Тест проигрывателя винила Pro-Ject Debut Carbon Evo: начинай с хорошего

Тест проигрывателя винила Pro-Ject Debut Carbon Evo: начинай с хорошего

Эта вертушка относится к тому сегменту аппаратов, которые редко попадают ко мне на тесты — обычно все же достается что-то постарше. Но здесь случай особый.

Во-первых, семейство Pro-Ject Debut, в принципе, очень многое сделало для рынка и начинающих слушателей, став для многих некой отправной точкой. И это уже заслуженная репутация. Во-вторых, доработка и усовершенствование подобных, довольно простых аппаратов — непростое дело для производителя.

Сделать конструкцию дороже нельзя, но и обойтись лишь косметическими доработками — тоже. Конкуренция в этом сегменте высокая, и даже покупатель бюджетного аппарата может оказаться вполне сведущим и требовательным. Поэтому будем разбираться, что же дает Evo в названии и насколько интересным аппарат получился в целом.

Просто развязка

С первого взгляда бросается в глаза попытка производителя сделать устройство понятным и дружелюбным для начинающих. Цветной листок с картинками разъяснит обладателю проигрывателя все базовые моменты. Наглядно и без заморочек.

Собрать и настроить проигрыватель совсем не сложно. Головка Ortofon 2M Red предустановлена на заводе, а все остальное займет 15-20 минут, даже если внимательно читать и обдумывать каждый пункт инструкции.

noborder_2.jpg
Проигрыватель винила Pro-Ject Debut Carbon Evo

В целом, Pro-Ject Debut Carbon Evo оставляет совсем не «пластиковое» впечатление. Общая масса — 5,6 кг: почти 4 из них приходятся на стол, а также закрепленные на нем узлы и детали, а еще 1,7 кг — на диск.

Стол изготовлен из цельного куска МДФ и окрашен. Компания предлагает пять видов матовой отделки, три глянцевой, а также вариант в шпоне ореха. Если нужна вертушка для прослушивания, без излишнего аудиофильского перфекционизма, то при таком выборе вписать ее в интерьер не покажется проблемой.

Найти место и установить проигрыватель стало легче. Ножки теперь такие же, как у некоторых старших моделей — например, у X1 и X2, — металлические, демпфированные и с регулировкой по уровню. Соответственно, с выбором поверхности и установкой все стало проще.

Если учесть, что нередко подобные аппараты стоят не на специализированных стойках, а на какой-нибудь мебели, дополнительная развязка и регулировка окажутся совсем не лишними. Ножки имеют просто проклеенную фетром нижнюю поверхность, что дополнительно упрощает задачу. И развязка действительно стала лучше.

noborder_3.jpg
Диск у Pro-Ject Debut Carbon Evo — металлический, штампованный

Привод у проигрывателя пассиковый, мотор встроен в корпус и спрятан под диском. При этом производитель заявил об улучшенной развязке мотора и корпуса. Этот узел переделан и выглядит лучше, чем раньше — он тоже частично позаимствован у более старших моделей. Ведь при достаточном объеме производства изготовитель легко может применять элементы от старших моделей, а не имитацию доработок. Без ущерба для себя и к пользе будущих владельцев.

Вращение с мотора передается пассиком на пластиковый субдиск, в который вмонтирован стальной шкив основного подшипника. Сверху устанавливается стальной штампованный диск, который отличается от предшественника в первую очередь тем, что по кромке с нижней стороны он по кругу проклеен демпфирующим термопластичным полимером. Стакан подшипника с бронзовой вставкой спрятан в столе, а крепится насквозь, через всю толщину стола.

Здесь тоже можно найти детали и элементы от более старших моделей, но важнее то, что и мощность мотора, и параметры подшипника именно для этого конкретного аппарата выглядят более чем достаточными.

Скорости

Пара интересных моментов. Первое — на шкиве мотора есть две передающих окружности. Одна под штатный плоский пассик, вторая — под круглый, тоже имеющийся в комплекте. Если его установить, убрав плоский пассик, то, включив аппарат в режим 45 об/мин, мы получим 78-ю скорость.

