Проигрыватель винила Transrotor Tourbillon FMD
Литеры FMD в названии этой роскошной модели расшифровываются как Free Magnetic Drive. Это уникальная система, в которой опорный диск толщиной 80 мм приводится в движение магнитным полем при полном отсутствии механической связи с двигателем. Что это, красивая игрушка для взрослых мальчиков или серьёзный аппарат с уникальными свойствами? Как выяснилось, одно не отменяет другого.
ПОВЕЛИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
Как вы думаете, почему при таком обилии моделей и полной свободе технической мысли среди современных проигрывателей исчезающе мало конструкций с прямым приводом? Ведь ещё в 70-е годы были придуманы самые разные тихоходные двигатели – многополюсные, с кварцевой стабилизацией и без, с датчиками Холла, с массивными и лёгкими дисками. Казалось бы, сейчас, в эпоху цифровой электроники сделать идеальный Direct Drive не составляет труда и, тем не менее, инженеры используют современные технологии и микропроцессоры для управления двигателями с банальными шкивами на оси – такими же, как у проигрывателей прошлого века. Элементарная логика подсказывает ответ: разработчики идут на это, чтобы избежать жёсткой связи между двигателем и опорным диском, даже ценой усложнения конструкции и необходимости периодической замены пассиков. Которые, кстати, и препятствуют прохождению вибраций, возникающих при работе любого двигателя. Мгновенные же колебания скорости сглаживаются за счёт инерции опорного диска.
При толщине 80 мм и массе 15 кг он вообще не связан с маховиком механически, между ними устанавливается воздушный зазор порядка 3 мм, а момент вращения передаётся за счёт взаимодействия магнитных полей.
Но двигатель – не единственный источник вибраций. Поверхность, на которой установлен проигрыватель, может сотрясаться при работе акустических систем, от колебаний пола, стен и т.д. Поэтому опорный диск и площадку тонарма всеми способами стараются развязать от основания, но даже самые изощрённые конструкции не гарантируют 100-процентную изоляцию.
С этой точки зрения Tourbillon FMD можно считать исключением из правила благодаря уникальному приводу, созданному Йоханом Раке, основателем и бессменным генератором идей компании Transrotor. Рассмотрим эту фантастическую конструкцию повнимательнее.
В нижней части установлены три низковольтных асинхронных мотора, и каждый их них через собственный пассик передаёт вращение алюминиевому маховику. На его внешнем ободе закреплены десять хромированных грузов, увеличивающих момент инерции. Минимум трения обеспечивается гидродинамическим подшипником, в котором масло подаётся вверх из небольшой ванны, а также опорным узлом с точечным контактом через керамический шарик. По внутренней окружности маховика установлен десяток мощных неодимовых магнитов, и столько же точно таких же — на специальном кольце, закреплённом на си главного диска. При толщине 80 мм и массе 15 кг он вообще не связан с маховиком механически, между ними устанавливается воздушный зазор порядка 3 мм, а момент вращения передаётся за счёт взаимодействия магнитных полей. При демонстрации проигрывателя на выставках между вращающимися узлами вставляют лист бумаги – очень эффектное зрелище. Ось главного диска также опирается на керамический шарик, и подшипник тоже работает по гидродинамическому принципу. Вся конструкция устанавливается на трёх массивных цилиндрах, предусмотрена регулировка каждой «ноги» по высоте. Общая масса конструкции — 50 кг.
Базовая конструкция предусматривает установку трёх 9-дюймовых тонармов, но выпускается и версия «Турбийона» под 12-дюймовые.
В комплект входит массивный осевой прижим и две щёточки – одна для чистки диска, вторая для иглы. Двигатели питаются от выносного источника Constant Reference FMD, представляющего собой высокостабильный генератор переменного напряжения. Крупной ручкой на передней панели включается питание и задаётся частота вращения диска. Дополнительный рычаг запуска Quintessence приобретается отдельно (цена порядка 1000 евро). В комплекте также три запасных пассика и два набора масел: первый заливается при сборке нового проигрывателя, второй – через 8-10 лет эксплуатации.
Базовая конструкция предусматривает установку трёх 9-дюймовых тонармов, но выпускается и версия «Турбийона» под 12-дюймовые. У нас был установлен Transrotor 5009, который отличается от стандартного SME IV наличием съёмного шелла. Штатный фонокабель – vdH 501 со входом DIN 5 и входом на пару RCA.
Головка — Transrotor Merlo Reference MC, улучшенная версия Goldring Elite с выходом 0,5 мВ.
Перед прослушиванием мы подобрали оптимальную для неё нагрузку, благо, что фонокорректор Aesthetix Eclipse позволяет делать это «на лету». Для Merlo MC рекомендованное значение 100 Ом, в результате экспериментов остановились на 75.
Должен заметить, что работающий Tourbillon FMD – феерическое зрелище, поначалу привлекающее к себе излишне много внимания. Игра света в толще акрила и блики от вращающихся грузов, отполированных до зеркального блеска, мешают целиком сосредоточиться на музыке. Хотя минут через десять оторваться трудно уже от прослушивания. Tourbillon прекрасно делает самое главное – выстраивает фундамент звуковой сцены, благодаря чему она не кажется легковесной и оторванной от «земли». Басовый регистр прекрасно сбалансирован — от самой глубины до нижней середины ничего не выделяется и ничего не проваливается. Инструменты и звуковые эффекты в этой области передаются очень естественно, без малейших условностей, поэтому легко распознаются. Это очень важно, т.к. винил как раз и отличается от CD гораздо более свободным и рельефным нижним регистром, правда, продемонстрировать это преимущество столь явно могут немногие проигрыватели. В нашем случае сказывается масса (в первую очередь), а также отсутствие собственных резонансов и внешних возмущений, благодаря чему в полезный сигнал ничего лишнего не добавляется. Тембры образцово чисты и натуральны. Второе явное преимущество Tourbillon FMD – передача ритмической основы. Замысловатые паттерны прорисовываются идеально. И даже более того – раскрывается сама структура музыки, её цельность, строй и гармония, поскольку кратчайшие временнЫе промежутки совершенная механика проигрывателя отмеряет с точностью образцового хронометра. Стабильность тона тоже очень важна – на протяжных нотах даже искушённый в музыке слушатель здесь вряд ли заметит девиацию. Массивный диск при минимальном трении в подшипнике не даёт кратковременных погрешностей, в отличие от невесомых «блинов» в прямоприводных моделях, скорость которых постоянно колеблется в плюс и минус относительно номинального значения. Всё же не случайно Йохан Раке дал своему детищу название, однозначно ассоциирующееся со знаменитыми швейцарскими часами.
Винил как раз и отличается от CD гораздо более свободным и рельефным нижним регистром, но продемонстрировать это преимущество столь явно могут немногие проигрыватели.
В построении звуковой сцены очень важен вклад тонарма и картриджа. При низкоомной нагрузке Merlo Reference MC пространство получается компактное, но детальное, при 150 Омах и выше оно огромно, хотя виртуальные образы слегка размываются. Класс тонарма определяется тем, что ухо не ловит искажений на внутренних треках – пластинка играет совершенно одинаково от вводной до выводной канавки.
Должен заметить, что качественный предел этого проигрывателя в описанной комплектации не достигнут. Если поставить SME пятой серии (как и рекомендует Йохан Раке) и головку хотя бы за 1500 евро, можно ожидать ещё более увлекательного результата. Виниловый тракт тем и хорош, что улучшать его можно до бесконечности.
Массивный диск при минимальном трении в подшипнике не даёт кратковременных погрешностей, в отличие от лёгких «блинов» в прямоприводных моделях, скорость которых постоянно колеблется.
Источник: http://www.salonav.com