Напольная акустика Wharfedale Diamond 12.4
Не узнали? Это — новейшие «варфы» популярнейшей серии Diamond. Как видите, бренд решил изменить своим принципам — в моделях нового поколения мы уже не видим знакомых кевларовых драйверов. Теперь давайте разбираться, почему инженеры отважились на замену, а системы предыдущей, 11-й генерации так быстро исчезли из производственной программы.
Не прошло и трех лет с того дня, когда мы слушали аналогичные напольники одиннадцатого поколения, а у Wharfedale уже готовы модели следующей волны. Но лично меня больше впечатляет не скорость, с которой компания выдает новинки, а решимость одного из самых авторитетных британских акустических брендов к смене собственных правил игры. Если до этого все Diamond выглядели как ремиксы коммерчески удачных «бриллиантов» восьмого поколения, которые стали настоящими хитами в мире недорогой хай-файной акустики, то теперь нам предстоит выслушать явно другую композицию. И начнем мы с самого крупного и мощного представителя — с моделей 12.4.
Они иные во всем. 11.4 восхищали корпусами с выпуклыми боковинами, дополнительным основанием и выведенным к нем щелевым фазоинвертором (что в бюджетной ценовой категории встречается крайне редко). У 12.4 конструкция классическая — с плоскими стенками и круглыми портами, выведенными на заднюю панель. Вместо основания — пара довольно легких опорных «планок» с регулируемыми конусами. Вместо четырех вариантов отделки предлагаются три (впрочем, все выдержанны в модных трендах). И драйверов на один меньше. Причем оба мидбасовика не совсем обычные — на «варфах» таких никогда не было.
Кто-то решит, что производитель сделал шаг к упрощению и удешевлению «народной» акустики, но давайте не спешить с выводами. Та же прямоугольная форма выигрышна для максимизации внутреннего объема, что мы и наблюдаем, заглянув в паспортные данные — несмотря на меньшую ширину корпусов их литраж возрос до 40,8 литров (объём модели прежнего поколения составлял 30,9 литров). А чтобы высокие прямые стенки противостояли резонансам не хуже изогнутых, инженеры внедрили систему демпфирующих стяжек Intelligent Spot Bracing. В ней противоположные плоскости соединяются особыми деревянными скобами, форма которых (как и точки монтажа внутри) тщательно высчитаны компьютерным моделированием. Кстати, на это косвенно указывает и возросшая масса — каждая колонка потяжелела на 3,6 кг, хотя из-за потери одного драйвера по логике вещей должна была стать легче. Как видите, в «корпусном» разрезе никаким удешевлением точно не пахнет, а в кое-каких аспектах они даже стали солиднее.
Та же прямоугольная форма выигрышна для максимизации внутреннего объема, что мы и наблюдаем, заглянув в паспортные данные.
Переход от трехполосной схемы с двумя однотипными басовиками к 2,5-полосной, где головки с совершенно одинаковыми диффузорами просто отрабатывают разные части диапазона, я тоже приветствую — для некрупных напольных моделей «урезанная» схема часто более оправдана, так как при грамотной реализации позволяет добиться еще лучшего согласования драйверов. Жаль, производитель не оговаривает, как и на какой частоте делятся полномочия 15-сантиметровых головок. Зато известно, что пищалка вступает довольно рано — с 2,1 кГц, сами фильтры — Линквица-Райли (четвертый порядок), причем с катушками «на воздухе», без стальных или ферритовых сердечников. При этом разработчики говорят, что более высокие омические потери в индуктивностях такого рода они учли в параметрах самих головок, когда дополнительно оптимизировали их под кроссоверы.
Здесь мы подошли к самому главному. Мы знаем, что на протяжении нескольких десятилетий Wharfedale для производства диффузоров использовала кевлар и ему подобные текстильные композиты. Это выдающийся материал для продвинутых динамиков, но крайне капризный для дешевых — «штамповать» из него головки с гладкой и стабильной характеристикой довольно проблематично. И потому британские инженеры вернулись к основам серии Diamond и испытали новый материал для излучателей — смесь полипропилена и слюды (напомню, что «бриллиантовая» серия в момент своего появления в 80-х была далеко не бюджетной и строилась на головках из инновационных полимеров). Новый минеральный композит получил название Klarity и хорош тем, что позволяет формировать очень отзывчивые рельефные диффузоры высокой жесткости, которые практически не окрашивают звук собственными резонансами.
Новый минеральный композит получил название Klarity и хорош тем, что позволяет формировать очень отзывчивые рельефные диффузоры высокой жесткости.
И это не единственная инновация для бюджетного сегмента. Вместо каптона для каркасов звуковых катушек применен более устойчивый и легкий стеклопластик. На подвесы намеренно подобран эластичный материал с пониженным уровнем демпфирования, чтобы снизить акустическое окрашивание. А в магнитной системе установлены алюминиевые компенсационные кольца — «для минимизации колебаний индуктивности при перемещении звуковой катушки», как сказано в фирменном техническом описании.
Единственная знакомая деталь — 25-миллиметровая пищалка с текстильным куполом из полиэфирных волокон, на который нанесен демпфирующий состав. Как и в моделях прежнего поколения, этот излучатель вмонтирован с небольшим заглублением в сложный составной фланец с конусным элементом для расширения дисперсии. И по мне это одна из лучших мягких пищалок для недорогих колонок — достаточно детальная и ровная, но при этом не «зафильтрованная» и не придушенная ферромагнитной жидкостью.
Перед прослушиванием следует указать на еще один важный момент. Diamond 12.4 немного уступают в чувствительности предшественникам, но допускают более высокую подводимую мощность. Означает ли это, что он стали более «тяжелыми» для усилителя? Вряд ли. У 11.4 импеданс с номинальных 8 Ом на некоторых частотах проваливается почти до 3 Ом, а у новой модели минимум составляет довольно высокие 5 Ом — в теории с ним должны нормально поладить даже не самые мощные театральные ресиверы.
Для проведения теста мы запаслись мощным транзисторным оконечником Quad, который может выдать 140 Вт на 8 Ом, но Diamond 12.4 без вопросов подчинились и куда более скромным усилителям, интегрированным в комбо Artera Solus Plus. Аккуратную проработку всего низкого основания и быстрого панчевого баса, а также внятную текстуру в вокальной полосе новые «Даймонды» выдали в полном объеме сразу — как свою новую фирменную фишку!
Главное. Эти системы выгодно отличаются от своих предшественников линейностью на самом ответственном отрезке 200 — 2000 Гц.
Проблемными для этой системы (говорю про весь сетап, а не про колонки) могли стать лишь самые «хардкорные» треки с крайне насыщенным, тяжелым или резким басом. Вот они начинали как следует «впечатывать» только на усилителе, в котором имелся достаточный запас шальных ватт. Но если вы не склонны устраивать из каждого прослушивания испытание для грудной клетки и барабанных перепонок, то любого стоваттного усилителя для Diamond 12.4 хватит за глаза даже для воспроизведения классики с ее могучими динамическими контрастами.
Главное. Эти системы выгодно отличаются от своих предшественников линейностью на самом ответственном отрезке 200 — 2000 Гц. У них нет яркого «румянца» в подаче середины, а некоторый «черствый» акцентик — притом совсем некритичный, устраняемый установкой пылезащитных грилей и легким отворотом АС от точки прослушивания — приходится лишь на нижний верх (4-5 кГц).
Diamond 12.4 удивительно просты в установке. Они почти не возбуждают низких резонансов в помещении, если между стеной и задней стенкой АС остается зазор хотя бы в 35 — 40 см или больше. А если колонки вообще поставить прямо, не направляя на слушателя, то в тональной картинке не будет ни заметного ослабления высоких, ни сужения зоны стереоэффекта, что говорит о реально широкой дисперсии пищалок. При такой расстановке сцена на краях базы обычно теряет трехмерность, но с этими колонками нежелательный эффект выражен слабее — по крайней мере, с Artera Solus Play не возникало даже намека на привязку фланговых мнимых источников к динамикам.
Diamond 12.4 удивительно просты в установке. Они почти не возбуждают низких резонансов в помещении.
Все это делает новинки Wharfedale удобными для кинотеатральных инсталляций. Хотя, на мой взгляд, в них все-таки первична музыкальная направленность. В начальной ценовой лиге есть много систем с аналогичными мощностными параметрами и довольно «звучным» характером, но колонок, в саунде которых наблюдается как раз минимум напускного, очень мало. 12.4 явно тяготеют к последним — они не ошарашивают какой-то особой эстетикой с первых секунд пения, зато честны и искренни.
У систем не форсированы края диапазона, а бас поначалу кажется чуть поджатым. Но при этом в воспроизводимом полотне легко читаются все фундаментальные и воздушные формы. На ВЧ нет какой-то красивой прилизанности, зато имеется требуемая разборчивость в передаче колорита звонких и шумовых компонент. Наконец, середина в их трактовке настолько богаче на тонкие игровые и динамичные оттенки — как в сравнении со многими одноклассниками, так и с предшественниками, — что эти системы вообще хочется поставить особняком среди всех колонок, достойных лейбла «Удачная покупка».
В любом случае, настолько наполненная и музыкальная подача главного диапазона — это нечто новое для серии Diamond. Многим она даже покажется неожиданной. Но это точно шаг вперед. И насколько он велик, мы узнаем, когда испытаем другие «бриллианты» двенадцатого поколения.
СИСТЕМА
-
Ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
Сетевой CD-ресивер Quad Artera Play
-
Усилитель мощности Quad Artera Stereo
-
Кабели
-
цифровой InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
-
межблочные XLR Tchernov Cable Classic XS MKII
-
акустические Atlas Hyper 3.5
Wharfedale Diamond 12.4
Производитель: Wharfedale/IAG Group Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 3 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 20 000 Гц (-6 дБ) || Чувствительность: 89 дБ || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/5 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 30 — 200 Вт || Отделка: белая, черная, белый дуб, светлый дуб || Габариты: 200 х 1150 х 378 мм || Масса: 22,4 кг (каждой)
Источник: salonav.com