ЦАП/усилитель для наушников iFi NEO iDSD

ЦАП/усилитель для наушников iFi NEO iDSD

Тактовый генератор с фемтосекундной точностью, честная «побитно-идеальная» фильтрация, «четырехпотоковый» конвертор с разведенными трактами для нативных PCM и DSD, балансный усилитель для наушников… Лишь одна британская фирма способна воплотить перечисленное в небольшом устройстве!

iFi_NEO_iDSD_02.jpg

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

Три года назад нам передали для испытаний пару интересных устройств iFi – портативный усилитель/ЦАП xDSD и стационарный сетевой усилитель/ЦАП Pro iDSD. Оба оставили столь сильное впечатление оснащением и звучанием, что поначалу возникла мысль использовать их в качестве референсных компонентов для редакционных тестов наушников и различных мобильных цифровых источников. Но прием на вооружение был отложен по причине избыточной для наших задач функциональности. К тому же к каждого в тракте – по несколько режимов цифровой фильтрации и преобразования, по несколько аналоговых обработок и переключаемых каскадов… Этот арсенал интересен для экспериментов, но на роль эталона все-таки лучше подходит техника другого склада – такая же бескомпромиссная, но “однозадачная”.

Сейчас у нас на тесте очередная новинка из Саутпорта – ЦАП из новой линейки NEO. Осенью прошлого года мы ее представили как первое изделие в средней серии между доступными мини-компонентами ZEN и более дорогими PRO. Но при близком знакомстве выяснилось, что он, возможно, и есть то самое устройство, свободное от всевозможных “улучшайзеров” и реализованное на референсном уровне. Чтобы проверить, насколько хорошо новинка от Abbingdon Music Research/iFi Audio соответствует нашим задачам, подвергнем её всестороннему разбору и прогонам в разных системах.

iFi_NEO_iDSD_03.jpg

Модель NEO iDSD выполнена в простом корпусе из прямоугольного алюминиевого профиля. Из дизайнерских прибамбасов – только глубокие проточки на лицевой алюминиевой панели и утопленный индикатор питания. В комплекте поставляется набор кабелей, переходник 6,3/3,5, пятивольтовый адаптер, самоклеящиеся ножки и металлическая подставка, позволяющая поставить аппарат на столе вертикально (показания на матричном дисплее при этом разворачиваются на 90 градусов). А еще прилагается простой карточный пульт ДУ.

Наушники в NEO iDSD можно включить и через стандартное гнездо 6,3 мм, и через балансное 4,4 мм. Сигнал на внешние усилители выводится тоже двумя способами – по RCA и по XLR. Энкодер регулировки громкости служит не только кнопкой Mute, но и переключателем режима выходов – если одновременно зажать ее и кнопку питания, то на дисплее появится меню выбора FIX/VAR. Первое устанавливает стандартные 2,2 вольта на RCA и 4,4 на XLR, второе включает регулирование – напряжение на выходах сможет достигать в пике значений в 3,9 и 7,7 вольт. На работе Phones переключение не сказывается, так все выходы в аппарате обслуживаются раздельными усилителями (топология Direct Drive).

Энкодер регулировки громкости служит не только кнопкой Mute, но и переключателем режима выходов.

Как мы уже сказали, тракт NEO iDSD предельно линеен – в нем нет ни Truebass, ни 3D+, ни переключаемых фильтров, ни каких-то альтернативных выходных каскадов. Исключен даже «пурификатор» из входной цепи USB 3.0/2.0. И это точно не минус – нам предоставили возможность прямой подачи асинхронного потока USB Audio в приемник процессора XMOS (фирменный блокиратор компьютерных помех можно приобрести отдельно и использовать по необходимости).

iFi_NEO_iDSD_04.jpg

Кстати, XMOS здесь один из самых крутых, с 16 ядрами, с учетверенным объемом кэш-памяти и с удвоенной тактовой частотой. В NEO iDSD этот чип заодно занимается раскодированием данных MQA и потоками, получаемыми по входам S/PDIF. В комбинации с тактовым процессором 8V51N107 (на нем и построен фирменный генератор Global Master Timing) решается проблема джиттера, как уверяют в iFi, раз и навсегда.

