ЦАП/усилитель для наушников iFi NEO iDSD
Тактовый генератор с фемтосекундной точностью, честная «побитно-идеальная» фильтрация, «четырехпотоковый» конвертор с разведенными трактами для нативных PCM и DSD, балансный усилитель для наушников… Лишь одна британская фирма способна воплотить перечисленное в небольшом устройстве!
Три года назад нам передали для испытаний пару интересных устройств iFi – портативный усилитель/ЦАП xDSD и стационарный сетевой усилитель/ЦАП Pro iDSD. Оба оставили столь сильное впечатление оснащением и звучанием, что поначалу возникла мысль использовать их в качестве референсных компонентов для редакционных тестов наушников и различных мобильных цифровых источников. Но прием на вооружение был отложен по причине избыточной для наших задач функциональности. К тому же к каждого в тракте – по несколько режимов цифровой фильтрации и преобразования, по несколько аналоговых обработок и переключаемых каскадов… Этот арсенал интересен для экспериментов, но на роль эталона все-таки лучше подходит техника другого склада – такая же бескомпромиссная, но “однозадачная”.
Сейчас у нас на тесте очередная новинка из Саутпорта – ЦАП из новой линейки NEO. Осенью прошлого года мы ее представили как первое изделие в средней серии между доступными мини-компонентами ZEN и более дорогими PRO. Но при близком знакомстве выяснилось, что он, возможно, и есть то самое устройство, свободное от всевозможных “улучшайзеров” и реализованное на референсном уровне. Чтобы проверить, насколько хорошо новинка от Abbingdon Music Research/iFi Audio соответствует нашим задачам, подвергнем её всестороннему разбору и прогонам в разных системах.
Модель NEO iDSD выполнена в простом корпусе из прямоугольного алюминиевого профиля. Из дизайнерских прибамбасов – только глубокие проточки на лицевой алюминиевой панели и утопленный индикатор питания. В комплекте поставляется набор кабелей, переходник 6,3/3,5, пятивольтовый адаптер, самоклеящиеся ножки и металлическая подставка, позволяющая поставить аппарат на столе вертикально (показания на матричном дисплее при этом разворачиваются на 90 градусов). А еще прилагается простой карточный пульт ДУ.
Наушники в NEO iDSD можно включить и через стандартное гнездо 6,3 мм, и через балансное 4,4 мм. Сигнал на внешние усилители выводится тоже двумя способами – по RCA и по XLR. Энкодер регулировки громкости служит не только кнопкой Mute, но и переключателем режима выходов – если одновременно зажать ее и кнопку питания, то на дисплее появится меню выбора FIX/VAR. Первое устанавливает стандартные 2,2 вольта на RCA и 4,4 на XLR, второе включает регулирование – напряжение на выходах сможет достигать в пике значений в 3,9 и 7,7 вольт. На работе Phones переключение не сказывается, так все выходы в аппарате обслуживаются раздельными усилителями (топология Direct Drive).
Энкодер регулировки громкости служит не только кнопкой Mute, но и переключателем режима выходов.
Как мы уже сказали, тракт NEO iDSD предельно линеен – в нем нет ни Truebass, ни 3D+, ни переключаемых фильтров, ни каких-то альтернативных выходных каскадов. Исключен даже «пурификатор» из входной цепи USB 3.0/2.0. И это точно не минус – нам предоставили возможность прямой подачи асинхронного потока USB Audio в приемник процессора XMOS (фирменный блокиратор компьютерных помех можно приобрести отдельно и использовать по необходимости).
Кстати, XMOS здесь один из самых крутых, с 16 ядрами, с учетверенным объемом кэш-памяти и с удвоенной тактовой частотой. В NEO iDSD этот чип заодно занимается раскодированием данных MQA и потоками, получаемыми по входам S/PDIF. В комбинации с тактовым процессором 8V51N107 (на нем и построен фирменный генератор Global Master Timing) решается проблема джиттера, как уверяют в iFi, раз и навсегда.
Само преобразование возложено на чипсет Burr-Brown True Native. Но не пытайтесь гуглить, что это такое. В NEO iDSD применяется все та же досконально изученная инженерами iFi Audio микросхема DSD1793, которая встречалась и в прежних моделях (micro iDSD, iDAC2). Её преимущество в двойной архитектуре – поток PCM конвертируется как в классическом мультибитнике, а DSD – однобитовым модулятором. Так вот, специалисты подошли тут нестандартно: менее значащие биты из PCM (начиная с седьмого и ниже, требующие максимальной точности обработки) они направили на преобразование через дельта-сигму для лучшей линейности, а результат затем суммируют с мультибитовым выходом, который хорош с других сторон (точный тайминг, высокая скорость нарастания, динамический диапазон т.д.)
Кстати, XMOS здесь один из самых крутых, с 16 ядрами, с учетверенным объемом кэш-памяти и с удвоенной тактовой частотой.
