CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC 1 MKV, предварительный усилитель EC 4.8 mk II
Начало 2020 года прошлого году норвежская компания ознаменовала выпуском нескольких горячих новинок. Две из них уже появились на российском рынке, и мы не могли упустить возможность познакомиться с ним поближе. Любопытно, как будут звучать усовершенствованные модели, которые и в прежних версиях считались безупречными?
У производителей элитной аудиотехники есть две стратегии – постоянно выпускать модели, кардинально отличающиеся от предыдущих, либо периодически улучшать то, что на протяжении нескольких лет уже получило признание аудиофилов и меломанов. В первом случае нужны новые разработки, как схемотехнические, так и дизайнерские, а во втором – некая основополагающая идея, которую периодически можно воплощать в жизнь на более современном уровне.
А верхняя загрузка для CD-проигрывателя – момент принципиальный. Механизм без выдвижного лотка отличается бесшумной работой и повышенной надёжностью.
Как вы, наверное, уже догадались, Electrocompaniet в большинстве случаев предпочитает второй путь. А идею, положенную в основу ряда её компонентов, ещё в 1973 году сформулировал Матти Отала, авторитетный специалист в области усилительной схемотехники. В своём докладе на конференции AES он объяснил, почему усилители с одинаковым коэффициентом нелинейных искажений могут звучать по-разному. Именно он впервые ввёл термин Transient Intermodulation (TIM), т.е. «Интермодуляционные Искажения», разработал методику их измерений и способы борьбы. В частности, Отала предложил заменить общую петлю обратной связи несколькими местными цепочками. Идею подхватил Свен Эрик Бьёрн, музыкальный продюсер, который и посоветовал недавно образовавшейся компании Electrocompaniet реализовать её в железе. В результате получился 25-ваттный интегральник, про который американский журнал «The Audio Critic Magazine» написал: «По звучанию это лучший усилитель в мире».
В современных компонентах Electrocompaniet по-прежнему прослеживаются принципы, разработанные Матти Отала. Вся техника бренда изготавливается в Норвегии, причём она соответствует не только требованиям ISO900, но и европейским военным стандартам. Производство в стране с самым развитым социальным обеспечением работников обходится недёшево, но качество сборки, исключающее возможность брака, для компании важнее.
CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC 1 MKV, который позиционируется производителем как Reference CD player, и внешне, и конструктивно напоминает уже известную нам модель EMC 1-UP, но отличия, безусловно, имеются. В предыдущей версии устанавливался классический механизм Philips CD-Pro 2M, а в нынешней – совершенно новый, марка которого не раскрывается. Из всех имеющихся сейчас приводов с верхней загрузкой в промышленных количествах доступны лишь те, что выпускаются австрийской компанией Stream Unlimited по индивидуальным заказам производителей проигрывателей. Так что примем этот вариант как вполне вероятный.
Аналоговые выходы с ЦАПа – изначально балансные, и в таком виде они усиливаются схемами на дискретных элементах.
А верхняя загрузка для CD-проигрывателя – момент принципиальный. Механизм без выдвижного лотка отличается бесшумной работой и повышенной надёжностью, малыми вибрациями диска и его точной фиксацией на оси. Да и тяжёлый магнитный прижим эффективно устраняет вибрации вращающегося CD. Для снижения чувствительности самого механизма к внешним, в т.ч. и акустическим воздействиям, используется тщательно продуманная система демпферов.
EMC 1 MKV – проигрыватель чисто «сидишный», воспроизводит только диски CD Audio, CD-R и CD-RW, зато по принципу «лучше меньше, да лучше». За цифроаналоговое преобразование отвечает чип CS4398 от Cirrus Logic. Это двухканальный конвертер с мультибитным дельта-сигма модулятором, поддерживающим разрешение до 24 бита/192 кГц. Соответственно, данные, поступающие от транспорта, перед конвертацией подвергаются апскейлингу до этого формата.
Выходные интерфейсы SPDIF и TosLink позволяют использовать EMC 1 MKV в качестве транспорта.
Аналоговые выходы с ЦАПа – изначально балансные, и в таком виде они усиливаются схемами на дискретных элементах. Амплитуда сигнала на выходах XLR — 4,6 В при уровне шумов менее -130 дБ.
Дизайн проигрывателя легко узнаваем: акриловая лицевая панель с читаемым издалека матричным дисплеем, крупные кнопки управления транспортом и сдвижная горизонтальная крышка, открывающая доступ к транспорту.
Схема балансная от входа до выхода, причём входные каскады построены на полевых JFET транзисторах, а выходные – на сильноточных биполярных.
Предварительный усилитель Electrocompaniet EC 4.8 mk II – почти точная копия предшествующей модели, да и параметры у них одинаковы. Кроме одного: новая версия более чем на два килограмма тяжелее. Это следствие усовершенствованного шасси и усиленного блока питания. Каждый канал питается от собственного сетевого трансформатора и смонтирован на отдельной плате. Схема балансная от входа до выхода, причём входные каскады построены на полевых JFET транзисторах, а выходные – на сильноточных биполярных. Операционных усилителей в звуковом тракте нет, что позволило повысить напряжения питание и тем самым улучшить перегрузочную способность предусилителя: амплитуда сигнала на выходах XLR может достигать 30 вольт.
