Тест усилителей мощности T+A M 40 HV: точность плюс аккуратность
Впервые эти моноусилители показали публике на мюнхенской выставке в 2018 году. Немецкая компания T+A приурочила их выпуск к своему 40-летию. Эти аппараты — в представлении T+A — сочетание и традиций, и новшеств производителя. Некое представление об идеальном (в своем прочтении) усилителе мощности. Правда, есть одна важная особенность — анонсирован был выпуск только 40 комплектов. И сейчас в России появилась одна-единственная пара. Больше, скорее всего, не будет.
По всем этим причинам было интересно изучить и послушать, что же за усилители получились у T+A. Ох и везет мне в этом месяце на всякие юбилейные новинки, мимо которых совершенно нельзя пройти, если есть возможность для знакомства!
Чтобы немного представлять, чего ждать от компании, нужно понимать, что она собой представляет. Исконно немецкая фирма, имеющая одного основателя и принадлежащая ему же на протяжении всей истории. Компания по хайэндным меркам немаленькая — сотрудников около 100 человек. Производство немецкое, а не перенесенное в Азию.
История T+A началась с разработки акустики, и какое-то время именно акустика была основной продукцией. Потом появилась электроника, дальше ее стало больше, а сейчас T+A выпускает и источники (весьма и весьма продвинутые), и усилители, и, собственно, акустику — но уже немного. Гибридные усилители, а речь в нашем случае идет именно о гибридных моноблоках, тоже не абсолютная новинка — взять, например, серию V, в которой были и гибридные, и ламповые аппараты.
Моноблоки T+A M 40 HV имеют достаточно необычный внешний вид, но с лаконично прямоугольными компонентами HV серии смотрятся совершенно гармонично
Моноблоки T+A M 40 HV выглядят узнаваемо — похожи на аппараты серии V, в частности, на стереомощник S10 и моноболоки M 10. Только серия V давно снята с производства (ее компания выпускала к своему 25-летию), а нынешние юбилейные M 40 HV отнесены в каталоге к самой старшей из современных линеек — HV. Отнесены не абстрактно, а по причине использования в конструкции фирменной технологии High Voltage.
Тем не менее, от других HV-моделей M 40 HV заметно отличаются, да и нет среди HV ни ламповиков, ни гибридников. Лично я сомневаюсь, что такой выбор внешности лишь дань прошлому, пусть даже именитому и успешному. Может быть, за этими отличиями можно разглядеть расширение линейки — например, новый ламповый предусилитель или те же гибридные, но сделанные по-новому и переосмысленные мощники? Со временем узнаем.
Усилитель T+A M 40 HV
Технологии и конструкции, использованные в моноблоках T+A M 40 HV, также присутствовали в продуктах компании. Концепция High Voltage, со схемами, использующими повышенное напряжение питания, в исполнении T+A — вещь уже опробованная, на этом принципе выстроена вся современная старшая линейка усилителей. Двухрежимный принцип функционирования усилителей мощности тоже знаком по гибридникам S 10 и M 10. Ведь возможность переключения между режимом High Power с максимальной мощностью и режимом High Current, когда мощность меньше, но усилитель (в нашем случае) работает до 60 Вт в классе «А», а дальше до 250 в «AB», появилась именно в моделях S 10 и M 10. Конструктивная реализация очевидно унаследована от этих моделей, но с некоторыми существенными различиями. Обобщенно можно сказать, что M 40 HV — это комбинация из мощника серии High Voltage А 3000 HV и блока питания PS 3000, приправленная дизайном V-серии и выполненная в рамках идеологии гибридного усиления.
Три каскада
В каждом моноблоке стоит по три усилительных каскада, каждый со своим отдельным питанием. Сначала идет ламповый входной каскад на триодах 6SN7 (ранее, в «родственных» предшественниках, комбинация ламп была другой), потом усилитель на J-FET- и MOSFET-транзисторах, как раз использующий технологию High Voltage. Эти два каскада работают в классе «A».
Дальше идет выходной каскад, работающий на биполярных транзисторах. Схема усилителя заявлена балансной, кроме того, аппарат может полноценно работать в биампинге (в режиме High Current), для чего установлены по 4 акустических клеммы на моноблок. Переключатель работы в параллель или биампинг расположен на задней панели.
Помимо балансной, есть и небалансная коммутация. При этом первая возможна посредством 4-контактного XLR разъема, в котором четвертый контакт — управляющий. Необычно, что такой коммутации у предусилителей серии HV нет, но такие разъемы были в прошлом у лампового предусилителя T+A V 10. Так что наличие входов, я думаю, косвенно указывает на планы по расширению линейки. И сильно сомневаюсь, что входы эти сделаны потому, что остались корпуса или заготовки от прежних времен — такой вариант для компании с ее нынешней репутацией выглядел бы крайне странно.
На верхней панели расположена пара ламп в защитных кожухах, в круглом кожухе посередке, скорее всего, тороидальный трансформатор питания лампового каскада
Единственное, я не понимаю, почему переключатель режимов High Power и High Current расположили на задней панели, там же, где и тумблер биампинга (между сетевым разъемом и разъемами под витую пару управляющей шины). Ладно биампинг, он нужен при коммутации с акустикой и не понадобится до смены последней. Тогда как переключать режимы пользователь может захотеть, и логично было бы поставить кнопку на передней панели. Возможно, логика такова, что режим работы лучше выбрать однажды (исходя из параметров акустики, помещения и того, как владелец предпочитает слушать), а потом переключатель не трогать. Но все же...
На передней панели все лаконично: ручка-выключатель с возможностью перевода аппарата в режим автомата, когда он управляется предусилителем, и кнопка Mute (при долгих нажатиях управляет параметрами дисплея).
Дисплей — тонкая вертикальная полоска. На нем снизу отображаются значки текущего состояния аппарата: режим усиления, биампинг, Mute, сообщение об ошибках и срабатывании защиты. А еще выше — индикатор, он же UV-метр, который можно настроить в режиме быстрой или медленной индикации, или вовсе отключить.
Лампы и светят, и греют... Защитные кожухи сделаны отлично, аккуратно, и они действительно защитные, а не декоративные
Заканчивая с матчастью, немного скажу про дизайн. Да, он не ассоциируется с немецким аудиопромом, но совершенно точно ассоциируется с T+A и ее V серией. Вживую аппараты совершенно не выглядят вычурно, хотя их дизайн полностью противоположен понятию черного (или серебристого) ящика. Изготовление корпусов и отделка всех деталей — отличного качества, подгонка прекрасная. Так что хоть все мы любим спорить о вкусах, здесь производитель предлагает только вот такое, свое собственное самобытное видение и понимание.
Родственники собрались
Тест усилителя мощности сам по себе — вещь достаточно неблагодарная, все-таки в системе многое будет зависеть от источников, предварительного усиления, конечно же, акустики и даже кабельной обвязки. Но в целом ничто не мешает внимательно послушать систему с этим усилением, попробовать оба режима работы усилителей мощности и на основе прослушивания сделать некоторые выводы.
В моем случае все было еще чуть проще — система собралась из компонентов T+A (кроме кабелей), а техника у этого производителя совершенно точно имеет свой стиль и характер, лично мне неплохо знакомый. Кстати, нужно понимать, что усилители в первую очередь рассчитаны на свою же акустику. Акустику весьма требовательную к току и непростую в «раскачке». Да, можно рассматривать отдельные сочетания, лишь бы импеданс не падал ниже 2 Ом, но все-таки основная прелесть T+A — в собственной экосистеме и в собственном фирменном звуке. Что-что, а динамику и энергетику записей обычно эта техника отыгрывает на отлично.
Система для теста сложилась следующим образом: все компоненты серии HV — универсальный проигрыватель MP 3000 HV, предусилитель P 3000 HV, моноблоки M 40 HV. Из акустики, конечно, тут просилось бы что-нибудь из верхней линейки Solitaire — что же как не их «раскачивать» такими моноблоками, но на деле слушали с акустикой T+A Talis S 300. Пришлось учитывать и размеры комнаты — тут даже младшим Solitaire было бы очевидно тесно. Впрочем, мне больше нравится оценивать усиление и систему не по способности громко сыграть и вдавить слушателя в кресло, а наоборот, по умению играть тихо, но полновесно, с должным объемом, детальностью и достоверностью.
Верхняя панель T+A M 40 HV
Перед прослушиванием у меня были определенные сомнения: а не будет ли звук подчеркнуто жестким и силовым? Силовой почерк этой технике вообще-то был свойственен в прошлом. Звук T+A — это не нежное, теплое, убаюкивающее нашептывание, а скорее рок-концерт в должном масштабе или симфоническая музыка с полагающейся детальностью и атакой. Да и от коллег, побывавших на презентации (правда, тогда моноблоки еще не были достаточно прогретыми), я услышал характеристику, что усилители играют все, но вся музыка немного превращается в Rammstein...
Звук: абсолютный контроль
Первым поставил диск Flip Phillips «Spanish Eyes». На деле звук несколько неожиданный. Весьма вероятно, что у аппаратов, только недавно извлеченных из огромных транспортировочных ящиков, звук был другим. Ведь очевидно, что всем усилителям нужно время, чтобы прийти в чувство, а аппаратам с большой емкостью конденсаторов (и тем более ламповым) это время обязательно.
Для начала я включил режим High Current, а дальше на каждой записи чередовал режимы и отслеживал изменения. Первое, на что обращаешь внимание, звук очень скоростной и детальный, все отлично отыгрывается на небольшой громкости, но вот явной остроты или жесткости нет. Детальность и динамика да, есть, и в таком количестве, что можно даже с большим опытом прослушиваний по-хорошему удивиться.
По бокам корпусов T+A M 40 HV расположены мощные радиаторы для охлаждения транзисторов
Подача чуть светлая. Впрочем, темного звука от T+A ожидать сложно — не их почерк. Колкости или едкости нет. А вот наличие лампы в тракте заметить на первый взгляд сложно. Теплоты или неспешности в звуке нет. Эти эффекты дает обычно просто не очень хорошая ламповая реализация. Здесь же чувствуется все иначе: есть воздух, некая фактурность и бархатистость звучания, переливчатость и внимание к нюансам сочетаются с очень приличной проработкой пространства. Предельной по динамике и детальности эту запись назвать нельзя, однако, по тому, как слышны послезвучия и переходы, можно отметить, что ничего не смазывается, не замедляется и не смягчается. Просто хороший прозрачно-светлый звук, открытый и объемный.
Ручка-переключатель на передней панели. Функционал здесь предельно прост
Переключаюсь в режим High Power, слушаю ту же запись. В таком виде звук мне показался более ровно-мониторным и еще чуть-чуть более детальным и динамичным. Хотя, казалось бы, куда уж еще. Но жесткости или грубости я не услышал. Да, подача несколько более силовая, меньше ощущается воздушность и сильнее акцентированы основные тона. Но в остальном, даже если существенно уменьшить громкость, никакого упрощения я не заметил. А контроль акустики в обоих режимах абсолютный — тут предположу, что запаса по мощности легко хватит и для куда более сложных и требовательных колонок.
Звук: то ли лампа, то ли нет
Следующий диск — Nils Landgren «Sentimental Journey». Пока остается режим High Power, я ничего не меняю. На примере этой записи подачу можно определить как чистую, чуть светлую, очень скоростную, лишенную теплоты или вальяжности, но не жесткую. Очень хорошо выстраивается сцена, отлично прорабатываются вокальные партии, действительно слышно высокое разрешение. Частотный диапазон передается ровно, есть и хороший бас, и нормальная серединка, и полновесные верхние частоты. Может быть, верхних чуточку больше, но в целом это не воспринимается как окраска или перекос. Просто такой вот «промытый» (возможно, чуть более контрастный, чем обычно) звук.
Впрочем, все услышанное характеризует не только усилители мощности, но и всю систему. Интересно, а какие бы впечатления получились, если на вход подать не цифру в 16/44, а что-нибудь хайрезное, или хороший аналоговый источник поставить, а на выходе поместить акустику, которая бы была по уровню и по масштабу сопоставима с усилением? Это интересный вопрос...
Индикаторы T+A M 40 HV. Совершенно ничего лишнего
Переключаю режим, слушаю дальше. Да, судя по индикаторам и параметрам, мощники сейчас работают в классе А. Звук бархатистый — для джаза с вокальными партиями мне такой вариант показался более подходящим. Но я не скажу, что звук стал мягче, или верхнечастотный диапазон получил заметное сглаживание. Это не смягчение, не окраска, просто чуть менее подчеркнутая атака, побольше воздуха, побольше оттенков и поменьше прямолинейности.
Задняя панель T+A M 40 HV
Если попробовать совсем абстрагироваться или закрыть систему ширмой и предложить прослушивание человеку с опытом, маловероятно, что он угадает в звуке наличие лампы. Это тот редкий вариант, когда при хорошей реализации и согласованности системы не слышно ни подчеркнуто транзисторной, ни выраженно ламповой составляющей, а есть просто звук с хорошим разрешением и прекрасной динамикой. Хотя если на таком слушателе проверить попеременно разные режимы работы, то звучание в режиме High Current можно найти чуть более ламповым. Но это только в сравнении, а не при отдельном прослушивании только в этом режиме.
Звук: умные мускулы
Следующая запись — Charlie Parker Bird «The Savoy Recordings». Режим — High Current. Подчеркнутая прозрачность звука заметна сразу. Несмотря на то, что хорошо слышны все возрастные артефакты, слушается музыка полновесно. Можно сказать, что даже комфортно. Есть некий эффект вовлечения, вслушивания в детали и при этом достаточно свежее звучание. В режиме High Power этот же диск слушался иначе. Больший акцент на артефактах и огрехах записи, звук посуше, а за счет ограниченного частотного диапазона все в целом ощущается острее и ритмичнее, но не так музыкально. Именно о басе здесь говорить не приходится, но та часть диапазона, которая более-менее прописана, кажется более сухой и поджатой, а имеющаяся часть верхнего диапазона сильнее подчеркнута.
Звучание первого альбома Queen в режиме High Power оказалось неожиданно необычным. Высокая детальность и динамика уже не удивили, но в целом запись прозвучала живее, сочнее, с пространственной раскладкой лучшей, чем обычно, и одновременно, на этом фоне, с некоторой подчеркнутостью фирменного звука Queen. Режим High Current оказался для этого альбома предпочтительнее — больше объема и воздуха, не так заметна сухая уплощенность. Все живее, эмоциональнее. Бас не потерял в скорости, но приобрел дополнительную наполненность, а все звучание в целом показалось многосложным и эмоционально насыщенным. А по детальности и динамике явного прироста или ослабления в обоих вариантах заметно не было.
Крошечные переключатели биампинга и режимов работы усилителя расположены на задней панели, между разъемом питания и разъемами управляющей шины
Диск Psapp «The Only Thing I Ever Wanted» порадовал отменным ритмом и наполненностью, сохраняющейся даже на небольшой громкости, когда многие системы начали бы звук уплощать. Ритм система держит отлично, детальности хватает, а жесткости или излишней остроты я не заметил. В режиме High Power действительно звук более «мускулистый», он посуше и попрозрачнее, но характер в целом сохраняется. А в режиме High Current мне немного больше понравилось звучание перкуссии и уверенная, но чуть более сложная и деликатная ритмика этого альбома.
Звук: роковые мотивы классики
Потом послушал некоторое количество классической музыки. Начал с Вивальди, с концертов для фагота. Больше понравилось звучание с усилением в классе А — богаче фактуры, нагляднее микродинамика. Детальность в обоих режимах работы одинакова, только в классе А получается прекрасное ажурно-витиеватое и прозрачное пространство звука, а в режиме большей мощности упор смещается именно на скорость, но звук становится чуть более силовым и немного прямолинейным.
На примере этой записи уже можно говорить о предпочтениях, а также о том, что в более мощном режиме классическая музыка получает легкие роковые мотивы. Впрочем, это не смотрится ни грубо, ни вульгарно, это лишь вопрос предпочтений и содержимого фонотеки. Да, и еще, это очень большой вопрос к акустике — все-таки ее здесь однозначно необходимо ставить постарше. И обязательно соизмерять систему с помещением и его свойствами, иначе весь смысл использования подобного усиления окажется под вопросом.
И в завершении послушал запись «Реквиема» Верди. Сцена, образы оркестра и хора держатся стройно даже на сложных фрагментах. Правда, в целом масштаб получился достаточно камерным, но это снова разговор на тему помещения и акустики. В нашем же случае главное — это способность сохранить стройность и динамику звука в предложенных условиях.
Кстати, опять порадовала способность играть негромко — наполненность диапазона и сцена просто отказывались рассыпаться. Однозначно предпочтительного режима эта запись не показала, в классе А мне явно больше понравилось звучание в нижнем диапазоне и в области нижней середины, а со сложными фрагментами, требующими детальности и динамики, справились нормально оба режима. И что важно — без появления крикливости, без раздражающего звука.
Выводы
Совершенно фанатская вещь... эти усилители. Начиная с дизайна и технического исполнения. С поправкой на общий почерк и звук техники T+A у меня сложилось впечатление, что усилители делали не столько чтобы продать (все-таки 40 пар — это совсем немного даже для аппаратов такого класса), сколько чтобы просто сделать все как нравится и хочется, и представить это слушателям.
Практическая целесообразность таких моноблоков тоже требует осмысления. Им обязательна достойнейшая пара акустики — как по классу, так и по характеру, иначе затея теряет смысл. Но также им обязательно и помещение — в 25 метрах я себе не могу представить реальную систему. И в 35 метрах, пожалуй, тоже. Плюс надо понимать, что такой характер звука потребует и должной подготовки помещения.
Даже если смоделировать просто перенос протестированной связки в звонкую неподготовленную комнату — понятно, что в таком варианте звук станет специфическим. Но если всему уделить должное внимание — результат обещает быть интересным. Играть эта система будет сообразно фирменному почерку — приукрашивания записей «волшебной серединкой» или успокаивающее лаунж-звучание здесь искать не стоит.
Официальный сайт: T+A M 40 HV
Музыкальный материал
Bassoon Concertos — Vivaldi, Weber, Jolivet — Rodion Tolmachev, Mariinsky Theatre Orchestra, cond. Ivan Stolbov / Мелодия MEL CD 10 02413 / Stereo CD
Charlie Paeker Bird — The Savoy Recordings (Master Takes) / Savoy, Nippon COCY-80500 / CD Mono
Flip Phillips — Spanish Eyes / ChoiCe CHSD 71013 / CD Stereo
Nils Landgren – Sentimental Journey / ACT 9409-2 / CD Stereo
Psapp – The Only Thing I Ever Wanted / Domino DNO 095 / CD Stereo
Queen — Queen / Parlophone 0777 7 89276 2 4 / CD Stereo
Verdi — Requiem — Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Lucetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI 7243 5 86239 25
Паспортные данные
Номинальная мощность (в режиме High Power) 550 Вт / 8 Ом, 1000 Вт / 4 Ом
Пиковая мощность (в режиме High Power): 570 Вт / 8 Ом, 1070 Вт / 4 Ом
Мощность (в режиме High Current) 60 Вт / 8 Ом в классе A, 250 Вт / 8 Ом в классе AB
Частотный диапазон +0/–3 дБ: 1 Гц — 150 кГц
Скорость нарастания выходного напряжения: 65 В/мкс
Дэмпинг-фактор: > 115
Соотношение сигнал/шум: > 114 дБ
КНИ (5 Вт, 4 Ом, 1 кГц): < 0,009 %
Емкость конденсаторов БП: 180 000 мкФ
Входы: небалансный RCA, балансные XLR (3 и 4-контактные)
Потребляемая мощность: до 2500 Вт (0,5 Вт в режиме ожидания)
Размеры (ШхГхВ): 360х470х560 мм
Вес: 52 кг (один моноблок)
Источник: http://stereo.ru