Компоненты V.Y.G.E.R., EMT, darTZeel и PBN Montana
Новая техника столь высокого класса сейчас появляется в России крайне редко, и это придаёт нашему исследованию особый статус. В системе, которую мы собираемся слушать, четыре новинки — проигрыватель, головка, фонокорректор и интегральный усилитель. Каждый компонент достоин отдельного описания, так что информации будет много. И, конечно, расскажем о своих впечатлениях от прослушивания.
Да, такое количество новинок в одной системе, да ещё от самых именитых производителей, случай исключительный. В сегменте High End Audio новые продукты вообще появляются нечасто, а в нашей нынешней ситуации это можно считать огромной удачей.
Кроме того, в технике, которую мы собираемся слушать, воплощён колоссальный опыт в области точной механики, усилительной схемотехники и электроакустики. Каждый компонент — своего рода вершина инженерной и творческой мысли в материальном воплощении. Именно идея как способ самовыражения разработчика здесь на первом месте, а стоимость реализации, как правило, не имеет значения. Такой подход находит понимание у серьёзных любителей музыки — если идея (читай, звучание) западает в душу, не жалко никаких денег. Напрашивается аналогия с предметами искусства…
На вершине
С топовой моделью проигрывателя V.Y.G.E.R., Indian Signature IV, мы уже знакомы. Atlantis IV SE — внешне почти такой же, но в настольном исполнении. Упрощения коснулись, в основном, конструкции опор, механика — практически без изменений.
Помимо самого проигрывателя, в комплект входит компрессор, его блок управления и накопительный резервуар. Пневматическая система здесь используется для снижения трения при вращении 16-килограммового опорного диска, «смазки» тангенциального тонарма Vision Reference IV и для вакуумного прижима пластинки. В отличие от большинства аналогичных конструкций, здесь благодаря тонкой прослойке сжатого воздуха контакт между главной осью и шахтой подшипника устранен полностью, да и сам диск подвешен на воздушной подушке. Отсутствие трения позволило повысить стабильность вращения и избавиться от вибраций, неизменно возникающих в традиционных приводах.
Отсутствие трения позволило повысить стабильность вращения и избавиться от вибраций, неизменно возникающих в традиционных приводах.
Ось диаметром около 40 мм изготовлена из мартенситной нержавеющей стали с последующей закалкой. Она была обработана с такой точностью, что искажение формы не превышает одного микрона, а радиальные биения опорного диска — не более полутора микрон. На сегодняшний день ни один проигрыватель не может похвастаться такими параметрами.
Каретка тангенциального тонарма также перемещается без физического контакта с полированной направляющей — в зазор между ними под давление подаётся воздух. VTA регулируется поворотным винтом с рукояткой и контролируется микрометром, установленным на шасси.
Подвеска проигрывателя представляет собой сбалансированную в двух плоскостях систему из 54 резиновых колец с частотой собственного резонанса 4 Гц. Двигатель полностью изолирован от шасси аналогичным способом.
Общий вес конструкции — 82 кг.
В нашем проигрывателе была установлена МС-головка JSD Novel Titan от EMT Studiotechnik. В соответствии с новой технологией Novel магнитная система выполнена из тонких пластин сплава Альнико с последующим золочением, благодаря чему заметно снижены потери энергии из-за вихревых токов. Катушки намотаны проводом из чистого серебра. Алмазная игла с многорадиусной заточкой закреплена на сапфировом кантилевере, который соединяется с подвижной системой посредством титановой трубки, покрытой алмазной пылью для подавления резонансов. Корпус выточен из титана с последующей алмазной обработкой. Масса головки 16 г, оптимальная прижимная сила 2,1 г, амплитуда сигнала на выходе довольно высокое для МС — 1 мВ.
В соответствии с новой технологией Novel магнитная система выполнена из тонких пластин сплава Альнико с последующим золочением.
Фонокорректор у нас той же фирмы, что и головка, и тоже выпущенный относительно недавно — EMT 128. Он ламповый, на американских миниатюрных пентодах Raytheon 5784WB, что и позволило уместить схему в компактном плоском корпусе, выточенным из алюминия. В правой, полностью закрытой секции, спрятан блок питания, а звуковой тракт собран на общей печатной плате. На ней мы увидели пару повышающих МС-трансформаторов Lundahl и пару той же марки на выходе, которые формируют балансный сигнал. Бросились в глаза и крупные межкаскадные конденсаторы Mundorf MCap ZN. Цепи коррекция полностью выполнены на полистироле.
На плате также имеются перемычки, с помощью которых задаётся оптимальное усиление корректора: 64 дБ (для картриджей с выходом от 0,6 мВ до 1 мВ) или 70 дБ (для выхода от 0,3 мВ до 0,5 мВ). В нашем случае было выбрано меньшее значение.
На передней панели расположены четыре тумблера: вкл/выкл, моно/стерео, DIN 78/RIAA и Mute. Сзади — по паре входов RCA и выходов XLR, а также клемма заземления.
Первая версия интегральника darTZeel CTH-8550 появилась на рынке в 2008 году и быстро завоевала признание самых разборчивых меломанов. Аппарат сочетал в себе бескомпромиссную предварительную секцию и усилитель мощности, способный работать с любой, даже самой сложной акустикой. Об этой модели написано много, поэтому лишь перечислю улучшения, которые были сделаны при разработке современного варианта CTH-8550 Mk II.
Вместо стального шасси теперь используется другое, из листового алюминия толщиной 2,5 мм. Как считает Эрве Делетраз, шеф разработчиков darTZeel, немагнитный металл лучше подавляет ВЧ-помехи от сотовых телефонов и устройств с Wi-Fi. Это особенно важно, если в усилитель поставлена опционная плата фонокорректора, чувствительная к внешним наводкам.
На 6 дБ повышено усиление платы МС-корректора, что позволяет усилителю оптимально работать с картриджами, выходная амплитуда которых ниже 0,3 мВ.
Значительно переработан источник питания: теперь предварительная секция и усилитель мощности получают напряжение от разных тороидальных трансформаторов с собственными стабилизаторами. Кроме того, в CTH-8550 MKII улучшена разводка печатных плат, а радиокомпоненты подбираются более тщательно попарно для правого и левого каналов.
Производитель утверждает, что обновлённый усилитель звучит гораздо лучше старого и намерен выпускать его по крайней мере, ещё лет десять.
Не исключено, что в будущем darTZeel предложит владельцам прежней версии CTH-8550 частичный апгрейд до Mk II.
Акустические системы в нашем сетапе — внушительные и бескомпромиссные PBN Montana WAS Special Edition. Базовую версию этой модели я подробно описал здесь, но «Специальное Издание», созданное по заказу российского дистрибьютора «ГонгАВ», имеет некоторые отличия. В частности, изменена конструкция центрирующих шайб и звуковых катушек, внутренняя проводка выполнена бескислородным кабелем Kimber Kable, предусмотрено подключение внешних кроссоверов. Всё остальное — классика: пара 15-дюймовых драйверов воспроизводят бас от 16 Гц, масса одной колонки почти 180 кг.
Кабельная обвязка в системе подбиралась тщательно, и в результате получилось так: межблочные Siltech Signature, акустические Shinpy SST, силовые Fisch Performance 7.
Don’t worry, be happy
Первое, что я должен отметить по поводу описанной выше системы — абсолютно тихий компрессор проигрывателя Atlantis, его вообще не слышно даже если подойти вплотную. Если помните, у Indian Signature IV этот блок заметно шумел, но теперь все проигрыватели V.Y.G.E.R. оснащаются новыми, не мешающими слушать музыку помпами.
Понимание второго момента пришло не сразу, а после некоторых размышлений по поводу услышанного. Система оказалась исключительно сбалансированной по качественному уровню компонентов и поэтому воспринималась как единое и неделимое целое. В ней не было ни одного слабого звена, включая кабели, стойку и демпфирующие опоры Hifistay. При прослушивании это давало ощущение основательной уверенности и спокойствия — полное отсутствие диссонирующих моментов, какую бы пластинку мы ни ставили на проигрыватель (именно поэтому я их и не стал перечислять, как обычно делал). Если она заметно поигранная, треск перестаёшь замечать уже через несколько минут, поскольку внимание концентрируется на музыке. На первый план выходит не КАК воспроизводится, а ЧТО, поскольку с «как» всё в полном порядке и на это можно не отвлекаться.
На первый план выходит не КАК воспроизводится, а ЧТО, поскольку с «как» всё в полном порядке и на это можно не отвлекаться.
Однако отвлечься придётся, поскольку жанр обзора предполагает некоторый анализ.
Тон в системе задаёт, конечно же, проигрыватель. За счёт колоссальной инерции диска и отсутствию даже намёка на резонансы конструкции и создаётся та самая уверенность, что всё звучит так, как записано и можно слушать, не беспокоясь, что что-то может быть не так. Важную роль в этом играет подача нижнего регистра — чувствуется, что проигрыватель извлекает из пластинки абсолютно всю информацию, которая на ней имеется, без малейших упущений и упрощений. Никакого аппаратного вмешательства — звук во всём своём богатстве возникает словно по волшебству.
Разумеется, в этой магии задействован и фонокорректор — он выдаёт саунд легко и свободно, не ограничивая его ни по спектру, ни по динамике. EMT 128 в этом отношении я бы считал частью проигрывателя, несмотря на его вполне самостоятельный статус. Раньше в студийные столы EMT встраивали ламповые корректоры, и в нашем случае можно говорить о столь же гармоничной связке.
Усилители этой марки вообще ничего никогда не навязывают, они просто помогают акустике показать всё, на что она способна.
Вторая идеальная пара в нашей системе — усилитель и акустика. CTH 8550 Mk II — не самый мощный аппарат в каталоге darTZeel, но он буквально подружился с огромными «Монтанами». Никакой грубой силы, диктата или навязывания своего стиля. Усилители этой марки вообще ничего никогда не навязывают, они просто помогают акустике показать всё, на что она способна. А у Montana WAS способностей масса, и при удачном подборе сопутствующих компонентов она может их демонстрировать даже в небольшом помещении — в этом мы уже не раз убеждались на собственном опыте. Глубина баса, общая динамика, звуковое разрешение — всё это складывается в убедительную по красоте и масштабу картину, в которой тоже ничего менять не хочется.
Когда слушаешь систему, сравнимую по цене с приличной квартирой в Москве, невольно задаёшься вопросом: а ради чего такие траты? Мне кажется, ради очень важной вещи — уверенности в том, что ты слышишь именно то, что записано, и именно так, как записано, и суетиться с заменой компонентов не нужно.
V.Y.G.E.R. Atlantis SE IV Generation
Производитель: V.Y.G.E.R. (Италия)
Привод: пассиковый || Опорный диск: алюминий, масса 16 кг || Количество двигателей: 1 || Двигатель: бесколлекторный || Отклонение оси вала: 0,002 мм || Соосность вала и подшипника: 0,002 мм || Частоты вращения диска: 33/45 об/мин || Количество тонармов: 1 || Детонация: 0,015% || Частота резонанса: 4 Гц || Давление воздуха в каретке тонарма: 14,5 Па || Тонарм: Vision Reference IV || Головка: EMT JSD Novel Titan || Выходы: RCA || Масса нетто: 82 кг
darTZeel CTH 8550 Mk II
Производитель darTZeel Audio SA (Швейцария)
dartzeel.com
Конфигурация: стерео || Входы: 4 × RCA, XLR, 2 × BNC, опционно MM, MC Phono || Выходы: RCA Line, RCA Record, BNC, две пары акустических винтовых || Выходная мощность RMS/пиковая: 200/230 Вт (8 Oм), 330/360 Вт (4 Oма) || Полоса усиливаемых частот (+0/-3 дБ): 3 Гц — 300 кГц || Усиление: 26/32 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (7 Гц — 77 кГц): <1% || Отношение сигнал/шум: >-115 дБ || Входное сопротивление: > 30 кОм (RCA), 50 Ом (Zeel) || Габариты: 440 x 170 x 335 мм || Масса: 28 кг
Montana WAS Special Edition
Производитель: PBN Audio (США)
pbnaudio.com
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: вариовент || Диапазон воспроизводимых частот: 16 — 20 000 Гц ±1 дБ || Чувствительность: 94 дБ/2,83 м/1 м || Частоты разделения полос: 200, 1200 Гц || Сопротивление: 4 Ома (минимум 2,5 Ома) || Bi-wiring: да || Отделка: 8 вариантов натурального шпона, рояльный лак || Габариты (с опорами): 1930 х 610 х 660 мм || Масса: 176 кг (каждой)
Источник: salonav.com