Проигрыватель винила Pro-Ject X8 Evolution

Проигрыватель винила Pro-Ject X8 Evolution

В этой новинке известной австрийской фирмы много интересного, но главное её отличие от других моделей — наличие балансных выходов. Возможно, при линейных подключениях по балансу плюсы очевидны не всегда, но передача таким способом чрезвычайно слабого сигнала от МС-головки по идее должна иметь явные преимущества.

Так ли это, мы проверим на практике в первом российском тесте проигрывателя Pro-Ject X8 Evolution.

Pro-Ject_x8_evolution_13.jpg

ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ

Споры о том, имеют ли балансные соединения в домашней системе какие-либо преимущества перед обычным по RCA идут давно и не утихают до сих пор. Напомню, что при передаче сигнала таким способом используется не две, а три линии — плюс, минус и «земля». При этом два сигнальных провода образуют пару, в которой взаимно компенсируются синфазные помехи, проникающие извне, что очень полезно, если кабель имеет большую длину. В звуковых студиях, где оборудование может находиться на большом расстоянии друг от друга, а иногда и вообще в разных помещениях, балансное подключение единственно возможное.

Но имеет ли оно смысл дома, где межблочные кабели редко длиннее полутора метров? Я считаю, что имеет, причём по нескольким причинам. Во-первых, при балансе сигнал не идёт по «земляной» шине, которая соединяется с корпусами аппаратов, т.е. с железом, на которое могут наводиться самые разные помехи. Особенно, если в розетке питания третий контакт не заземлён. Во-вторых, личный опыт показал, что такое подключение менее чувствительно к качеству кабеля и в большинстве случаев достаточно пары многожильных проводников из хорошей меди и более-менее надёжного экрана. Есть и третье преимущество, о котором расскажу, когда буду описывать звучание.

Pro-Ject_x8_evolution_16.jpg

Pro-Ject_x8_evolution_20.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_04.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_05.jpg

Баланс во всех отношениях

Команда австрийских инженеров, разрабатывавшая этот проигрыватель, сделала всё, чтобы их детище реально соответствовало канонам High End Audio. При этом это самая доступная модель с конструкцией mass-loaded, элементы которой имеют увеличенную массу. А большая масса, как известно, означает повышенную инерцию, которая применительно к проигрывателю гарантирует малую детонацию и низкую, за пределами слышимости, частоту собственного резонанса. X8 Evolution весит 15 кг, из них треть приходится на опорный диск, который вытачивается из цельной алюминиевой заготовки, а затем тщательно балансируется. На фото видно, что на нижней плоскости сделана кольцевой паз, заполненный демпфирующим полимером TPE. Он приглушает вибрации металла, и диск становится не таким звонким.

Pro-Ject_x8_evolution_Disk.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_spin.jpg

Главный подшипник в этой модели инвертированный, т.е. не ось вставляется в закреплённую на плинте шахту, а наоборот — ось неподвижна, а на неё надевается диск со втулкой. Опорой ему служит керамический шарик, и чтобы он не разрушился от давления массивного диска, в узле подшипника используется магнитная подушка с неодимовыми кольцами. Они заделываются в плинт и нижнюю плоскость диска навстречу одноимёнными полюсами и, соответственно, отталкиваются.

X8 Evolution весит 15 кг, из них треть приходится на опорный диск, который вытачивается из цельной алюминиевой заготовки.

Двигатель постоянного тока питается от 15-вольтового стенного адаптера. Момент вращения передаётся через круглый пассик, переключение скоростей 33 1/3, 45 об/мин электронное.

Тонарм, разумеется, собственного производства — прямой, 9-дюймовый CC Evolution с эффективной массой 8,5 г. Карбоновая трубка с переменным сечением (сужается к передней части) имеет улучшенные антирезонансные свойства.

В нашем проигрывателе была установлена дорогая (160 тыс. руб.) MC-головка Ortofon Cadenza Red с податливостью 12 х 10–6 см/дин и амплитудой выходного сигнала 0,45 мВ.

Массивный стол из МДФ опирается на три солидные ножки, выточенные из алюминия с прокладкой из полимера TPE.

Pro-Ject_x8_evolution_06.jpg

Pro-Ject_x8_evolution_07.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_08.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_09.jpg

Теперь о главном. Модель Pro-Ject X8 Evolution относится к группе компонентов True Balanced Connection, т.е. предусматривает подключение по балансной линии. В данном случае преимущества бесспорны: при мизерной амплитуде сигнала с головки, особенно, МС, можно получить гораздо лучшее отношение сигнал/помеха, чем с обычным RCA-кабелем. И дело не только в снижении фона, гораздо важнее то, что балансные линии также менее чувствительны к ВЧ-наводкам, которыми богата наша атмосфера из-за беспроводной связи и компьютеров. Как таковые, мы эти помехи не слышим, но они взаимодействуют с полезным сигналом, из-за чего страдает качество воспроизведения. А поскольку любая головка по определению имеет симметричный выход (минусовые выводы обмоток L и R не соединяются с «землёй»), то организация балансного подключения напрашивается сама собой.

Гораздо важнее то, что балансные линии также менее чувствительны к ВЧ-наводкам, которыми богата наша атмосфера из-за беспроводной связи и компьютеров.

Соответственно, у X8 Evolution в основании тонарма 5-контактный выходной разъем, к которому можно подключить кабели двух типов. Один, который Pro-Ject позиционирует как стандартный полусимметричный Phono E 5P/RCA, идёт в комплекте. Симметрия обеспечивается тем, что сигнальные линии в кабеле не соединяются с экраном, а «земля», как обычно, выводится отдельным проводом. Мы же организовали бескомпромиссное балансное подключение с помощью кабеля Pro-Ject 5P/XLR.

Pro-Ject_x8_evolution_10.jpg

Pro-Ject_x8_evolution_11.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_12.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_14.jpg

Без свинга жизнь пуста

Разумеется, чтобы источник получился по-настоящему балансным, такое подключение должен поддерживать и фонокорректор. В серии True Balanced Connection у Pro-Ject сейчас три таких модели — Phono Box RS2, S3 B и более новый DS3 B. Последний мы и выбрали, т.к. помимо входов и выходов XLR, он имеет плавный регулятор входного сопротивления. Для Ortofon Cadenza Red оптимальное значение получилось примерно 190 Ом.

Остальной тракт такой: гибридный интегральник Copland CSA150 (также подключенный балансными кабелями) и напольная акустика Fyne Audio А704 чувствительностью 96 дБ.

Динамичный, быстрый саунд с чрезвычайно богатым спектром от баса до верхних обертонов, но главное — обилие информации.

Начинаю с «Американца в Париже» Гершвина [1], диска, выпущенного ограниченным тиражом для членов клуба DECCA. Он был записан в 1975-м с потрясающим качеством и. в частности, с невероятным музыкальным разрешением. И то, что продемонстрировал X8 Evolution, можно считать образцом воспроизведения винила — думаю, многие противники аналогового звучания, услышав это, засомневались бы в своей позиции. Динамичный, быстрый саунд с чрезвычайно богатым спектром от баса до верхних обертонов, но главное — обилие информации, причём не просто набор разрозненных звуков, а тончайшие нюансы, из которых складывается музыка с её гармонией и пластикой, Сцена имеет ярко выраженный объём, стереокартинка тоже детальная, с уверенным позиционированием виртуальных источников звука. Говоря проще, перед слушателями возникает точная уменьшенная копия настоящего оркестра с абсолютно реальными инструментами. Динамические контрасты, т.е. резкие перепады громкости — как при живом исполнении.

Pro-Ject_x8_evolution_15.jpg

Pro-Ject_x8_evolution_17.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_18.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_19.jpg

Мелодичный этно-альбом Dead Can Dance [2] был представлен красиво, с массой пространственных эффектов и тональных нюансов. Тот случай, когда хочется говорить не о звуке, а впечатлениях от музыки. Орган с мощным нижним регистром, разложенное в пространстве хоровое многоголосье в сочетании с реальной 3D-картиной производит сильное впечатление.

