Предусилитель-корректор iFi iPhono3 Black Label
Когда заходит разговор о крошечных компонентах с безупречными техническими параметрами и весьма крутым функционалом, то сразу приходит на ум электроника бренда iFi. Смотрите, что они сделали на этот раз: вот такой маленькой черной коробочкой брошен вызов самым продвинутым и дорогим фонокорректорам мира!
Прошу прощения у гуманитариев, но первая половина этого обзора будет носить чисто технический характер, ведь по-другому смотреть на компоненты, создаваемые в Саутпорте командой инженеров iFi Audio, невозможно. Дизайна в привычном понимании слова у них почти нет, зато конструкторской новизны и изобретательности хоть отбавляй.
Итак, перед нами одна из самых свежих разработок (май 2020) в ряду Micro Series – фонокорректор с потрясающе высокими характеристиками. Англичане заявляют, что по уровню шумов и динамическому диапазону iPhono3 Black Label стоит наравне с полноразмерными компонентами класса High End Audio. В описании его даже сравнивают с PH-77 – универсальным суперкорректором стоимостью более 10 тысяч фунтов (его выпускает родственная iFi компания Abbingdon Music Research), от которого «Черная Метка», кстати, частично унаследовала и уникальный функционал. Но об этом позже, а пока – о содержании.
На всем пути сигнала применяется «прямая» схемотехника без разделительных емкостей и цепей серво (Direct Drive Servoless).
Базируется новинка на разработке известного мастера Лоеша Торстена Class A TubeState – этой технологии, связывающей достоинства ламповой и полупроводниковой электроники, нынешний главный конструктор фирмы отдал более 40 лет. На всем пути сигнала применяется «прямая» схемотехника без разделительных емкостей и цепей серво (Direct Drive Servoless). Вместе с ней используется и технология DC-Infinity, суть которой заключается в том, что она создает между усилительными каскадами близкое к бесконечности сопротивление постоянному току, но уже с частоты 0,01 Гц свободно пропускает сигнал, не внося в него ни шума, ни искажений.
К деталям схемы подход такой же бескомпромиссный. Резисторы – тонкопленочные MELF. Основное усиление выполнено на продвинутых JFET-операционниках Burr-Brown Soundplus, причем на плату ставятся только те микросхемы из партии, которые прошли отбор на идентичность параметров. Входные транзисторы – сверхмалошумящие планарные биполяры с чрезвычайно низкими обратными токами. Здесь согласованные пары подбираются компьютерным методом с жесткой отбраковкой уже по целому ряду параметров (пишут, что процесс настолько сложный, что вручную его выполнить нереально).
Как видите, маленькие размеры коробочек в данном случае очень обманчивы – начинка у них серьезней некуда.
Конденсаторы в схеме сплошь отборные. Кстати, iPhono3 Black Label стал первым в практике iFi фонокорректором, где емкости аудиофильского грейда поставили вообще везде, а не только в самых ответственных местах. Электролиты – Nichicon с ничтожным ESR и Sanyo Oscon высокой емкости. Конденсаторы TDK для поверхностного монтажа изготовлены по спецификациям C0G и обеспечивают минимальный тепловой дрейф. В цепях питания применяются недешевые ELNA серии Silmic, изолятор которых производится из специальной бумаги и шелкового волокна (так емкость лучше противостоит механическим резонансам и не имеет микрофонного эффекта).
Питание – вообще отдельный пункт программы. К iPhono3 Black Label строго рекомендуется фирменный адаптер iPower X, который не только служит выпрямителем и выдает постоянный ток необходимого напряжения, но также является эффективным многокаскадным фильтром от импульсных помех и электромагнитных наводок. Как видите, маленькие размеры коробочек в данном случае очень обманчивы – начинка у них серьезней некуда.
Главной особенностью iPhono3 Black Label является интерфейс настройки тракта. 24 переключателя в виде трех групп по 8 DIP-селекторов позволяют точно задать в каждом канале входные параметры под любой вид звукоснимателя (MM, MC-LO, MC-HO). Инструкция в этой части выглядит как квест космической сложности, но не пугайтесь – можно воспользоваться специальным сайтом, который рассчитает правильные положения переключателей исходя из заданных вами параметров картриджа (тип, нагрузочная емкость или сопротивление, уровень выхода).
После этого остается выбрать лишь вид корректирующей кривой: стандартную RIAA, расширенную Enhanced RIAA (она задается теми же тремя постоянными времени 75/318/3180 мкс, но обеспечивает еще и фильтрацию выше слышимого диапазона), любую из перечисленных в сочетании с отключаемым сабсоник-фильтром или какую-то из двух альтернативных кривых (для удобства они также переключаются отдельным тумблером). Последние пригодятся для проигрывания дисков, изданных под лейблом Columbia или Decca в промежуток между 40-и и 60-и годами прошлого века
Итого мы получаем шесть вариантов АЧХ – и их все можно считать правильными! Конечно, это не 23 варианта коррекции под музыкальные релизы всех времен и народов, которые предлагает упомянутый выше AMR H-77, но уже неплохое подспорье для тех, у кого в коллекции, например, есть первые американские или английские «лонг-плеи» на 33 1/3 оборота (которых, кстати, до принятия стандартов RIAA было выпущено немало).
Лично себя я не отношу к фанатам винила. Вертушку в домашней системе держу только ради того, чтобы иметь возможность оцифровать что-то, чего не найти в цифре в хорошем качестве, либо для тестов, подобных этому. И до недавних пор я пребывал в полной уверенности, что она а) не выдающаяся, зато б) хорошо настроена. Но когда в системе появился iPhono3 Black Label, то я осознал, что ошибался по каждому пункту.
По бесшумности и отсутствию наводок корректор iFi – это что-то выдающееся! Его абсолютная прозрачность и позволила заметить отклонения в геометрии звукоснимателя, который визуально, по всем шаблонам, вроде был выставлен идеально – только на слух удалось найти требуемые уточнения по всем углам. Заодно отыскались и все прочие параметры (прижим, антискейтинг), оптимальные конкретно для моего звукоснимателя. До этого ни один корректор не показывал таких нюансов при незначительных подстройках механики.
Его абсолютная прозрачность и позволила заметить отклонения в геометрии звукоснимателя, который визуально, по всем шаблонам, вроде был выставлен идеально.
Теперь я даже боюсь дышать на окончательно настроенный «стол», который, как выяснилось, способен звучать гораздо породистее и культурнее, чем я полагал. И все это – благодаря iPhono3 Black Label. С этим девайсом я вообще заново открыл музыкальную ценность некоторых запылившихся в своей коллекции винилов. И, знаете, лучше бы я этого не делал, потому что переиздания этих альбомов на CD и даже цифровые «мастер-копии» из Tidal теперь мне кажутся совершенно ущербными и убогими.
В общем, если новика iFi не порадует музыкальностью и не раскроет по максимуму потенциал вашего аналогового проигрывателя, то это значит, что у вас где-то проблемы с настройками. Сам же iPhono3 Black Label безупречен и вдобавок очень гибок в согласовании. Например, головки Grado Prestige с подвижными магнитами иногда упрекают в выпячивании гулких оттенков басового диапазона, подсушивании самые высоких частот и грязноватом звучании с корректорами стандартного качества. Здесь эта проблема решается двумя щелчками: ставим усиление на минимальные 36 дБ, выбираем емкость 300 пФ и получаем ровненький и чистый саунд – рельефный и пластичный внизу, отчетливый и открытый на ВЧ. Маловато «воздуха» – переходим 200 пФ. Хочется «металл» порезче – щелкаем на 400 пФ. Штатный сабсоник-фильтр можно включать без колебаний – работает деликатно, динамику не срезает. Да и сам корректор обладает таким запасом по перегрузке, что, кажется, ни одна головка в мире не сможет спровоцировать искажений. Жаль, что установка коэффициента усиления задается только в четырех позициях (36, 48, 60 и 72 дБ) – будь здесь шаг помельче, в 6 или 4 дБ, то «привязать» фактический уровень головки к входной чувствительности можно было бы вообще идеально.
С этим девайсом я вообще заново открыл музыкальную ценность некоторых запылившихся в своей коллекции винилов.
У меня не было возможности опробовать iPhono3 Black Label с дорогим MC-картриджем, но я не сомневаюсь в том, что и с ним получится найти «супернастройки», потому что для звукоснимателей этого типа корректор iFi предлагает еще более широкий выбор нагрузок (22, 33, 75, 100, 250, 330 Ом, 1 и 47 кОм).
А еще вот что показалось интересным: если переключать кривые, когда воспроизводятся современные пластинки, то разница кажется несущественной. Коррекция по Decca на слух слегка ослабляет динамику в верхней полосе, но все-таки оставляет ВЧ воздушными – никакой «ваты» не добавляется. Вариант от Columbia дает более плотный и где-то даже слегка «деревянный» звук, хотя ощущаемое ослабление на НЧ и ВЧ можно почти не принимать в расчет. Самую четкую передачу тембров и самую концентрированную динамику обеспечивают установки RIAA или eRIAA. Однако при прослушивании древних пластинок (у меня таких отродясь не было, но один знакомый занес ради праздного интереса) выбор кривой в iPhono3 Black Label стал делом едва ли не принципиальным – из трех позиций две точно казались неподходящими, хотя ни он, ни я не знали, какая из них верная.
Впрочем, если все так отчетливо слышно, то какие могут быть сомнения? Этот корректор уже дает гораздо больше, чем другие модели за те же деньги. А для любителей виниловых раритетов iPhono3 Black Label, наверное, вообще бесценен.
КОМПОНЕНТЫ
-
Проигрыватель винила Pro-Ject 1Xpression Carbon
-
Тонарм Pro-Ject 8.6cc Evolution
-
Звукосниматель ММ Pro-Ject K6 (Grado Prestige)
-
Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA81
-
Акустические системы AE109 (1996, модифицированные)
-
Кабели
-
RCA InAkustik Referenz NF-102
-
акустические Kimber Kable 12TC
-
силовые InAkustik AС-1502
iFi iPhono3 Black Label
Производитель: iFi Audio Ltd (Великобритания)
Входы: RCA || Выходы: RCA || Частотная характеристика: 10 – 100000 Гц ±0,3 дБ || Отклонение от кривой RIAA в диапазоне 20 Гц – 20 кГц: ±0,2 дБ || Входное сопротивление: 22 Ом — 47 кОм || Входная ёмкость: 100 – 500 пФ || Коэффициент усиления: 36, 42, 60, 72 дБ || Коэффициент гармонических искажений (выходное напряжение 1 В): 0,005% || Максимальное выходное напряжение: 7 В || Динамический диапазон (ММ/МС): более 108/106 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: более 85 дБА || Выходное сопротивление: менее 100 Ом || Питание: 15 В || Масса нетто: 265 || Габариты корректора без блока питания: 158 х 58 х 280 мм
Источник: salonav.com