Само преобразование возложено на чипсет Burr-Brown True Native. Но не пытайтесь гуглить, что это такое. В NEO iDSD применяется все та же досконально изученная инженерами iFi Audio микросхема DSD1793, которая встречалась и в прежних моделях (micro iDSD, iDAC2). Её преимущество в двойной архитектуре – поток PCM конвертируется как в классическом мультибитнике, а DSD – однобитовым модулятором. Так вот, специалисты подошли тут нестандартно: менее значащие биты из PCM (начиная с седьмого и ниже, требующие максимальной точности обработки) они направили на преобразование через дельта-сигму для лучшей линейности, а результат затем суммируют с мультибитовым выходом, который хорош с других сторон (точный тайминг, высокая скорость нарастания, динамический диапазон т.д.)

Кстати, XMOS здесь один из самых крутых, с 16 ядрами, с учетверенным объемом кэш-памяти и с удвоенной тактовой частотой.

Хитро? Даже больше, чем вы можете представить. Инженеры iFi Audio написали собственные программы переконвертации и цифровой фильтрации – вот их-то в четырехканальном режиме и обсчитывает XMOS. Такое решение позволило сильно поднять производительность – тракт гарантированно поддерживает самые скоростные потки, включая DSD512 и DXD768. При этом необходимая точность финальной стадии преобразования достигается без включения нескольких ЦАПов в параллель, как раньше. Ну а самое важное, что проприетарные алгоритмы, созданные именно под такую конфигурацию и под вычислительные ресурсы нового XMOS, по заявлениям фирмы, и обеспечивают «побитовую идеальность» во всем цифровом сегменте тракта.

iFi_NEO_iDSD_05.jpg

Аналоговая секция тоже сделана на высоком уровне. Топология – PureWave, балансная, симметричная, с минимальным числом переходов и таким же разделением сигналов, как в двойном моно. Основное усиление возложено на заказной операционник Texas Instruments OVA2637 с чрезвычайно низкими шумами и искажениями (порядка 0,0001%). Аттенюатор громкости и усиление на наушники реализованы на чипах W990VSI и OV4627A (операционник на полевых транзисторах), которые мы уже знаем по iFi xDSD. Также в тракте едва ли не везде применяются улучшенные емкости – высокостабильные керамические TDK и многослойные Murata с низким ESR.

Отличный бонус к перечисленному – модуль Bluetooth, выполненный на самом передовом приемнике Qualcomm QCC5100. Такой же применяется в новейшем беспроводном ЦАПе ZEN Blue v2. Он обеспечивает поддержку всех “синезубых” кодеков, включая aptX HD, Adaptive aptX, aptX Low Latency, Sony LDAC и HWA LHDC.

Кстати, высокий уровень инженерной проработки NEO iDSD показал еще на этапе подключений. По USB определяется мгновенно – как “макбуком”, так и стационарным PC с Windows 10. По Bluetooth тоже никаких заморочек. После спаривания связь устанавливается на автомате и влёт – система женским голосом сообщает вид кодека, а на экран выводится частота дискретизации. Наконец, при переключениях источников и смене частот в тракте никогда не возникает и коммутационных помех. Все вылизано.

iFi_NEO_iDSD_06.jpg

Единственный досадный косячок нашелся при подключении арматурных Campfire Andromeda – сверхчувствительные наушники вытащили из тракта лёгкий фоновый тон, высота которого прямо зависела от тактовой частоты (при работе с потоками 192 кГц и выше этот артефакт становился почти незаметным). Ставить это в вину NEO iDSD не будем, так как в параметрах устройства не упоминается возможность работы с наушниками сопротивлением ниже 16 Ом, но будет классно, если разработчики поправят этот баг.

Секция телефонных усилителей порадовала тем же, чем в свое время удивил и xDSD – вы можете попросту не узнать свои наушники, если до этого слушали их со случайным усилением. Звучание бюджетных вкладышей Focal Spark стало на порядок линейнее, прозрачнее и практически избавилось от грузных оттенков в басе (в сравнении со стандартным выходом на ноутбуке). Заодно NEO iDSD внес в подачу и отменную быструю динамику.

В среднем диапазоне выявилось еще больше артикуляционных нюансов, на высоких стали заметны ранее совсем неуловимые воздушные оттенки.

Стандартные по базовым показателям мониторные Audio-Technica ATH-MSR7b (36 Ом, 101 дБ) показали просто фантастическое для себя разрешение на мелких деталях, но при этом не ушли в жесткий аналитичный саунд – наоборот, тональная картинка стала куда более натуральной (одно сравнение производилось со смартфоном, где выход обслуживает ЦАП AK4376, второе – с телефонным выходом на TEAC Reference AG-H300 Mk III).

Эти же наушники мы опробовали и с балансным подключением. Глобально результат получился тем же, но с поправками: в среднем диапазоне выявилось еще больше артикуляционных нюансов, на высоких стали заметны ранее совсем неуловимые воздушные оттенки, а в низах прибавилось крепкой основательной динамики.

iFi_NEO_iDSD_07.jpg

На стареньких открытых Sennheiser HD 595 эффект интересный: грубовато-плоские басы и яркие оттенки в середине сильно смягчились, прозрачность в высшем спектре возросла, отчего и комфортность прослушивания усилилась в разы. Хочешь – просто кайфуй от такой ясности и непринужденности. А хочешь – форсируй громкость, чтобы докопаться до самых глубинных микродинамических слоев – диссонансных оттенков не будет.

С упомянутыми выше наушниками Andromeda вышло, кстати, наоборот. Были опасения, что на выходе NEO iDSD тональная картинка у них посветлеет или огрубеет, но к большому удивлению, мы получили очень глубокий и текстурный бас, пластичные ВЧ и бонусом – общую прибавку живости (сравнивали с выходом на AK4377 – с одним из самых чистых и аккуратных по звучанию мобильных аудиочипов, комбинирующих DAC и HA).

Сразу и фокус лучше, и образы телеснее, и удаленные планы начинают проявляться в мельчайших штрихах!

Любопытный факт: когда сигнал передавался на NEO iDSD по “блютусу” через принудительно активированный кодек LDAC 990 кб/с (что позволяют многие смартфоны на Android версии 10 или 11), то преимущества тракта iFi казались еще более очевидными, чем при кабельном подключении. Возможно, это самовнушение – от Bluetooth просто никто не ждал такого перформанса. К сказанному добавим, что “адаптивный” кодек aptX выступил ничуть не убедительнее на фоне aptX HD. И с устройствами Apple вышло не как всегда – из-за дополнительного пережатия AAC звучание обретало легкую искусственность, но в нем уже не было той нездоровой крикливости, которая иногда имеет место. Полагаем, тут навел порядок как раз реклок GMT, отразив джиттер после беспроводного модуля.

iFi_NEO_iDSD_01.jpg

iFi_NEO_iDSD_08.jpg   iFi_NEO_iDSD_09.jpg   iFi_NEO_iDSD_10.jpg

Также мы попробовали питать новое устройство от опционного блока iPower X, который обеспечивает намного более высокую изоляцию от помех. При прослушивании на наушники какой-то существенной или принципиальной разницы не было. Зато все вопросы отпали сразу, когда ЦАП переключили на стационарные аудиосистемы!

