Сабвуфер KEF KF92
Компания KEF в этой модели решила показать свое умение «вжимать» чудовищную звуковую мощь в очень компактный кубик. Впрочем, возможности, которые открыла новая сабвуферная концепция, даже для нас стали большой неожиданностью.
Сегодня найти активный саб для домашней системы не проблема. В сегменте до 50 тысяч рублей есть уйма простых, но довольно бойких «легковесов». До 100 тысяч предложение еще шире: есть и аккуратные быстрые «восьмидюймовочки» в закрытом оформлении для музыкальной трифоники и тяжелые пассивно-радиаторные или фазоинверторные орудия крупного калибра. В категории от 100 тысяч уже попадаются универсальные экземпляры с продвинутыми настройками, от 200 – особо мощные варианты для больших залов, от 400 – системы с аудиопроцессором, рум-коррекцией и т.д.
Но когда впервые видишь живьем KF92, не сразу понимаешь, какое место он занимает в этой рыночной иерархии. На общем фоне он кажется довольно миниатюрным – многие популярные сабы куда внушительнее. При этом модель имеет стильный дизайн с дорогой отделкой, навороченную заднюю панель и подозрительно серьёзные теплоотводы, противоречащие заявленному экономичному усилению класса D. Более того, аппарат нельзя однозначно отнести ни к театральным «громилам», ни к музыкальным «подпевалам» из-за необычного акустического оформления. В нем две активные головки работают в пушпулльном режиме на общий закрытый объем.
А окончательно разрывает шаблон тот факт, что за малыша KEF придется заплатить как за великана из категории «от 200». Но не будем делать поспешных выводов. У KEF еще есть Reference 8b – саб, который внешне тоже никак не напоминает монстра, а между тем он дороже обозреваемой новинки в несколько раз! Почему? Объяснение – в уникальной инженерной концепции, в которую было вложено много научного потенциала и экспериментаторской работы.
Дело в том, что в современном сабвуферостроении нет четкого направления. Кто-то отдает предпочтение длинноходным поршневым драйверам, кто-то – огромным диффузорам с небольшим смещением. Одни считают крайне важным, чтобы басовая головка была чуткой и отзывчивой, а другие в это время строят прекрасные бас-машины на тугих и тяжелых приводах. Единого мнения нет ни насчет наилучшего акустического оформления, ни насчет необходимости рум-коррекции для басового сигнала, ни даже в отношении оптимального места установки саба в комнате.
Отдали предпочтение драйверам не слишком большого калибра с легким диффузором, но при этом наделили их могучей звуковой катушкой — под колоссальную подводимую мощность.
В KEF искали решение, сочетающее достоинства всех перечисленных вариантов. Поэтому отдали предпочтение драйверам не слишком большого калибра с легким диффузором, но при этом наделили их могучей звуковой катушкой — под колоссальную подводимую мощность. Требуемую площадь излучения получили элементарным удвоением количества головок, разместив их «спина к спине». При этом все направленные инерционные и реактивные силы при работе головок взаимно компенсируются. Схема не нова, она эффективно снижает вибрации корпуса и применяется некоторыми другими производителями. В KEF такую конструкцию назвали Efortless Dynamic.
Но главное – пара усилителей по 500 Вт (RMS) каждый. В упомянутом выше Reference 8b они получают сигнал от специального DSP, и в таком приводе есть все – силовой запас, заставляющий драйверы реагировать мгновенно и достигать высоких амплитуд вопреки огромному противодавлению внутри герметичного корпуса, полный контроль хода диффузоров за счет распределения нагрузок и оптимального демпфирования, а также возможность гибко оптимизировать характеристики тракта за счёт предварительной обработки сигнала.
Мощность усилительного звена – ровно один киловатт, поэтому даже для класса D понадобился солидный теплоотвод.
Так вот, KF92 предлагает все то же самое, только по меньшей цене и в более компактном корпусе. 22,5 сантиметровые головки – специально разработанные драйверы с композитными диффузорами из бумаги и алюминия. Вогнутая форма обеспечивает равномерное распределение механических усилий от звуковой катушки и крайне высокую динамическую жесткость. Мощность усилительного звена – ровно один киловатт, поэтому даже для класса D понадобился солидный теплоотвод. А роль DSP здесь исполняет новейший Music Integrity Engine – модуль фазочастотной коррекции с пятью установками. И именно за счет него малыш KF92, который сам весит всего 20 килограммов, показывает в своих характеристиках какие-то фантастические параметры линейности начиная с 11 Гц!
Кроме селектора режимов работы в KF92 имеется переключатель фазы и регулятор ширины рабочей полосы (до 140 Гц), высокоуровневые входы (реализованы через специальную колодку) и низкоуровневые выходы (на полную полосу или с отфильтрованным басом). Интерфейс для подключения адаптера KEF KW1 позволяет подавать сигнал по беспроводному каналу с минимальной задержкой.
Испытывали мы британскую новинку в кинотеатральной системе с инсталлированной в стены акустикой. В подобных проектах легко достигается эффект настоящего кинозала, но бывает проблемной настройка НЧ канала из-за того, что сабвуфер задвигается либо в угол комнаты, либо за диван, либо вообще в специальную нишу. Вот такие условия мы смоделировали и для KF92 – поставили его недалеко от одного из углов чуть позади зрительских мест.
Для начала испробуем базовые настройки: тумблер режимов включаем на LFE, задаем полную полосу и нулевою фазу. В этом случае все необходимые установки по НЧ каналу (задержка, уровень, частота среза и крутизна спада) устанавливались внешним процессором под фактическое размещение и параметры встроенных АС (в нашей системе их диапазон начинался с 60 Гц).
Он подходит и для блокбастеров, и для мелодрам – в экшн-сценах поражает эффектами, а в спокойных радует естественностью.
Включаем и удивляемся – свой регистр KF92 воспроизводит вообще без компрессии, расхлябанности или гула. Он реально «рубит» как большой мощный саб, не искажая и не затягивая даже самые низкие фундаментальные звуки. В принципе, можно остановиться уже и на таком варианте – результат понравится любому любителю кино. Он подходит и для блокбастеров, и для мелодрам – в экшн-сценах поражает эффектами, а в спокойных радует естественностью. Разве что в мюзиклах не всегда получается красиво – вся орекстровка в идеале должна локализоваться как бы на экране, но саб слегка оттягивает басовые инструменты на себя.
Попробуем исправить ситуацию. Ставим переключатель в позицию Manual, рабочую полосу бас-машины ограничиваем все теми же системными 60 Гц (но при этом расширяем канал LFE, что бы на результат не сказался фильтр в процессоре). Остается подобрать лишь оптимальную характеристику выравнивания.
В дефолтном Room получаем звучание, весьма похожее на базовое – по динамике, эффектности и основательности изменений почти нет. Но согласованность не стала лучше – только часть инструментов локализовалась по фронту, а некоторые буквально переехали в саб.
Переключаемся на Wall и получаем заметное прочищение ритмической структуры. Пропали тягучие оттенки в низком регистре. Круто! Но бас все равно частенько локализуется не впереди, а там, где находится бас-машина.
Corner – вот тот режим, который отлично отвязал в нашей тестовой системе низкочастотные звуки и эффекты от сабвуфера. Этот режим интересен еще и тем, что в нем выделяются тектонические составляющие, а быстрые ударные компоненты чуть ослабляются. Получаем отличный саунд для ночного просмотра – масштабный, объемный и даже угрожающий, но при этом комфортный для восприятия и не заставляющий вздрагивать от слишком шумных взрывов. Только для музыки такая установка не очень подходит.
Получили потрясающий результат – бас не просто смещался вперед, а буквально уходил за экран и воплощался как физический объект.
Самым невнятным показался режим Cabinet, в котором заметно выделился бас в области 30 — 40 Гц. Но опять же нужно сделать оговорку – конкретно в нашем случае. Если саб будет удален от стен и углов, то такое выравнивание наверняка станет наилучшим для работы с мониторами в схеме 2.1.
Еще большее усиление по НЧ дает режим Apartment, причем характеристика здесь, похоже, поднимается на краях рабочего отрезка, поскольку бас получается очень плотным, а эффекты – крайне сейсмичными. Такая коррекция подойдет для больших помещений и особенно для тех случаев, когда сабвуфер будет поставлен по науке – так, чтобы по минимум возбуждать стоячие волны в комнате.
И коротко о самых показательных качествах. KF92 отлично отработал при максимально широкой полосе. Он реально быстрый и четкий при расширенном диапазоне, и делает свою работу очень чисто, без малейших призвуков. Также он легко согласуется с сателлитами — мы подавали на фронтальные каналы диапазон от 40 Гц, а сабвуфер ограничивали на 100 Гц и получили потрясающий результат – бас не просто смещался вперед, а буквально уходил за экран и воплощался как физический объект. Правда, для этого пришлось снова обратиться к помощи процессора – в частности, установить на слух оптимальное значение временной задержки.
Лично для меня этот саб оказался первым за двадцать пять лет экспертной практики, который проявил музыкальные способности в сугубо театральной системе. Ни малейших сомнений, что KF92 окажется столь же хорош и в музыкальном 2.1. Конечно, в классической конфигурации без процессора добиться басовой когерентности будет сложнее, но я не предвижу проблем – просто постарайтесь найти для KF92 оптимальное место и поэкспериментируйте с согласованием. Это хороший вариант, если некуда поставить большие напольные колонки.
СИСТЕМА
-
Проигрыватель Dune HD Prime 3.0
-
AV-процессор Yamaha CX-A5200
-
Многоканальный усилитель ProAudio Technology DMA 1508
-
Акустические системы KEF Ci3160RL-THX (фронт и центр), KEF R8A (тыл)
KEF KF92
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Акустическое оформление: закрытый корпус, два активных драйвра || Калибр головок: 9 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 11 – 200 Гц || Максимальное звуковое давление: 110 дБ || Мощность встроенного усилителя (RMS): 2х500 Вт || Входы: RCA L&R, высокоуровневые L&R || Диапазон настройки кроссовера: 40 – 140 Гц || Беспроводное подключение: опционально || Отделка: чёрная || Габариты: 353 х 330 х 361 мм || Масса: 20 кг
Источник: salonav.com