AV-ресивер Denon AVR-X4500H
Едва ли не каждый современный AV-ресивер высокого класса с отборной аудионачинкой – это конструкция с девятью оконечными усилителями. Казалось бы, зачем столько, если даже фанаты домашнего театра в своих системах редко задействуют больше семи каналов. Но мы нашли самое достойное применение такому арсеналу.
по дизайну лицевой части и не скажешь, что эта модель намного серьезнее старшего семиканальника Denon AVR-X3500H, именно с нее начинается отсчет премиальных аудиофильских ресиверов c продвинутой элементной базой. Впрочем, об отличиях мы еще поговорим, а пока посмотрим на общие черты.
Сразу бросается в глаза, что корпус X4500H имеет те же габариты, что и модель ступенью ниже. Аппарат может обслуживать точно такое же количество источников и тоже поддерживает вывод сигнала (в т.ч. по HDMI) на вторую зону. Его коммутационная «периферия» почти повторяет ту, что имеется у X3500H, отличаясь от нее лишь парой добавленных аналоговых видеовыходов.
Кроме обычных и объектно ориентированных Dolby Atmos и DTS:X аппарат поддерживает самый аудиофильский трехмерный формат Auro 3D.
Как и у всех ресиверов Denon модельного ряда 2018/2019, видеосекция полностью совместима с последними спецификациями HDMI и HDCP 2.2, работает с любым источником 4K Ultra HD с поддержкой стандартов HDR, Dolby Vision и HLG. Заложены все актуальные беспроводные и мультирумные функции – интерфейс HEOS, Apple AirPlay 2, Bluetooth. Заодно упомяну еще пару весьма полезных новшеств, которыми обзавелся почти весь ряд ресиверов Denon. Это поддержка управления по Интернету, позволяющая специалистам удаленно диагностировать настройки системы у конечного пользователя, используя сервис SRM (Smart Remote Management) от Domotz или Ihiji. Во-вторых, это функция определения ошибок соединений HDMI и расширенные оповещения в случае срабатывания защиты усилителей. В-третьих, это улучшенные настройки бас-менеджера.
Перейдем к особенностям и отличиям. Вместо обычного пульта ДУ к нашей модели прилагается программируемый RC-1219. На лицевой стороне ресивера – двухстрочный дисплей. На задней панели, помимо девяти пар клемм для подключения акустики, имеется и 11.2-канальный «преаут» для апгрейда системы при помощи дополнительных усилителей мощности. Конечно, вряд ли кто-то станет подключать 11 внешних оконечников, но сам факт наличия выходов в таком количестве говорит о том, что в X4500H применен гораздо более серьезный процессор окружающего звучания. Это действительно так – кроме обычных и объектно ориентированных Dolby Atmos и DTS:X аппарат поддерживает самый аудиофильский трехмерный формат Auro 3D, и всё это реализовано на четырех высокоскоростных процессорах SHARC DSP четвертого поколения.
Тем, кому придется не по вкусу идеально ровный тональный баланс, предлагаются несколько инструментов для его возвращения к тому, что получается в «честном» Pure Direct.
От младшей модели X4500H отличается также архитектурой цифровой части. Она базируется на такой же продвинутой платформе D.D.S.C. HD Digital, включает в себя аудиообработку AL32 Processing Multichannel и содержит схему подавления джиттера, чем повторяет идеологию флагманского ресивера, уступая ему лишь в классе выходных конверторов (применяются Asahi Kasei AK4458VN). Иначе скомпонована и силовая часть. Вместо одной широкой вертикальной платы оконечных секций у X4500H две раздельных. Одна обслуживает четыре канала, вторая – пять. Поскольку этот набор существенно мощнее и выделяет больше тепла, разработчикам пришлось поставить внутри два миниатюрных малошумных кулера.
И еще пару слов из техдокументации для внутреннего пользования. Емкость конденсаторов в системе питания увеличена с 12000 до 15000 мкФ, но главное, пожалуй, не прибавка в номинале, а то, что это более дорогие заказные электролиты с полиолефиновым диэлектриком. Обслуживает систему массивный экранированный трансформатор на Ш-сердечнике весом под пять кило, который по своим габаритным показателям почти не уступает 750-ваттному аналогу в более дорогом X6400H.
