Система с усилителями Musical Fidelity
Серия М6 являлась самой настоящей золотой серединой в каталоге британского производителя, и не удивительно, что она пользовалась огромной популярностью. В конце прошлого года по заказу нового владельца бренда, австрийской компании Audio Tuning, были выпущены модели второго поколения — предварительный усилитель M6s PRE и стерео оконечник M6s PRX. Слушаем эти новинки в сравнении с серьёзным интегральником M6 500i.
Идея испытать два варианта – раздельного и интегрального усиления – оказалась заманчивой, поскольку, оба они оказались примерно в одной ценовой категории.
Главным недостатком первого подхода можно считать наличие дополнительной линии связи между предварительной и оконечной секциями. За кабели нужно платить, да и лишние контакты, окисляющиеся со временем — стандартные аргументы против. Да и два корпуса вместо одного, тоже дополнительные траты. Но на практике некоторые минусы превращаются в плюсы. В двухблочных усилителях предварительные и мощные каскады питаются от разных источников и разделены экранами, т. е. стенками корпусов. Это важно для борьбы с помехами и наводками, особенно при работе на малой громкости. Что касается «лишнего» интерфейса, то его можно организовать с наименьшими потерями — по балансной линии, как принято в профессиональной сфере. В предварительном усилителе M6s PRE и оконечнике M6s PRX это как раз предусмотрено – оба аппарата оснащены терминалами XLR.
Пред же имеет полностью симметричную схемотехнику с двухполярным питанием, что гарантирует подавление шумов по питанию и помех, проникающих извне.
Помимо двух пар балансных входов, в M6s PRE имеется четыре линейных гнёзд RCA и отдельный разъём Phono с переключением МС/ММ. Как и весь предусилитель, фонокорректор отличается повышенной перегрузочной способностью. По одному из входов сигнал можно пустить в обход регулятора громкости – такой режим пригодится в системе домашнего кино с внешним процессором.
В новую версию предусилителя добавлен встроенный ЦАП с асинхронным USB входом. Какой используется чипсет, и какие у него параметры, производитель не сообщает.
Пред имеет полностью симметричную схемотехнику с двухполярным питанием, что гарантирует подавление шумов по питанию и помех, проникающих извне.
На лицевой панели M6s PRX имеется шильдик с гравировкой «CRPS Dual Mono Power Amplifier». Аббревиатура эта расшифровывается как Choke Regulated Power Supply – источник питания с дроссельной стабилизацией. Такое решение часто используются в ламповой технике, а в транзисторной считается непозволительной роскошью из-за массогабаритных показателей. Смысл в том, что дроссель не только сглаживает пульсации питающего напряжения, но и способен мгновенно отдавать энергию, запасаемую в конденсаторах фильтра. В M6s PRX их ёмкость достигает 72 000 мкФ, что обещает незаурядные динамические показатели. На солидных боковых теплоотводах установлены комплементарные 160-ваттные составные транзисторы Sanken STD03P/N, по четыре штуки параллельно в каждом плече. Мощность усилителя – 2 х 230 Вт на 8-омной нагрузке, имеется система защиты акустики при возникновении нештатных ситуаций.
Для внешних подключений предусмотрены входы XLR и две пары RCA (одна пара переключаемая), а также линейный сквозной выход – если мощности M6s PRX вдруг окажется недостаточно, ему в параллель можно добавить ещё один оконечник.
Интегральник M6 500i выпускается уже лет семь, как минимум, но по-прежнему актуален. Чтобы обеспечить убедительную динамику с любой акустикой и возможность озвучивать большие помещения, при его создании за основу была взята культовая модель Musical Fidelity A1000. Это конструкция «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами, выпрямителями и сглаживающими фильтрами для правого и левого каналов. Выходная мощность — 2 х 500 Вт на восьмиомной нагрузке, и здесь уже в каждом канале двенадцать составных транзисторов с допустимым током коллектора 15 А. Эффективный отвод тепла осуществляется огромными радиаторами, которые являются боковыми стенками корпуса. Лицевая панель выточена из алюминиевой плиты толщиной 12 мм. Масса усилителя 30 кг, поэтому мы его поставили на отдельный подиум.
Смысл в том, что дроссель не только сглаживает пульсации питающего напряжения, но и способен мгновенно отдавать энергию, запасаемую в конденсаторах фильтра.
M6 500i рассчитан на подключение до пяти источников, в т. ч. одного по балансной линии. Переключателем на задней панели гнездо AUX может быть переназначено под вход Home Theatre. Предусмотрен контроль записи Tape/Monitor и выход с предусилителя, который пригодится для расширения системы.
Регулятор громкости, многооборотный энкодер с шагом 0,5 дБ, работает очень плавно. Текущий уровень высвечивается на 7-сегментном красном индикаторе, расположенному над крупной ручкой громкости.
Слушать начинаем пред M6s PRE и оконечник M6s PRX с коммутацией балансными кабелями. Нагрузка – 3,5-полосные Audiovector SR-6 Avantgarde MK2 с твитерами AMT. Регулировка громкости плавная, без щелчков и шорохов. Тракт вообще не шумит – лишь на максимуме уровня, приложив ухо к среднечастотнику, можно услышать лёгкое шипение. Динамический диапазон очень широкий при высочайшей детальности воспроизведения. Особенно это чувствуется на концертных записях – слышен приглушенный шум зала, прорисованы партии всех инструментов, и ошеломляющие своей энергетикой оркестровые tutti. Усилитель мощности прекрасно контролирует непростую акустику, динамика получается быстрая, с естественными контрастами от едва слышимых пассажей к пиковым уровням громкости. Тональный баланс линейный, даже супердетальные по своей природе твитеры не выявляют ни малейших артефактов в верхней полосе. Здесь, кстати, можно воспользоваться преимуществами раздельного усиления: если у вас акустика с ленивым верхом, его можно оживить, подобрав кабели поярче, например, с посеребрёнными проводниками.
