ЦАП/усилитель для наушников Ferrum Audio ERCO
Это универсальное устройство стало логичным продолжением модели OOR — нынешняя модифицированная версия объединяет уникальную секцию цифроаналогового конвертера, улучшенный усилитель для наушников и активный предусилитель с аналоговым балансным регулятором громкости.
Слушаем в комплекте с продвинутым блоком питания Hypsos и планарно-магнитными наушниками разного класса.
СОЕДИНЕНИЯ «ЖЕЛЕЗА»
Когда мы весной испытывали OOR, вряд ли могли предположить, что в этом компактном устройстве можно ещё что-то улучшить. Тем не менее, специалистам Ferrum Audio удалось сделать не только это, но и превратить узкоспециализированный усилитель для наушников в универсальное устройство, способное заменить несколько полноразмерных Hi-Fi-компонентов. Название новинки исключительно в стиле компании: Erco (произносится как Эртсо) на эсперанто означает «железная руда».
Издание дополненное и улучшенное
Внешним видом и габаритами ERCO дополняет линейку, в которую входит не только OOR, но и продвинутый источник питания Hypsos, к которому эти устройства подключаться для полной реализации своего потенциала.
Лицевая панель ERCO предельно лаконична — на ней лишь огромный регулятор громкости, селектор входов и переключатель выбора усиления для наушников с разной чувствительностью. При их подключении по балансу через 4-контактный Pentaconn оно устанавливается в пределах -5,8, +6 и +17,8 дБ, а для наушников с джеком 6,3 мм можно задать -11,8, 0 и +11,8 дБ.
Главное отличие ERCO от OOR заключается в наличии встроенного ЦАПа, который разработчики Ferrum Audio построили на продвинутом конвертере ESS Sabre ES9028PRO с архитектурой HyperStream. Чип не новый, но с весьма впечатляющими параметрами, с поддержкой MQA, PCM до 32/384, а также DSD256 и DoP128. Максимальное разрешение реализуется при подключении по USB-C, но сигнал можно также подавать по коаксиальному и оптическому входам с их стандартными ограничениями по разрядности и частоте. Декодирование MQA контента осуществляется специализированным процессором ARM, а вместо стандартных алгоритмов цифровой фильтрации программисты компании загрузили в ЦАП собственную кастомную версию.
Вместо стандартных алгоритмов цифровой фильтрации программисты компании загрузили в ЦАП собственную кастомную версию.
Конвертер 8-канальный, что позволило сделать аналоговую часть полностью балансной с выходом на стереопару XLR. На фото ERCO со снятой крышкой видно, что как в OOR, за плавную регулировку громкости отвечает 4-секционный потенциометр ALPS, что обеспечивает полную симметрию с минимальными искажениями. Разумеется, выходы RCA также предусмотрены.
ERCO может использоваться и в качестве качественного предварительного усилителя, но с одним линейным входом на RCA. Сигнал с него переводится в баланс и поступает на регулятор громкости.
Оконечные каскады усилителя для наушников здесь построены не на дискретных транзисторах, как в OOR, а на четырёх широкополосных интегральных драйверах Linear Technology. Они установлены на широких медных полигонах печатной платы, обеспечивающих охлаждение. Максимальная мощность, которую ERCO развивает на 50-омных наушниках при балансном подключении — 6,1 Вт и это очень много. При номинальной мощности заявленный уровень искажений не превышает 0,00018%. Выходное сопротивление менее 0,3 Ом, т.е. даже с низкоомными наушниками демпфинг-фактор будет не менее сотни.
Оконечные каскады усилителя для наушников здесь построены не на дискретных транзисторах, как в OOR, а на четырёх широкополосных интегральных драйверах Linear Technology.
Такие параметры во многом обусловлены правильно организованным энергоснабжением. Обратите внимание, что в ERCO нет сетевого трансформатора — блок питания у него импульсный, работающий на повышенной частоте с многоступенчатой фильтрацией на выходе. Кроме того, сзади имеется фирменный разъём FPL (Ferrum Power Link) для подключения к HYPSOS — линейному источнику чистого напряжения с повышенной токоотдачей. Он позволяет реализовать потенциал устройств Ferrum на все 100%. Именно поэтому мы его и задействовали при прослушивании.
Выгодная замена
Первая стадия испытаний ERCO — в качестве ЦАПа в транзисторно-ламповом тракте с предварительным усилителем Fezz Audio Sagita Pre и двумя моноблоками Titania Power с выходными пентодами 6550. Источником служил сетевой медиаплеер Aurender N150, в качестве акустики были задействованы системы MartinLogan Electromotion ESL X и Motion 60XTi.
Из бездонных недр TIDAL загружаю в плейлист несколько скрипичных концертов Анне Софи Муттер — лучшего материала для испытаний ЦАПА просто не найти. Сразу же отмечу отличную микродинамику: тихие ноты предельно отчётливы, в паузах отсутствуют шумы (комплимент источнику тоже), скрипка не теряет характерной шероховатости даже на едва слышимых фрагментах. Вступление оркестра — до мурашек, настолько резко и слаженно передаётся переход от паузы к tutti. Натуральность резких перепадов уровня, отсутствие замыленности мелких нюансов и способность послать на усилитель динамический удар, реально бьющий по барабанным перепонкам — это и есть лучшая характеристика для конвертера.
Тихие ноты предельно отчётливы, в паузах отсутствуют шумы (комплимент источнику тоже), скрипка не теряет характерной шероховатости даже на едва слышимых фрагментах.
Файлы высокого разрешения, воспроизводимые по локальной сети с NAS, показали ещё большую детальность и способность передать тончайшие вибрации в звучании акустических инструментов. Контрабас на записях Майлза Дэвиса хоть и на заднем плане, но каждая нота — как маленький выстрел с коротким эхо.
Разумеется, Electromotion ESL X и Motion 60XTi звучат по-разному и иначе выстраивают пространство. Электростаты дают более широкую картину, делая акцент на плавность подачи и комфортный верхний диапазон, а 60-е, благодаря планарным твитерам добавляют контраста в верхний диапазон и делают спектр в нём чуть жёстче. Соответственно, и пространство воспринималось в первом случае более широким и открытым, а во втором — чуть уже, зато с острой фокусировкой каждого отдельного звука. Значит, система в целом позволяет акустическим системам проявить свою индивидуальность.
Но ни в одном из вариантов не замечалось ни сухости в середине, ни потери третьего измерения в звуковой сцене.
Alter Blues Band — ощущение, что на голове огромные наушники с тяжёлыми диффузорами, настолько убедительно микронные мембраны вбивают в уши драйв ритм-секции.
Теперь слушаем в наушниках Audeze LCD-X и LCD-5 по очереди. Обе модели низкоомные, 20 и 14 Ом соответственно, так что нагрузка непростая. Но ERCO справляется без заметных усилий. Запускаю Sir Mix-A-Lot — мощно, басовито, с звоночками на контрасте и многослойным вокалом. Всё разложено, ощущение пространства, масса ревербераций. Alter Blues Band — ощущение, что на голове огромные наушники с тяжёлыми диффузорами, настолько убедительно микронные мембраны вбивают в уши драйв ритм-секции.
Что заметил: если переключателем выбрать максимальное усиление и прибрать громкость регулятором, звучание получается более свободным и открытым, чем в положении 0 дБ и поднятом уровне. Похоже, ступенчато усиление меняется за счёт изменения глубины обратной связи, и чем она меньше, тем сильнее иллюзия живого звука.
ERCO уверенно показывает разницу между двумя моделями Audeze: у более продвинутых и дорогих LCD-5 заметно выше разрешение по всему диапазону, они лучше держат удар и шире открывают пространство. Но это только в сравнении, перед тем как переключиться на них, полчаса сидел с LCD-X на голове и получал настоящее удовольствие от музыки.
Так что ERCO не станет слабым звеном даже в хай-эндной системе и даже более того — сможет достойно заменить в ней пару ответственных компонентов. И с этой точки зрения цена описанного комплекта представляется более чем адекватной.
СИСТЕМА
- Сетевой аудиоплеер Aurender N150
- Источник питания Ferrum Hypsos
- Предварительный усилитель Fezz Audio Sagita Pre
- Оконечный усилитель моно Fezz Audio Titania Power
- Акустические системы MartinLogan ESL X, Motion 60XTi
- Наушники: Audeze LCD-X, Audeze LCD-5
- Сетевой фильтр Mudra Akistik LS Eco 4
Ferrum Audio ERCO
Производитель: HEM Sp. Z o.o. (Польша)
ferrumaudio.ru/product/erco
Усиление балансное/небалансное: || Аналоговые входы: RCA, XLR || Входы питания: DС 2,5 мм, 4-контактный FPL || Аналоговые выходы: RCA и XLR линейные, балансный 4-контактный XLR, 6,35 мм || Цифровые входы: USB-C (MQA, до PCM 32/384, DSD256, DoP128); Coax (MQA, до PCM 24/192, DoP64); TosLink (MQA, до PCM 24/96, DoP64 || ЦАП: ESS Sabre ES9028PRO || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 30 кГц (±0,05 дБ) || Выходная мощность (небалансный выход): 300 мВт @ 300 Ом, 1,7 Вт @ 50 Ом || Выходная мощность (балансный выход): 1,2 Вт @ 300 Ом, 6,1 Вт @ 50 Ом || THD/Шум: < 0.00018%/-115 дБ || Динамический диапазон аналог/цифра: 130/120 дБ || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходное сопротивление линейное/для наушников: 22/0,3 Ом || Потребляемая мощность без сигнала: <15 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 217 x 50 x 206 мм || Масса: 1,8 кг
Источник: salonav.com