AV-усилитель Denon AVC-X8500H
Всего два года назад мы удивлялись первому одиннадцатиканальному ресиверу Denon, а сейчас, стараясь ничего не перепутать, одну за другой подключаем к выходам уже 15 пар акустических «бананов». В 23-килограммовой театральной махине имеются и все мыслимые декодеры 3D-звучания, и самый совершенный 8K-коммутатор, и уйма оконечников мощностью 150 ватт каждый…
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Он оставляет неизгладимое впечатление и габаритами, и массой. Высота лаконичной лицевой панели – почти 20 сантиметров! Глубина корпуса даже больше ширины – 48 сантиметров. Японские коллеги его уже окрестили «монстром». И его в самом деле впору сравнивать с самыми крупными и дорогими театральными тяжеловесами из Америки.
Однако в отличие от них AVC-X8500H не пытается приобрести дополнительный «авторитет» за счет толстой металлической плиты фасада, массивных основания и кожуха, под которым порой больше пустоты, чем электроники. Аппарат, созданный в Ширакаве, представляет совсем другую инженерную школу. Конструкционными материалами здесь распорядились по-японски рационально, а основной вес приходится как раз на начинку, коей он буквально набит доверху.
Внутри строго по центральной оси расположен 1,6-киловаттный экранированный трансформатор с Ш-сердечником массой 8,2 кг. Его окружает пара внушительных секций выходных каскадов (они, кстати, физически разделены на «левые» и «правые»), ощетинившихся большими алюминиевыми радиаторами. А у задней панели собран целый «пирог» из плат, отвечающих за коммутацию и сетевые функции, декодирование, обработку и преобразование сигнала.
Конструкционными материалами здесь распорядились по-японски рационально, а основной вес приходится как раз на начинку, коей он буквально набит доверху.
Только не подумайте, что в шасси AVC-X8500H есть признаки удешевления и недостаточной жесткости. Сделано оно совсем не так, как у массовых ресиверов. Роль несущих элементов выполняют отчасти боковые панели из прочного алюминиевого профиля, двойная задняя стенка и полностью экранированная с обратной стороны лицевая панель. Этот «силовой периметр» стягивает сверху перфорированный кожух, а нижняя стальная трехслойная часть (толщиной 3,6 мм, включая платформу под источник питания) придает всей конструкции необходимые антивибрационные свойства. Похожей архитектурой обладал и спроектированный еще в 2007 году флагман AVC-A1HD. Между прочим, разработкой новой модели, которая велась на протяжении трех лет, руководил тот же человек, что работал над бескомпромиссной семиканальной «единицей» – Юки Такахаси.
Обратили внимание, что название новинки начинается с «AVC», а не «AVR»? Все верно – такие индексы Denon присваивала только топовым многоканальникам без тюнера. Не думаю, что отсутствие на борту копеечного модуля для приема FM/AM-радио сегодня кого-то огорчит. Сетевое подключение открывает доступ к тысячам станций веб-радио и полностью заменяет эфирное. Прибавьте сюда стриминг, все беспроводные коммуникации и богатые возможности для традиционного подключения внешних источников… Впрочем, углубляться в полный функционал не вижу смысла – он исчерпывающий. Поэтому сосредоточимся лишь на ключевых моментах.
Все цифровые обработки проходят только в 32-битном формате – необходимый пересчет входящих 16-, 20- и 24-битовых потоков выполняет многоканальная схема AL32 Processing.
Цифровой тракт не имеет аналогов в прошлом. В основу фирменной топологии DDSC-HD 32 Bit нового поколения положены не четыре отдельных кремниевых чипа, а два самых современных двухядерных DSP Griffin Line на схожей SHARC-архитектуре, работающих с высокоскоростной четырехканальной памятью DDR3. Это дало процессорной части мощную прибавку производительности и позволило реализовать 15-канальную обработку сигнала. Благодаря ей мы и видим перед собой первый в мире AV-аппарат, способный разложить объектно ориентированный Atmos-поток по конфигурации 7.2.6 (т.е. на шесть потолочных АС) или по 9.2.4 (с отнесенными за линию «фронта» и приподнятыми дублерами передних каналов). Разумеется, «мозг» ресивера может обеспечить и полную раскладку Auro-3D в 13.1 или 13.2, но данная функция будет включена несколько позже (обновление прошивки обещают выпустить в мае).
Все цифровые обработки проходят только в 32-битном формате – необходимый пересчет входящих 16-, 20- и 24-битовых потоков выполняет многоканальная схема AL32 Processing. Цифроаналоговое преобразование вообще вынесено на отдельную плату, которая содержит восемь двухканальных AK4490EQ. Эти чипы вышли еще четыре года назад, но до сих пор считаются лучшими представителями дельта-сигма ЦАПов класса 32 бит/768 кГц. Наконец, вся цифровая секция получает обособленное питание через цепь фильтрации с конденсаторами ELNA, изготовленными по спецзаказу Denon.
Теперь пройдемся по аналоговым дорожкам. У AVC-X8500H предусмотрен не только 15-канальный Preout, но и многоканальный вход 7.1, а такую возможность подвода сигнала к оконечникам по короткому тракту теперь дают далеко не все ресиверы. Сами же усилители мощности, я считаю, просто шедевральны. Во всех 13 каналах мы видим мощные однокаскадные выходы на комплиментарных парах сильнотоковых DHCT (как в лучших интегральниках Denon) – эти транзисторы разрабатывались в сотрудничестве с Sanken. Особое внимание уделено подавлению искажений, вызванных термической нестабильностью. Все транзисторы внутри одной секции крепятся не напрямую к радиаторам, а через единую массивную медную пластину толщиной 2 мм. Сенсоры контроля нагрева находятся прямо на подложке, а вся система терморегуляции настроена такими образом, чтобы избежать ограничения силы протекающего через полупроводники тока из-за микроскачков температуры. Каждый канал питается отдельно – у него свой выпрямитель и сглаживающий буфер.
Эффект, дал знать о себе сразу – программы Atmos, казавшиеся ранее не столько информативными, сколько просто эффектными, породили мощнейший эффект погружения.
Предваряя прослушивание, для которого ради спортивного интереса мы решили задействовать все 15 выходных терминалов, хочу поблагодарить разработчиков за визуальное отображение задней панели на мониторе, где показывается какой именно сигнал приходит на те или иные физические клеммы – эта простая «фича» заметно упрощает подключение и последующее конфигурирование. Но параллельно посетила мысль о недостаточной проработке бай-ампинговых вариантов. Вот, скажите, кому вообще захочется подключать акустику в схеме 5.1 двухпроводным образом (а такая уникальная возможность заложена в AVC-X8500H)? На мой взгляд, вместо этой чисто гипотетической функции лучше бы предусмотрели тонкие настройки для самого бай- или даже трай-ампинга. То есть, чтобы можно было задавать уровни, частотные коррекции и временные задержки индивидуально для низкой, средней и высокой полос, вызывая в профиле соответствующие конфигурации. Догадываюсь, что мешает – ради этого придется полностью переделывать софт рум-коррекции Audyssey MultiEQ XT32. Но я был бы признателен и за возможность чисто ручных корректировок бай-ампинга даже без возможности его автокалибровки, ведь это реальный шаг к достижению когерентного звучания от АС, важность которого для музыкальных стереорежимов переоценить невозможно. Надеюсь, меня услышат в штаб-квартире Denon, а пока у нас все готово для первых испытаний.
Atmos, конфигурация 7.1.6: в нижнем ярусе у нас подключены центр, фронт, боковые и тыловые АС, а в верхнем ярусе (на потолке) – пара систем, стоящих позади линии дивана, пара чуть впереди и пара колонок над фронтом. Установки дистанций в меню фактические – по дальномеру. Уровни – на слух. Частота деления – стандартная, 80 Гц. Все тональные коррекции выключены, а в меню «Аудио»/«Параметры окружающего звучания» дополнительно деактивирован пункт «Управление звуком» (в ресиверах Denon только так динамическая компрессия отключается полностью).
Эффект дал знать о себе сразу – программы Atmos, казавшиеся ранее не столько информативными, сколько просто эффектными, породили мощнейший эффект погружения. В «небесах» добавилось множество объектов, они приняли упорядоченный вид, реально стали «атмосферными» и больше не теряли цельности, «гуляя» по потолку. Рождалось ощущение, будто визуальная составляющая вышла за рамки проекционного экрана – все действия в кинофильме стало очень легко отслеживать только по звукам, материализующихся как над тобой, так и во всей окружающей полусфере.
Можно свести практически к нулю инерционность большого динамика сабвуфера и этим добиться четкой ударной атаки и ритмики без долгих плясок вокруг регулятора фазы, частоты и уровня на бас-машине.
Да что фильмы – даже музыкальные программы (для которых объектный способ кодирования – далеко не лучший) зазвучали намного живописнее! Особенно те, что представляют собой концертные записи – едва ли не полное погружение в клубный или стадионный «лайв» со всей его впечатляющей атмосферой. Кстати, у AVC-X8500H есть одна очень полезная настройка – «Синхронизация НЧ» (она действует помимо тех, что задаются бас-менеджером). С ней можно свести практически к нулю инерционность большого динамика сабвуфера и этим добиться четкой ударной атаки и ритмики без долгих плясок вокруг регулятора фазы, частоты и уровня на бас-машине. Единственная претензия к формату Atmos в музыкальном контексте – некоторая избыточность высокочастотных деталей и легкая синтетическая подкраска.
Программы в конкурирующем формате DTS:X в музыкальном плане прозвучали натуральнее – чище, органичнее, плотнее. Информационный поток смещён с высокого спектра как раз туда, куда надо – в середину. Но в кино высотный эффект уже не так выражен – той невидимой звуковой «голограммы», которой нас накрыл Atmos, почему-то не образуется. А когда слушаешь «музыкалки» в DTS HD Master Audio, то вообще не находишь к чему придраться – хорош и чистый режим, при котором шесть АС на потолке вообще не задействуются, и Neutral-режимы, добавляющие в звук легкую виртуальную высотность, но смягчающие динамику.
В любом случае мы нисколько не пожалели о том, что потратили несколько часов на подключение всех колонок. С AVC-X8500H стало окончательно понятно, на что вообще способны объектные и многоканальные HD-системы.
Теперь посмотрим, что этот красавец может предложить нам для стереофонии. Воздействие «прямых» режимов воспроизведения ощущается, но вовсе не явно – даже при установках тракта по умолчанию стреокартинка не деградирует ни тонально, ни пространственно, ни в плане микродинамики. При воспроизведении файлов по сети или с флешки хорошо ощущается качественный прирост при переходе от записей в 16/44,1 к более высоким разрешениям. В том, что тракт достаточно деликатен к музыке, убеждает и общая детализация, хорошо выраженная во всех частях спектра. Каких-то подкрашивающих нюансов почти нет. С цифровых входов воспроизведение ожидаемо получается чуть точнее и пластичнее, чем с аналоговых RCA (избегаем двойного преобразования). Переключение аналогового источника на альтернативный вход 7.1 дает только небольшой прирост динамики, но не ясности – звук становится ярче, но менее воздушным.
Наконец, чтобы проверить возможности сильнотоковых оконечников, мы подключили к выходам 140-килограммовые великаны Canton Reference 1 K, причем сразу – бай-ампингом, поскольку акустика с огромными парными басовиками требует экстремального контроля. AVC-X8500H выстроил классное стереопространство, да и с чисто «силовой» точки зрения держался молодцом – энергетически насыщенные, ударные и импульсные компоненты он печатал так, как ни один многоканальник до этого в наших тестах. Ну точно – монстр…
Источник: http://www.salonav.com