Такой весомый запас мощности в питании никогда не станет ограничителем динамики при воспроизведении стерео даже при использовании бай-ампинговой схемы, требующей одновременной работы четырех усилителей. Но будет ли её достаточно, если мы применим все девять каналов, построив, в качестве примера, музыкальную систему для воспроизведения музыкальных программ в Auro 3D?
Чтобы это проверить наиболее корректным образом, вот что мы сделаем: возьмем уже опробованный комплект акустики HECO Aurora 5.1, добавим к нему четыре потолочных АС по углам комнаты, настроим все автокалибровкой Audуssey и проведем «баттл» – стерео против всех возможных вариаций 3D. Это значит, что одни и те же двухканальные записи мы послушаем сначала в обычном для них варианте, а затем в девятиканальном с синтезированным окружением и высотным «ярусом». Этот эксперимент, к слову, не только покажет настоящий класс нового ресивера, а заодно ответит и на непростой вопрос: оправдывает ли столь значительным усложнением системы стремление к трехмерной звуковой картине при воспроизведении музыки?
Судить о качественном уровне любого ресивера всегда лучше в Pure Direct, когда тракт минимально влияет на сигнал (пусть этот режим и не дает полного представления о возможностях техники). К AVR-X4500H вполне можно применить другой подход – его продвинутая 32-битовая платформа не допускает деградации сигнала даже при глубокой обработке DSP. Тем не менее, важно удостовериться в том, что некоторые базовые установки ресивера по умолчанию (сжатие динамического диапазона и Restorer) в меню аудионастроек полностью отключены – они могут сильно сказаться на результатах прослушивания.
Без автокалибровки наш аппарат в двухканальном включении звучит с очень серьезным динамичным размахом – грубовато, но очень живо. В конфигурации 5.1.4 с базовыми настройками к этому добавляется не столько «трехмерность», сколько бас – его много, и он не слишком вразумителен. Но после автокалибровки все приходит к общему знаменателю. А заодно меняется и общая подача. Воспроизведение становится чуть более выхолощенным и пресным, зато улучшается деталировка и отменно согласовывается канал LFE. Тем, кому придется не по вкусу идеально ровный тональный баланс, предлагаются несколько инструментов для его возвращения к тому, что получается в «честном» Pure Direct. Идем в настройки «Аудио», в разделе «Audyssey» отключаем MultiEQ XT32, а затем, сделав шаг назад, видим новое меню «Графический EQ», где можно отключить или изменить все предустановки АЧХ, оставив нетронутыми другие (уровни, задержки…). На мой взгляд, наилучший результат дает поправленный вручную «одиссеевский» вариант коррекции. Для этого надо найти в меню пункт «Копировать характеристики» или воспользоваться еще более развитым приложением Audyssey Editor для смартфона. Также X4500H предоставляет возможность отдельно настроить многоканальную конфигурацию под кинематографический звук и отдельно – под стереозаписи.
В чисто двухканальном варианте, получаем упорядоченный бас, чистый верх и широкую масштабную сцену с немного укрупненными виртуальными образами.
Итак, у нас все настроено. Теперь — к сравнению. Когда наша система воспроизводит музыкальные треки как в оригинале, то есть в чисто двухканальном варианте, получаем упорядоченный бас, чистый верх и широкую масштабную сцену с немного укрупненными виртуальными образами. Пространственная глубина выражена не явно, зато очень хорошо раскрыты тембры, а многие образы формируются как в серьезной аудиофильской системе – с почти материальными очертаниями.
Включаем Dolby Audio Surround, который задействует все имеющиеся тыловые и высотные каналы. Стереосцена сужается, в нижнем регистре усиливается рельефность, в среднем – тембры скуднеют, а звук в целом «закрывается» и как бы отодвигается от слушателя. На некоторых записях этот режим действительно добавляет звуковому полю «высотности» и «трёхмерности», а на других – эффект странный. В первом случае возникает чувство, будто тебя пересадили на галерку концертного зала. Во втором – будто вообще завели за сцену. Особого реализма ни в том, ни в другом нет – мешают звуковые фантомы от тыловых каналов, которые иногда так активны, что перетягивают передние виртуальные источники на себя. Но если ослабить сигнал в сарраунд-каналах, получается довольно ценный и вполне пригодный для использования эффект «концентрации сцены» для тех случаев, когда фронтальная акустика расставлена слишком широко.
Декодер Auro 3D минимально вмешивается в привычную геометрию сцены, но добавляет ощущение объема, которое выражается не через искусственные эффекты, а именно через создание воздуха открытой площадки.
Чем порадует DTS Neural:X? Этот вариант превращения стерео в 3D еще более интересен. Сцена не сужается, но меняется кардинально – образы меняют свое местоположение в сцене относительно друг друга, а некоторые придвигаются вплотную к слушателю. Зато общая трактовка, если закрыть глаза на пространство, динамичная и жизненная. Все тембры подаются насыщеннее и кажутся даже более «вкусными» и органичными, чем в стерео. Формально звучание сильно отличается от оригинала, но, слушая, перестаешь задаваться вопросом «как это воспроизводится» и легко переключаешься на музыкальную суть, а именно – на «что воспроизводится». Этот вариант тоже вполне рабочий – особенно для тех помещений, где нет возможность все колонки расставить правильно и симметрично.
Самый ценный эффект для прослушивания музыки создает включение Auro 3D. По замыслу разработчиков, изначально кодировать в этот формат имеет смысл только многоканальные саундтреки, а что касается стереофонических исходников, что нужные «высотные» и «окружающие» компоненты можно выделить и из оригинальных записей уже на этапе воспроизведения – при помощи встроенного в декодер алгоритма Auromatic. И он это сделает потрясающе! Декодер Auro 3D минимально вмешивается в привычную геометрию сцены, но добавляет ощущение объема, которое выражается не через искусственные эффекты, а именно через создание воздуха открытой площадки. Сцена совсем слегка расширяется и приподнимается, но локализация остается очень точной, а телесность – что совсем удивительно – даже усиливается. Ни малейшей иллюзорности! Мы получаем в принципе все то же стерео, но с более узнаваемыми деталями, с более стабильным положением образов и внятной глубиной даже на флангах сцены. Могу лишь догадываться, на чем основан этот механизм. Вероятно, процессор Auro 3D берет из фонограммы прямые звуки, определяет все его ранние отражения (из-за которых теряется ясность) и все поздние отклики и реверберации (они создают ощущение объема), а затем все это раскладывает на девять каналов так, что все слышимое воспринимается как нечто еще более реалистичное. Вдобавок Auro 3D на редкость корректно задействует сабвуферный канал. Минус лишь один. Эта установка придает верхнему регистру чуть больше жесткости.
Кстати, есть еще установка Auro 2D, но этот режим не дает такого открытого эффекта, как Auro 3D. Тембральная и интонационная разборчивость при его включении возрастает, а пространственная, напротив, – снижается, зато он позволяет сконцентрироваться как раз не на общей картине, а расслышать звучание каждого инструмента.
Вот теперь мы готовы сделать главный вердикт. Приличный ресивер с системой Auro 3D – шаг в ту область музыкального восприятия, куда раньше можно было проникнуть только собрав очень дорогую элитную стереосистему. Для этого, конечно, придется немного повозиться с настройками и купить не две, а девять нормальных колонок, и при этом вы получаете серьёзный домашний театр под все существующие форматы. А в случае с Denon AVR-X4500H еще и лишнего не переплачиваете.
СИСТЕМА
-
Источники
-
BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
-
NAS-хранилище Synology DS 115
-
Акустические системы
-
HECO Aurora 1000
-
Aurora 300
-
Aurora Center 30
-
Canton Plus X.3 (потолочные для Atmos и DTS:X, высотный фронт и тыл в Auro 3D)
-
Сабвуфер HECO Sub 30A
-
Кабели
-
цифровые InAkustik Exzellenz High Speed HDMI 2.0
-
межблочные InAkustik Referenz NF-102
-
акустические InAkustik Referenz LS-1203 и InAkustik Star 2.5 mm2 (с катушки)
-
силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
Denon AVR-X4500H
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
Входы: 8 HDMI, 2 Video Composite, 2 Video Component, Phono, 5 RCA, 2 TOSLink, 2 Coax, USB Type A, LAN || Выходы: 3 HDMI, 2 Video Composite, Video Component, RCA Zone 2, 11.2, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом || Количество усилителей мощности: 9 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 165 Вт (6 Ом), в один канал – до 200 Вт (6 Ом) || Потребляемая мощность: 710 Вт || Габариты: 434 х 167 х 399 мм || Масса, кг: 13,7
Источник: http://www.salonav.com