Сетевой AV-ресивер Denon DRA-800H
В нем всего два канала и ни одного сурраунд-декодера, хотя по всем статьям – это полноценный AV-ресивер, устроенный соответствующим образом. Абсурд? Нет. Фактически это ответ Denon на очень распространенную просьбу: “Посоветуйте ресивер для музыки…” Возможно, это вообще начало нового (и очень грамотного) инженерного тренда в Hi-Fi.
Некогда популярные стереоресиверы или, проще говоря, интегральные усилители с встроенным тюнером, к сегодняшнему дню почти вымерли как класс, и возвращать их на арену Hi-Fi в прежнем виде вряд ли кто из производителей решится – такой функционал любителями музыки теперь попросту не востребован. Однако похожий по инженерному замыслу компонент, но только заточенный под современные цифровые интерфейсы, беспроводные подключения и сетевое воспроизведение мог бы оказаться весьма привлекателен для меломана, мечтающего о достаточно серьезной музыкальной аудиосистеме при относительно небольших денежных вложениях. И именно на такую целевую аудиторию сделала ставку компания Denon, выпустив DRA-800H.
Перед собой мы видим аппарат, с виду не отличающийся от AV-многоканальника. Корпус у «восьмисотого» по габаритам едва ли не миллиметр в миллиметр повторяет недавно представленную пятиканальную модель новой «средней» S-серии. Похоже, именно эта линейка и послужила платформой – у двухканальной новинки унифицированы шасси, кожух, блок управления, дисплей, ручки… Главным отличием на лицевой панели стали лишь ручки баланса и темброблока, а на задней – отсутствующие терминалы для сурраунд-акустики. Хотя, как видите, инженеры оставили дополнительные клеммы с выхода усилителя мощности, чтобы была возможность легко коммутировать сигнал на пары систем А и B.
Возможно, кто-то посетует на такой дизайн, ведь индекс новой модели прямо указывает на её принадлежность к хай-файному модельному ответвлению Denon, в котором все компоненты выглядят несколько иначе, со слегка изогнутым фасадом и другими ручками/кнопками. Но такому расхождению есть простое объяснение. Внедрить плату HDMI-коммутации, сетевую карту, микропроцессорное управление и экранный интерфейс, предположим, в уже существующий стереоусилитель PMA-800NE было бы гораздо сложнее (если вообще возможно), чем сделать обратное – взять за базу готовый AV-ресивер и, выбросив из него лишнее, перенести в него продвинутые оконечники и солидный блок питания. Но защищать производителя в данном случае я не буду – мне не понятно, почему японская компания не сделала для DRA-800H хотя бы лицевую панель в стиле серии NE.
Корпус у «восьмисотого» по габаритам едва ли не миллиметр в миллиметр повторяет недавно представленную пятиканальную модель новой «средней» S-серии.
Теперь – несколько важных цифр и фактов. По чистой массе «восьмисотый» находится на одном уровне с AVR-S750H, а это значит, что у него как минимум такой же по весу, габаритам и мощности транс (оценочно – не менее 400 — 500 Вт). Только у многоканального собрата энергия от него распределяется аж на семь оконечников, рум-коррекцию Audyssey, многопроцессорный блок декодеров (который, к слову, тоже кушает немало) и “все остальное”, а у новинки питание уходит лишь на “все остальное” и всего на пару усилителей, причем там, если верить ремарке в техническом описании, как-то смоделирована изолированная схема питания, подобная двойному моно.
Что это за усилители? Про применяемые в NE-серии мощные полевики здесь не сказано ни слова. Поэтому, скорее всего, в выходных каскадах использованы биполяры нового поколения с расширенной полосой пропускания и увеличенными выходными токами, которые мы уже видели в продвинутых AV-ресиверах Denon. Возможно, это те же Sanken 2SD2560/2SB1647, как у AVR-X3500H. По заявленной мощности и искажениям наш испытуемый ему почти ровня. Как, кстати, и по качеству всех внутренних элементов. ЦАП – AK4458VN, электролиты – Nichicon, трансформатор намотан медью OFC, разъемы RCA покрыты позолотой… Даже сквозь прорези вентиляции начинка выглядит куда солиднее, чем у многоканальников сравнимой стоимости – просматривается и солидный трансформатор, и внушительный частокол из ребер охлаждения, и аккуратно исполненные платы всей «аудиопериферии», состоящие из сетевого модуля, гибридного тюнера FM/DAB+ и фонокорректора под головки типа ММ.
ЦАП – AK4458VN, электролиты – Nichicon, трансформатор намотан медью OFC, разъемы RCA покрыты позолотой…
Но, в отличие от традиционных стереоресиверов, к DRA-800H можно напрямую подключить до пяти источников HDMI (коммутатор сделан по самым современным стандартам), связать его по беспроводным Bluetooth, AirPlay 2 или HEOS с мобильными девайсами или домашней мультизонной сетью WiFi-колонок, использовать для воспроизведения музыкальных коллекций с серверов и разных файловых хранилищ и вдобавок реализовать управление всем этим Smart-хозяйством через мобильное приложение, web-интерфейс или «говорящие колонки» Alexa, Siri или Google Assistant.
Предваряя прослушивание, должен добавить, что у DRA-800H имеется режим Direct, пускающий сигнал в обход темброблока, и Pure Direct с отключением видеотракта и фронтального дисплея, а также два выхода на саб с настраиваемой полосой пропускания (до 40/60/80/90/100/110/120/150/200/250 Гц) и установки задержек по основным и низкочастотным каналам (через расстояние с точностью 1 см). В общем, все как мы любим в настоящем Hi-Fi и даже больше. Теперь попробуем, как все это работает.
Но начну с мелких придирок. Попробовав воспроизвести тестовые файлы, я столкнулся с тем, что на лицевом дисплее названия кириллицей отображаются точками, тогда как в экранном интерфейсе проигрывателя все читается корректно. Видимо, это какая-то программная недоработка, которые вскоре будет исправлена в новых прошивках. Также хотелось наконец-то увидеть поддержку файловых систем exFAT, совместимость с AIFF и проигрывание DSD 11,3 МГц (мультиформатность для серьезного музыкального ресивера, на мой взгляд, одно из важнейших качеств). А заодно – и возможность в бас-менеджере выставлять частоту разделения не только для саба, но и для сателлитов, поскольку в нынешней реализации им всегда отдается полный сигнал.
Чтобы понять, насколько тракт «восьмисотого» чист и прозрачен в разных режимах и с разными входами, сначала к ресиверу были подключены полочники HECO Tresor, отличающиеся высоким разрешением и аккуратным тональным балансом. Выяснилось, что наиболее рафинированный и пространственно точный саунд аппарат выдает в Pure Direct от проигрывателя, подключенного по… HDMI! Правда, в нашем тесте использовался не простой BD-плеер, а Denon DBT-3313UD, у которого есть отдельный HDMI для вывода аудиосигнала. Переключение в Direct слегка ослабляло ощущение воздуха, но построение сцены оставалось точной, а динамика – полнокровной. Дефолтный режим Stereo проявлялся незначительным ослаблением деталировки и чуть более яркими мазками. Во всех случаях мне запомнилось, как «восьмисотый» отрабатывает среднюю и высокую полосу – его звук сбалансирован, гармонически насыщен и не “искрит” транзисторными или цифровыми оттенками. Отсутствие агрессии и грязи, больший акцент на плотность, структурность и пластику, нежели на всякие отвлекающие мелочи – вот что позволяет новинке выдавать интересную и живую музыкальную картинку. В том числе и по обычному линейному входу, хотя в чисто аналоговом тракте качество звучания гораздо сильнее определяется классом источника.
Однозначно покорил общий характер звучания – свободный, певучий, без едких призвуков в середине и без нарочитой металличности на высоких.
С оптического входа звук немного пресен, обесцвечен, но в целом точен. С USB-флешки на DRA-800H добиваешься самого нейтрального воспроизведения и утонченной проработки пространственного положения всех виртуальных источников. Похожий результат получается и при проигрывании файлов с сетевого хранилища по Ethernet-кабелю. Но если аппарат подключен по Wi-Fi, к саунду добавляется незначительная сухая подкраска. В AirPlay она еще более заметна и “зерниста”. А с Bluetooth, когда девайс отдает данные через стандартные кодеки SBC или AAC, деградация из-за сжатия становится еще заметнее. Но как раз все эти градации лучше всего и свидетельствуют о том, каким глубоким разрешением обладает тракт DRA-800H на самом деле.
В паре с Tresor было сложно оценить динамику и “скоростные” качества усилителей, поэтому на их место я поставил напольную “неоклассику” – башенки Canton Ergo. В целом, «восьмисотый» справился с ними. Особенно удивил солиднейший запас по неискаженной громкости – этому аппарату, думаю, будут по плечу даже самые малочувствительные колонки. Но лучше к DRA-800H подбирать что-то полегче, чтобы получить и качественный панч, и хороший плотный удар «в грудь». В комбинации с немецкой акустикой полоса высокого баса, например, выделилась хорошо, но тот, что пониже, показался чуть «недожаренным». Зато однозначно покорил общий характер звучания – свободный, певучий, без едких призвуков в середине и без нарочитой металличности на высоких. Обычно акустика Canton звучит с недорогими усилителями отстраненно и порой скупо, а здесь этого не было и в помине – проявилась даже какая-то душевная теплота и комфорт, что, кстати, очень пойдет на пользу при просмотре фильмов. Сцены с самыми агрессивными эффектами не вызовут желания убавить громкость.
Возможность подстройки задержки позволяет согласовать бас-машину с акустикой лучше и точнее, чем в классической трифонике.
Но самое многообещающее использование этого ресивера – в составе системы 2.1 с сабвуфером. Возможность подстройки задержки позволяет согласовать бас-машину с акустикой лучше и точнее, чем в классической трифонике. Более того, вы можете не только добиться качественной и полнокровной поддержки снизу, но найти и такие настройки, которые немного скорректируют и характер основного низко-среднего диапазона. Например, в системе с Ergo я ограничил саб всего на 40 Гц, а в бас-менеджере ресивера на слух подобрал такую задержку в этом канале, которая обеспечила одновременно и точное демпфирование бочки, и солидную проработку самого низкого органного регистра, и правильный “кураж” в мидбасах. Вот готовый рецепт для 12-дюймового сабвуфера Canton: ставим его на линию АС, задаем в настройках дистанцию до него на 2,4 — 2,6 метра больше, чем до колонок (речь идет о численных значениях в меню, а не о фактических расстояниях), включаем и удивляемся.
С акустикой HECO Tresor вообще получилось две удачных комбинации. При настройке саба на 80 Гц и дистанции на +2,8 метра в задержках получаешь звук, в котором отлично выражена глубина сцены – такая буквально и просится под прослушивание классики. А если перестроить на 60 Гц и на +2,3 метра (да слегка скорректировать уровень в плюс), то система на “Трезорах” зазвучат с мощной роковой импульсивностью.
Вот из-за такой гибкости техника вроде DRA-800H, надеюсь, и получит серьезное развитие в качестве альтернативы классическим стереосистемам. Только представьте, что мог бы дать нам в перспективе какой-нибудь гипотетический DRA-1600H – стереокомпонент еще более высокого класса, в котором будет, например, реализован и бай-ампинг с рум-коррекцией.
СИСТЕМА
-
Источники
-
BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
-
CD-проигрыватель Denon DCD-1600NE
-
ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
NAS-хранилище Synology DS 115
-
Акустические системы
-
HECO Tresor (мониторы), Canton Ergo 690 DC (напольные), Canton SUB 12
-
Кабели
-
цифровые InAkustik Premium HDMI и InAkustik Exzellenz CAT6
-
межблочные InAkustik Referenz NF-102
-
акустические InAkustik Referenz LS-1603 Silver
-
силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
Denon DRA-800H
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
Входы: 5 HDMI, Phono (MM), 2 RCA, Coax, 2 TOSLink, USB Type A, LAN || Выходы: HDMI, 2 Sub, RCA Zone 2, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth aptX || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, DSD2.8/5.6 || Количество усилителей мощности: 2 || Гармонические искажения: 0,01% || Отношение сигнал/шум Phono MM/Line: 74/98 дБ || Выходная мощность: 2 х 100 Вт (8 Ом, 0,08%) || Потребляемая мощность: 220 Вт || Габариты: 434 х 151 х 339 мм || Масса, кг: 8,6
Источник: salonav.com