Не многим это понадобится, но такая функция есть. Однако стоит помнить, что для воспроизведения 78-оборотного шеллака вместо штатной Ortofon 2M Red нужна другая головка с другой иглой.

noborder_4.jpg
Новые ножки. Мелочь, но регулировка плюс виброразвязка — уже кое-что

Второй необычный момент — проигрыватель можно апгрейдить, установив вместо штатного стального штампованного диска опциональный акриловый. Дело в том, что со стальным диском нельзя использовать головки MC-типа. А с акриловым — можно.

Для меня целесообразность такого апгрейда под вопросом: я бы советовал тем, кто заведомо нацеливается на MC, посмотреть на старшие модели вертушек. Однако сама возможность послушать, как звучат MC-картриджи, выглядит интересно. Кроме того, вместе с диском можно апгрейдить и субдиск, заменив пластиковый на алюминиевый.

Питается мотор от внешнего 15-В адаптера постоянного тока, управление электронное, подстроек скорости не предусмотрено. Единственный элемент управления — спрятанная на нижней панели слева трехпозиционная кнопка. Два крайних положения — это скорости 33,3 и 45 (или 78) оборотов, среднее положение — проигрыватель выключен. Никакой индикации нет вообще, и в данном случае это только на пользу.

В процессе теста у меня была возможность проверить отклонения скоростей: производителем заявлены ±0,5% для скорости 33,3 оборота в минуту и ±0,6% для 45 оборотов. На старте аппарат показал отклонения немного выше: +0,6 и + 0,8, — но после того, как я оставил его покрутиться часов на шесть без перерыва, погрешности стали практически паспортными. Видимо, пассик был почти новый.

noborder_5.jpg
Поворотный узел тонарма. Увы, без регулировки по высоте

В процессе же работы — от «холодного» состояния до того, когда диск не останавливался часа три — прирост погрешности уходил от паспортных значений не более, чем на 0,01%.

Податливая головка

Тонарм проигрывателя отвечает за слово Carbon в названии — его трубка изготовлена с применением углеволокна. Тонарм короткий, с эффективной длинной 8,6 дюйма, и легкий — эффективная масса всего 6 грамм. Конечно, конструкция проще, чем у того же Pro-Ject 9cc, но это объясняется классом проигрывателя. Однако в целом тонарм скорее неплох — и прекрасно видно, что он родной.

Существенная особенность этого тонарма — ограниченный функционал настроек. Регулировки высоты и азимута нет. А небольшая эффективная масса предполагает использование высокоподатливых ММ-головок. Что же касается отсутствия регулировки по высоте, придется исходить из того, что есть — с поправкой на то, что подобный класс аппаратов позволяет некоторые допуски.

Высота штатной головки Ortofon 2M Red от установочной поверхности до кончика иглы — 18 мм. И у всего семейства 2M высота аналогична. Некоторые головки различных производителей (например, Audio-Technica) имеют схожие или близкие размеры по высоте, а какой-нибудь половинкой миллиметра в данном случае можно и пренебречь.

В любом случае, разумным потолком для этого проигрывателя мне показалась головка Ortofon 2M Blue (вставки Red и Blue взаимозаменяемы) или головки схожего класса. Потому что в тракте все должно быть по уровню, без узких мест.

noborder_6.jpg

Также у проигрывателя есть довольно качественная крышка. Можно использовать, а можно оставить в коробке. Фонокабель Pro-Ject Connect it E также весьма неплох. Приятно видеть его в штатном комплекте недорогого проигрывателя.

Еще имеется фетровый мат, который при такой конструкции диска просто необходим. Кроме того, в комплект к проигрывателю я взял пару матов Pro-Ject — из пробковой и резиновой крошки Cork it и кожаный Leather it. Впрочем, они не копеечные, и далеко не каждому будут интересны в качестве апгрейда для этого проигрывателя.

Крупными мазками

Основное прослушивание я начал в полностью штатной комплектации — ничего не меняя. Выставил только прижим для головки звукоснимателя (паспортные 1,8 грамма) и установил в нужное положение грузик антискейтинга. Ну и, само собой, выставил аппарат по уровню, которого, кстати, в комплекте поставки нет.

noborder_7.jpg
Здесь хорошо видна вторая часть шкива, под круглый пассик, предназначенная для скорости 78 оборотов

Для начала послушал диск Sarah Vaughan «The George Gershwin Songbook». Весьма неплох объем — при том, что это моно-переиздание записей 1954-1956 годов. Образы крупные, может быть, даже немного крупнее и насыщеннее ожидаемого. Но при этом соотношения скорее правильные, а также есть воздух, проработка по глубине и неплохая телесность. Звук светлый, но не яркий.

В целом подача немного упрощенная, картина нарисована крупными мазками, но за счет того, что нет явных перекосов, воспринимается она естественно. И музыкальность очень не плоха. Конечно, детальность не самая высокая, но все самое важное на своих местах, нюансы слышны и у вокальных партий, и у инструментальных — и все это подается весьма динамично, живо, без зажатости и без холодности.

То, что с одной стороны можно назвать яркостью в звуке, на деле совсем не мешает — к этому быстро привыкаешь, потому что яркость выражена не слишком сильно, а вот крикливости или резкости нет. Скорее наоборот: яркость сочетается с некой музыкальной округлостью, с объемом звука.

noborder_8.jpg

Потом поставил пару пластинок с разной степенью изношенности — главным образом, чтобы оценить, как проигрыватель справится с таким материалом. И он оказался вполне терпимым и не капризным. Артефакты не слишком выделяются на фоне звука и не мешают прослушиванию. Это относится и к изношенным пластинкам, и к тем, что никогда не видели мойки.

Попутно прогнал несколько тестовых дорожек — здесь все оказалось в пределах заявленных паспортных данных, даже тесты на трекинг прошли неплохо.

По тонарму сделал вывод, что с подвижными узлами и люфтами у него все в пределах допустимого, а вот что удивило — аппарат действительно тихий. Мотор чуть-чуть слышно на старте, но не более того. Видимо, все сделано грамотно: где надо — заэкранировано, а где надо — развязано. Тут результаты даже лучше, чем в среднем для этого класса аппаратов.

noborder_9.jpg

Второй диск — Bohren & Der Club Of Gore «Piano Nights». Вот тут мог бы получиться очень внушительный объем, исходя из того, как записан альбом, но объем оказался лишь выше среднего. При этом я не заметил перевирания пропорций: присутствует внимание к нюансам и тихим звукам, которое здесь особенно необходимо, чтобы передать оттенки.

Басовая составляющая на этом фоне выглядит даже увереннее, чем я ожидал. Впрочем, все несколько простовато. Самый нижний бас сглажен сильнее, чем нужно. Но от аппарата подобного класса получить даже такой результат — уже очень неплохо.

К тому же, доставляющего дискомфорт перекоса диапазона не слышно. И музыку можно слушать спокойно, комфортно — пусть без некоторых деталей и нюансов, но и без чувства явной обделенности. Упрощение в плане детальности и с поправкой на хорошо знакомую головку почти не заметно — точнее, оно не акцентирует на себе внимание.

Также можно отметить склонность к большей подаче в мажоре, к легкой жизнерадостности, но окраской в прямом смысле этот эффект не назвать. Скажем так: жизнерадостный характер.

Уплотнить середину

Следующая пластинка — OOIOO «Feather Float». Звук в должной мере задорный, не огрубленный, хотя и несколько упрощенный. В нем прослеживается некая многогранность, слоистость эмоций, а не простое направление от и до. Слушать не скучно, и звук не утомляет односложностью.

noborder_10.jpg
Штатный и опциональные маты и штатный фоно-кабель, идущий в комплекте

Попутно я решил попробовать пару матов из комплекта — Cork it и кожаный Leather it. Так как перенастройки тонарма по высоте нет, все это может показаться не вполне корректным, но в данном случае разницей можно пренебречь. Тем более, что корково-резиновый, толщиной 1 мм, на деле оказался чуть ли не более подходящим, чем штатный, ну а кожаный, хоть он и не регламентирован по толщине, тоже не создает критичных помех.

По звуку Leather it несколько уплотняет середину, делая ее чуть более телесно-осязаемой. Сам звук стал немного более силовым, чуть менее легкомысленным, что в нашем случае вовсе не плохо — тем более что никакой тугоподвижности не появилось, а воздуха не стало меньше. Все просто получилось немного весомее, телеснее и при этом стройнее.

Резиново-пробковый мат тоже чуть уплотнил середину, но вот выразительность по краям диапазона стала чуть хуже — что по басу, что по верхним частотам. Впрочем, мой опыт показывает, что маты из похожих материалов скорее подходят к акриловым дискам.

Кроме того, я испытывал эти маты на паре различных проигрывателей и в результате они мне очень приглянулись своей предсказуемостью и понятным влиянием на звуковой почерк. Оба могут пригодиться для корректировки звука. Так что эти маты переезжают в мой весьма обширный и придирчиво отобранный тестовый арсенал.

noborder_11.jpg

Далее поставил альбом Queen «A Kind Of Magic» в виде японского промо-пресса идеальной сохранности. Хорошая наполненность звука без излишней плотности, неплохая динамика и вполне приятная, живая эмоциональность. Пожалуй, иногда на третий план отходят некоторые послезвучия. Но вся основа, музыка и эмоциональная подача не вызывают серьезных вопросов. Живо и эмоционально. Динамика чуть сглаженная, но ровная. И даже специфику записи альбома слышно неплохо.

Последняя пластинка — весьма неплохое переиздание 6-й Симфонии Бетховена. В целом — уверенно и лучше ожидаемого. Есть вопросы и по динамике, и по детальности на сложных фрагментах, но основа отыгрывается правдоподобно и без перекосов. И тембрально звук более живой, чем я ожидал — пусть он попроще, но синтетики в нем нет.

Выводы

Очень хороший вариант бюджетного проигрывателя — чтобы просто жить с ним и слушать музыку. Действительно, за приставкой Evo скрывается приличная работа. В нюансах доработали разные узлы конструкции, а все в целом дало очень приличный результат.

Настолько удачный, что некоторые аппараты подороже, к примеру, могут выдавать лучшую детальность или динамику, но вот с цельностью и уравновешенностью звука у них будет похуже. Прекрасный бюджетный базис, который может быть или началом долгой истории, или просто проигрывателем, с которым вполне неплохо сживется усредненная бюджетная система.

И еще один момент — хотя начинающему точно стоит какое-то время пожить со штатной головкой, но в дальнейшем, как мне кажется, аппарат заслуживает чего-то более серьезного. И мое изначальное предположение про потолок в виде Ortofon 2M Blue по итогам теста мне видится даже заниженным.

Официальный сайт: https://projectaudio.ru/product/pro_ject_debut_carbon_evo/

Музыкальный материал

Bohren & Der Club Of Gore — Piano Nights / PIAS Recordings — PIASD4804LP / Stereo

Ludwig van Beethoven, Wiener Philharmoniker, Karl Böhm — Symphonie 6 «Pastorale» Ouvertüre «Egmont» / Pro-Ject Audio Systems — PR-LP001 / Stereo

OOIOO — Feather Float / Polystar — MTJD-1007, Trattoria — Menu.221, Shock City — Shockcity008 / Stereo

Queen — A Kind Of Magic / EMS-91168 / Stereo

Sarah Vaughan — The George Gershwin Songbook / Mercury — 814 187 1 / Mono

Паспортные данные

Тип привода: пассиковый

Скорости вращения: 33,3/45 об/мин с электронным переключением, 78 об/мин при использовании опционального пассика, устанавливаемого вручную

Допустимые отклонения скорости: 33,3: ±0.5%; 45: ±0,6%

Уровень рокота: 33,3: ±0,17%; 45: ±0,15%

Эффективная масса тонарма: 6 грамм

Эффективная длина: 8,6 дюйма (218,5 мм)

Заход: 18,5 мм

Потребляемая мощность: 4 Вт

Блок питания (выносной): 15 В / 0,8 A постоянного тока

Размеры (ШхВхГ): 415x113x320 мм; с открытой крышкой: 415x365x405 мм

Масса: 5,6 кг

Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red

Частотный диапазон: 20–22 000 Гц

Разделение каналов: 22 дБ / 1 кГц

Выходное напряжение: 5,5 мВ

Импеданс: 47 кОм

Динамическая податливость: 20 µm/mN

Иглодержатель: алюминий

Тип иглы: эллиптическая 8/18 мкм

Прижимная сила: 1,8 (1,6–2) грамма

Возможные сменные вставки: 2M Red, 2M Blue и 2M Silver

Масса: 7,2 грамма


Источник: stereo.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: