Проигрыватель винила AVID Sequel SP
Воспроизведение виниловых пластинок требует к себе самого серьёзного отношения – так считают инженеры фирмы AVID Hi-Fi. Поэтому и создают проигрыватели, сочетая стильный дизайн с уникальными конструктивными решениями. Выясняем, чем ещё может порадовать любителей винила не запредельно дорогой образец британской точной механики.
КРУГЛЫЙ МИР
Как известно, качество любого LP-проигрывателя определяется двумя главными параметрами – стабильностью вращения диска и уровнем вибраций. В конечном итоге все ухищрения конструкторов направлены на их улучшение. Вариантов реализации может быть множество – в богатстве выбора и заключается прелесть аналоговой техники. Посмотрим, какой путь выбрала AVID HiFi, авторитетная компания с 25-летним опытом создания аналоговой техники.
Недавно разработанная конструкция Sequel SP – улучшенная версия модели Sequel, причём улучшенная очень серьёзно. Прежде всего, это касается блока питания привода. Асинхронный двигатель переменного тока с крутящим моментом 0,14 нм получает чистый синус с амплитудой 24 В от выносного источника DSP Vari-SPeed с высокостабильным задающим генератором. Он предусматривает переключение 33/45 оборотов в минуту с точной подстройкой частоты. Принцип управления двигателем позаимствован у топовой модели Acutus Reference.
Вращение на опорный диск массой 6,7 кг передаётся через пару круглых резиновых пассиков, работающих параллельно.
Вращение на опорный диск массой 6,7 кг передаётся через пару круглых резиновых пассиков, работающих параллельно. Они связывают ведущий шкив с внутренним бортом диска, при этом основная масса, определяющая инерционные свойства системы, сосредоточена на его внешнем ободе. Такая конструкция эффективнее сглаживает мгновенные колебания скорости и, соответственно, уменьшает детонацию. Снаружи на диск натянуто толстое эластичное кольцо – очевидно, чтобы приглушить звонкие резонансы металла.
Главный подшипник инвертированный, т.е. ось крепится на основании проигрывателя, а шахта — на диске. В опорном узле, не требующем смазки, применяются износостойкие элементы из сапфира и карбида вольфрама.
Теперь посмотрим, за счёт чего обеспечивается виброразвязка. Двигатель, главный источник вибраций, жёстко установлен на массивном основании, и механически связан с подвижной системой только через эластичные пассики. Платформа с главным подшипником и площадкой тонарма имеет плавающую подвеску с опорами в трёх точках. По вертикали развязка обеспечивается коническими пружинами, вставленными в опорные стаканы. Для стабилизации положения в горизонтальной плоскости используются толстые кольцевые пассики, натянутые между стаканами и фиксаторами на подвижной платформе. Резонансная частота вертикальной подвески 3,2 Гц, горизонтальной – 4,5 Гц, т.е. гораздо ниже звукового диапазона. Если качнуть платформу рукой, она плавно колеблется в обеих плоскостях и быстро успокаивается. Горизонталь проигрывателя выставляется тремя высокими винтовыми шайбами в основании опорных цилиндров. Общая масса Sequel SP – 12,6 кг.
Платформа с главным подшипником и площадкой тонарма имеет плавающую подвеску с опорами в трёх точках.
Проигрыватель комплектуется пробковым матом и массивным винтовым клэмпом. Площадка для установки тонарма проточена под SME IV, для других типов предусмотрены адаптеры. Именно «четвёрку», одну из лучших конструкций, имеющихся на рынке, мы и задействовали. Головку поставили Ortofon Cadenza Red. Это МС-картридж с профилем иглы Nude Fine Line и выходным напряжением 0,45 мВ. Диапазон частот 20 Гц – 20 кГц (+3/-1 дБ) , прижимное усилие 2,5 г, динамическая податливость 12 х 10 – 6 см/дин, масса 10,7 г.
Ламповый фонокорректор E-Glo чешской компании EAT (European Audio Team) позволяет «на лету» подбирать для головки оптимальную нагрузку. В паспорте Cadenza Red указан диапазон входного импеданса в пределах 50 – 500 Ом, так что настройка под конкретный экземпляр оказалась очень полезной. Наиболее живой и открытый звук получился при 150 Омах и входной ёмкости 80 пФ, на этих значениях мы и остановились.
Собственно говоря, «живой» и «открытый» и есть главные черты характера получившегося комплекта. Широкая сцена и трёхмерное пространство, ограниченное лишь размерами комнаты, объёмные и подвижные виртуальные образы… Собственный вклад проигрывателя проявляется в создании фундаментального нижнего регистра, мощной опоры звучания. На такое категорически не способны вертушки с пластиковыми корпусами и лёгкими дисками. Тут уж ничего не поделаешь – масса конструкции неизбежно конвертируется в основательность звучания. Благодаря чрезвычайно низкой частоте резонанса подвески, не было гулких составляющих ни в области баса, ни в нижней середине. При выключенном сабсоник фильтре в корректоре, в паузах не было инфранизкой составляющей – диффузоры басовых динамиков лишь слегка реагировали на поверхностные шумы пластинки.
Тут уж ничего не поделаешь – масса конструкции неизбежно конвертируется в основательность звучания.
О пренебрежимо малой детонации свидетельствует чистота и ясность тембров. Какой бы ни звучал инструмент, он абсолютно узнаваем, прекрасно идентифицируются на слух звуки заднего плана. Стабильность вращения ощущается по филигранной передаче сложных ритмических рисунков.
Идеально передаётся и атмосфера музыкального события, и тот факт, что все диски записывались в разное время и в разных условиях. Старые блюзы на сборнике Atlantic Rhythm & Blues – по-настоящему винтажно и очень душевно. Radio K.A.O.S. Роджера Уотерса – басовито, сочно, с фантастически трёхмерным пространством и лёгким цифровым привкусом. Партии двух лид-гитар у Wisbone Ash великолепно разделены и тембрально, и пространственно. Неврастеники Sly & the Family Stone – с презенс-фильтром, чтобы выделить голос и вывести его первый план. В отличие от CD, унифицированных по уровню, динамическому диапазону и спектру, у каждой пластинки есть своё настроение, обусловленное полной свободой не только творческого, но и технического персонала. Каждая пластинка – это маленький, но сложный мир, и проигрыватель разворачивает его перед слушателем во всех подробностях.
Источник: http://www.salonav.com