Тест головки звукоснимателя Van den Hul The Frog: зеленая и сложная
Эта модель выпускается уже много лет. И, если судить по цене, она попадает примерно в нижнюю середину модельного ряда головок Van den Hul. Однако из накопившихся за много лет отзывов следует, что головка играет на более высоком уровне и что это чуть ли не самая оптимальная у производителя модель по соотношению цена/качество. Попробуем разобраться, насколько обосновано подобное мнение.
Непростая лягушка
Действительно, The Frog — это уже совсем не новинка, и без значимых изменений головка выпускается очень давно. На деле же головок-долгожителей на рынке не так уж и много, и многие производители считают нужным обновлять линейки раз в несколько лет .
Закрепиться же надолго могут лишь те модели, что имеют стабильный спрос и по прошествии лет остаются конкурентными на рынке. Нетипичного зеленого цвета корпуса для этого явно недостаточно. И даже репутации производителя будет маловато — тем более, что другие производители отнюдь не стоят на месте.
Упаковка Van den Hul The Frog такая же, как у всех других головок производителя
Van den Hul The Frog — самая старшая из головок, выпускающихся в закрытом корпусе (все модели старше имеют открытую конструкцию). Корпус, немного похожий на утюг, изготовлен из алюминия и он полностью закрывает всю внутреннюю конструкцию. Эта головка рассчитана на тонармы с небольшой и со средней эффективной массой, а значит, она обладает достаточно высокой податливостью.
Иглодержатель — боровый, алюминиевых Van den Hul не использует. Заточка иглы — VDH 1S, с радиусом заточки 2x85 мкм. Такую же иглу можно найти и у старших моделей — вплоть до самой старшей головки The Calibri. Исключение — The Canary, на которую устанавливается игла VDH Type 1 с радиусом 3x85 мкм. То есть какой-то еще более сложной заточки у производителя просто нет.
И комплектация поставки тоже — как всегда
У головки несколько версий: могут быть варианты намотки катушек разными проводниками (в базовой версии — серебро, но также возможны намотка медью или золотом), может быть версия с низким выходом, как в нашем случае, а может быть высоковыходная версия (их тоже две: серебро или медь) для работы с ММ-фонокорректором.
Впрочем, низкий выход в данном случае — это 0,85 мВ при рекомендованном диапазоне импеданса 20–600 Ом, что не так уж и мало в сравнении с другими вариантами от разных производителей.
Жидкостный уровень, который можно закрепить на шелле. Но он служит скорее
для внешнего эффекта — для точной же настройки нужны инструменты посложнее
Поставляется головка в той же комплектации, как и любая другая головка Van den Hul — небольшая деревянная коробочка, на которой от руки написано название содержимого, а на внутренней стороне крышки — паспортные данные. В комплекте — пара винтов для крепления и небольшой жидкостный уровень, которым, к слову, я ни разу не пользовался при установке головок производителя. И все — больше ничего нет.
Не буду расписывать в красках историю производителя и особенности ручной сборки головок. Думаю, нашим читателям уже известно, что это тонкая ручная авторская работа, а в основе конструкции лежит многолетний опыт основателя компании — Ван ден Хула — и его наработки. На деле же значимо то, как это все будет работать и как звучать — история и традиции не заменят результата.
Головка Van den Hul The Frog
В плане настройки эта головка и проста, и сложна одновременно. Это я знаю точно, потому что нынешний тест — не второе и даже не третье мое знакомство с данной моделью.
Что просто? Параметры тонарма — от умеренно легких до тонармов со средней эффективной массой — на деле таковы, что в диапазон впишется масса самых разных моделей. Это же относится и к сочетаемости с фонокорректорами: здесь нет сверхнизкого выхода, обязательно требующего повышающего трансформатора — настроечный диапазон согласования не станет явной проблемой.