Хитро? Даже больше, чем вы можете представить. Инженеры iFi Audio написали собственные программы переконвертации и цифровой фильтрации – вот их-то в четырехканальном режиме и обсчитывает XMOS. Такое решение позволило сильно поднять производительность – тракт гарантированно поддерживает самые скоростные потки, включая DSD512 и DXD768. При этом необходимая точность финальной стадии преобразования достигается без включения нескольких ЦАПов в параллель, как раньше. Ну а самое важное, что проприетарные алгоритмы, созданные именно под такую конфигурацию и под вычислительные ресурсы нового XMOS, по заявлениям фирмы, и обеспечивают «побитовую идеальность» во всем цифровом сегменте тракта.
Аналоговая секция тоже сделана на высоком уровне. Топология – PureWave, балансная, симметричная, с минимальным числом переходов и таким же разделением сигналов, как в двойном моно. Основное усиление возложено на заказной операционник Texas Instruments OVA2637 с чрезвычайно низкими шумами и искажениями (порядка 0,0001%). Аттенюатор громкости и усиление на наушники реализованы на чипах W990VSI и OV4627A (операционник на полевых транзисторах), которые мы уже знаем по iFi xDSD. Также в тракте едва ли не везде применяются улучшенные емкости – высокостабильные керамические TDK и многослойные Murata с низким ESR.
Отличный бонус к перечисленному – модуль Bluetooth, выполненный на самом передовом приемнике Qualcomm QCC5100. Такой же применяется в новейшем беспроводном ЦАПе ZEN Blue v2. Он обеспечивает поддержку всех “синезубых” кодеков, включая aptX HD, Adaptive aptX, aptX Low Latency, Sony LDAC и HWA LHDC.
Кстати, высокий уровень инженерной проработки NEO iDSD показал еще на этапе подключений. По USB определяется мгновенно – как “макбуком”, так и стационарным PC с Windows 10. По Bluetooth тоже никаких заморочек. После спаривания связь устанавливается на автомате и влёт – система женским голосом сообщает вид кодека, а на экран выводится частота дискретизации. Наконец, при переключениях источников и смене частот в тракте никогда не возникает и коммутационных помех. Все вылизано.
Единственный досадный косячок нашелся при подключении арматурных Campfire Andromeda – сверхчувствительные наушники вытащили из тракта лёгкий фоновый тон, высота которого прямо зависела от тактовой частоты (при работе с потоками 192 кГц и выше этот артефакт становился почти незаметным). Ставить это в вину NEO iDSD не будем, так как в параметрах устройства не упоминается возможность работы с наушниками сопротивлением ниже 16 Ом, но будет классно, если разработчики поправят этот баг.
Секция телефонных усилителей порадовала тем же, чем в свое время удивил и xDSD – вы можете попросту не узнать свои наушники, если до этого слушали их со случайным усилением. Звучание бюджетных вкладышей Focal Spark стало на порядок линейнее, прозрачнее и практически избавилось от грузных оттенков в басе (в сравнении со стандартным выходом на ноутбуке). Заодно NEO iDSD внес в подачу и отменную быструю динамику.
В среднем диапазоне выявилось еще больше артикуляционных нюансов, на высоких стали заметны ранее совсем неуловимые воздушные оттенки.
Стандартные по базовым показателям мониторные Audio-Technica ATH-MSR7b (36 Ом, 101 дБ) показали просто фантастическое для себя разрешение на мелких деталях, но при этом не ушли в жесткий аналитичный саунд – наоборот, тональная картинка стала куда более натуральной (одно сравнение производилось со смартфоном, где выход обслуживает ЦАП AK4376, второе – с телефонным выходом на TEAC Reference AG-H300 Mk III).
Эти же наушники мы опробовали и с балансным подключением. Глобально результат получился тем же, но с поправками: в среднем диапазоне выявилось еще больше артикуляционных нюансов, на высоких стали заметны ранее совсем неуловимые воздушные оттенки, а в низах прибавилось крепкой основательной динамики.
На стареньких открытых Sennheiser HD 595 эффект интересный: грубовато-плоские басы и яркие оттенки в середине сильно смягчились, прозрачность в высшем спектре возросла, отчего и комфортность прослушивания усилилась в разы. Хочешь – просто кайфуй от такой ясности и непринужденности. А хочешь – форсируй громкость, чтобы докопаться до самых глубинных микродинамических слоев – диссонансных оттенков не будет.
С упомянутыми выше наушниками Andromeda вышло, кстати, наоборот. Были опасения, что на выходе NEO iDSD тональная картинка у них посветлеет или огрубеет, но к большому удивлению, мы получили очень глубокий и текстурный бас, пластичные ВЧ и бонусом – общую прибавку живости (сравнивали с выходом на AK4377 – с одним из самых чистых и аккуратных по звучанию мобильных аудиочипов, комбинирующих DAC и HA).
Сразу и фокус лучше, и образы телеснее, и удаленные планы начинают проявляться в мельчайших штрихах!
Любопытный факт: когда сигнал передавался на NEO iDSD по “блютусу” через принудительно активированный кодек LDAC 990 кб/с (что позволяют многие смартфоны на Android версии 10 или 11), то преимущества тракта iFi казались еще более очевидными, чем при кабельном подключении. Возможно, это самовнушение – от Bluetooth просто никто не ждал такого перформанса. К сказанному добавим, что “адаптивный” кодек aptX выступил ничуть не убедительнее на фоне aptX HD. И с устройствами Apple вышло не как всегда – из-за дополнительного пережатия AAC звучание обретало легкую искусственность, но в нем уже не было той нездоровой крикливости, которая иногда имеет место. Полагаем, тут навел порядок как раз реклок GMT, отразив джиттер после беспроводного модуля.
Также мы попробовали питать новое устройство от опционного блока iPower X, который обеспечивает намного более высокую изоляцию от помех. При прослушивании на наушники какой-то существенной или принципиальной разницы не было. Зато все вопросы отпали сразу, когда ЦАП переключили на стационарные аудиосистемы!
В роли источника и со штатным питанием NEO iDSD весьма формален в построении сцены: дает сносный фокус главных образов, ровное заполнение по стереобазе, вполне четкий первый план и намек на удаленный эшелоны. Но такая картинка, мягко говоря, не торт. Даже недорогой Schiit Modi Multibit, проигрывая в деталировке и пластике звучания, куда опрятнее в строительстве пространства. iPower X все меняет. Сразу и фокус лучше, и образы телеснее, и удаленные планы начинают проявляться в мельчайших штрихах! Особенно хорошо такое 3D-упорядочивание было заметно, когда ЦАП iFi подключили по балансу к семиканальному Rotel RAP-1580MKII – от театрального компонента вдруг пошла волна безупречно проработанного по динамике и правильно выстроенного стереозвука.
В настольной системе с мониторчиками ближнего поля NEO iDSD (опять же в комбинации с iPower X) тоже устроил маленькую революцию: удалил схематичность и зажатость в передаче ударных и басов, расчистил и четче разложил все шумовые и звонкие составляющие ВЧ-спектра. В итоге – иной уровень доверия к воспроизводимому звуку. Он стал ближе к живому настоящему сразу на несколько шагов!
Принято за аксиому, что системообразующей всегда является комбинация усилитель-акустика-комната. Но новый ЦАП iFi не раз давал понять, что именно он тут – главный. И в этом нет ничего странного. Любой продвинутый и грамотно спроектированный источник проявляет себя так же, намекая заодно и на то, что ему в компаньоны надо подыскивать только компоненты самого высокого уровня.
СИСТЕМА 1
- Смартфоны Vivo X50 Pro, OPPO Reno, iPhone 11
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Наушники:
- Camphire Audio Andromeda
- Audio-Technica ATH-MSR7b
- Sennheiser HD 595
- Focal Spark
СИСТЕМА 2
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Стереоресивер TEAC Reference AG-H300 Mk III (мод.)
- Акустические системы Castle Richmond Classic 3i (2006, мод.)
- Кабели:
- цифровой USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные RCA In-Akustik Referenz NF-102
- акустические Kimber Kable 12TC
- Блок питания iFi iPower X
СИСТЕМА 3
- Смартфон Vivo X50 Pro
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- CD-проигрыватель Rotel RCD-1572
- AV-ресивер Rotel RAP-1580MKII
- Акустические системы Bowers&Wilkins 705 Signature
- Кабели:
- межблочные XLR Tchernov Cable Classic XS MKII
- USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- 75 Ом Audioquest VDM-3
- акустические Transparent Musicwave Plus
- Фильтр питания Powerquest 2
- Блок питания iFi iPower X
iFi NEO iDSD
Производитель: iFi Audio Ltd (Великобритания)
Входы: TOSLink, Coax, USB Type-B || Выходы: стереопары RCA и XLR, Phones 6,3 мм и 4,4 мм (балансный) || Разрядность принимаемых данных: до 24 бит/96 кГц (Bluetooth LDAC), до 24 бит/192 кГц (S/PDIF) и до PCM768 кГц/DSD512 (USB) || Выходное сопротивление Phones/RCA/XLR: менее 1/50/100 Ом || Номинальное выходное напряжение RCA/XLR: 2,2/4,4 В (в режиме FIX) и до 3,2/6,3 В (в режиме VAR) || Выходная мощность на нагрузку 32/600 Ом: 295/17,6 мВт (на выходе 6,3 мм) и 1024/68,6 мВт (на выходе 4,4 мм) || Уровень искажений: менее 0,0015% (на линейных выходах и на любом выходе Phones при мощности до 125 мВт на 32 Ом) || Отношение сигнал/шум: более 112 дБ || Динамический диапазон: 120 дБ || Питание: 5 В, постоянное || Отделка: серебристая || Габариты: 214 х 41 х 146 мм || Масса: 970 г
Источник: salonav.com