Репортаж с производства T+A: самостоятельность и самобытность
Немецкий бренд T+A недавно отметил свое 40-летие. Компания до сих пор принадлежит ее основателю — Зигфриду Амфту — и им же управляется без каких-либо сторонних инвесторов. Видимо, именно поэтому фирма сохранила очень самобытное отношение к технике, ее разработке и производству, в чем мне повезло убедиться лично, побывав на производстве T+A в Германии.
В некотором роде представление о компании может дать ее история, о которой я сперва немного и расскажу. Зигфрид Амфт (Siegfried Amft), физик по образованию, основал T+A в 1978 году. Компания расположилась на северо-западе Германии в небольшом, очень спокойном и не по-немецки уютном городке Херфорд, где находится и по сей день.
Научная теория и ее применение
Вначале это была фирма, производившая акустику. Почему акустику — вполне очевидно. Это то, с чего можно было начать, имея скромные стартовые финансовые позиции, используя готовые, а потом и заказные комплектующие. Однако, практически сразу в продукцию были заложены некоторые черты, «задавшие тон» на многие годы вперед. Первой такой технической отличительной особенностью стало применение в конструкции акустики трансмиссионной линии. Кроме того, достаточно быстро в каталоге T+A появились активные колонки.
Любая компания — это в первую очередь люди, а потом уже техника. Перед вами: Зигфрид Амфт, основатель, владелец и руководитель T+A, главный инженер Лотар Виeманн и директор по продажам Оливер Джон
Что же касается основных принципов и подходов, можно начать хотя бы с названия — T+A расшифровывается как «Theory and Application» и переводится как «Теория и Применение» (или «теория и ее приложение», если не быть столь дословным). И эти слова вполне соотносятся с увиденным мной во время посещения.
В подходе к разработке и производству здесь не декларируют ничего странного и метафизического. Наоборот, слегка в пику некоторым другим производителям у T+A в качестве основополагающих принципов заявлены научный подход, собственные научные и технические разработки, должное внимание к новейшим технологиям, а также внимание к техническим деталям и качеству.
Немного исторических артефактов в общем холле фабрики. Большой выставки здесь нет, а основную часть раритетов нужно искать в запасниках
Звучит уж точно не плохо и вполне убедительно, особенно для тех, кому не по душе всевозможные формулировки типа «передать особый дух музыки» и т.п. Но если с духом все понятно, то от музыки, само собой, здесь никто не отказывается. Но об этом позже.
Пока же скажем еще несколько слов про иллюстрирующую положение вещей историю. За десять лет, с 1978 по 1988 год компания успела неплохо подрасти и в 1988 году обзавелась новым производственным зданием и центром для разработчиков. К тому времени помимо акустики T+A стала производить и электронные компоненты, а в 1992 году появилась известная многим R-серия, в которой были и усилители, и цифровые источники, и другие компоненты.
А вот наград много, очень много. Некоторым изданиям выделены отдельные стены
Цифровой сегмент быстро стал для производителя весьма значимым, и это коснулось не только CD-проигрывателей. Выпускались и DVD-проигрыватели (а позже и Blu-Ray), и аппараты с поддержкой SACD, и некоторое количество кинотеатральной техники.
Важно это не столько само по себе (те же DVD-проигрыватели сейчас ушли в прошлое), но для небольшого по размерам производителя выпуск полной линейки техники весьма показателен. Как и работа со сложной акустикой, где использовалась и трансмиссионная линия, и встроенное усиление, в том числе и ламповое, и электростатические ВЧ-излучатели. Даже просто сам список технологий уже вызывает уважение.
Зигфрид Амфт рассказывает об идеологии и истории компании
Также были модели акустики со встроенным усилением и встроенным же цифровым процессингом для подгонки звука под помещение, как, например, T+A Solitaire A2D. С таким набором на борту в 1995-96 годах они не только смотрелись очень необычно на общем фоне, но и были первыми в мире колонками с такой начинкой. Сюда же можно записать и ЦАП T+A TDAL — 20-битный, с использованием 16-кратного оверсэмплинга. Также не лишним будет упомянуть, что сквозное управление и связь компонентов по шине RS232 здесь внедрили в далеком 1988 году у выпускавшейся в то время R-серии электроники.
