Тест планарно-магнитных наушников Quad ERA-1: дебют удался

Тест планарно-магнитных наушников Quad ERA-1: дебют удался

Quad — бренд с богатой историей. Чего только стоят первые в мире электростаты ESL — они пусть и похожи на тепловую батарею, но это ведь крутейший винтаж! В сегодняшнем каталоге компании электростаты остались, есть и колонки с ленточными твитерами — а это, считай, родственная технология. Наверное, уже догадались, на что я намекаю. Круг замкнулся и Quad выпустила планарно-магнитные наушники. И это первые наушники в истории бренда. Дебют, премьера, проба пера и боевое крещение.

1.jpg

Пленка в магнитном поле

Заставить двигаться тонкую и легкую пленку большой площади, подвесив ее между мощных магнитных решеток, — хорошая идея, впервые ее реализовали уже несколько десятков лет назад.

С технической точки зрения планарно-магнитная технология — более совершенное решение, нежели традиционный динамик: дает меньше искажений, линейная АЧХ и более высокая детализация. Однако если производителей обычных динамиков для наушников существует великое множество, реальных производителей планарно-магнитных моделей не так уж и много. Я без помощи Google и десятка не назову.

2.jpg

Выглядит эта модель очень солидно, ценнику соответствует

Все потому, что делать такие излучатели — дело хлопотное, дорогое, требующее мощной технологической базы. А еще нужно желание и много энтузиазма. Ресурсов и технологий у International Audio Group, в состав которой входит Quad, в принципе достаточно, и очень хорошо, что они наконец-то решили попробовать себя в роли производителя наушников. Кстати, и название первой модели выбрали весьма символическое — ERA-1.

3.jpg

Конструкция излучателей в целом классическая, как и форм-фактор наушников

Конструкция излучателя принципиально не отличается от прочих планарно-магнитных решений. Легкая и прочная диафрагма толщиной меньше человеческого волоса имеет токопроводящий слой, она расположена меж двух магнитных решеток. Предметом патента является подвес диафрагмы, который должен расширить частотный диапазон и повысить детальность. Акустическое оформление, как и у большинства конкурентов, открытое.

В лучших традициях

ERA-1 созданы в лучших традициях фирменного дизайна Quad и одновременно с этим являются вполне классическим образцом планарно-магнитных наушников. Большая часть корпуса чашек наушников и их защитные решетки, элементы крепления и регулировки длины оголовья выполнены из металла, остальные детали обтянуты качественной искусственной кожей.

Качество исполнения, аккуратность швов, подгонка деталей производят положительное впечатление и вполне соответствуют ожиданиям — модель-то не дешевая.

4.jpg

В стандартную комплектацию входит жесткий кейс на молнии, переходник и пара сменных амбушюр

Наушники получились довольно увесистыми, что вполне типично для «планаров». При этом 420 грамм дают ту самую приятную тяжесть, которая не переходит в усталость мышц шеи при длительном прослушивании.

Опции и возможности

Штатный кабель для наушников подключается к ним с помощью двух монофонических 3,5 мм джеков. А это значит, что альтернативу ему будет найти несложно, в том числе с балансным подключением к усилителю.

Другая возможность апгрейда является бесплатной опцией и единственной конструктивной особенностью, к которой у меня возникли претензии. Разработчики реализовали изначально гениальную идею: добавили в комплект поставки вторую пару амбушюр. Она отличается не только материалом отделки, но и размером внутреннего пространства, что влияет в первую очередь на режим работы излучателя и характер звучания наушников.

5.jpg

Пространство внутри кейса отформовано — значит, ничего греметь и болтаться не будет

В итоге покупатель одной пары Quad ERA-1 становится обладателем двух моделей наушников с разной посадкой и разным характером звучания без каких-либо доплат. Выглядит привлекательно, не так ли?

Примерка

Обе версии амбушюр полноразмерные (полностью охватывают уши), но имеют существенные отличия. Малые амбушюры больше вторых похожи на штатные — они идеально повторяют пропорции и контуры чашек наушников, у них небольшая глубина и ровная высота подушки по всему периметру. Внутреннее пространство невелико — так, маленькие силиконовые уши измерительного стенда там поместились, а моим ушам уже было тесновато. Прилегающая к телу поверхность выполнена из мягкого, но нескользящего материала, напоминающего замшу или велюр. Внутренняя вставка из кожи имеет перфорацию, а наружная — сплошная.

6.jpg

Вторые амбушюры отличаются от базовых буквально всем: материалом, формой, размерами

Вторые амбушюры просторнее внутри, к тому же они имеют увеличенную глубину с выступающей частью, заполняющей пространство позади уха. Наружный размер амбушюр практически такой же, как и у первых, но выглядят они крупнее и массивнее. Материал всех поверхностей — искусственная кожа с перфорацией на внутренней и наружной сторонах. В больших амбушюрах ушные раковины чувствуют себя свободнее и комфортнее, нежели в малых. Но есть свои тонкости: кожаное покрытие, в отличие от замшевого, довольно скользкое, а оголовье — тяжелое.

Таким образом, используя наушники с большими амбушюрами, головой лучше лишний раз не трясти, а с малыми амбушюрами можно не стеснять себя в движениях.

Умелые руки

Особенности посадки и материалы амбушюр вполне можно отнести к вопросу персонального выбора, не делая поспешных выводов об особенностях той или другой версии. А вот способ крепления амбушюр положительных эмоций у меня не вызвал: они фиксируются на чашках наушников с помощью пластиковых шкантов, как грили на бюджетной акустике. Держатся амбушюры настолько крепко, что при неаккуратном их снятии можно порвать кожу или сломать крепления, и также есть риск установить амбушюры неплотно — по периметру останется зазор, из-за которого вы получите разбаланс отдачи в области баса и нижней середины между левым и правым наушником.

7.jpg

Использование кабелей со стандартным 3,5-мм разъемами дает широкое поле для экспериментов

Сказать по правде, первое, что мне захотелось сделать, когда я увидел, как именно амбушюры ставятся на чашки наушников, — вклеить какой-нибудь уплотнитель по периметру (ради уверенности, что сопряжение амбушюры и чашки будет герметичным). И в целом процедуру замены абмушюр у этой модели лучше делать только в том случае, если вы точно понимаете, что делаете. С принятием всей полноты ответственности, так сказать.

Не уделив этим вопросам должного внимания, разработчики наверняка логично рассудили, что, выбрав один тип амбушюр, человек будет пользоваться ими постоянно, а поэтому «делать красиво» совсем не обязательно. Но впечатление от взаимодействия с наушниками столь грубое крепление все же портит. Было бы куда благороднее сделать амбушюры с дополнительным контуром уплотнения и магнитным фиксатором, или хотя бы с более удобными защелками. Пусть даже наушники стали бы на пару процентов дороже.

Полцарства за пол-ватта

Прослушивание Quad ERA-1 пошло не по плану с самого начала. Электрические характеристики, равно как и заверения самого производителя, явно говорили о том, что для успешной работы будет достаточно и сравнительно маломощного усилителя. Поэтому, собственно, и было решено провести тест до приезда в Россию усилителя для наушников Quad PA-One. И это смелое допущение изрядно спутало карты.

8.jpg

Акустическое оформление открытое, решетки есть даже на боковой части

Не могу сказать, что Quad ERA-1 в принципе не звучат с маломощными источниками. Даже со смартфоном или iPod наушники играли полноценно: есть и масштаб, и динамика, и вокал вполне выразителен. Разве что бас получается гулким, а в сложной музыке не хватает деталей, но тут уже и источники не вытащат достаточное количество музыкальной информации, нужны аппараты серьезнее.

Повод понервничать появился, когда с задачей не справился Quad Viena с подключенным к нему компьютером в качестве цифрового USB-транспорта. Усилитель для наушников, встроенный в этот аппарат, вполне уверенно справлялся даже с большими динамическими наушниками. Но звучание планаров ERA-1 он сделал хоть и более детальным (в сравнении с портативными устройствами), но по-прежнему гулким на басу и окрашенным на средних частотах — верный признак того, что мощность нужно как минимум удвоить, а лучше на порядок поднять.

9.jpg

Все ключевые элементы конструкции металлические

10.jpg

Массивные детали сделали оголовье тяжелым. Зато надежно!

Мой дежурный ЦАП, выдающий на нагрузке 20 Ом порядка 200 мВт (между прочим, вдвое больше, чем заявлено в паспорте наушников), показал примерно тот же результат — окрашенность и плохой контроль баса. Хотя обычно с низкоомными планарными наушниками он справлялся неплохо.

Ситуацию спас Naim Uniti Nova. К счастью, в устройствах Uniti выход для наушников имеет далеко не номинальную функцию. По схемотехнике и основным характеристикам встроенный усилитель аналогичен тому, что устанавливается в фирменном ЦАПе-усилителе DAC-V1. И именно с Naim наушники запели по-настоящему: существенно возросло разрешение, ушла окрашенность и каша из СЧ-области, бас стал собранным, четким, упругим и не выходил из-под контроля на гулких низких нотах контрабаса и басовых эффектах в дабстепе. Теперь-то Quad ERA-1 стали звучать как планары заявленной стоимости, а возможно, даже большей. Тут надо еще разобраться.

Звучание… амбушюр?

После того как проблема с источником и усилителем была решена, пришло время послушать наушники, а точнее — сравнить характер звучания двух версий с разными амбушюрами. Сразу хочу уточнить, что ни о какой разнице в степени подавления внешнего шума речи идти не может, поскольку наушники полностью открытые, и окружающий звук в них слышно так же хорошо, как людям слышно, какую именно музыку вы включили в данный момент. Все отличия в техническом плане сводятся к тому, на какой объем внутренней камеры (образуемой амбушюрами и ушами) нагружен излучатель наушников. Самые нетерпеливые, или же те, кто заранее для себя решил, что никакой разницы быть не должно, могут сразу обратиться к результатам измерений. Ну а я пока расскажу, что услышал.

11.jpg

Подушка оголовья мягкая и покрывает его целиком

С малыми амбушюрами звучание наушников максимально соответствовало фирменной идеологии звука Quad, которая прослеживается от усилителя к усилителю и от колонки к колонке уже не один десяток лет. Характер звучания темный, с ровным балансом между басом и нижней серединой, но с некоторым дефицитом верха. При этом звук энергичный и детальный. В таком варианте сцена имеет средний размер. Сопоставимый масштаб звуковой картины при желании можно получить и в полуоткрытых, и даже в некоторых закрытых наушниках.

По мере ознакомления с музыкой разных жанров очень впечатлила сфокусированность и динамичность звучания. Каждая нота четко очерчена во времени, никаких смазываний. На быстрой музыке реакция наушников молниеносна, и совсем не важно, слушаете вы Вагнера или Slayer — скорострельность и мощь гарантированы. Такой саунд идеально подходит для рока, блюза, танцевальной электронной и популярной музыки. Некоторые музыкальные композиции звучали скучновато, главным образом, из-за недостатка «воздуха». Однако никакая музыка усталости не вызывала, все играло вполне комфортно и располагало к длительному прослушиванию.

12.jpg

Фирменный стиль Quad выдержан в полной мере

В больших амбушюрах звучание получилось совсем иное — более открытое, прозрачное и масштабное, с широчайшей сценой, какую и ожидаешь от открытых наушников. Верхнего баса стало как будто чуть меньше, и вообще звук казался менее телесным и наполненным, а середина, напротив, заиграла ярче и острее. В результате вокал получался более артикулированный, иногда даже солирующий на общем фоне; заметнее стали и сибилянты.

С малыми амбушюрами звук охарактеризую как ровный, но с некоторыми темными оттенками, а с большими — однозначно светлый, но с выраженной окрашенностью на средних и верхних частотах. С большими амбушюрами интереснее всего слушалась классика, аудиофильские записи джаза и электронная музыка, изобилующая пространственными эффектами.

Измерения

В процессе измерения возникли технические сложности, не позволившие получить достоверные данные по уровню искажений, зато наушники показали отличную линейность фазовой характеристики, уложившейся в коридор значений в два раза более узкий, чем лучшие планарно-магнитные модели. Не менее привлекательно выглядят и результаты измерения АЧХ.

13.jpg

График АЧХ, полученный с малыми амбушюрами, радует отличной линейностью вплоть до 1 кГц, после чего средняя линия АЧХ не срывается в пропасть, как это бывает у планарных наушников, а лишь слегка проседает на 5 дБ. Резонансные явления чашек в виде резких пиков-провалов не столь драматичны, как это обычно бывает. Поводом для беспокойства можно назвать только спад отдачи, начинающийся довольно рано и достигающий минимума в области 10 кГц. Несмотря на это, общая картина АЧХ максимально близка к понятию эталонной.

14.jpg

Большие амбушюры расставили акценты несколько по-другому. Первый сюрприз, который ожидает слушателя, — подъем 1 кГц, делающий звук ярким и артикулированным. Он же ответственен за маскировку верхнего баса. За этим акцентом располагается довольно масштабный провал АЧХ в районе 2-5 кГц, но, несмотря на неприглядный вид, он приносит скорее пользу, нежели вред. Не будь его, звук казался бы более жестким и плоским. Дальше можно наблюдать самый приятный бонус: спад отдачи на верхних частотах начинается гораздо позже, что в результате и дало открытое, светлое и атмосферное звучание с лучшей проработкой сцены.

15.jpg

На третьем рисунке сравниваются усредненные АЧХ левого и правого каналов наушников с большими и малыми амбушюрами. Можно увидеть, что АЧХ наушников с малыми амбушюрами заметно ровнее на участке до 7 кГц, а в этот диапазон укладываются основные тона и верхние гармоники большинства живых инструментов, включая и человеческие голоса. Выше 7 кГц присутствуют только верхние гармоники наиболее звонких и писклявых инструментов, да всеобъемлющий орган.

На фоне АЧХ наушников с малыми амбушюрами, которую мы может взять за точку отсчета, хорошо видно, как увеличение внутреннего объема амбушюр формирует акценты и смещает резонансные пики выше по частоте, что в данном случае сыграло в плюс, увеличив количество верхних частот.

Выводы

В этот раз выводов будет достаточно, списком. Многие моменты я считаю важным подчеркнуть. Начну с главного. В сравнении с конкурентами Quad ERA-1 является весьма заманчивым предложением: свой ценник они отрабатывают с хорошим бонусом. Второй момент — чудес не бывает: чтобы планары зазвучали убийственно хорошо, нужен убийственно мощный усилитель (к счастью, найти его не проблема). Третье: смена амбушюр существенно меняет звучание ERA-1. Считайте, что это не одна, а сразу две модели. Но если предпочтительными по звучанию окажутся те амбушюры, которые менее комфортны — все вопросы к производителю. Не я эту кашу заварил. Четвертое, согласно моему опыту, балансный кабель с соответствующим усилителем и трактом для таких наушников обязательны к применению. Особенно если вы остановите свой выбор на малых амбушюрах.

16.jpg

В полку «планаров» прибыло. Приветствуем новичка!

В целом же Quad ERA-1 произвели исключительно приятное впечатление. А учитывая, что это первый опыт компании в данном жанре, остается только рукоплескать разработчикам и кричать «браво». Дебют удался на славу. Но крепление амбушюр поменяйте, пожалуйста.

Достоинства: высокое разрешение, отличная динамика, возможность выбирать характер звучания, а также использовать альтернативный кабель (в т.ч. балансный)

Недостатки: наушники требуют куда большей мощности, чем заявлено в спецификации, не самая удачная реализация крепления амбушюр

Официальный сайт: Quad ERA-1

Паспортные данные

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: открытое

Диапазон частот: 10-40000 Гц

Чувствительность: 94 дБ

Искажения: менее 2%

Импеданс: 20 Ом

Мощность: 100 мВт

Масса: 420 г


Источник: http://stereo.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: