Дотянуться до небес: Stax
Перефразируя классика - "Мы говорим электростатические наушники, подразумеваем Stax. Мы говорим Stax - подразумеваем электростатические наушники!" Сегодня в нашей лаборатории топовый комплект от законодателя моды в области домашнего персонального аудио, суммарной стоимости которого хватит на новый автомобиль средней руки. Причем цена в данном случае - далеко не единственный момент, способный произвести впечатление.
К узкой специализации на наушниках и усилителях для их использования японская компания Stax пришла не сразу. Отсчитывая свою историю с довоенного 1938 года, первый успех к фирме пришел в 1954 после выпуска электростатического высокочастотного излучателя для акустических систем. Только в начале 60-х Stax начала использовать электростатическую технологию для производства наушников - на рынке появились первые наушники Stax с индексом SR-1 и усилители для их использования SRA-4S и SRA-6S. Как любая японская компания, Stax не хотели запирать себя в каком-либо узком сегменте рынка. До производства наряду с аудиотехникой судовых дизелей и спутников связи дело не дошло, но, оставаясь верными теме высококачественного звуковоспроизведения, Stax в разные периоды своей истории пробовали выпускать и полноразмерные электростатические АС, и тонармы для проигрывателей виниловых дисков, и головки звукоснимателей для них же. Не прошла мимо внимания японцев и "цифровизация" аудио - в номенклатуре фирмы были и проигрыватели компакт-дисков, и внешние ЦАП. Но в 90-е годы прошлого века было принято решение сконцентрироваться на том, что у Stax получается лучше всего - на электростатических наушниках и усилителях для их использования. И в результате к началу века нынешнего к фирме вполне можно применить цитату из Маяковского, вынесенную в эпиграф.
В отличие от диффузоров динамических головок, для электростатического излучателя практически исключены деформирующие излучающую поверхность силы, поскольку вызывающие колебания силы приложены равномерно по всей площади тончайшей мембраны, а не к месту крепления диффузора к катушке, а значит вся поверхность будет двигаться синфазно и требования к жесткости мембраны совсем некритичны.
Чем же отличается электростатический излучатель звуковых волн? В чем его преимущества перед привычной динамической головкой и какие проблемы вызывает его использование? В обычном динамике диффузор механически соединен со звуковой катушкой, расположенной в магнитном поле. Под действием создаваемого в ней полезным сигналом электрического поля катушка перемещается, смещая и диффузор. Совершая колебания, диффузор излучает в окружающее пространство звуковые волны. В такой конструкции очень важно обеспечить высокую прочность диффузора и его минимальный вес. Проблема в том, что это взаимоисключающие требования, потому любая динамическая головка по сути - компромисс. Электростатический излучатель лишен такого конфликта. Здесь используется мембрана, толщина которой на порядок меньше толщины человеческого волоса, а значит ее вес тоже можно сделать сколь угодно малым. Как следствие, такая мембрана практически лишена инерционности, а значит - способна воспроизводить самые сложные аудиосигналы без окраски и искажений, присущих динамическим головкам, и обеспечивая удивительную микродинамику звукового полотна. Такая мембрана, чаще всего изготавливаемая из майлара - тончайшей плёнки на основе синтетического полиэфирного волокна компании DuPont, располагается между акустически прозрачных решеток-статоров. На пленку подается поляризующее высокое напряжение, которое в современных моделях наушников компании Stax достигает 580 вольт.
Аудиосигнал подается на повышающий трансформатор, после чего попадает на статоры, формируя между ними переменное электрическое поле, модулируемое полезным сигналом. Мембрана начинает колебаться, излучая звуковые волны. Отметим, что в данном случае, в отличие от диффузоров динамических головок, практически исключены деформирующие излучающую поверхность силы, поскольку вызывающие колебания силы приложены равномерно по всей площади мембраны, а не к месту крепления диффузора к катушке, а значит вся поверхность будет двигаться синфазно, и требования к жесткости мембраны совсем некритичны. Среди проблем электростатической технологии отметим сравнительно высокую стоимость производства таких излучателей, а также тот факт, что для них приходится использовать специальные усилители, содержащие высоковольтный блок питания для поляризации мембраны, а также специальную систему для управления статорами. Именно поэтому наушники Stax имеет смысл рассматривать только в комплекте с усилителем. Кстати, такие усилители выпускает не только Stax - есть предложения и от сторонних производителей, к примеру - WES (2nd gen) Electrostatic Headphone Amplifier. Хотя, в любом случае спектр вариантов для аудиофильских экспериментов здесь ощутимо скромнее по сравнению с динамическими наушниками.
Итак, перед нами топовая на сегодня модель наушников Stax SR-009, сменившая на Олимпе "электростатов" роскошные SR-007 mk II, в комплекте со старшим у Stax усилителем для наушников с индексом SRM-T8000. И наушники, и усилитель ощутимо выросли в цене в сравнении с предшествующими топовыми позициями фирмы, но даже не приступив к прослушиванию, после извлечения из упаковки, замечаешь за что здесь просят деньги. Как и у "семерок", внешность наушников Stax SR-009 совсем не напоминает тяжеловесный квадратно-пластмассовый дизайн классических "стаксов". Те же крупные алюминиевые чашки круглой формы со стильными металлическими решетками, оберегающими нежные мембраны электростатов от механических воздействий, а слушателя - от высокого напряжения. Конструкция оголовья обеспечивает чашкам избыточную свободу позиционирования, что в сочетании с мягчайшей кожей амбушюр дает небывалый уровень комфорта при длительных прослушиваниях.
Но основные отличия скрываются "под капотом". Во-первых, мембрана, выполненная из нового высокомолекулярного полимера, стала еще тоньше и легче - ее толщина составляет всего 2 мкм. Претерпели изменения и статоры электростатических излучателей - для увеличения акустической прозрачности они изготавливаются по фирменной технологии MLER (Multi Layer Electrodes — многослойные электроды). Кроме обеспечения беспрепятственного прохождения звуковых волн конструкция статоров должна обладать резонансной частотой, расположенной вне слышимого диапазона. Для достижения этих целей электроды сделаны многослойными. Они состоят из нескольких пластин, выполненных методом фотолитографического травления для достижения необходимой точности, которые соединены на атомарном уровне с помощью тепловой диффузии.
Усилитель Stax SRM-T8000 намного крупнее остальных моделей фирмы. По ширине он на четверть меньше стандартного размера для Hi-Fi компонента, зато в глубину даст фору многим. Тяжелый корпус выполнен из алюминиевого сплава и эффективно компенсирует любые вибрации и резонансы. Центральное место алюминиевой плиты лицевой панели отдано фирменной двойной соосной рукоятке управления громкостью, совмещенной с регулятором баланса. Слева от нее расположились выключатель питания и два фирменных пятиштырьковых разъема для подключения наушников. Таким образом, музыку с помощью Stax SRM-T8000 можно слушать вдвоем.
Усилитель Stax SRM-T8000 рассчитан на работу с наушниками типа Pro Type (термин, обуславливающий конкретное значение используемого поляризующего напряжения). На это стоит обратить внимание - старые модели Normal Type с этим усилителем несовместимы. Впрочем, такие наушники очень давно не выпускаются. В левой части фасада расположены две алюминиевые ручки поменьше - при помощи одной из них можно выбрать активный вход, а вторая активирует при необходимости режимы Mute и Bypass, когда из цепи исключается регулятор громкости. Последняя возможность может оказаться полезной, если по каким-то причинам нужно использовать регулятор громкости источника.
Коммутационный арсенал усилителя Stax SRM-T8000 включает один балансный вход на разъемах XLR, два небалансных входа RCA и один небалансный выход, параллельный входу номер 1, позволяющий включить усилитель "в разрыв" между источником и предварительным или интегральным усилителем "большой" системы. Есть здесь и четвертый вход, который пока закрыт заглушкой. Можно предположить, что под ней расположен слот расширения, в который когда-нибудь можно будет вставить опциональный модуль. А вот о функционале такого модуля (или модулей?) сегодня можно лишь гадать. Фантазия подбрасывает вариант блока ЦАП с входом USB type B или SPDIF для работы усилителя напрямую с цифровыми транспортами и стримерами, либо модуль фонокорректора для непосредственного подключения проигрывателя виниловых пластинок.
Усилитель Stax SRM-T8000 построен в полностью балансной концепции "от входа до выхода" и реализует гибридное усиление. Входной каскад реализован на двойном триоде 6922, а на выходе работают транзисторы в чистом классе A. Для их эффективного охлаждения в центральной части корпуса установлены литые ребристые радиаторы. Для борьбы с вибрациями и внешними наводками для ламп входных каскадов применены специальные амортизирующие и экранирующие кожухи. В блоке питания усилителя использован мощный тороидальный трансформатор - такое решение компания Stax реализует в своих усилителях впервые.
Если вы никогда не слушали акустические системы с электростатическими излучателями, то вас ждет откровение, которое безусловно расширит ваш опыт прослушивания. С такой легкостью, воздушностью и скоростью подачи музыкального материала вы вряд ли встречались раньше. Музыкальной информации настолько много, что мозг порой не успевает за ее потоком.
Комплект столь высокого класса налагает особые требования на источник. Лучшие на планете наушники раскроют полностью потенциал любого источника, а вместе с тем и вытащат на свет все его недостатки. И подчас это может стать проблемой. Мы слушали комплект Stax SR-009/ SRM-T8000 с проигрывателем компакт-дисков Chord Choral One, который был подключен балансными кабелями Analysis Plus Silver Oval. Начали с привычного набора тестовых треков с компакт-дисков Э. Григ, «Симфонические танцы» (DG, 419 431-2), Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2), Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614), AC/DC «The Razors Edge», (Epic Rec., 510771 2), Blackmore’s Night «Fires At Midnight» (SPV GmbH, 088-72430 CDE), Гленн Хьюз «Building the Machine» (SPV GmbH, 085-72372 CD), но ограничиться этим не получилось - тестирование столь незаурядной техники незаметно превратилось в инвентаризацию фонотеки, которая предстала в совершенно новом свете.
Если вы никогда не слушали акустические системы с электростатическими излучателями, то вас ждет откровение, которое безусловно расширит ваш опыт прослушивания. С такой легкостью, воздушностью и скоростью подачи музыкального материала вы вряд ли встречались раньше. Музыкальной информации настолько много, что мозг порой не успевает за ее потоком. Тембральная нейтральность сочетается здесь с потрясающей воображение прозрачностью звукового полотна. Весь рабочий частотный диапазон отрабатывается ровно, без акцентов, что обеспечивает нейтральность подачи в самом хорошем смысле слова. Комплект формирует масштабную сцену, наполненную воздухом и массой мельчайших деталей, создающих эффект присутствия на живом концерте. При этом, звучание настолько открытое, что практически нет впечатления "музыки внутри головы", причем когда голову засунешь в барсучью нору, чем грешат многие далеко не самые дешевые динамические собратья. Отметим и очень грамотное масштабирование звуковой картины при изменении уровня громкости. Когда делаешь потише, музыка просто становится тише, но сцена при этом не съеживается - признак техники высочайшего класса. Впрочем, перед нами яркий представитель этой группы, так что никакого сюрприза в этом нет.
Если сравнивать наушники Stax SR-009 с младшими моделями японского производителя (а сравнивать по большому счету флагмана можно только с ними), то можно отметить, что пословица "лучшее враг хорошего" здесь не работает, а вопрос можно ли улучшить совершенство перестает быть риторическим. В новом флагмане фирме удалось улучшить передачу средне- и высокочастотного диапазона, но главное - наушникам Stax SR-009 удалось преодолеть расхожий стереотип, что "электростатам" не слишком удается рок-музыка, особенно в тяжелых жанрах. Правда, особым драйвом и "мясом" подача Stax SR-009 по-прежнему похвастать не может, "бочка" так и не провоцирует слушателя притоптывать в такт, а гитарные рифы в особо драматических местах не пытаются вывернуть душу наизнанку, но прогресс в этом направлении определенно случился. Но агрессия по-прежнему не входит в арсенал инструментов Stax. Впрочем, для сложной "серьезной" музыки это вряд ли является недостатком.
Еще одна интересная особенность системы Stax SR-009/ SRM-T8000, присущая технике высочайшего уровня - в ее исполнении хорошо известные треки, которые, казалось бы, знаешь вплоть до последней ноты и самого незначительного послезвучия, начинают играть новыми красками. Словно талантливый звукорежиссер сделал ремастеринг фонограмм и обновил твою коллекцию. Это впечатление настолько сильно, что оторваться от прослушивания крайне сложно.
За
Потрясающая прозрачность, воздушность и детальность звучания, продуманная конструкция, качественные комплектующие и изысканные материалы отделки, комфортная посадка, возможность усилителя обслуживать две пары наушников, балансная коммутация, режим байпасс, интригующий слот расширения - В усилителе был бы очень кстати USB-ЦАП для работы с компьютером, сохраняется некоторая жанровая избирательность
Против
В усилителе был бы очень кстати USB-ЦАП для работы с компьютером, сохраняется некоторая жанровая избирательность
Вывод
Наушники по цене автомобиля? Если вы любите музыку и можете себе такое позволить, стоит серьезно задуматься о приобретении Stax SR-009/ SRM-T8000 - вас ждет приятный сюрприз, особенно если раньше вы недолюбливали прослушивание в наушниках. А цена... в конце концов колонки по цене не самой маленькой московской квартиры уже никого не удивляют. В сравнении с ними вариант, предлагаемый Stax, позволит немало сэкономить. А в качестве бонуса вы сможете слушать любимую музыку ночью.