Тест лампового усилителя Ayon Scorpio XS: триодная детальность и пентодная мощь
В отличие от многих производителей ламповой техники, Ayon Audio не может похвастаться столетней историей. Однако молодой возраст компании не помешал инженерам разработать действительно хайэндные усилители, которые быстро нашли своих поклонников «лампового» жанра. Мне удалось познакомиться с самой младшей моделью в каталоге фирмы, и сразу хочу отметить, что для многих других производителей это был бы недостижимый уровень.
Когда я узнал о составе системы, которую собрали в салоне SoundProLab для этого теста, — стильные а-ля винтаж напольники Tannoy Turnberry, ламповый усилитель Ayon Scorpio XS и CD-проигрыватель McIntosh MCD 350 — мое сердце екнуло ввиду интереса к связке этой акустики с лампой. Как раз-таки столетняя история Tannoy началась тогда, когда иной техники, кроме ламповой, и не существовало. Поэтому логично предположить, что это один из лучших вариантов оценить работу лампы и приблизиться к вековым стандартам.
Оговорюсь, что послушал комплект дважды, так как в первый раз я забыл взять свои компакт-диски. Думал, найдется Tidal — но его не было. Тогда я решил воспользоваться флешкой, но разница в звучании сетевого плеера и CD-проигрывателя оказалась размером с Большой Каньон. Так что для этого класса техники нужно быть очень внимательным к выбору источника — уж очень сильно он влияет на результат.
В свете ламп
Ayon Scorpio XS имеет стандартный для всей линейки усилителей Ayon дизайн — ничто не выдает того факта, что это начальная модель. Здесь все довольно утилитарно, как говорится: «просто, но со вкусом». Видно, что производитель вложился больше в звук, чем во внешний вид. Усилитель выполнен в тяжелом основательном корпусе из толстого экструдированного алюминия. От старших собратьев его отличают кожухи черного цвета, тогда как у остальной линейки они никелированные.
Ayon Scorpio XS оснащен выходными лампами EL-34.Отрадно, что лампы — российского производства (одна из немногих областей, где продукт отечественного производства конкурентоспособен и востребован на международном рынке).
Очевидно, что испускающие теплый свет лампы — одна из фишек этого типа техники. Некоторые производители скрывают лампы — здесь же они выставлены на показ, создавая тот самый неповторимый шарм. Естественно, это оказывает свое влияние на восприятие музыки. Ведь не секрет, что ощущения от прослушивания формируются не только на основе звука, но и при участии визуальной составляющей.
Лицевая панель Ayon Scorpio XS лаконична и не перегружена элементами управления. На ней находятся ручки селектора входов и регулятора громкости, между которыми уютно расположился подсвеченный красным светом логотип бренда.
Меня несколько озадачило отсутствие на передней панели кнопки включения, которая вскоре нашлась на левом боку, на нижней части корпуса. Не то что бы неудобно, но несколько неожиданно. Сами ручки выполнены из точеного алюминия и имеют крупную насечку. Через какое-то время мне стало понятно, что насечка сделана не столько в угоду внешнему виду, но и с чисто практическими целями — поворот ручек требует определенных усилий.
Усилитель идет в комплекте с пультом дистанционного управления — с его помощью можно регулировать громкость и переключать селектор входов. Однако не думаю, что кто-то откажет себе в удовольствии лишний раз прикоснуться к точеным алюминиевым ручкам усилителя. На мой взгляд, наличие пульта ДУ — скорее дань моде, техническому прогрессу и человеческой лени.
Есть у Ayon Scorpio XS и своя изюминка — усилитель имеет два режима работы ламп: триодный (детальность и утонченность звука) и пентодный (мощность и энергичность). Кнопка управления расположена на задней панели — видимо, чтобы случайно не нажали. Около ручки переключения находится светодиод, который сигнализирует о том, что выбран триодный режим работы. Отдельного светодиода для пентода не предусмотрено — по всей видимости, это режим «по умолчанию».
В звуке ламп
Поскольку никаких сомнений в качественном воспроизведении спокойных композиций лично у меня не возникало, было решено сразу взять быка за рога и включить что-нибудь тяжелое.
Ставим Ensiferum «Unsung Heroes». В режиме триода ощущалась некая недосказанность. Вступительный инструментал «Symbols» играл отлично, с хорошей глубиной сцены и детальностью. Надо сказать, что именно создание глубокой сцены — одна из сильных сторон Ayon Scorpio XS. Но во второй композиции плотный саунд скандинавского металла «In My Sword I Trust» получился смазанным, не очевидным, словно викинг больше верит в вечнозеленый доллар, чем в свой меч.
Такая ситуация категорически меня не устраивала, и я решил перевести усилитель в режим пентода. В принципе, это дает большую мощность — похоже, ее и не хватало в режиме триода. Однако «Symbols» была исполнена совсем иначе: звучание стало несколько бледнее, словно выцвели краски, тембральная насыщенность заметно уменьшилась. При этом драйв «My Sword I Trust» передавался великолепно.
Далее немного снизил градус и послушал хард-рок. Здесь режим пентода не потребовался — на мой взгляд, именно при воспроизведении AC/DC «Thunderstruck» усилитель раскрылся полностью. Как ни парадоксально, но в данной композиции аппарат показал, что такие, казалось бы, не особо аудиофильские жанры тоже могут доставлять удовольствие не только своим драйвом и энергетикой, но и красивым сочетанием образов и цельной звуковой картиной.
Michael Jackson «Liberian Girl» — именно тот случай, когда содержание было не столь важно, и можно было просто наслаждаться музыкой. Здесь Scorpio XS удалось почти невозможное — не разрушая целостности звуковой картины, выделить мягкие округлые образы, которые превращались в четко очерченные фрагменты и рассыпались в финале острыми осколками. Я не поклонник творчества данного исполнителя, но та подача, которую продемонстрировал Scorpio XS, заставила меня иначе взглянуть на данный материал.
Чуть меньшее откровение ожидало меня, когда я услышал Yello «Planet Dada». Плотная электронная музыка получила нехарактерное открытое и светлое звучание, но при этом не потеряла своей энергетики. Ayon Scorpio XS обеспечил мощную атаку в сочетании с глубокой и объемной сценой.
Интересный вариант исполнения классической ритм-энд-блюзовой «Fever» от Malia был обработан с тонкой передачей деликатного вкрадчивого вокала, а также дополнен ровно поданными, но хорошо очерченными ударными. Аналогичные впечатления оставила и «Lioness» от Songs:Ohia — хорошая детальная середина, натуральные и насыщенные вокальные партии, четкая работа в переходах, глубокие и полные музыкальные образы.
Музыка в исполнении оркестра также оставила хорошие впечатления. Нарастание громкости ударных в «Funeral March for Marionette» было пугающе резким, одновременно с гармоничной передачей звучания струнных инструментов. Кристальная детальность, не разрушающая целостность общей картины произведения, и отличная передача масштаба инструментов наблюдалась и в «Fanfare for Common Man».
Выводы
Качественный европейский усилитель для желающих получать удовольствие от прослушивания любой музыки и истинных ценителей хорошего звука. Я бы не стал называть его узкожанровым, но все же тяжелая музыка вроде Slayer и Sepultura — не его конек.
Достоинства: великолепная передача образов, возможность переключения режимов работы позволяет обеспечить четкую передачу практически любого материала. Демократичная цена для класса High End.
Недостатки: категорически критичен к качеству контента и источника. Как и вся ламповая техника довольно сильно греется и требует периодической замены ламп.
Официальный сайт: https://www.ayonaudio.com/products/power-amplifier/kt88kt150-series/scorpio-xs/
Паспортные данные
Класс работы: класс А в триодном режиме, класс AB в пентодном режиме
Импеданс акустических систем: 4–8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот: 15 Гц — 40 кГц
Мощность в режиме триода: 2 х 25 Вт
Мощность в режиме пентода: 2 х 40 Вт
Габариты: 44 х 34 х 26 см
Масса: 29 кг
Источник: stereo.ru