Лотар Виeманн на правах главного инженера рассказывает о матчасти и производстве. Например, о том, что электростатические излучатели для старшей акустики собирают сами на заводе. Ну и о конденсаторах, трансформаторах и прочем железе
Еще один не совсем привычный подход можно наблюдать в конструкциях усилителей. Кроме привычных транзисторных аппаратов, пусть даже со своими технологическими решениями, у T+A есть и аппараты ламповые. А ведь чаще производители выбирают или одно, или другое, но не оба варианта сразу. Хотя в данном конкретном случае скорее видится не равноправие используемых технологий, а взаимодополнение.
Транзисторных аппаратов больше, и лампу в современном виде можно найти в усилителях мощности, но не в источниках или предусилителях. Обращает на себя внимание и тот факт, что самые старшие юбилейные моноблоки M 40 HV компания сделала с использованием ламповых технологий, а технология HV (High Voltage), использующаяся в старшей линейке и давшая ей название, позаимствована у ламповых схем и идеологии предыдущей ламповой V-серии.
Исторический артефакт — усилительный блок и цифровой процессор акустики T+A Solitaire A2D. Взят на время презентации из коллекции инженеров-разработчиков
В ногу со временем
С 90-х годов в работе T+A можно заметить еще одну важную черту. Уже тогда их техника отличалась по дизайну, а отдельные линейки делались специально подчеркнуто «дизайнерскими». По тем временам это было вполне в духе времени, однако далеко не все производители, попадавшие частью своего каталога в хайэндный сегмент, применяли подобный подход. Многие наоборот ограничивались сохранением консервативной стилистики или же уходили совсем в «дизайн», но нередко после этого исчезали с радаров.
А это уже совершенно современный силовой тороидальный трансформатор от аппарата HV-серии. Внушительная железка — удержать ее на руке, чтобы сфотографировать, было отнюдь не просто
А в линейках T+A неплохо уживался и взрослый хайэнд, и аппараты более доступные, и отдельные аппараты, которые можно скорее назвать хайэндными музыкальными центрами вроде комбайна Caruso. Или ресиверы, сочетавшие в одном корпусе и источник, и процессор, и многоканальный усилитель. Сам по себе это странный сегмент, но по-своему он был востребован, а главное — как нельзя лучше демонстрировал возможности команды разработчиков и способность решать очень разноплановые задачи. Впрочем, стереоресиверы и аппараты «все в одном» компания вполне успешно выпускает и сегодня.
А вот так выглядит механизм у нового дискового транспорта. Очень внушительная конструкция
Что же касается дизайнерской акустики, то в разговорах на встрече была упомянута интересная тенденция: спрос на дизайнерские «столбики» на европейском рынке постепенно снизился, а покупатель отдает большее предпочтение акустике более классической, с правильным и полновесным звучанием, нежели узеньким и тонким колонкам интерьерной направленности.
Не менее интересно и то, что на европейском же рынке (в отличие от американского) наблюдается охлаждение к многоканальному звуку, поэтому в системах, ориентированных на сочетание звука и видео, покупатели нередко сочетают хорошую стереопару и стереоресивер.
Плата ЦАПа и предусилителя HV-серии
Пересчитав еще раз в уме все особенности производителя, уже не удивишься, что те же стримеры и ЦАПы, ориентированные на компьютерную среду, у T+A появились давно и сейчас являются одним из наиболее активно развивающихся направлений. Хотя здесь компания объективно является одним из пионеров отрасли.
Это ведь сейчас стримером и воспроизведением по сети со стриминговых сервисов или с сетевого хранилища никого не удивить, а в 2006 году хайэндный серийный стример (речь идет о модели T+A Music Player) вызывал скорее вопрос: «а что это вообще такое»?
Корпусная деталь из фрезерованного алюминия
Сегодня T+A производит и акустику, и электронику, а вес последней в общем объеме каталога стал больше, чем у акустики. Хотя качествам самой акустики все это не повредило — это не ее стало меньше, а электроники больше. Новинки разрабатываются обстоятельно: например, акустика самой важной для производителя линейки Criterion меняется раз в 6–7 лет.
В чем-то это хороший показатель — мне такой подход нравится больше, чем смены модельных рядов раз в 2–3 года. Все-таки этот сегмент техники подразумевает и отсутствие скороспелости, и то, что аппараты долго будут оставаться актуальными. Обратите внимание: на немецком вторичном рынке вполне актуальны акустика и усилители T+A двадцати и более лет от момента выпуска. Это отдельный предмет гордости производителя: даже очень возрастная техника нередко оказывается совершенно работоспособной, так ни разу и не побывав в сервисном центре.
Правильно запитать компоненты? Да, об этом тоже подумали
Но про новинки немного позже, пока же остановимся на общем облике продукции, на процессе разработки и на производстве. Здесь нужно сразу сделать одну важную поправку организационного свойства. Я был на фабрике в составе большой делегации из Юго-Восточной Азии, и непосредственно на время посещения производства всех гостей попросили оставить фотокамеры, что я дисциплинированно и сделал. Так что многое мне нужно будет рассказать на словах, а за отдельную, сделанную потом специально для Stereo.ru съемку нужно поблагодарить Арнэ Бекманна (Arne Beckmann), менеджера T+A по работе с клиентами.
Семь раз отмерь — и еще раз проверь
Часть подходов можно проиллюстрировать на примере HV-серии. Сейчас это самая старшая и динамично развивающаяся серия электроники у производителя. Все аппараты, кроме гибридных юбилейных моноблоков M 40 HV, — не просто транзисторные в широком смысле. Заявляется, что в их схемах нет операционных усилителей, то есть все выполнено только на дискретных элементах. Схемы самих аппаратов, где используется напряжение до 700 В, тоже строятся определенным образом, начиная с самих плат и соединений — все посчитано и испытано на пробой не только с учетом жестких европейских сертификаций, но и с точки зрения надежности и долговечности.
Выходные усилительные каскады работают в классе А, также заявлены минимальные отрицательные обратные связи. Всех деталей и подробностей производитель, понятное дело, не раскрывает, но качество комплектующих и исполнения схемы в железе оценить совсем не сложно и при простом осмотре. Отдельно понравились регуляторы громкости на резисторных сборках с добавлением реле.
Как заметил, в числе прочего, главный инженер компании Лотар Виeманн (Lothar Wiemann), «мы, вообще, любим реле, как и дискретные элементы, в целом». Кстати, если старшие линейки у производителя — транзисторные или гибридные, то в линейках младше и меньшего размера спокойно уживается класс D, с которым разработчики тоже умеют неплохо обращаться.
Оливер Джон представляет и новинки, и управляющее приложение. Считаю, что производителям и дистрибьюторам давно пора проводить отдельные презентации по приложениям — настолько существенно они влияют на функционал и свойства конкретных аппаратов
Про элементную базу как таковую говорили долго и обстоятельно, начиная с теории и заканчивая практикой и ценообразованием. Качеству компонентов здесь уделяют очень заметное внимание. Закупают все напрямую у производителей, минуя посредников. А производителей и конкретную продукцию выбирают очень тщательно и с постоянным текущим контролем качества. Отдельное внимание уделяется немагнитности компонентов, начиная с самих деталей и заканчивая элементами крепления плат. Соответственно, за все это набегает и цена.
Тут были конкретные примеры: например, абстрактный конденсатор на плату можно купить по цене 10 штук за один евро. Но берут не их, а полипропиленовые Wima, которые при схожем номинале стоят уже по несколько евро каждый. Используемые резисторы могут обходиться по 2–4 евро вместо абстрактных пары евроцентов. Средняя разница в цене в пользу качественных используемых комплектующих получается в 50–200 раз. Такова статистика отдела закупок.
Здание фабрики T+A
Разрабатывают все сами. В команде производителя 12 специалистов самого разного профиля. Что необычно — я предполагал, что производители сами разрабатывают усилители и ЦАПы, но, как оказалось, не только это. Технический дизайн и собственный софт (как внутренний, зашитый в аппараты, так и управляющие приложения под разные платформы), и постоянный штат специалистов, занятых каждый своей задачей, по своему профилю. Вот это особенно понравилось.
Позже я попробовал новое управляющее приложение под iOS — удобно. И дизайн хороший, и логика интерфейса не в пример многим, и приятные мелочи вроде возможности скрыть в выборке неиспользуемые входы или неиспользуемые сервисы очень неплохо продуманы.
Стримингу и последней версии управляющего планшетного приложения была посвящена отдельная презентация, которую провел Оливер Джон, директор по продажам. Вывод напрашивается следующий: хотя список аппаратов, поддерживающих Roon, в каталоге T+A растет, собственная «управлялка» не вызывает желания сразу все перепоручить Roon.
Часть склада готовой продукции
В рамках визита я не успел подробно изучить особенности индексации или работы с обложками, но общий функционал, управление аппаратами и интерфейс сделаны на порядок удобнее чем в среднем по рынку. В компании занимаются этим аспектом не первый день, постоянно дорабатывают и выпускают обновления.
Помимо софта понравился подход, при котором стриминговый модуль (по сути — специализированный компьютер на Linux) сделан именно в виде съемного модуля, платы, что дает возможности не только для программного обновления, но и для обновления физического, если возникнет явная необходимость.
Изобретательность и контроль качества
Подход к разработке и производству техники в деталях и нюансах тоже впечатляет. Акустика и усилители — понятно, все-таки 40 лет истории, на протяжении которых компания находится в одних руках. Но цифровые источники — это немного другая история. На них приходится значимая часть не просто новинок, а максимально активно развивающегося сегмента (не только у конкретного производителя, а вообще в отрасли).
Запасы комплектующих. Такими стеллажами занята весьма приличная площадь
Отдельное внимание к используемым деталям или выверенная конструкция, например, клока — конечно, хорошо, тут и спорить не о чем. Но подход к разработке ЦАПов меня удивил и системностью, и некоторыми другими ранее не замеченными фактами. Например, собственные конвертеры, в том числе и однобитные, компания разрабатывала еще в 90-е годы. Кроме 20-битного ЦАПа TDA, который я уже упомянул, в 1994 году было, например, применено сочетание дельта-сигма-преобразователя с R2R-матрицей.
А сейчас в линейке HV используется разделенный подход. Для работы с PCM используются чипы стороннего производства — правда, чьи именно, не уточняется. А вот для работы с DSD применен свой конвертер, самостоятельно придуманный и реализованный на раздельных элементах — не на одном покупном чипе.
Первый дискретный 1-битный ЦАП, нативно работающий с DSD (в настоящее время с поддержкой DSD до 1024), разработали еще в 2013 году. Плюс собственные алгоритмы преобразования PCM (по четыре 32-битных чипа на канал) с использованием оверсэмплинга, что применяется в разных вариациях уже очень давно, а если быть точным — с 1994 года. Разделение на два ЦАПа используется не только в старшей серии — кроме как в HV, этот же подход и ЦАП можно найти в моделях DAC8, MP2000R и MP2500R.
А это уже камера для проведения тестов готовой продукции
Гальваническая развязка цифровой и аналоговой частей, которой уделено значительное внимание, на этом фоне выглядит чем-то само собой разумеющимся. Хотя ведь понятно, что развязка у всех есть — важнее то, как именно она сделана. А вот в привычном для многих компонентов разделении питания для цифровой и аналоговой частей есть кое-что нестандартное — два блока питания. Но блок питания цифровой части — импульсный, а аналоговой — линейный, с парой привычных трансформаторов.
С чисто практической же точки зрения цифровые источники производителя можно охарактеризовать следующим образом: всеядность и мультиформатность, очень хороший выбор входов, включая USB и HDMI у ряда устройств, а также поддержка стриминга и действительно удобное управление.
Здесь и дальше — сборка и многократная проверка техники на разных этапах
Корпусам уделяется не меньшее значение — у моделей HV-серии это действительно монументальные алюминиевые конструкции. У моделей помладше все несколько проще, но тоже очень добротно. В целом, задачи здесь вполне понятны: все заэкранировать, отвести лишнее тепло и убрать резонансные и микрофонные эффекты.
Однако впечатляет реализация, которая к старшим моделям становится очень внушительной по весу, габаритам и продуманности конструкции. Тут не экономят ни на материалах, ни на сложности конструкции. В результате, и поставленные инженерные задачи решены, и смотрятся аппараты хоть и массивными, но совсем не «ящиками».
Тщательно и неспешно
Теперь о том, как построено само производство. Основное здание называется фабрикой — на деле значительную его часть занимают склады и офис разработчиков, а также тестовые стенды и офисная часть компании. Все-таки нужно помнить, что мы в Германии, в стране с исключительно развитым производством. И для совсем не маленькой, но хайэндной компании нет необходимости, а зачастую и возможности, запускать абсолютно все производственные циклы на собственных мощностях.
Для желаемого качества металлообработки мощности понадобились бы очень серьезные, требующие намного большего объема производства. Так что совершенно логично, что изготовление корпусных деталей для электроники доверено стороннему производителю.
То же касается и изготовления корпусов для акустики. И платы делают не здесь, а на другом производстве, расположенном буквально «через дорогу». А вот все комплектующие проходят через собственный склад T+A с полагающимся контролем качества и только после этого уходят на сборку. Самих плат, самых разных видов и назначений, для функционирования и выпуска всей линейки продукции нужно несколько сотен разновидностей. И несколько тысяч деталей механообработки, начиная от корпусов и заканчивая ножками, винтами и прочими крепежными элементами.
Благо, что все необходимое доступно и не является проблемой для немецкой промышленности. И платы, и детали металлообработки, и заказные трансформаторы — все немецкого производства. Собственный склад комплектующих всегда заполнен на сумму около трех миллионов евро — большие запасы нужны и для выпуска совсем не маленького модельного ряда.
И если вдруг у одного производителя снимут с производства какой-то определенный, выбранный и протестированный вид резисторов, то запасов хватит на время, необходимое для подбора адекватного по качеству аналога. Контроль качества на всех этапах, с момента закупки деталей, поставлен у T+A очень серьезно, как будто это военная приемка. Видно, что тут на этом не экономят.
Сборка техники происходит на нескольких рабочих площадках. Это не конвейер в прямом смысле, а блоки унифицированных рабочих мест и система удобного перемещения собираемого и комплектующих. Сделано так потому, что нет ни линии, ни специалистов по отдельным моделям.
В зависимости от заказов и наличия на складе, сначала собирают одну модель, потом переключаются на другую, потом на третью. Единственное, что разделено — линии, и специалисты, занимающиеся электроникой и акустикой. Все-таки задачи это сильно различные. В остальном, вся сборка ручная, тщательная и неспешная.
Собранное многократно и долго тестируют, начиная от плат и заканчивая готовыми изделиями, у которых проверяют все — вплоть до кнопок, сенсоров и разъемов. Отдельно и многократно проверяют на возможные утечки и пробои, все-таки 700 В в схеме — это не шутки. Также отдельно прогоняют аппараты в разных температурных режимах, что актуально не только для прилично греющейся техники, но и для той, что поставляется в самые разные страны, в том числе и с жарким климатом.
Даже лампы, которых производителю сейчас нужно совсем не много, и которые приходят от хорошо проверенного производителя, проходят длительный прогрев и тестирование на специально построенном для этого стенде. По каждому аппарату у производителя остается паспорт со всеми измерениями, а также отметки о конкретных использованных комплектующих.
Акустику тоже тестируют и измеряют — понятно, что у разработчиков есть своя безэховая камера для испытаний, а на производстве стоят несколько камер попроще и поменьше, которые используются для подбора динамиков в пары и комплекты, а так же для тестов готовой продукции.
Основная безэховая камера, которой пользуются разработчики
Со сборкой акустики все понятно: готовые корпуса (нередко сложные, с использованием в конструкции алюминия и углеволокна), платы фильтров (с так же тщательно отобранными комплектующими), — но интереснее всего было узнать про динамики.
По внешнему виду понятно, что это не что-то серийное и даже не какие-то средне-кастомизированные варианты, а полностью свои разработки. Но собственного производства динамиков нет, за одним исключением — ленты под старшие модели акустики собирают сами, здесь же, из заготовок и комплектующих. А обычные динамики — тайваньского происхождения. Но там их только собирают, комплектующие же к ним частью немецкие, частью тайваньские, а частью даже японские.
Далее идет поставка на фабрику, контроль, установка, еще контроль, финальный прогон и измерения для индивидуального паспорта. Каждую пару акустики от и до собирает один специалист. Впрочем, в этой цепочке сложно придумать что-то необычное: самым важным тут является разработка как отдельного динамика, так и акустики с его использованием. Акустика же у производителя преемственна, весьма не проста по конструкции — особенно старшие модели — и узнаваема по звучанию.
Внимание к прошлому и взгляд в будущее
Для полноты картины стоит рассказать еще про несколько составляющих фабрики. Технического музея здесь, как такового, нет — только в холле стоит несколько демо-экземпляров, а все стены увешаны дипломами и наградами. А за техническими артефактами из прошлых лет нужно идти или к разработчикам, или в сервисную службу. Там хранится многое и иногда это используется для обдумывания новых идей и планирования. Текучки кадров здесь, по факту, нет (60% сотрудников работают в компании 25 и более лет), но наглядные пособия никогда не будут лишними.
В сервисе же можно найти почти все, что угодно. Свою технику из Германии и еще нескольких европейских стран здесь принимают вне зависимости от возраста. Конечно, с акустикой 40-летней давности могут возникнуть определенные сложности, но все равно примут и будут ремонтировать.
В сервисе я видел несколько экземпляров солидного возраста — и усилителей, и акустических систем, которые проходили тестовые прогоны перед тем, как вернуться к владельцам. Также сервисным специалистам отведена некоторая часть того большого склада деталей, который рассчитан не только на текущую деятельность, но и на ремонт старых аппаратов.
Как уже, должно быть, стало понятно, здесь очень любят все измерять, проверять и перепроверять. В разработках тоже однозначно преобладает научный подход со всей полагающейся ему физикой, компьютерным моделированием, параллельным макетированием и измерениями. Однако музыку здесь тоже слушают.
На фабрике есть две подготовленные комнаты: одна для гостей, вторая же — только для разработчиков. Из комнаты разработчиков, к сожалению, фотографий нет, получилось только взглянуть на нее (много техники, серьезная акустическая обработка и некоторое количество инженерно-творческого беспорядка, все как и должно быть), а так же поспрашивать инженеров про рабочие моменты: слушают много, технику используют самую разную, да и музыку тоже. Кто-то любит классику, а кто-то и электронную музыку. Так что подход получается вполне универсальным, а какая-либо узкая жанровость здесь отрицается принципиально.
Вообще, послушав новинки, системы, показывавшиеся на мюнхенской выставке, и то, что играло в демо-зале на фабрике, а еще раньше протестировав юбилейные моноблоки, у меня возникло одно наблюдение, которым хочется поделиться. За прошедшее время звук у T+A несколько изменился. В основе остался все тот же уверенный силовой почерк, но он стал несколько более человечным и менее механистичным.
Отсутствие жанровости, хорошая динамика и детальность уже привычны. Но если раньше в таком виде скорее хотелось послушать синти-поп или металл, караяновские исполнения классики или даже какую-то электронику, то сейчас подача стала более многогранной — несколько более подходящей для тех жанров и той музыки, где уместно внимание к самым тонким послезвучиям и некоторая доля рефлексии.
Подобные изменения я наблюдал у нескольких производителей, особенно у немецких. Возможно, это связано с общекультурными процессами и местной музыкальной атмосферой — все-таки больше половины рынка T+A приходится именно на Германию. А может быть, это результат того, как сменяют друг друга музыкальные жанры и тенденции. Я даже не говорю о звукозаписи: все-таки в Германии очень развита концертная культура, и, возможно, от нее проще отталкиваться в поисках логики. Но вполне возможно, что такова общая эволюция, и если так — то изменения мне нравятся. Как и то, что у производителя появляется новая техника и звучит она несколько иначе, но преемственность тоже можно проследить без особых проблем.
Из новинок и почти новинок познакомиться удалось со многим. Конечно, основное внимание притягивали к себе старшие моноблоки и юбилейная серия флагманской акустики Solitaire CWT 1000-40. Моноблоки знакомы, акустика, в общем, похожа на серийного флагмана, но сделана сложнее и звучит в деталях иначе.
Но не менее интересно развитие HV-серии. Сама по себе серия уже кажется разросшейся чуть больше, чем думалось изначально, но при этом собрать из этих компонентов можно почти любую систему. Теперь возможностей стало еще больше. Среди новинок — стример и ЦАП SD 3100 HV, просто набитый входами и функционалом. Все есть, включая HDMI, LAN и USB-хост. Плюс — описанное выше цифровое ядро с двумя раздельными ЦАПами под PCM и DSD.
Модель SDV 3100 HV (да, названия у производителя не очень говорящие) — почти то же самое, но с функцией предусилителя и регулировкой громкости на основе резисторной сборки. И, пожалуй, самая знаковая новинка — PDT 3100 HV, CD/SACD-транспорт, способный дополнить систему из HV-компонентов у тех владельцев, кому нужен соответствующий по уровню аппарат для работы с физическими носителями.
А для тех, кому интересны аппараты поскромнее, представили новую модель в E-серии — PA 1100 E, классический транзисторный усилитель, дополненный встроенным, но «полновесным» ЦАПом с поддержкой DSD и хорошими коммутационными возможностями, включая HDMI.
Гостевая комната прослушивания
А из того, что пока в работе, но еще не демонстрировалось, пообещали самостоятельный усилитель для наушников, причем именно в HV-серии, а также и сами наушники, которые получили пока что кодовое название «Solitaire Phones», по аналогии с названием старшей модели акустики. А ведь наушников в каталоге компании раньше никогда не было, это совсем новое направление.
Источник: stereo.ru