Дальше — сама настройка. В принципе, все головки Van den Hul требовательны к точности настройки. Но и их класс подразумевает не тот уровень, когда можно как-то прикрутить и выставить все по бумажному шаблону и механическим весам. Настройка — даже для самой младшей модели — потребует навыка и некоторого количества инструментов, а также тщательного отношения к каждому параметру.
The Frog — не исключение из правила. По опыту, логичнее всего для начала настроиться по среднему значению прижима, VTA настроить точно по корпусу головки, а антискейтинг вначале поставить по верхней рекомендованной границе. Или же настроить его по тестовой пластинке.
Ну и отдать должное точной настройке геометрии в зависимости от выбранной методики. Я бы предпочел настройку по Baerwald, если только производитель тонарма не рекомендует какую-то свою геометрию.
А после того, как головка поработает более 50 часов, следует проверить параметры, а прижим подстроить уже в рамках диапазона на слух — плюс по результату скорректировать настройку антискейтинга. Тут надо понимать, что рекомендованные Van den Hul значения 0,2–0,4 г (вместо среднестатистической рекомендации ставить антискейтинг примерно равным прижимной силе) будут работать одинаково не на всех тонармах.
Повторюсь, эта головка любит точную настройку и отзовется на точность лучшим звуком. К тому же, есть возможность немного подстроить звук под свой вкус: после приработки совершенно спокойно можно подстраивать доли грамма прижимной силы — и между, например, 1,35 и 1,38 будет заметна разница. И так по всему диапазону прижима, с небольшим шагом. Хотя, по моему опыту, нагружать эту головку больше, чем на 1,45, не хочется.
Забегая вперед, скажу, что по поведению головка довольно чувствительна к грязным пластинкам (а для сильно поврежденных точно нужно что-то другое), а вот поверхностные царапинки зачастую вообще не слышны — игла проходит по канавке ниже них, и звук остается чистым.
Прослушивание
Дав головке какое-то время поиграть на разном материале, я поставил пластинку John Coltrane «Blue Train». Звук в меру яркий — яркость сочетается в нем с какой-то деликатностью, вдумчивостью, эффектом погружения в музыку.
Очень неплохо отыграли послезвучия и полутона, но акценты расставлены правильно — головка более чем способна выразительно воспроизвести основные тона. Подача интересна именно тем, что в ней несомненная экспрессивность сочетается с аккуратностью, тонкой проработкой объема, полутонов и атмосферы.
И есть некая доля аккуратной, совсем не навязчивой и не вульгарной теплоты. Есть детальность, есть воздух в сцене, нет ни камерности, ни раздутости — все где-то посередине, в балансе и даже в равновесии. Слушать можно долго, и слышно в звуке многое, но совершенно не утомляет.
Во время теста я планировал послушать с этой пластинки буквально одну вещь, но как-то отвлекся и прокрутил обе стороны, хотя в тот момент это был только тестовый материал, а не та музыка, которой мне хотелось, сообразно внутреннему ощущению.
Следующий диск — старое моно-издание Stan Getz and The Oscar Peterson Trio. Звук получился чуть теплее, чем привычно, но и на самой записи он достаточно тепло-округлый, пусть даже и в моно. Монофоническая «сцена» получилась хорошей — есть объем, глубина, нет ощущения точечности звука или его сжатия. Тембрально звук приятный, спокойный, но совершенно не вялый. Есть динамика, которой для этой музыки совершенно хватает.
Весь частотный диапазон, который имеется на этой пластинке, слышен без ощущения сглаженности краев. И не заметно, чтобы серединка была приподнята больше, чем записано. Ну, может быть, самую-самую малость. Деталей тоже вполне хватает — я бы сказал, что как минимум на этой записи слышно практически все. И настроение, даже с долей теплоты и капелькой смягченности, передано точно и естественно. И опять же не хотелось прерывать прослушивание.
Еще один альбом — совсем недавно вышедшая пластинка Richard Hawley «Hollow Meadows». Очень хорош объем звука, пластичность, тягучесть в нужных местах, а когда надо — есть и неплохая динамика. Звук не запредельно быстрый, но в нем не ощущается и медлительности. И детальность весьма хороша.