Усилитель мощности прекрасно контролирует непростую акустику, динамика получается быстрая, с естественными контрастами от едва слышимых пассажей к пиковым уровням громкости.
Бас тоже впечатляет, на некоторых знакомых фонограммах вблизи самой нижней границы появились неожиданные нюансы. Демпфируются НЧ-драйверы грамотно, без ограничения свободы, но и расслабиться им не позволено.
О высоком классе M6s PRE и M6s PRX свидетельствует и то, как строится пространство – в нём есть и масштаб, и объём, и чёткая фиксация звуковых образов. Привязка к излучателям практически отсутствует, картинка существует как бы сама по себе, и каждый инструмент чётко на своём месте. Это значит, что оба канала, и в предусилителе, и в оконечнике, имеют абсолютно идентичные фазовые (скоростные) характеристики. С инженерной точки зрения это дорогого стоит.
Теперь включаем в тракт интегральник M6 500i. Драматических изменений в звучании не произошло, но те же самые треки заиграли как-то более комфортно, в комнате прослушивания при той же громкости стало немного спокойнее. Такое ощущение, будто акустика и усилитель стали лучше понимать друг друга, и музыка потекла более плавно и слитно. Это первое впечатление, а при более внимательном прослушивании становится ясна причина. Киловаттный, по сути, усилитель держит акустику и особенно басовую полосу так грамотно, что бас уходит ниже, не теряя ни структуры, ни энергии. У звуковой картины появился массивный фундамент, который и усиливает ощущение реальности происходящего. При этом бас не грузный, наоборот, опускаясь чуть глубже, он кажется слегка ослабленным, но заметнее действует на подсознание. И что ценно, аппарат с колоссальным динамическим потенциалом не теряет нюансов на тихих фрагментах. Возможно, он их немного укрупняет, но при этом звучание становится более выразительным. И в верхнем диапазоне (что можно считать фирменной фишкой Musical Fidelity) нет ни жёсткости, ни сухости. Микроконтрасты передаются точно, без замыливания.
И, конечно, общая динамика. По характеру она та же, что у M6s PRX, но размах здесь, конечно, покруче.
И, конечно, общая динамика. По характеру она та же, что у M6s PRX, но размах здесь, конечно, покруче. В целом M6 500i способен сделать столь же точную копию музыкального события, но в гораздо большем помещении. Или с более «тугой» акустикой, добиваясь от неё безоговорочного подчинения на любых музыкальных жанрах.
И вопрос, который у меня вертелся на языке в самом начале — какой же вариант, раздельный или интегральный лучше – потерял актуальность. Они оба лучше, но каждый в своих обстоятельствах. Пара M6s PRE/M6s PRX прекрасно себя покажет в системе с чувствительной акустикой, у которой лёгкие и отзывчивые диффузоры. Будет и макро- и микродинамика, и богатые тембры, и эмоциональный накал, т. е. всё, что мы любим и ценим, слушая музыку. Это же мы получим и от M6 500i, но в большем масштабе и с более трудной акустикой. Т. е. разница сводится не к «слитно или раздельно», а к простому выбору оптимальной выходной мощности. Качественные же показатели усилителей Musical Fidelity в пределах одной линейки очень схожи и, безусловно, оправдывают их цену.
СИСТЕМА
-
SACD-проигрыватель TAD D600
-
Ноутбук Apple Macbook Air A1465
-
Акустические системы Audiovector SR-6 Avantgarde MK2
-
Кабели:
-
межблочные RCA и XLR JIB Sappfire
-
акустические JIB Titanium Quattro
-
силовые JIB Oxygen
Musical Fidelity M6s PRE
Производитель: Musical Fidelity Ltd. (Великобритания)
Тип усилителя: транзисторный предварительный || Входы: 4 пары RCA, включая Phono и пара XLR || Выходы: пара RCA Preout, пара RCA Rec Out, пара XLR || Гармонические искажения и шумы RCA/XLR: менее 0,005/0,004% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 96 дБA || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности -0,1 дБ): 10 — 80000 Гц || Габариты: 440 х 126 х 400 || Масса: 16 кг
Musical Fidelity M6s PRX
Тип усилителя: транзисторный, оконечный, класс AB || Входы: 2 пары RCA, пара XLR || Выходы: пара RCA Loop, 4 пары винтовых || Гармонические искажения (и шумы): менее 0,007% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 120 дБ || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности 0/-1 дБ): 10 — 100 000 Гц || Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом): 2 х 230 Вт || Габариты: 440 х 126 х 400 мм || Масса: 19,7 кг
Musical Fidelity M6 500i
Тип усилителя: транзисторный, интегральный, класс AB || Входы: 5 пар RCA, пара XLR || Выходы: пара RCA Preout, пара RCA Tape Rec || Гармонические искажения (20 Гц – 20 кГц): менее 0,01% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 100 дБ || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности -0,1 дБ): 10 — 20 000 Гц || Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом): 2 х 500 Вт || Габариты: 440 х 160 х 460 мм || Масса: 30 кг
Источник: salonav.com