Электростатические системы Quad ESL 2912
Благодаря подобным системам, ESL 57 и ESL 63 марка Quad приобрела мировую известность около 60 лет назад. Принцип планарного излучения впервые был применён в массовой (хотя и очень дорогой) акустической системе. С тех пор много усовершенствований было сделано в конструкции, но принцип остался прежним – невесомая плёнка создаёт движение воздуха за счёт своей колоссальной площади. Какие преимущества это даёт?
Если провести опрос среди матёрых аудиофилов, какие модели они считают легендой звуковой индустрии, то электростатическая акустика Quad наверняка окажется если не в первой пятёрке, то уж в десятке точно. Когда Питер Уокер (Peter Walker) в 1956 году представил первые в мире коммерческие ESL (Electro Static Loudspeakers), они произвели настоящий фурор, а в рекламных буклетах выглядели как послание из будущего. Впрочем, на будущее эти панели на ножках, как выяснилось, и были рассчитаны – сам принцип был гениален, но тогдашний инженерный уровень не позволял реализовать все его преимущества. Первые системы имели низкую чувствительность (а мощных усилителей тогда почти и не было), плохо воспроизводили низкие частоты и стоили чрезвычайно дорого по сравнению с корпусной акустикой.
За счёт наклона корпуса НЧ-секция оказывается ближе к слушателю, за счёт чего достигается лучшее временное согласование полос.
Хотя в теории конструкция у ESL не слишком сложна: излучателями служат тонкие (порядка двух микрон) синтетические мембраны с алюминиевым напылением, которые колеблются в переменном электрическом поле. Поле создаётся входным сигналом, амплитуда которого разгоняется повышающим трансформатором. Для поляризации плёнки на статорные пластины подаётся высокое напряжение – 6000 вольт на басовую секцию и порядка 1500 на высокочастотную. В практической реализации всё это чрезвычайно сложно, поэтому ESL не стали массовым продуктом, но для понимающих меломанов такие системы всегда были вне конкуренции.
Кстати, появление ESL привело к разработке целой ветви других культовых изделий Quad – мощных усилителей с технологией Current Dumping, способных раскачать малочувствительные панели со сложным импедансом. Первой моделью стал оконечник Quad 405, а сам принцип построения выходного каскада используется британской компании и по сей день.
Модель ESL 2912 самая свежая в номенклатуре кводовских электростатов, хотя на рынке она присутствует уже около шести лет. В ней устранены недостатки предыдущих разработок с точки зрения надёжности и пылезащищённости. И, что самое важное, для более эффектного воспроизведения нижнего диапазона добавлена ещё одна басовая секция. Всего же секций шесть – четыре воспроизводят высокие и средние частоты. Благодаря наклону корпуса НЧ-секция оказывается ближе к слушателю, за счёт чего достигается лучшее временное согласование полос и, как следствие, когерентное излучение во всём рабочем диапазоне. Нижняя рабочая граница по уровню -6 дБ заявлена на 32 герцах.
Они явно задумывались как элементы интерьера: верх несущей рамы и основание отделаны шпоном красного дерева, декоративная ткань имеет рельефную фактуру.
Вся электроника – трансформаторы, умножители, кроссоверы и т.д. – спрятаны в основании. Там же – сетевой ввол, выключатель питания и пара клемм для подключения к усилителю. Потребляют панели от сети совсем немного – 6 ВА.
Несмотря на солидный вес (44 кг) и фронтальный размер (147 x 69 см), системы ESL 2912 не кажутся громоздкими. Они явно задумывались как элементы интерьера: верх несущей рамы и основание отделаны шпоном красного дерева, декоративная ткань имеет рельефную фактуру.
В силу того, что входной сигнал подаётся на повышающий трансформатор, планары имеют минимальный импеданс на высоких частотах, у ESL 2912 – 3,8 Ом на 10 кГц. Что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя. После нескольких экспериментов мы остановились на моноблоках Esoteric Grandioso M1 мощностью 300 Вт на 8 омах. Слушали винил, CD и файлы высокого разрешения с сервера NAS.
Колонки на самом деле работают как дипольные – несмотря на то, что заднее излучение приглушено поглотителем, их вполне можно слушать и с противоположной стороны. Так что ставить ESL лучше в паре метрах от задней стены. Если это условие соблюдено, проблем с разборчивостью баса не будет.
Каждая нота в нижнем регистре отчётлива и рельефна, а достоверность «живого» инструмента достигается благодаря натуральной атаке и филигранно проработанным послезвучиям.
А баса 2912-е выдают предостаточно, особенно если слушать виниловые пластинки. В этом случае звуковой фундамент получается мощный, совершенно нереальный для планарной акустики. И бас совсем не напоминает сабвуферный, он лёгкий и открытый, при этом движение воздуха в комнате получается за счёт колоссальной площади излучения. Каждая нота в нижнем регистре отчётлива и рельефна, а достоверность «живого» инструмента достигается благодаря натуральной атаке и филигранно проработанным послезвучиям. Мизерная масса излучателей обусловливает совершенно иные, непривычные ощущения от музыки – она кажется более доходчивой, как бы обнажённой до самой своей сути. Вот что значит, мозгу не приходится делать лишнюю работу – ставишь новую пластинку и через несколько секунд совершенно расслабляешься от натуральности подачи и чистоты во всём звуковом диапазоне.
Самое интересное, что при таких габаритах панелей не нарушается тонкая фокусировка источников звука. Невольно ожидаешь гигантских, заполняющих всё пространство солистов и непропорционально раздутых инструментов, но нет — ESL 2912 прорисовывают мнимые источники в правильном масштабе. А рояль и ударную установку, например, очень сложно отличить на слух от реальных.
Но этим системам нужен простор – в небольшом зале, в котором мы их слушали в этот раз, они звучали намного интереснее, чем на выставке MHES в стандартном гостиничном номере. В правильных условиях панели создают шикарную по масштабу сцену и звуковое давление, которое чувствуешь буквально всем телом. И на такой громкости искажения ухо уловить не в состоянии – саунд не теряет ни прозрачности, ни естественности.
В правильных условиях панели создают шикарную по масштабу сцену и звуковое давление, которое чувствуешь буквально всем телом.
В течение нескольких часов мы предлагали системам самую разную музыку с локального сервера, и ни один жанр не вызвал у них каких-то затруднений. Так что миф о том, что электростаты не играют рок, пора развенчивать. По крайней мере, о ESL 2912 такого точно не скажешь. Более того, лёгкие излучатели с высочайшей скоростью отклика настолько точно передают динамические контрасты, атаку и затухания, что любая запись превращается в реальное музыкальное событие. И в такие события невольно втягиваешься сам, отмечая все звуковые и пространственные особенности, удивляясь новым подробностям на знакомых треках. При этом я бы не назвал панели аналитичными или инструментальными – они имеют свой характер и не скрывают эмоций. И такая трактовка мне кажется чрезвычайно привлекательной.
КОМПОНЕНТЫ
-
Проигрыватель винила SME 15
-
CD-проигрыватель Ayon CD-10 II
-
Стример Roon Nucleus
-
ЦАП Tchernov Audio Apollo
-
Усилители мощности Esoteric Grandioso M1
-
Кабели:
-
межблочные Atlas Asimi, Tchernov Cable Special
-
акустические Atlas Asimi
-
силовые Fisch Performance-7
Quad ESL 2912
Производитель: Quad Electroacoustics Ltd. (Великобритания)
Конфигурация: 6 панелей, 1 полоса || Акустическое оформление: открытый диполь || Диапазон воспроизводимых частот: 32 — 21000 Гц (-6 дБ) || Чувствительность: 86 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Диапазон сопротивлений: 4 — 20 Ом || Максимальное постоянное/пиковое входное напряжение: 10/40 В || Искажения: <0,15% (выше 1 кГц), <0,5% (выше 100 Гц), <1% (выше 50 Гц) || Напряжение питания: 110 — 240 В || Подключение bi-wiring: нет || Потребляемая мощность: 6 ВА || Отделка: рояльный лак, розовое дерево || Габариты: 1470 x 690 x 380 мм || Масса 1 шт.: 44 кг
Источник: salonav.com