Громкость регулируется кнопками, балансный аттенюатор из прецизионных резисторов коммутируется ключами. Уровень высвечивается на дисплее яркой голубой полосой.
Входы и выходы реализованы на разъёмах XLR, но есть и резервные RCA (см. таблицу в конце).
Чтобы не нарушать симметричность тракта, мы закоммутировали его балансными кабелями. Усилители мощности – флагманские Electrocompaniet Nemo, 600-ваттные моноблоки. К ним подключались хорошо нам известные акустические системы Legacy Focus SE с твитерами AMT.
Получается интересно: динамический диапазон отрабатывается полностью, а ощущения дискомфорта из-за выпячивания отдельных нюансов или их потери нет.
Как всегда, для пристрелки — тестовый диск с записями самых разных жанров. Буквально через пять треков понимаешь, что у системы уникальный характер, который не спутаешь с каким-либо другим. В звучании, насыщенном энергией, нет ни навязчивой напористости, ни стремления сделать показушный акцент на ударную мощь – даже при очень высоком звуковом давлении сохраняется правильный масштаб между тихими и громкими звуками. Получается интересно: динамический диапазон отрабатывается полностью, а ощущения дискомфорта из-за выпячивания отдельных нюансов или их потери нет. Поэтому и музыка воспринимается именно как музыка, а не набор звуков. Тихие фрагменты не проваливаются, у них такой же насыщенный спектр и ничуть не меньше подробностей, чем на высокой громкости. Как мне кажется, столь натуральная передача динамических контрастов и есть заслуга хитрой организации обратных связей.
Если говорить о предварительном усилителе, то его плюсы – полная прозрачность тракта и образцовое согласование регулировки громкости по каналам. Вы можете менять уровень в любых пределах, а пространственная картинка будет иметь ту же ширину, глубину и остроту фокусировки мнимых образов. Абсолютная фазовая идентичность каналов, между прочим, дорогого стоит.
Разумеется, описанные выше особенности системы обусловлены и высоким классом источника. Заслуга EMC 1 MKV – высочайшая детальность и ясность верхнего диапазона. Компакт-диски в исполнении этого проигрывателя звучат ничуть не хуже, чем HD-файлы на иных дорогих стримерах. Тот самый случай, когда важно не что воспроизводится, а как. Жаль, конечно, что аппарат не поддерживает SACD. По всей видимости, разработчики посчитали, что при столь совершенном тракте для воспроизведения CD-Audio заморачиваться насчёт не слишком популярного DSD не имеет смысла. И в самом деле, даже супердетальные твитеры AMT не смогли выявить ни малейших проблем ни с разрешением, ни с прозрачностью верхнего диапазона. Тарелки на хорошей записи – как живые, составляют очень красивый контраст с насыщенным басовым регистром.
И в самом деле, даже супердетальные твитеры AMT не смогли выявить ни малейших проблем ни с разрешением, ни с прозрачностью верхнего диапазона.
Звуковая сцена тоже во многом зависит от источника: если в начале звукового тракта будут фазовые сдвиги между каналами, сфокусированной картинки не получить. У EMC 1 MKV чёткий, буквально каллиграфический почерк, который без малейшей аберрации передаётся акустическим системам. И вот их, чтобы не сместить акценты и не сбить фокусировку, нужно подбирать особенно тщательно.
СИСТЕМА
-
Усилитель мощности моно Electrocompaniet Nemo (AW600)
-
Акустические системы Legacy Focus SE
-
Кабели межблочные и акустические Synergetic Research Atmosphere X
МУЗЫКА
-
DALI, «In Admiration of Music. Volume 4». DALI CD, 2015
-
Sweetbox. BMG/RCA, 1998
-
Gustav Mahler, «Das Lied von der Erde». Harmonia Mundi, 1994
-
Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
-
Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
Electrocompaniet EMC 1 MKV
Производитель: Electrocompaniet AS (Норвегия)
Воспроизводимые форматы: CD, CD-R, CD-RW || Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые выходы: Coax, TosLink || Амплитуда сигнала на выходе RCA/LR: 2,3/4,6 В || Уровень шумов: <-130 дБ || Усиление мин/макс: -111/+6 дБ || Неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц: 0,05 дБ || Разделение каналов: >110 дБ || Искажения + шум: <0,003% || Динамический диапазон: 120 дБ || ЦАП: 24 бита/192 кГц || Управление: RS 232, 12 В || Габариты (Ш х В х Г): 470 х 118 х 422 мм || Масса: 18 кг
Electrocompaniet EC 4.8 mk II
Входы: 3 x RCA, 2 x XLR, RCA HT || Выходы: main XLR, Rec Out RCA || Максимальное входное напряжение RCA/XLR: 15/30 В || Максимальное выходное напряжение на XLR: 30 В || Диапазон усиливаемых частот: 0,5 Гц – 200 кГц || Искажения (U вых. 1 В): менее 0,002% || Отношение сигнал/шум: — 130 дБ || Разделение каналов: >120 дБ || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходное сопротивление 100 Ом || Потребляемая мощность: менее 30 Вт || Габариты: 470 x 80 x 372 мм || Масса: 11,3 кг
Источник: salonav.com