Акустические системы DALI Oberon 9
Три года назад компания DALI представила семейство колонок Oberon, класс которых определила как High End, доступный… для всех. Конечно, столь противоречивая формулировка тогда была воспринята как шутка, но сегодня появился реальный повод для хайпа. Гляньте-ка, какие исполины возглавили «обероновскую» банду!
Все мы знаем, что рублевые цены на акустические системы класса High End из-за денежной инфляции уже давно взметнулись к семизначным суммам. Еще есть так называемый Affordable High End, и там ценники еще пока шестизначные, но такая техника, понятно, также никак не может считаться «товаром для всех».
Однако в Danish Audiophile Loudspeaker Industries не хотят с этими мириться. Они взяли свои фирменные электроакустические технологии из топовых АС, подумали над тем, как переработать их под крупнотиражное производство, затем все это воплотили в серии Oberon и, чтобы еще больше снизить стоимость, наладили выпуск линейки не у себя, а в Китае — там же, где производятся и другие «народные» DALI (хай-файная серия Zensor и малобюджетная Spektor).
Снобы скажут: не солидно. А по-моему, это единственно верный и самый честный способ донести до широких масс продвинутые аудиотехнологии.
Снобы скажут: не солидно. А по-моему, это единственно верный и самый честный способ донести до широких масс продвинутые аудиотехнологии. И у DALI это получилось. Все вышедшие еще в 2018 году «Обероны» — напольные «семерки» и «пятерки», полочные «трешки» и «единички» — отлично показали себя в тестах. Но тогда мы и предположить не могли, что в DALI решатся выйти за все маркетинговые пределы и сделают для серии настоящую флагманскую модель — довольно крупную, хотя и вполне доступную по цене.
Отчасти Oberon 9 — это ответ DALI на запросы рынка. Среди любителей Hi-Fi есть немало убежденных в том, что реально крутые колонки просто не имеют права быть маленькими. Но когда начинаешь подбирать АС большого объема с басовиками размером даже не в 10 дюймов, а как минимум 12 или все 15, то вырисовывается довольно скудная картина — в продаже найдется всего несколько моделей, стилизованных под какие-либо «олдскульные» широкие мониторы, плюс еще несколько «башен» с большими боковыми басовыми излучателями, которые скорее подходят для театров, а не для стерео. За любую серьезную напольную конструкцию с крупной головкой на фронтальном щите попросят уже как за настоящий High End.
На остальных драйверах мы видим диффузоры, сделанные по фирменной рецептуре DALI — из целлюлозы с примесью волокон дерева.
То, что сделала DALI — совсем особенное. В Oberon 9, которые, кстати, теперь можно смело называть самыми крупнокалиберными во всей гамме производителя, не просматривается принадлежности к ни одной из крайностей. Цена более чем умеренная, а дизайн на первый взгляд вообще стандартный — он не следует модному сейчас ностальгическому тренду к колонкам-ящикам из семидесятых и не пытается удивить габаритами холодильника. Разумеется, «девятки» — модели рослые, они аж на 16 сантиметров выше «семерок». Но в ширину и глубину новинки прибавили только по 6 сантиметров, сохранив тем самым фирменную стройность. Присмотритесь, кстати, к подставкам. Они сделаны так, что крупные «кабинеты» объемом более 100 литров будто вообще парят в воздухе.
Корпуса для этих АС собираются из панелей MDF повышенной плотности и отделаны качественной виниловой пленкой, причем вариантов оформления не четыре, а только два. Да, производитель сэкономил на «мебельной» составляющей, зато внедрил в недорогую акустику продвинутые динамики.
В частности, пищалка отличается ультралегким куполом, увеличенном в диаметре до 29 мм. Это сделано ради более широкой дисперсии излучения. На остальных драйверах мы видим диффузоры, сделанные по фирменной рецептуре DALI — из целлюлозы с примесью волокон дерева (ослабляют нежелательные внутренние резонансы в материале). Но главное отличие внутри: в магнитопровод под четырехслойную звуковую катушку (навита из алюминиевого провода с медным покрытием) помещена 10-миллиметровая вставка из «мягкого магнитного компаунда» SMC. У самых дорогих головок DALI из этого материала, который практически не проводит электрический ток, делается вся магнитная система. Но и гибридный эконом-вариант эффективен: за счет ослабления нежелательных вихревых токов уровень третьей гармоники понижается более чем вдвое (примерно до 0,35%).
На этом сходство с остальными напольными моделями в серии заканчивается. Сама концепция у «девяток» иная. В Oberon 5 и 7, например, деление упрощенное, двухполосное, а в этих моделях фильтрация осуществляется по классической трехполосной схеме. Электромеханические параметры 17-сантиметрового среднечастотника оптимизированы для работы в полностью закрытом оформлении. Его полоса заметно смещена вверх (780 — 3400 Гц). А для НЧ-секции вообще разработаны новые басовики нестандартного 23-сантиметрового диаметра. Пара таких диффузоров по массе и площади эквивалентны одному большому 13-дюймовому. Ну и самое любопытное: каждый низкочастотный драйвер работает строго на свой подобранный объем, создаваемый внутри корпуса АС наклонной перегородкой, и на «персональный» фазоинвертор с настройкой на 31 Гц.
Обратите внимание, что у «девяток» — средняя чувствительность. Инженеры не стали разгонять этот параметр, потому что это чревато ухудшением всех других характеристик. Но это не значит, что колонки получились «тяжелыми». Для теста новинок мы запаслись разными усилителями, но когда системы выдали сногсшибательный драйв уже от Cambridge Audio CXA61 — интеральника, который чудесно «рисует» звук, но несколько меланхоличен по темпераменту, стало ясно, что в пару к Oberon 9 лучше подбирать не усилитель-громилу, а чистого педанта.
Атака — впечатывающая, удар — не просто дубасящий, а с изощренными подробностями, послезвучия не затянуты нигде, тугие и долгие басовые линии никогда не сбиваются в гудящий комок.
Лично меня больше всего порадовало, что в Oberon 9 нет ни дешевого «пустого» супербаса, ни какого-то застывшего тяжелого «жира» от самых низких частот (от которых, кстати, могут легко возбудиться и резонансы комнаты). Весь НЧ-регистр передан так, будто слушаешь музыку в студии на каких-то огромных классических мониторах. Такие обычно монтируются на удалении от консоли на мощных потолочных кронштейнах, они безупречно линейны внизу, а и их динамичную подачу «в грудь» вообще запоминаешь навсегда. Здесь очень похоже. Атака — впечатывающая, удар — не просто дубасящий, а с изощренными подробностями, послезвучия не затянуты нигде, тугие и долгие басовые линии никогда не сбиваются в гудящий комок.
Сомневаюсь, что сейчас на рынке найдутся какие-либо другие домашние колонки, способные предложить за те же деньги такой же уверенный и подвижный бас. Да еще от транзисторного оконечника, физический предел которого — номинальные 60 — 90 Вт. И в комнате прослушивания площадью под сотню «квадратов»…
Но даже если и найдутся конкуренты, то они вряд ли свое «мясное» блюдо они предложат с настолько же богатым «гарниром» достоинств. В Oberon 9, например, вся «барабанная» полоса, включая и нижнюю середину, куда простирается богатый шлейф гармоник от ударных, подается как единое целое, очень линейно и с полным динамическим диапазоном. В трифонической системе такое единство силы и четкости тоже достигается, но, как правило, ценой уже очень высоких затрат.
У «девяток» есть небольшой акцент на середине, где-то на 700 — 1400 Гц. Но он не так выделен, чтобы упрекать акустику в нелинейности. А иногда он даже и в плюс — лучше проступают все «оттеночные» нюансы звучания многих музыкальных инструментов на записях, не богатых на микродинамический бэкграунд.
Мнимые образы в звуковой сцене у Oberon 9 получаются осязаемыми, плотными и чуть более крупными — одним словом, «взрослыми».
Мнимые образы в звуковой сцене у Oberon 9 получаются осязаемыми, плотными и чуть более крупными — одним словом, «взрослыми». Добиться их идеальной контурности и четкой визуализации планов будет, конечно, не так просто, как с каким-либо высокоточным акустическим хай-эндом, но если вы не поленитесь после установки «Оберонов» в своей комнате поэтапно подобрать сначала оптимальное удаление от стен, затем — стереобазу, а затем — направленность АС (кстати, точного прицела на точку прослушивания для этой модели добиваться как раз не надо), то сможете получить правдоподобную трехмерную стереокартинку с вполне четким фокусом.
Верхний регистр подкупает не какой-то особой красотой или атмосферностью, а своей гладкостью. Акустика слегка красит звук только в области 6 — 8 кГц, добавляя в звон тарелок искристые «крэшевые» оттенки, но до откровенной резкости дело не доходит никогда. Выше 10 кГц на слух все вообще как по линейке, поэтому звонкая «серебристая» часть диапазона, как и высшая «воздушная» полоса, на удивление чисты.
Так что единственное напоминание об истинном ценовом классе колонок становится их разрешение на ВЧ — она не настолько тонкая и искусная, как у старших моделей DALI или у любых других АС с дорогими твитерами.
Впрочем, и от Oberon 9 можно добиться приближения к High End, если слушать музыку на этих колонках с еще более серьезными компонентами и кабелями. Это точно не тот случай, когда акустика ставит какие-то классовые ограничения для других компонентов системы.
КОМПОНЕНТЫ
-
Сетевой проигрыватель Cambridge Audio CXN V2
-
Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA61
-
Кабели
-
межблочные InAkustik Referenz NF-102
-
акустические Atlas Hyper
-
силовые Atlas EOS
-
Дистрибьютер питания Atlas EOS Modular
DALI Oberon 9
Производитель: DALI A/S (Дания)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 26 000 Гц (+/-3 дБ) || Чувствительность: 90,5 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ом || Максимальный уровень звукового давления: 113 дБ || Частота настройки фазоинвертора: 31 Гц || Частоты раздела полос: 780, 3400 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 400 Вт || Подключение: single || Отделка: темный орех, черный ясень || Габариты: 1172 х 260 х 406 мм || Масса 1 шт.: 37,1 кг
Источник: salonav.com