В роли источника и со штатным питанием NEO iDSD весьма формален в построении сцены: дает сносный фокус главных образов, ровное заполнение по стереобазе, вполне четкий первый план и намек на удаленный эшелоны. Но такая картинка, мягко говоря, не торт. Даже недорогой Schiit Modi Multibit, проигрывая в деталировке и пластике звучания, куда опрятнее в строительстве пространства. iPower X все меняет. Сразу и фокус лучше, и образы телеснее, и удаленные планы начинают проявляться в мельчайших штрихах! Особенно хорошо такое 3D-упорядочивание было заметно, когда ЦАП iFi подключили по балансу к семиканальному Rotel RAP-1580MKII – от театрального компонента вдруг пошла волна безупречно проработанного по динамике и правильно выстроенного стереозвука.

В настольной системе с мониторчиками ближнего поля NEO iDSD (опять же в комбинации с iPower X) тоже устроил маленькую революцию: удалил схематичность и зажатость в передаче ударных и басов, расчистил и четче разложил все шумовые и звонкие составляющие ВЧ-спектра. В итоге – иной уровень доверия к воспроизводимому звуку. Он стал ближе к живому настоящему сразу на несколько шагов!

Принято за аксиому, что системообразующей всегда является комбинация усилитель-акустика-комната. Но новый ЦАП iFi не раз давал понять, что именно он тут – главный. И в этом нет ничего странного. Любой продвинутый и грамотно спроектированный источник проявляет себя так же, намекая заодно и на то, что ему в компаньоны надо подыскивать только компоненты самого высокого уровня.

СИСТЕМА 1

  • Смартфоны Vivo X50 Pro, OPPO Reno, iPhone 11
  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Наушники:
    • Camphire Audio Andromeda
    • Audio-Technica ATH-MSR7b
    • Sennheiser HD 595
    • Focal Spark

СИСТЕМА 2

  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Стереоресивер TEAC Reference AG-H300 Mk III (мод.)
  • Акустические системы Castle Richmond Classic 3i (2006, мод.)
  • Кабели:
    • цифровой USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    • межблочные RCA In-Akustik Referenz NF-102
    • акустические Kimber Kable 12TC
  • Блок питания iFi iPower X

СИСТЕМА 3

  • Смартфон Vivo X50 Pro
  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • CD-проигрыватель Rotel RCD-1572
  • AV-ресивер Rotel RAP-1580MKII
  • Акустические системы Bowers&Wilkins 705 Signature
  • Кабели:
    • межблочные XLR Tchernov Cable Classic XS MKII
    • USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    • 75 Ом Audioquest VDM-3
    • акустические Transparent Musicwave Plus
  • Фильтр питания Powerquest 2
  • Блок питания iFi iPower X

iFi NEO iDSD

Производитель: iFi Audio Ltd (Великобритания)

www.ifi-audio.com

Входы: TOSLink, Coax, USB Type-B || Выходы: стереопары RCA и XLR, Phones 6,3 мм и 4,4 мм (балансный) || Разрядность принимаемых данных: до 24 бит/96 кГц (Bluetooth LDAC), до 24 бит/192 кГц (S/PDIF) и до PCM768 кГц/DSD512 (USB) || Выходное сопротивление Phones/RCA/XLR: менее 1/50/100 Ом || Номинальное выходное напряжение RCA/XLR: 2,2/4,4 В (в режиме FIX) и до 3,2/6,3 В (в режиме VAR) || Выходная мощность на нагрузку 32/600 Ом: 295/17,6 мВт (на выходе 6,3 мм) и 1024/68,6 мВт (на выходе 4,4 мм) || Уровень искажений: менее 0,0015% (на линейных выходах и на любом выходе Phones при мощности до 125 мВт на 32 Ом) || Отношение сигнал/шум: более 112 дБ || Динамический диапазон: 120 дБ || Питание: 5 В, постоянное || Отделка: серебристая || Габариты: 214 х 41 х 146 мм || Масса: 970 г


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: