Встраиваемая акустика Focal серии 1000
В принципе, любая колонка, сделанная на самых дорогих и технически продвинутых головках, заслуживает внимания. Но здесь случай особый — технологии Focal, знакомые по топ-моделям Utopia и Sopra, внедрены в акустические системы, предназначенные для встраивания в стены помещения, и дополнены уникальными конфигурируемыми фильтрами.
В 2021 году компания Focal выдала сразу две линейки акустических систем для домашних кинотеатральных инсталляций. Осенью французский производитель представил настенные колонки OnWall на базе серии 300. А до этого увидела свет уникальная серия 1000 (1000 Series), которую можно отнести к самым высококлассным встраиваемым системам в мире — аналогов в сегменте Custom Install, насколько мне известно, у нее пока нет.
Цена полной многоканальной инсталляции, собранной на компонентах «тысячной» серии, может выйти настолько заоблачной, что некоторые сетапы High End Audio покажутся малобюджетными. Причем высокая стоимость имеет под собой «железное» инженерное обоснование — и не только из-за широкого использования необычных конструктивных решений и уникальных технологий.
Высокая стоимость имеет под собой «железное» инженерное обоснование — и не только из-за широкого использования необычных конструктивных решений и уникальных технологий.
Для того, чтобы построить нечто близкое к эталону, мало сложить вместе самые дорогие головки, самые навернутые фильтры, самые качественные детали и самые продвинутые корпусные элементы. Главное в итоге — абсолютное согласование всего перечисленного. И добиться его можно лишь выполнив серьезный объем работ на всех этапах создания изделия — начиная с формулировки ТЗ и компьютерного моделирования параметров и завершая доводочными прогонами в измерительных лабораториях и комнатах прослушивания.
Это непростая задача даже когда речь идет об обычной стереопаре колонок. В случае со «встройкой», где номенклатура компонентов намного шире, она усложняется многократно. А если мы рассматриваем систему такого бескомпромиссного уровня, как серия 1000, которая вдобавок должна конфигурироваться под любые жилые помещения — начиная с «квартирных» площадей и завершая едва ли не дворцовыми залами, то сложность проекта следует сразу возвести в квадрат.
Вот почему за нечто подобное не брался еще ни один производитель. Коммерческая целесообразность, к слову, тоже не слишком очевидна — затраты огромны, а сегмент потенциальных заказчиков слишком узок. Но Focal это не остановило — французские специалисты решили сверхзадачу.
Ассамбляж
Итак, в новом ряду есть модели, которые выглядят как аналоги «трехсотых», только с более продвинутыми головками (применяются динамики с композитными диффузорами W и фирменные пищалки с инвертированным куполом из бериллия). Это вертикальные трехполоски 1000 IWLCR6 с пассивным излучателем и двухполосные модели IW6 для врезки в стены, потолочные ICW6 и трехполосные «кубики» ICLCR5 с регулируемым углом излучения СВ/ВЧ-модуля. Все перечисленные модели серии 1000 (кроме первой) совпадают с линейкой 300 по посадочным размерам, наделены фирменной системой легкого монтажа без специальных инструментов и требуют для установки всего 100 мм пространства (кроме «кубиков» ICLCR5). Помимо цены и класса динамиков «тысячная» серия отличается от трехсотой и тем, что не предлагает выбора типоразмеров — в ней нет крупных восьмидюймовок или небольших спикеров (зато есть потолочные системы ICA6 с наклонным излучением).
Пара самых передовых 8-сантиметровых среднечастотников с M-профилем вместе с пищалкой образуют схему Д’Апполито.
Однако все перечисленное — это лишь «периферия» для основных систем серии. Главная роль отведена моделям, которые носят приставку Utopia в названии, причем эти уникальные разработки правильно рассматривать как части одного целого.
1000 IWLCR Utopia — это большой врезной трехполосный монитор ультимативного класса. В комплекте все как положено — грили под покраску, декоративные накладки, защитные монтажные маски и даже подкладка из акустически прозрачной ткани. Корпуса усилены алюминиевыми элементами и панелями MDF и несут на себе 7 драйверов. Пара самых передовых 8-сантиметровых среднечастотников с M-профилем вместе с пищалкой образуют схему Д’Апполито (модуль сделан поворотным), а четыре 16-сантиметровых драйвера обеспечивают линейное воспроизведение от 53 Гц (чего, кстати, очень непросто добиться в корпусах глубиной менее 10 см).
Также на IWLCR есть четыре крупных джампера для настройки отдачи полос и отдельные клеммы подключения (в том числе и с разъемом Speakon), которые помечены как выходы. Они предназначены для присоединения врезных сабвуферов 1000 IWSUB Utopia, которые представляют собой сборки из трех специальных 16-сантиметровых басовиков в корпусах такой же ширины и глубины, как и у 1000 IWLCR Utopia.
А теперь оцените, насколько изобретательны инженеры Focal.
Предположим, вам надо озвучить относительно небольшое помещение под домашний кинозал, где акустика будет стоять на удалении не более 3-4 метров от зрителей. Для таких условий будет достаточно дополнить основные каналы лишь 1-2 басовыми модулями. Но если площадь кинозала более больше, то можно присоединить четыре и даже шесть модулей, чтобы получить нужный прирост SPL по басу.
При наличии очень мощных оконечников можно реализовать схему параллельного подключения шести IWSUB к IWLCR.
При этом инсталлятору дается на выбор две стратегии. При наличии очень мощных оконечников можно реализовать схему параллельного подключения шести IWSUB к IWLCR. Чтобы усилитель смог вынести такую нагрузку в полном диапазоне, в сабах предусмотрено переключение на сопротивление 72 Ома вместо 8, а отдельный фильтр в IWLCR обеспечит необходимую обрезку диапазона сверху (на частотах 80, 100 или 120 Гц).
Если же используется какой-либо AV-процессор с развитым бас-менеджером и числом каналов более 16, то для каждого IWSUB можно выделить свой усилитель, избежав тем самым «паровозов» в системе, и точно подобрать настройки для каждого сабвуферного канала.
А сейчас мы узнаем, какая стратегия лучше.
Эрмитаж
Для этого теста были собраны специальные демо-стены, на которых главные спикеры серии 1000 можно послушать как обычные колонки в стерео режиме в двух описанных выше вариантах. Усиление и бас-менеджмент выполнялось 16-канальным процессором/усилителем Focal Astral 16. Этот обладатель награды EISA наделен отличными 200-ватными оконечниками класса D от датской Pascal, продвинутым DSP, который обеспечивает полноценный Hi-Res процессинг для Dolby Atmos, DTS:X и Auro 3D, и рум-коррекцией Dirac Live.
IWLCR ошарашивают своим звучанием, кстати, и без всякой низкочастотной поддержки. Диапазон огромен, детальность и воздушность по ВЧ — не хуже, чем у больших «Утопий».
IWLCR ошарашивают своим звучанием, кстати, и без всякой низкочастотной поддержки. Диапазон огромен, детальность и воздушность по ВЧ — не хуже, чем у больших «Утопий», ясность и чистота в середине какая-то непередаваемая, а скорость и мощь на не самых низких басах настолько серьезная, что несущие фанерные панели начинают дрожать и поскрипывать. Эту вибронагрузку, кстати, обязательно следует учесть инсталлятору при проектировании ниш. Акустику, как выяснилось, также можно поставить с очень широкой базой — джамперные и угловые настройки СЧ/ВЧ-модуля позволяют добиться такой ровной АЧХ, что вам не придется что-то править «Дираком», который по-любому вносит в звучание некоторую синтетичность из-за глубокой математической обработки.
Воспользовавшись наличием у 1000 IWLCR Utopia отдельными входами СЧ-ВЧ и НЧ-секции, мы убрали перемычку и подключили систему к Astral 16 в конфигурации bi-amping-.
Присоединение IWSUB простым способом — специальным кабелем Speakon, добавляет в звучание фундаментальную основу, но не ослабляет панчевую резкость. Этот вариант хорош простотой согласования. По басу все ровно и фактурно, причем смена настроек фильтрации 80/100/120 Гц не оказывают драматичного влияния. К ней, похоже, стоит прибегать лишь в том случае, если IWSUB расположен слишком близко к полу (углу комнаты) или, наоборот, ближе к середине стены. Но при таком подключении чуть меняется подача всего остального. Середина страдает в меньшей степени — она сохраняет ясность, но слегка «закрывается» по динамике. В верхнем диапазоне потерь побольше — атмосферность уже выражена не так хорошо, тонких деталей меньше, меняется ощущение пространства и объема.
Мы добились от встройки такого реалистичного и тонально правильного стереозвучания, которое пристыдило бы некоторые колонки топ-уровня сравнимой цены.
Все это возвращается при подключении IWSUB к отдельным каналам «Астрала». Таким образом, наилучшие результаты были получены при переходе от bi-amping к tri-amping. Надо быть готовым к тому, что на НЧ уровни придется поднять очень значительно (примерно на 8-10 дБ относительно каналов на IWLCR), да еще и подобрать к каждому наилучшие сочетания частоты/крутизны фильтрации полос, но хлопоты стоят того. Всего за два часа, которые ушли на пробу разных настроек, мы добились от встройки такого реалистичного и тонально правильного стереозвучания, которое пристыдило бы некоторые колонки топ-уровня сравнимой цены.
Конечно, звучание флагманов серии 1000 нельзя поставить на один уровень с бескомпромиссными Focal Grande Utopia, но они очень близки к ним по характеру. Они обращаются со звуковой фактурой настолько бережно и мастерски, что к ним тоже нужен аудиофильский подход. К IWLCR, например, не помешает подобрать и кабели, и отдельные усилители (возможно, даже в классе А для поканального подключения). Такая конфигурация системы выйдет дороже базовой, зато откроет возможности для поиска наилучших сочетаний и создания системы, претендующей не только на титул лучшего кинозала в мире, но и на звание самой иммерсивной музыкальной системы.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Marantz SACD 30n
- AV-процессор/усилитель Focal Astral 16
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- акустические InAkustik Referenz LS-2404 Air и LS-204 MicroAir XL
- силовые InAkustik AС-1502 и AС-2502
Focal 1000 Series*
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
Focal 1000 IWLCR Utopia
Конфигурация: 7 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: закрытое || Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 40 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/4,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 100 — 750 Вт (8 Ом) или 200-1500 Вт (4 Ом) || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 99 мм || Габариты: 305 х 1162 х 101 мм || Масса: 19,4 кг
Focal 1000 IWSUB Utopia
Конфигурация: 3 излучателя, 1 полоса || Акустическое оформление: закрытое || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 2500 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 32 Гц || Чувствительность (на установке 8 и 72 Ом): 83 и 74 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: от 10/8,6 до 90/76 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 100 — 750 Вт (8 Ом) или 200-1500 Вт (4 Ом) || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 99 мм || Габариты: 305 х 593 х 101 мм || Масса: 9,6 кг
Focal 1000 ICLCR5
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинверторное || Диапазон воспроизводимых частот: 53 — 28 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 43 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/2,9 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 180 Вт || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 190 мм || Габариты: 370 х 370 х 195 мм || Масса: 8,3 кг
Focal 1000 IWLCR6
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: пассивный излучатель, закрытый ящик || Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 43 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/2,9 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 240 Вт || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 99 мм || Габариты: 755 х 305 х 101 мм || Масса: 10,95 кг
* Приведены характеристики лишь на некоторые модели серии
Источник: salonav.com