Есть чуть-чуть теплоты, чуть смягченности, но в том количестве, в котором это многим понравится и не повредит звуку, потому как эти теплота и смягченность ничего не замыливают и не упрощают. Ритм весьма неплох — на быстрых моментах головка не теряется и отрабатывает их достаточно уверенно.
С басом дела тоже обстоят хорошо. Чуть смягчения есть, но в рамках всей картины — вполне естественно, не обедненно. Количественно баса достаточно, чтобы он был основанием для звука, но нет раздутости и тугоподвижности. Отдельно можно отметить очень приличную проработку вокала — как тембрально, так и в том, как голос прорисовывается относительно музыки. Эмоционально все насыщено неплохо, но без явной расцвеченности — скорее даже есть доля сдержанности или аккуратности. Строгости же, холодности или зажатости нет вовсе.
Диск My Dying Bride «The Dreadful Hours» прозвучал достаточно детально, разборчиво, но чуть теплее, чем хотелось бы. Хотя в целом настроение передано достаточно точно, и информативность высокая, но все чуть-чуть смягчено и сглажено. Впрочем, музыка хоть и «тяжелая», но совершенно не грубая и не вульгарная — и это передается вполне неплохо. Только чуть мягче и спокойнее.
Последний диск из основной подборки — исполнение «Шехеразады» Римского-Корсакова. Объем очень неплох, наполненность присутствует. Нет легковесности или камерности, но нет и раздутости — все вполне пропорционально. Динамика и детальность на хорошем уровне — и тембрально звук ближе к нейтральному.
Нет жесткости, грубости или чрезмерной яркости. Хотя драматизм и вовлечение в прослушивание присутствует. Но присутствует и деликатность, аккуратность. На сложных фрагментах чуть-чуть подчеркивается средневерхний диапазон, но динамика остается вполне точной.
Выводы
Весьма приятная головка, с аккуратным, детальным звуком и совсем не большой окраской. Неплох баланс между сдержанностью и отсутствием жесткости или упрощенности. Звук получается сложным, но аккуратным, не утомительным.
Жанрово головка почти универсальная — хоть электронику слушай. Но чуть больше остального мне понравилось звучание акустических инструментов и вокала. И не важно, больших или малых составов.
Впрочем, все это не значит, что классика рока или индастриал звучат как-то хуже. Это вопрос тонких стилистических предпочтений, которым стоит отдавать должное при работе со взрослой и серьезной техникой. Когда нюансы имеют значение. В остальном же головка универсальна и бережно обращается с музыкальным материалом.
Официальный сайт: https://www.vandenhul.com/product/the-frog/
Паспортные данные
Тип головки: МС
Тип иглы: VDH 1S
Радиус заточки иглы: 2x85 мкм
Иглодержатель: боровый
Материал катушек: серебро
Частотный диапазон: 5–50 000 Гц
Выходное напряжение: 0,85 мВ
Разбаланс каналов: <0,3 дБ
Разделение каналов (1 кГц/10 кГц): >36/30 дБ
Сопротивление нагрузки: 20–47 000 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 20–600 Ом
Рекомендуемая эффективная масса тонарма: 8–14 г
Прижимная сила: 1,35–1,5 г
Рекомендованное значение антискейтинга: 0,2–0,4 г
Музыкальный материал
John Coltrane — Blue Train / Blue Note — BST 81577, BLP 1577 / Stereo
My Dying Bride — The Dreadful Hours / Peaceville — VILELP517
Richard Hawley — Hollow Meadows / Setanta — SETLP174, Parlophone — 5033281011170 / Stereo
Rimsky-Korsakov — Scheherazade Op. 35 — The Royal Philharmonic Orchestra, Rudolf Kempe / Columbia House — 40-5672 / Stereo
Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — Verve USA MG V-8251 / Mono
Источник: stereo.ru