансным пятиконтактным кабелем Pro-Ject Connect IT 5P-СС с разъёмами RCA, но мы решили подключиться к фонокорректору Pro-Ject Phono Box RS2 с помощью XLR-версии того же кабеля. С корректора сигнал подавался на двухблочный усилитель Hegel PЗ30A/HЗ30A, а затем — по bi-wiring на пару напольных систем JBL S3900 с рупорным оформлением СЧ и ВЧ-полос.
Проигрыватель работает совершенно бесшумно, для набора скорости после включения ему требуется всего несколько секунд. В колонках при этом полная тишина.
Начинаем с классики. Музыку Берлиоза [1] вряд ли можно назвать простой для восприятия, поскольку композитор меняет и темп, и тональность, и вводит сочетания инструментов, не слишком привычные для нашего слуха. Но если у проигрывателя скорость абсолютно стабильна, а головка способна раздельно показать тембральные особенности инструментов, в звучании появляется пусть и сложная, но гармония, от которой можно получить настоящее удовольствие. И это как раз наш случай — Signature 10 отлично помогает расшифровать послание, заложенное композитором в его музыку. Этому способствует и её плавное течение, и отчётливость темпа, который в точности соблюдает оркестр, и высокое звуковое разрешение по всему слышимому спектру. Чётко считывается сюжет с развитием и кульминацией, а любимые Берлиозом контрапункты, которые в недостаточно продвинутых системах вносят ощущение сумбура, здесь лишь слегка оттеняют основную тему.
И это как раз наш случай — Signature 10 отлично помогает расшифровать послание, заложенное композитором в его музыку.
Примерно та же ситуация и с ранними работами Pink Floyd [2], но в них мессидж передаётся не столько через мелодии, сколько через эмоции и энергетику. Проигрыватели с массивным диском эффектнее передают наполнение нижнего регистра, а у Signature 10 помимо этого получается бас, буквально разложенный по полочкам. И что важно, на слух чётко разделяется бас-гитара и бочка — при записи над этим работают особо тщательно, и что практически недостижимо для вертушек массового сегмента.
И ещё: тонарм не вносит окраски в верхней середине (что необычно для алюминия), а за счёт увеличенной эффективной длины не даёт даже признаков искажений на последних минутах звучания пластинки. Казалось бы, мелочь, но дополнительный дюйм заметно снижает угловую ошибку тонарма.
Но вернёмся к нижнему регистру, на котором основана любая музыка, а уж рок — особенно. Альбом Grand Funk Railroad [3] на жёлтом виниле записан так, что ритм-секция буквально сносит крышу. Несмотря на то, что Cadenza Red не самая басовитая головка, удары по бочке чувствовались всем телом. Всё-таки масса — самый важный параметр проигрывателя, даже от хорошего тонарма, установленного на тонкую доску, такого панча не добиться. У signature 10 драйв получается настоящий, с «мясом».
Проигрыватели с массивным диском эффектнее передают наполнение нижнего регистра, а у Signature 10 помимо этого получается бас, буквально разложенный по полочкам.
И, наконец, Джерри Маллигэн [4] — оригинал 1966 года. В те времена джаз писался на живую нитку, без многочисленных пересведений и наложений, поэтому с пластинки звучит свободно и открыто, почти как при живом исполнении. Что, собственно, мы и получили, причём с трёхмерной картинкой в придачу, в которой каждый инструмент не виртуальный, а вполне реальный объект, у которого считываются даже габариты. И в немалой степени это заслуга источника.
МУЗЫКА
- Hector Berlioz, «Symphonie Fantastique op.14». Deutsche Grammophon, 1965
- Pink Floyd, «A Nice Pair». EMI Records, 1974
- Grand Funk Railroad, «We’re an American Band». Capitol Records, 1973
- Gerry Mulligan, «Concert Days». Liberty Records, 1966
СИСТЕМА
- Фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS2
- Предварительный усилитель Hegel PЗ30A
- Усилитель мощности Hegel HЗ30A
- Акустические системы JBL S3900
- Кабели:
- фоно Pro-Ject Connect IT 5P-СC XLR
- межблочные AudioQuest Angel XLR
- акустические Acoustic Zen hologram II
- силовые Tributaries 6P IEC
Pro-Ject Signature 10
Производитель: Pro-Ject Audio Systems (Австрия)
Управление микролифтом: ручное || Тип привода: пассиковый || Тонарм: S-образный, 10”. эффективная длина 254,8 мм || Заход иглы (оверхэнг): 16 мм || Эффективная масса: 15,5 г || Головка: Ortofon Cadenza Red || Двигатель: постоянного тока 15 В || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Диаметр диска: 300 мм || Масса диска: 10,4 кг || Коэффициент детонации: ±0,01% (33 1/3) || Отклонения скорости: ±< 0,1/0,09% (33/45)|| Питание: стенной адаптер 16 В DC || Потребляемая мощность: 13 ВА || Отделка: Walnut Burl || Габариты: 475 x 195x 354 мм || Масса: 22,5 кг
Источник: salonav.com