Головка MicroMagic/Bluelectric Shake Streamliner

Головка MicroMagic/Bluelectric Shake Streamliner

Рето Андреоли, создатель головок MicroMagic и Bluelectric, человек скромный — не заводит страничек в соцсетях и не любит давать интервью. Информацию о его изделиях приходится собирать по разным ресурсам – своего сайта у Рето тоже нет. Хотя в личной переписке он охотно делится своими идеями, чем мы и не преминули воспользоваться.



Изначально Рето учился на архитектора в Высшей технической школа Цюриха, той самой, которую в воё время закончил Альберт Эйнштейн. Играл на рояле и электрогитаре, изготавливал гитарные звукосниматели, усилители и акустические системы. Но самый большой опыт Рето получил, ремонтируя картриджи других производителей и создавая свои уникальные конструкции.

После основания собственной фирмы Bluelectric, Рето, по его словам, стал делать то, что хотел делать всю жизнь – изготавливать головки по индивидуальным заказам в соответствии со вкусом и пожеланиями будущего владельца. За те 40 лет, что он ремонтировал головки самых разных брендов, он изучил их плюсы и минусы, а главное — имел возможность их всех послушать. Вот что пишет об этом сам мастер:

«Большинство из них играло великолепно с аудиофильской точки зрения – детально, воздушно, с колоссальным звуковым разрешением. Мне же хотелось сделать совсем иное. Вспомните деревянные ламповые радиоприёмники, которые можно было слушать весь день без головной боли. А как насчёт джукбоксов Seeburg или Wurlitzer, под которые по выходным танцевали влюблённые парочки, а перед этим всю неделю собирая десятицентовики, чтобы ещё раз услышать любимые мелодии? А ведь это всё исключительно про ритм, музыку и удовольствие от неё, а не про высокое разрешение, которым там и не пахло. Именно этот звук изменил мир, он приводил в экстаз подростков и в бешенство — их родителей. И никому не приходило в голову сидеть в свит-споте, чтобы услышать какие-то послезвучия и отражения – о чём сейчас без конца пишут.




Головки SHAKE я делал с огромным удовольствием и без малейших претензий на High End в общепринятом понимании этого термина. Название идёт от “shake, rattle and roll”*, и вы можете представить, чего я хотел добиться. Вот я и трясся, грохотал и крутился в поисках этого винтажного тона. Streamliner – попытка путешествия назад во времени и в звучании, в ту эпоху, когда мы были молодыми».




Сбоку на головке есть надпись: Ach pies i pir ach pies i pom ach pies la roba che ga’ cal don. Это строчка из песни «Shake» итальянской рок-звезды Zucchero. На вопрос, зачем она там, Рето ответил: «В вольном переводе примерно следующее «Он любит персики, он любит яблоки и всё, что она носит». С этаким эротическим подтекстом. Применительно к головке – мне нравится алюминий, дерево, рубин и масса сочетаний игл и кантилеверов”.

Кантилеверы в исполнении Рето – вообще отдельная история. Он экспериментировал с массой различных материалов, включая такую экзотику, как иглы кактусов, усы бельгийской овчарки, дерево и эпоксидные смолы с шёлковым микроволокном. Иглодержатель Shake Streamliner создан на основе бионики из синтетического материала, обладающего полезными свойства природных структур. Он сочетает лёгкость, долговечность, жёсткость и инертность к механическим резонансам. Силиконовый демпфер тоже вечный, игла алмазная, с фирменной заточкой. Катушки намотаны вручную, это тоже принципиально.

Рето приводит в пример винтажные гитарные звукосниматели, за которые сейчас музыканты готовы платить по 1000 долларов и более – они звучат лучше современных, намотанных на суперстанках с прецизионным контролем за натяжением провода. И никакой мистики здесь нет – не слишком ровно уложенные витки имеют меньшую ёмкость, чем идеальная послойная намотка. Кстати, компания Fender вновь наняла сотрудницу, давно ушедшую на пенсию, для ручной намотки катушек звукоснимателей, устанавливаемых на современные «кастомные» гитары.




Конструкция Shake Streamliner уникальная, требует огромных трудозатрат, поэтому головка эта выпускается под заказ ограниченными партиями и стоит 9920 швейцарских франков. Её технические параметры приведены в таблице, но отмечу самое, на мой взгляд, важное обстоятельство – возможность работы при прижимной силе 0,75 – 1,4 грамма, почти вдвое меньшей, чем у большинства других картриджей. Владельцы редких изданий это оценят.

Теперь главный вопрос, почему в столь высокой ценовой категории было решено создавать головку типа ММ, в то время как все остальные производители отдают предпочтение МС. Для Рето Андреоли это вопрос чрезвычайно важный. Он считает, что конструкции с малым выходным напряжением очень сложно заставить звучать открыто, с хорошей динамикой и драйвом. Им необходим либо повышающий трансформатор, либо дополнительный предусилитель, а это означает большие искажения и худшее отношение сигнал/шум. Кроме того, при малом сопротивлении обмотки МC-головок несколько контактных переходов и соединительный кабель могут «съедать» до 30% полезного сигнала.

Всех этих проблем нет у ММ-головок, которые могут подключаться к фонокорректору напрямую. Но для них очень важно подобрать оптимальную емкость нагрузки, поэтому Рето советует дилерам иметь набор Y-адаптеров с впаянными конденсаторами ёмкостью 100, 250, 350 пФ и подбирать их на слух для каждого конкретного проигрывателя и корректора.




Недостаточная ёмкость, считает он, делает звук скучным и утомительным. В своём письме он приводит такие аргументы: «В ламповую эру фонокорректоры имели гораздо более высокое входное сопротивление – 100, 250 кОм и даже 1,5 Мом. Потом, когда появились транзисторы, выяснилось, что они не могут обеспечить такой импеданс, и в качестве стандарта для ММ-головок было принято значение 47 кОм. На самом деле оно слишком низкое, большинство головок работают с излишней нагрузкой, поэтому звучат тускло и неинтересно. Чтобы вдохнуть в них жизнь, нужно включить параллельно обмотке конденсатор, т.к. ёмкости современных кабелей (в среднем 69 пФ/м) совершенно недостаточно».




Должен заметить, что для «Стримлайнера» действительно пришлось тщательно подбирать оптимальную нагрузку, благо, что предусилитель EMT JPA-66 предоставляет для этого массу возможностей. Система нам уже знакома – она обладает феноменальной способностью передавать малейшие нюансы звучания при внушительной по масштабу звуковой картине.

Теперь конкретно о Shake Streamliner. Какого-то особого винтажного звучания я не услышал. Головка породистая, со своим уникальным почерком, но по всем субъективным показателям вполне современная. Подача энергичная, это у неё не отнять, но и со звуковым разрешением всё в порядке, как бы её создатель и ни открещивался от этого термина. Возможно, в целом «Стримлайнер» звучит чуть теплее, душевнее, чем типичные МС-картриджи, за счёт особо плотной и энергичной нижней середины.




Даже не верится, что «Магнепаны» способны на такое «мясо». Аутентичная запись Марии Каллас [1]: это хотя и не совсем живое исполнение (а к этому продюсеры EMI и не особо стремились), но полное ощущение присутствия в аппаратной при записи. Как будто нет самого факта воспроизведения, вся технологическая цепочка, связанная с переносом музыки на винил, сознанием не фиксируется. Любопытный эффект, особенно, если учесть, что пластика не новая и слегка потрескивает. А вот гитара Сеговии [2] – на самом деле настоящая, будто музыкант прямо перед нами. Со всем богатством гармоник чувствуются вибрации струн, на которые отзывается дека, буквально видишь движения пальцев. А главное – каждое произведение в интерпретации Shake Streamliner становится очень личным, близким, словно оно исполняется исключительно для тебя одного. Есть тут что-то, о чём писал Рето – настроение, ощущение сопричастности к музыкальному событию. И да, путешествие во времени тоже. Ставлю битловский Revolver [3], и пятидесяти лет как не бывало… И ловлю себя на том, что прежде не слышал на этом диске такого количества различных звуков и пространственных планов. А вот недавний альбом Клэптона [4] не пришёлся «Стримлайнеру» по вкусу: звучание по-аудиофильски контрастное, рельефное, звонкое (издание – 2LP на 45 об/мин.) но не оставляет в памяти такого уютного тепла, как ранние, изначально аналоговые оригиналы.




В целом же у меня не возникло ассоциаций со старыми приёмниками и уж тем более, джукбоксами. Возможно, с ламповым усилением и рупорной акустикой Shake Streamliner и вызовет реальную ностальгию по 60-м, чего и добивался Рето Андреоли. В нашей же системе головка не только не стала инородным звеном, но даже сумела раскрыть кое-какие новые черты в характере знакомых компонентов.




Система:

  • Виниловый проигрыватель Acoustic Signature Thunder, тонарм DaVinci Virtu

  • Фонокорректор EMT JPA66

  • Предварительный усилитель darTZeel NHB-18NS

  • Усилители мощности PBN Olympia EBSA1

  • Кондиционер питания Purepower 2000i

Кабели:

  • межблочные и акустические Shinpy SST

  • силовые Fisch Performance-7

Музыка:

  • Maria Callas, «Edition 2000». EMI/Electrola, 1960

  • Andres Segovia, «The Intimate Guitar». RCA Red Seal, 1975

  • The Beatles, «Revolver». Parlophone, 1966

  • Eric Clapton, “I Still Do”. Bushbranch Records, 2016

  • Bruce Katz Band, «Crescent Crawl». AudioQuest Music, 1992

Shake Streamliner:

  • Производитель: MicroMagic/Bluelectric (Швейцария)

  • Тип: ММ

  • Выходное напряжение: 4,1мВ

  • Частотный диапазон: <20 Гц – 40 кГц

  • Оптимальное сопротивление нагрузки: 47 кОм

  • Рекомендуемая ёмкость нагрузки (включая емкость кабеля): 250 пФ

  • Разделение каналов: >28 дБ (1 – 10 кГц

  • Разбаланс каналов: <0,5 дБ

  • Податливость: 16х10-6 дин

  • Рекомендованная прижимная сила: 0,75 — 1,4 г

  • Кантилевер: синтобионический

  • Материал корпуса: алюминий

  • Масса: 9 г

Цена: 9920 швейцарских франков

Автор: Николай Ефремов

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: