Интервью Стива Селлза, Naim Audio
В середине ноября, в подмосковном конгресс отеле «Ареал» прошла грандиозная партнёрская конференция с участием более двухсот гостей – дилеров, инсталляторов, журналистов и представителей зарубежных компаний. Было показано много перспективных новинок, про них мы уже начали рассказывать в тестах и рубрике Brand News, продолжим это делать и в будущем. Самое же интересное удалось узнать у специалистов, имеющих самое непосредственное отношение к созданию техники, показанной на конференции.
За пару недель до этой встречи мы опубликовали тест стримера ND 555 с подробным описанием его технических особенностей. В этом нам здорово помог Стив Селлз (Steve Sells), технический директор Naim Audio. Он прислал многостраничный документ со схемами, графиками и массой интересных нюансов. Внимательное его изучение привело к выводу, что правила конструирования хорошо звучащей аудиотехники едины и для цифры, и для аналога. С этой темы и начался наш разговор после презентации Стива.
— Это действительно так. Над новой тройкой стримеров мы работали несколько лет. Изучали в т.ч. и механику — распространения вибраций. Обнаружилось, что даже при минимальных изгибах печатной платы за счёт изменения расстояний между компонентами, меняется и емкость между ними, что на высоких частотах сдвигает фазу сигнала. Для предотвращения этого в ND555 плата закреплена на массивной латунной плите, которая развязана от шасси через амортизаторы.
Мы исследовали помехи, излучаемые цифровыми схемами, искали способы борьбы с ними, устраняли шумы на шинах питания. Только на разработку стабилизаторов DR ушло 18 месяцев. За счёт использования т.н. «подповерхностных» стабилитронов (Subsurface Zener) удалось снизить шум в 30 раз. Мы создавали DR для усилителей Statement, но они в цифровой технике очень полезны. Современные высокопроизводительные чипы очень чувствительны к чистоте питания.
— И в самом деле, всё как в хорошей аналоговой технике. В том числе и новый способ передачи цифрового сигнала LVDS по балансным линиям.
Конечно, ведь они не собирают на себя помехи. И, что принципиально важно – их не излучают и не передают по «земле». Тем не менее, много усилий была приложено, чтобы избавится от сигнальных проводов – они имеют высокое сопротивление, могут сгибаться, затягивать фронты сигнала. Монтаж на единой плате имеет массу преимуществ, но её разводка потребовала много часов работы опытных инженеров. Материнская плата ND 555 – настоящий шедевр, любое изменение в её конфигурации отслушивалось, проверялось взаимное влияние установленных на ней компонентов.
— В течение 50 с лишним лет Naim разрабатывал технику по принципу «следующая модель должна быть лучше предыдущей». Три с половиной года ушло у нас на разработку серии Uniti, и эти же принципы были воплощены в новых стримерах. При проектировании ND5 XS мы удалили всё, без чего в принципе можно обойтись — дисплея, например. Но стриминговый модуль, шестислойные платы, мощный DSP, 16-кратный оверсэмплинг, современный Wi-Fi, быстрые USB-интерфейсы – всё это осталось. У всех стримеров улучшенные фазолинейные фильтры Баттерворта 60 порядка, гарантирующие повышенную прозрачность и естественность звучания. Поскольку многие вещи задаются программно, мы можем себе позволить внедрить их во все модели независимо от стоимости. В обоих младших стриммерах установлены ЦАПы Burr-Brown PCM1791A с токовым выходом. Отличный конвертер, его во многих топовых моделях используют, а с нашим тактовым генератором (он одинаковый во всей тройке) и улучшенной системой питания звучит просто великолепно. Аналоговый тракт у NDX 2 — на дискретных элементах, как у классических предусилителей Naim, с колоссальной полосой пропускания. На его тонкую настройку ушло полгода.
А вот конструктив, конечно, разный. В ND 555, как я уже говорил имеется подвеска, если корпус слегка деформируется или вибрирует, плата не изгибается. Такое решение не дешево обходится, но реально работает.
— У ND 555 звучание совсем не цифровое, ощущение, что слушаешь хорошую запись на магнитной ленте. У него какая-то особенная аналоговая часть?
Тут всё дело в ЦАПах. Нам удалось купить несколько тысяч чипов PCM1704, которые давно сняты с производства. Главное их отличие — в способе получения аналогового сигнала из цифры: при 16 битах у них 65 тыс. уровней выходного напряжения, т.е. ступеньки очень маленькие и легко сглаживаются аналоговым фильтром. Динамический диапазон одинаков в диапазоне 20 Гц – 20 кГц, плюс прекрасная временная точность. Их и прекратили выпускать из-за лазерной подгонки, очень неудобной при массовом производстве.
— Значит, ND 555 — последняя модель на этом чипе? Какие же потом будете использовать в топовых аппаратах?
Есть кое-какие варианты, у военных появились интересные разработки, будем экспериментировать. Это не быстро, на создание каждого продукта у нас уходит от четырёх до пяти лет напряжённой работы.
Мы рассматриваем возможность поддержки MQA, изучаем спецификации. Но это не первоочередная наша задача. Naim предлагает покупателям тот звук, который нам самим нравится, а с MQA придётся менять алгоритм DSP, фильтры и т.д. Пока мы к этому не готовы.
— Поскольку Naim теперь в одной группе компаний с Focal – а под этим брендом выпускается всё больше и больше наушников – нет ли планов создать для них высококлассный усилитель?
Для прослушивания музыки в наушниках прекрасно подходят модели Uniti второго поколения – у них фантастические телефонные усилители. Сейчас Naim сосредоточивает усилия на сложной высокотехнологичной технике – и накопленный опыт, и квалификация инженеров даёт нам явные преимущества именно в этой области.
источник: портал salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете