Интегральный усилитель Cambridge Audio AXR100
Не так давно в модельном ряду Cambridge Audio целиком сменилась линейка недорогих компонентов – начальная Topaz уступила свое место AX. Но вот что интересно: в новой бюджетной серии засветился и… мощный многофункциональный стереоресивер. Именно этот аппарат мы сейчас и готовимся слушать.
Были времена, когда слово «ресивер» отождествлялось не с домашним театром, как сегодня, а с самым прогрессивным Hi-Fi, ведь лучшие модели, как правило, сочетали в себе достоинства продвинутого радиотюнера с мощным двухканальным усилителем. Однако затем все изменилось. Кого теперь интересует эфир, если музыку из любой точки планеты с еще большим качеством можно слушать по сети? Мощность тоже давно перестала быть козырем – любой поклонник Hi-Fi для своей стереосистемы возьмет интегральник или что покруче, тот же пред с моноблоками, но вряд ли ресивер. Вот так некогда влиятельный класс техники, покорявший не только качеством приема и ясностью звучания, но и дизайном, сошла на вторые-третьи роли. Современный ассортимент стереоресиверов выглядит крайне уныло: процентов на 90 — 95 он состоит из совсем дешевых моделей (нередко сделанных в форм-факторе «миди» или «мини»). И найти в нем что-то стоящее в «полном размере», с серьезными звуковыми возможностями, но не по заоблачной цене, непросто.
Теперь к ресиверу можно подключить по беспроводной связи любой планшет или смартфон, и это единственное функциональное отличие от предшественника.
Одной из самых привлекательных моделей в недалеком прошлом был Topaz SR20 – довольно увесистый аппарат с честными 100 ваттами в каждом канале (на 8 Ом, заметьте!), с развитым коммутатором и селектором АС, интегрированным FM-тюнером, темброблоком, фонокорректором и ЦАПом. У него было все, чтобы заполучить место в гостиной и работать с серьезной акустикой, а не служить придатком игровой консоли, компьютера или караоке-«дивидюшника». Но эта модель подозрительно быстро исчезла – еще до того, как вся серия Topaz была перенесена в архив Cambridge Audio.
Теперь отличная новость для тех, кто не успел в свое время приобрести «двадцатку»: она вернулась в виде «сотки» из новой линейки AX! Компоненты этой серии относятся к начальному уровню, но говорят, что базируются они на идеях от более дорогих CX и Edge. И хотя нигде не уточняется, на каких именно, я не думаю, что за сказанным стоит один лишь пиар. В лондонском офисе Cambridge Audio трудится около 20 инженеров, а как раз в таких командах (в отличие от крупных фирм или компаний одного разработчика) возникает благодатная почва для инженерного креатива и обмена идеями. Тем более свое умение создавать «лучший звук за свои деньги» компания уже и доказывала много раз.
А простые «хрестоматийные» конструкции в аудио, как мы знаем, если собраны на качественной и грамотно подобранной элементной базе, нередко выдают весьма интересное звучание.
Техническое описание AXR100 не изобилует подробностями, но оно и не требуется. Все и так видно. «Графитовое» цветовое оформление современное, а общий конструктив явно позаимствован у «двадцатки». На это указывает вид и расположение органов управления на передней части: главный ряд совмещенных селекторных кнопок, нижний ряд кнопок управления радиоприемом и «пресетами», лаконичный матричный дисплей, ручка громкости и пара гнезд – выход с телефонного усилителя (6,3 мм) и вход Aux in (3,5 мм). Топология задней панели, на которой просматривается и система принудительного охлаждения (во время теста, кстати, она ни разу не напомнила о себе шумом кулера) тоже, в целом, знакома. Все на прежних местах: три линейных входа и вход Phono MM, выход на запись, на сабвуфер (монофонизирован и настроен на полосу до 200 Гц), два оптических входа, коаксиал, терминалы для подключения антенн и акустики… Нашлось и гнездо USB Type-A, но оно сервисное и не предназначено для воспроизведения файлов.
Из новшеств – лишь модуль Bluetooth (поддерживает только стандартные кодеки), закрепленный прямо на задней панели. Теперь к ресиверу можно подключить по беспроводной связи любой планшет или смартфон, и это единственное функциональное отличие от предшественника. А так даже ЦАП прежний – Wolfson WM8740. И регулировка тембра не классическая, а электронная (+/-10 дБ на 100 и 20 000 Гц).
Запас мощности кажется каким-то колоссальным – система может печатать бас, как паровой молот.
Готов поспорить, что ничего из перечисленного вас не впечатлило. Мне тоже хотелось увидеть здесь и кнопочку обхода темброблока, и вход USB Type-B, и прочие атрибуты, приближающие стереоресивер к серьезным интегральникам. Но будет в корне неверно относить AXR100 к категории ширпотреба. Во-первых, он слишком основательно для этого сделан – шасси имеет надлежащую жесткость и виброзащиту, платы изготовлены очень качественно и аккуратно. Во-вторых, в системе питания мы видим не абы что, а солидный тороидальный трансформатор и пару буферных емкостей на 10 000 мкФ. В-третьих, потребляемая мощность в 550 Ватт при выдаче 2 x 100 – один из признаков того, что оконечники работают глубоко в классе AB, а не в каком-то жестком энергосберегающем режиме. Наконец, не слишком впечатляющие параметры по искажениям и демпинг-фактору в данном случае скорее даже плюс, ведь перед нами явно усилок без схемотехнических наворотов (на выходе каждого канала – лишь пара биполяров NJW0281G/0302G) и, возможно, даже без глубокой ООС. А простые «хрестоматийные» конструкции в аудио, как мы знаем, если собраны на качественной и грамотно подобранной элементной базе, нередко выдают весьма интересное звучание.
Я должен пояснить, почему на общей фотографии тестового сетапа стоит аж три пары акустических систем, в том числе и Wharfedale EVO 4.4, которые почти втрое дороже ресивера. Эта акустика осталась после недавних прослушиваний нового интегрального усилителя Cambridge Audio CXA81 и именно она поможет сейчас составить впечатление о звуковых отличиях AXR100. Ну а другие пары позволят сложить полную картину.
С «Даймондами» – очень похожий результат! Бас прокачивается мощно и хлестко, но при этом его не уносит в гулкую зону – мидбасовая область хорошо проработана, резонансы комнаты не возбуждаются.
Что ж, с EVO 4.4 и начнем. Ресивер заставляет их звучать с иным характером, хотя собственный воздушный и непринужденный почерк у акустики сохраняется. «Сотка» лучше наполняет бас, более мощно и «калорийно» прорабатывает динамику ударных, хотя скорость и фактурность в низком регистре не так показательна, как с CXA81. Запас мощности кажется каким-то колоссальным – система может печатать бас, как паровой молот, и честно говоря, даже страшновато выводить громкость на еще более высокие значения. С ее увеличением добавляется немного грубоватых и агрессивных оттенков, но ни о каком искажении тембров на краях диапазона говорить нельзя. Средний регистр менее богат на «искристые» тона и потому воспринимается более комфортно. Есть и другие отличия: сцена получается несколько шире и крупнее, не так обнажена микродинамка. Но в данном случае важно, что в звучании AXR100 нет ни одного явного признака бюджетности. Он достаточно хорошо контролирует акустику, не размывает фокус виртуальных источников в пространстве и даже не вносит аппаратных оттенков в передачу звонкого спектра.
С «Даймондами» – очень похожий результат! Бас прокачивается мощно и хлестко, но при этом его не уносит в гулкую зону – мидбасовая область хорошо проработана, резонансы комнаты не возбуждаются. Сцена такая же – чуть панорамная и с расширенным образами. Верх воспроизводится иначе, но даже в сравнении с той идиллией, которую показали AMT-твитеры EVO, его можно описать как нейтральный, динамичный и точный – на тарелках нет и намека на синетичность или завуалированность. Средний регистр подается легко, непринужденно, но немного ярче желаемого. Поначалу это немного напрягает, но в общей картине присутствует такая цельность, что вскоре начинаешь ловить кайф от того, насколько открыто воспроизводится любая музыка.
C DALI Spektor акценты сместились на края диапазона: бас стал еще более выпуклым и весомым на удар, а в верхней полосе усилилась динамика и воздушность. В целом, звучание приобрело немного «коммерческий» характер – будто в тракте чуть усилили тембры НЧ/ВЧ (кстати, отмечу и работу штатного темброблока – кривые и полосы регулирования подобраны весьма удачно). При этом среднечастотный регистр недорогая датская акустика воспроизвела аккуратнее – без лишней яркости, с лучшей пластикой и деталировкой. Запомнилось, наконец, и то, как система отработала при самых малых установках громкости – звук не потерял своей вещественности и не стал «рассыпчатым».
Итак, вот что в итоге имеем. В принципе, ресивер не просто поладил со всеми АС – он раскрыл их лучшие качества, показал себя сильным и деликатным игроком. С Wharfedale получился живой, целостный и задорный звук, с DALI – более бойкий на басах и подчеркнуты на верхах, но лучше «причесанный» и спокойный в середине. Лояльность к любой системе (и к любой музыке) – пожалуй, и есть самое сильное качество AXR100.
СИСТЕМА
-
Источники
-
музыкальный сервер Naim Uniti Core
-
ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
смартфон OPPO Reno
-
ЦАП Schiit Modi Multibit
-
Акустические системы DALI Spektor 6, Wharfedale 11.4 и EVO 4.4
-
Кабели
-
коаксиальный 75 Ом Audioquest VDM-3
-
межблочные InAkustik Referenz NF-102
-
акустические Atlas Equator Banana
-
силовые Atlas EOS 2.0
Cambridge Audio AXR100
Производитель: Cambridge Audio/Audio Partnership Plc (Великобритания)
Входы: 3 RCA, «джек» 3,5 мм, 2 х TOSLink, Coax || Выходы: Recorder, SUB, Phones 6,3 мм || Поддерживаемая разрядность: PCM 24 бит/192 кГц || Выходная мощность: 2 x 100 Вт (на 8 Ом) || Уровень искажений: менее <0,15% (80% мощности) || Диапазон частот: 5 Гц – 50 кГц (+/- 1 дБ) || Демпинг-фатор: более 50 || Максимальная потребляемая мощность: 550 ВА || Отделка: черная/серебристая || Габариты (В х Ш х Г): 110 x 430 x 340 мм || Масса: 8,1 кг
Источник: salonav.com