Способность проигрывателя показать сложные ритмические паттерны решил было оценить на культовом релизе Колтрейна (первый пресс 1958 года) [3], но сразу отвлёкся на другое: система выдавала такой заряд энергии, который редко получается на этой записи. Контрабас, ударные и рояль — аккомпанемент для саксофона, как бы фон для него, но здесь этот «бэкграунд» накачивает такой драйв, что моментально втягиваешься сам.

Проигрыватель свингует и синкопирует вместе с музыкантами, демонстрируя все их мастерские трюки без малейших сбоев.

И та же фиксированная сцена — музыканты расставлены по переднему плану, барабанщик чуть сзади без какой-либо привязки к колонкам. И вот в этом, на мой взгляд, и заключается ещё одно преимущество балансного включения картриджа: лучшее разделение каналов, широкая панорама с акцентом на главный источник в центре. Без баланса (а я достаточно много с этим экспериментировал) всё это проявляется не столь ярко.

Да, и чуть не забыл о ритме. Большая инерция диска на слух воспринимается как стабильность и точность музыкальных интервалов, и X8 Evolution доказывает это очередной раз. Проигрыватель свингует и синкопирует вместе с музыкантами, демонстрируя все их мастерские трюки без малейших сбоев. А ведь, как известно, It Don’t Mean a Thing If It Ain’t Got That Swing.

Pro-Ject_x8_evolution_01.jpg

Pro-Ject_x8_evolution_02.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_03.jpg   Pro-Ject_x8_evolution_21.jpg

И, наконец, бас. Тут уже «Master of Reality» [4] нам в помощь. С первого же трека и по всему альбому мощная низкая основа, на которой строится вся звуковая конструкция. Говорят, что бас не локализуется, но на самом деле это не так — если у вас нормальная система, конечно. У нас, например, бас-гитара четко позиционировалась в пространстве, а удары большого барабана вообще доносились из глубины сцены.

Объясняются ли все перечисленные в тексте плюсы балансной коммутацией от входа да выхода? Сложно сказать, ведь RCA-кабелями мы подключаться не пробовали. Но неоднократно отмеченные по ходу прослушивания детальность и пространственность звучания во многом определяется помехозащищённостью и отсутствием привязки к грязной «земле». И это чувствуется. Всегда.

МУЗЫКА

  1. George Gershwin, «An American in Paris». DECCA Club Edition, 1975
  2. Dead Can Dance, «The Serpent’s Egg». 4AD, 1988
  3. John Coltrane, «Blue Train». Blue Note, 1958
  4. Black Sabbath, «Master of Reality». Get Back, 2003

СИСТЕМА

  • Фонокорректор Pro-Ject DS3 B
  • Интегральный усилитель Copland CSA150
  • Акустические системы Fyne Audio F704
  • Кабели:
    • фоно Pro-Ject Connect IT 5P СС XLR Neutrik
    • межблочные Pro-Ject Connect IT XLR CC
    • акустические Ortofon SPK-200

Pro-Ject X8 Evolution 

Производитель: Pro-Ject Audio Systems (Австрия)

projectaudio.ru

Управление микролифтом: ручное || Тип привода: пассиковый || Тонарм: прямой, 9CC Evolution, эффективная длина 230 мм || Заход иглы (оверхэнг): 18 мм || Эффективная масса: 8,5 г || Головка: Ortofon Cadenza Red || Двигатель: постоянного тока 15 В || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Коэффициент детонации 33: ±0,11% (33 1/3) || Отклонение скорости: ±0,11% (33 1/3)|| Уровень рокота: -73 дБ || Питание: стенной адаптер 15 В DC || Потребляемая мощность: 5 ВА || Отделка: черный и белый лак, шпон ореха || Габариты: 465 x 150 x 350 мм (с закрытой крышкой) || Масса: 15 кг


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: