Акустические системы Wolf von Langa Audio Frame Chicago
Эти системы, созданные немецким мастером, имеют чрезвычайно редкие для нашего времени конструктивные особенности – открытое акустическое оформление всех трёх полос и мощные катушки с внешним блоком питания вместо постоянных магнитов. Что даёт столь уникальное сочетание с точки зрения звука и какие возможности предоставляет фирменный принцип Field Coil?
ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫСейчас открытое акустическое оформление почти забыто, а ведь в прошлом веке оно было самым распространенным, т.к. использовалось в телевизорах, стационарных радиоприёмниках, магнитофонах и абонентских громкоговорителях. При всей своей архаичности open baffle имеет неоспоримые преимущества — бесконечный объём, на который нагружена как задняя, так и передняя стороны диффузора и, как следствие, абсолютно свободное движение благодаря отсутствию сопротивления упругой воздушной среды. При этом деформации диффузоров и возникающие из-за этого искажения минимальны, а нижняя граничная частота системы совпадает с резонансной частотой головки. И, наконец, в открытой конструкции полностью отсутствуют стоячие волны, неизбежные в закрытом объёме.
Когда говорят об открытом оформлении, чаще всего, имеют в виду щит, в центре которого установлена динамическая головка. Размеры щита определяют нижнюю рабочую частоту системы, поскольку при большой длине звуковых волн фронтальное и заднее излучение диффузора начинают накладываться друг на друга в противофазе, и звуковое давление падает. Чтобы оставаться в разумных габаритах, Вольф фон Ланга в своих системах открывает только заднюю стенку, и за счёт этого акустическое короткое замыкание сдвигается в более низкую область.
Каждая колонка Audio Frame Chicago состоит из трёх модулей, которые поставляются в отдельной упаковке и свинчиваются на месте установки. При общей массе 86 кг это разумное решение. Две нижних секции – басовые, в них установлены 15-дюймовые (38 см) драйверы А1.1500 с жёсткими диффузорами ручной работы из пропитанной бумаги, звуковыми катушками диаметром 76 мм и мягкими гофрированными подвесами. В центре крупных пылезащитных колпачков имеется отверстие, закрытое тонкой тканью – через него проходит воздушный поток, охлаждающий звуковую катушку. Слово Frame в названии модели не случайно – конструкция модуля представляет собой стальную раму, на которую навешиваются боковые стенки (акриловые панели) и передний щит. Для устранения отражений стенки изнутри оклеиваются поролоном. Басовые модули работают в диапазоне 35 – 700 Гц.
СЧ/ВЧ секция представляет собой открытую горизонтальную колонку, закреплённую сверху под углом 45 град. к акустической оси басового звена. В ней установлен 20-дюймовый среднечастотный драйвер A1.750 с бумажным диффузором, изготовленный Вольфом фон Ланга с нуля. Головка работает в довольно узком диапазоне 700 – 1500 Гц, а всё что выше, вплоть до 25 кГц воспроизводится твитером AMT, изготовленным компанией Mundorf в соответствии со спецификациями фон Ланга. Напомню, что Air Motion Transformer создаёт звуковую волну за счёт сжатия и растяжения — тонкой гофрированной ленты из лавсана с алюминиевым напылением. При чрезвычайно малой массе она имеет площадь излучения, как у 8-дюймового диффузора. Сокращаясь, «гармошка» сжимает воздух в пять раз быстрее, чем возбуждает излучатель обычного ленточного твитера. За счёт этого атака резких звуков передаётся максимально естественно. Ещё один плюс АМТ – широкая диаграмма направленности по горизонтали.
Слово Frame в названии модели не случайно – конструкция модуля представляет собой стальную раму,
на которую навешиваются боковые стенки (акриловые панели) и передний щит.
Но главная особенность Audio Frame Chicago всё же в том, что все диффузорные головки вместо постоянных магнитов оснащены катушками с подмагничиванием от выносного стабилизированного блока питания. Это тоже решение из прошлого века — электромагниты широко использовались в динамиках на заре радиотехники, когда ещё не были открыты сплавы с высокой остаточной намагниченностью. Сейчас же конструкция Field Coil, реализованная на современном техническом уровне, предоставила разработчику невиданные ранее возможности: катушка способна создать гораздо более плотное и протяжённое поле, чем традиционная магнитная система, и более чем на 80% повысить т.н. силовой фактор. Кроме того, меняя ток через обмотку, можно оптимизировать управляемость драйвера под конкретные условия. Такая конструкция получается очень дорогой в производстве, поэтому применяется лишь в топовых моделях акустики и, как правило, исключительно для НЧ-головок. Вольф фон Ланга запитал постоянным током три головки, получив полное согласование НЧ и СЧ-полос по скорости отклика, а также заметное снизив искажения в самых ответственных диапазонах. Чувствительность модели Chicago порядка 96 дБ, и это без рупорного оформления – редкое и очень ценное достижение.
Модульная конструкция X серии даёт возможность частичной унификации: например, в модели London СЧ/ВЧ секция представлена одним широкополосным динамиком Lowther – для тех, кто любит более мягкий, винтажный звук.
Кроссоверы смонтированы на огромной плате толщиной 4 мм. Элементы внушительные – плёночные конденсаторы, тщательно подобранные под конкретные динамики, и катушки на ферромагнитных сердечниках. Читатели в комментариях иногда возмущаются: вот, дескать, для дорогой акустики пожалели катушек «на воздухе». Поясняю: сердечники большого сечения (а здесь они поистине рекордных габаритов) практически не внося искажений, позволяют получить нужную индуктивность при меньшем количестве витков. Низкоимпедансные катушки вносят меньше потерь и не ухудшают демпфирование НЧ-головок. В фильтрах Chicago имеются отводы, позволяющие подкорректировать частоты среза под конкретную акустическую обстановку помещения.
Катушки электромагнитов питаются от массивного блока FCA Power Supply в алюминиевом корпусе. У него шесть выходов, по одному на каждый драйвер.
Электромагниты питаются от массивного блока FCA Power Supply в алюминиевом корпусе. У него шесть выходов, по одному на каждый драйвер. Три регулятора позволяют подбирать оптимальный ток подмагничивания – одновременно для всех басовиков (2,25 – 2,45 А на каждый) и раздельно для СЧ-головок (1,75 А). При работе динамиков колпаки, которыми закрыты электромагниты, заметно греются.
К усилителю системы подключаются через четыре клеммы по bi-wiring.
В отделке корпусов применяется акрил, металл и натуральная кожа (ею обтягивается СЧ/ВЧ секция). Лицевая панель может быть матовой, зеркально хромированной и даже золотой – под заказ немецкие мастера предлагают несколько сочетаний материалов и цветов.
При установке открытых систем необходимо помнить, что это дипольные излучатели со всеми вытекающими особенностями. Они свободно излучают в обе стороны, поэтому сзади не должно быть отражающих поверхностей как минимум, на расстоянии двух – двух с половиной метров. Второй момент, относящийся уже конкретно к Audio Frame Chicago – чуткая реакция на характер кабелей, причём не только акустических, но и силового, которым подключается FCA Power Supply. После замены «компьютерного» шнура на Tchernov Cable Reference AC Power эффект был такой, будто с колонок сдёрнули тонкое покрывало — настолько прояснилось звучание. Не менее отзывчивы системы и на акустические кабели, особенно это заметно в верхнем диапазоне.
Абсолютная динамика просто нереальная – лёгкие диффузоры мгновенно реагируют на резкие всплески уровня, их небольшие смещения компенсируются колоссальной площадью.
А вообще Audio Frame Chicago по характеру звучания невозможно спутать ни с традиционными корпусными, ни с планарными системами, даже самыми крупными. Хотя к последним они гораздо ближе: такая же мгновенная атака, столь же открытая подача и потрясающее обилие музыкальных нюансов. Но нижний регистр – и это очень принципиальный момент – здесь совсем иной. Сочетание скорости и глубины баса таково, что возникает иллюзия присутствия на живом концерте в небольшом клубе. У большинства гитарных комбиков тоже открытый корпус, поэтому Jimmie Vaughan [1] с его Gibson ES-350 буквально оказался в одной комнате с нами. Те же впечатления и от ударной установки – по резкости удара, его наполнению, обилию гармоник и ревербераций – абсолютно живая и натуральная копия. Сложнейшие ритмические структуры на диске Hugh Masekela [2] – идеально и слаженно от низкого баса до тарелок, с филигранной передачей нюансов.
Абсолютная динамика просто нереальная – лёгкие диффузоры мгновенно реагируют на резкие всплески уровня, их небольшие смещения компенсируются колоссальной площадью, при этом даже на мощнейших оркестровых tutti [3] невозможно услышать даже малейших признаков искажений.
Нижний регистр здесь не такой «мясистый», как у традиционной акустики, но очень приятный, не утомительный на слух. В отличие от фазоинверторного оформления, открытое даёт более плавный и продолжительный спад по НЧ, поэтому бас получается не «резиновый» и очень живой.
По ходу прослушивания становится понятно, почему Вольф фон Ланга решил конструировать среднечастотник с нуля. Ему нужен был излучатель с минимальной инерцией, который по скорости и микродинамике мог бы приблизиться к твитерам AMT. Отсюда и лёгкий, предельно жёсткий бумажный диффузор, и магнитная система Field Coil с мощным полем. Результат – минимальные фазовые (т.е. временные) сдвиги в СЧ-ВЧ диапазоне, самом значимым для нашего слуха. Излучатели Хейла формируют окружающую атмосферу и предельно точно передают характер звучания инструментов с высоким спектром, а среднечастотник предельно натурально передаёт голоса и акустические инструменты. В совокупности оба излучателя выстраивают масштабное по объёму пространство с заметной перспективой в глубину. Никогда бы не подумал, что акустика с такими габаритами способна исчезать из звукового поля, но на некоторых записях именно так и было. У Fugees [4] на вступлении сложнейший расклад голосов по ширине и глубине, и положение солистов фиксируется чётко, словно на настоящей сцене.
В отличие от фазоинверторного оформления, открытое даёт более плавный и продолжительный спад по НЧ, поэтому бас получается не «резиновый» и очень живой.
Изменение тока в катушках подмагничивания влияет на управляемость драйверов, с её помощью можно немного «распустить» диффузоры, либо слегка поджать. Акустику с чувствительностью 96 дБ наверняка кто-то захочет подключить к ламповому однотактнику (и здесь возможны совершенно иные открытия), тогда регулировка позволит оптимизировать звучание систем под высокое выходное сопротивление таких усилителей.
После знакомства с Audio Frame Chicago начинаешь понимать, насколько цельная и продуманная концепция в них воплощена. Явно сторонясь мейнстрима, Вольф фон Ланга пытается открыть перед слушателями совершенно иные музыкальные горизонты. И, должен засвидетельствовать — ему это удаётся.
Источник: http://www.salonav.com