CD стерео-ресивер T+A Cala CDR
Один из героев старого фильма «Экипаж» очаровывал представительниц прекрасного пола с помощью домашней цветомузыки. Сейчас этим уже никого не соблазнить.
А вот наш нынешний испытуемый на такое способен. Не зря же он стал одним из хитов весенней выставки High End Show 2017 в Мюнхене. И дело не только в подсветке с завораживающей сменой цветов, но в совокупности привлекательных свойств и качеств.
Понятно, что оценить работу аппарата в шумных и суетных условиях выставки посетители не могли, но нам такая возможность сейчас представилась.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Откровенно говоря, появление у T+A устройства с необычными световыми эффектами показалось поначалу неожиданным. Дизайн аппаратуры этой германской фирмы мне всегда нравился — было видно, что это сложные электронные приборы со множеством органов управления, но без индустриальной грубости, сделанные предельно аккуратно, тщательно и с пристальным вниманием к деталям. Семейство Cala, как мне показалось, — это нечто новое для T+A.
Эффектная и столь нетипичная для T+A подсветка сочетается с предельно лаконичным оформлением фронтальной панели, там нет никаких органов управления. Вообще! Световые эффекты — настолько сильное выразительное решение, что все остальные становятся избыточными.
Управление центром осуществляется со штатного пульта ДУ и мобильного приложения (есть и под iOS и под Android). Верхняя часть фронтальной панели выполнена из акрила, слева — едва заметный на темном фоне лоток CD-загрузчика, почти всю правую часть занимает большой текстовой OLED-дисплей, который становится виден только после включения аппарата. Внизу — глубокая ниша во всю ширину корпуса, именно она и подсвечивается разными цветами. Таков современный и очень модный «clean design». Кстати, слово clean переводится на русский не только как чистый, но и как свежий, изящный.
Безусловно, такой дизайн требует жертв, и в их числе оказались разъёмы USB (для воспроизведения файлов с портативных носителей), а также выход на наушники — все они перенесены на тыловую панель. Позже до меня дошло, что эти жертвы оправданны, поскольку возможности аппарата и его эргономика тщательно продуманы. Вы будете крайне редко пользоваться USB-флэшками, ведь воспроизводить музыку по сети, с потоковых сервисов или со смартфона по Bluetooth значительно удобнее. А наушники можно подсоединить один раз, и потом пользоваться ими при необходимости, поскольку разъём для телефонов включается и выключается длительным нажатием кнопки MUTE. Кстати, совмещение нескольких функций на некоторых из кнопок пульта (с разграничением по длительности нажатия) позволяет избавить его от слишком большого числа клавиш и сделать более удобным.
Возможности аппарата и его эргономика тщательно продуманы.
Заметим, что такая продуманность свойственна не только эргономике, но и самой конструкции аппарата. К сожалению, это редкое качество в современной индустрии, причем не только электронной.
Разработчики T+A умеют быть бескомпромиссными — мы это видим по топовым компонентам фирмы. Причем, если компромисс кажется неизбежным в силу естественных технологических ограничений, они все равно находят нетрадиционный путь, чтобы на него не пойти, — именно так, к примеру, родилась серия HV.
Но семейство Cala — это продукция иного рода. Она адресована людям, которые любят музыку, но не саму аппаратуру. Которые не хотят загромождать своё жизненное пространство металлическими ящиками, опутывать его проводами, а из нескольких претендентов на покупку предпочтут тот вариант, что компактнее и гармоничнее впишется в их жилище. Вот тут самое время упомянуть про другую модель серии, Cala SR — она рассчитана на помещения меньшего объема, поэтому оснащена не столь мощным усилителем, как Cala CDR, у нее нет встроенного CD-плеера (ведь в небольшой комнате негде держать дисковую коллекцию) и потому она компактнее.
Поставленная перед инженерами задача — создать максимально функциональное устройство, объединяющее в одном небольшом корпусе CD-плеер, эфирные тюнеры (FM и DAB), сетевой стример, интегральный усилитель — предопределила и метод её решения. Это топология прямого цифрового усиления, когда PCM-поток от источников переводится в PWM. Отпадает необходимость в традиционном ЦАПе, возрастает эффективность усилителя и можно обойтись без громоздкого линейного блока питания — компактный импульсный здесь будет работать не хуже. А для совместимости с аналоговыми источниками (если вдруг в них появится необходимость), проще добавить в схему несложный АЦП.
Световые эффекты — настолько сильное выразительное решение, что все остальные становятся избыточными.
А как же качество звучания? — спросят читатели, привыкшие снисходительно относиться к импульсной технике.
Отвечаем: этот вопрос был уместным лет 10 назад. С тех пор технологии цифрового усиления продвинулись далеко вперед — мы в этом не раз убеждались. Остается только вопрос о реализации. Но поскольку перед нами аппарат от T+A, он становится риторическим. Впрочем, не будет делать поспешных выводов, опираясь лишь на авторитет компании — сначала послушаем ресивер.
Ориентированность Cala на «нормальных» людей, которым не очень интересно, что у аппаратуры внутри, объясняет отсутствие доскональной информации об устройстве системы. Технические характеристики достаточно подробны, но нам не рассказывают, как именно устроен цифровой тракт, какие технологии в нем используются. Хотя кое о чем мы можем догадаться и сами. Судя по тому, что работой аппарата управляет мощный DSP, речь идет не о банальном усилении класса D, но о самой современной системе. Причем вычислительных ресурсов DSP хватает не только на управление усилителем, но и на сложную коррекцию сигнала, позволяющую не просто банально регулировать тембры, но и адаптировать звучание системы к акустике помещения. Вручную, без автоматики — вместо измерительного микрофона работает сам слушатель. Многоканальную систему так, конечно, не настроишь, а вот для стерео такой метод подходит.
Чтобы добраться до соответствующего меню, надо нажать на пульте кнопку SYS и зайти в пункт Speaker, а там мы можем выбрать тип громкоговорителей (FULL RANGE, т.е. широкополосные, или же небольшие сателлиты, для которых можно выбрать частоту среза фильтра — 40, 60, 100 или 150 Гц), а также обозначить место расположения колонок (свободное, около стены, в углу или на полке) и частоту, на которую настроен кроссовер сабвуфера, если он есть. Там же находится пункт Room, в котором «описывается» акустика помещения и надо выбрать показатели звукопоглощения (absorptive) и отражения (reflective) или оставить установку по умолчанию (normal), если степень заглушенности комнаты оптимальна.
Вычислительных ресурсов DSP хватает не только на управление усилителем, но и на сложную коррекцию сигнала.
Еще одно интересное меню открывается кнопкой с пиктограммой ноты, там мы получаем доступ к регулировке баланса, можем включить или выключить тонкомпенсацию и темброблок, скорректировать уровень высоких средних и низких частот, изменить уровень сигнала на выходе для сабвуфера… Самое интересное — в нижней части Tone Menu: настройка Contour Presence позволяет выделять и делать более разборчивой речь (к примеру, в радиопередачах или аудиокнигах), а пункт Contour Fundamental tone даёт возможность влиять на пространственные характеристики и построение сцены. Если увести эту регулировку в минус, сцена становится более просторной, звуковые образы уменьшаются в размерах, будто бы вы отдаляетесь от музыкантов. Вероятно, это может быть полезным в маленьких помещениях, где недостаток «натуральной» пространственной информации компенсируется синтезированной. В плюсовой зоне звуковые образы укрупняются, становятся более плотными и объемными, общая тональность «теплеет» — мне так больше понравилось.
Ещё одна интересная кнопка на пульте — MODE: она переключает режим между STEREO и VIRTUAL SURROUND. Как легко догадаться, второй предназначен для звукового сопровождения кинофильмов. Работает, кстати, неплохо — это совсем не та примитивная обработка, которая применяется в дешевых коробочных кинотеатрах и саундбарах.
Любопытен и раздел Source settings — там можно отключить неиспользуемые входы, присвоить используемым индивидуальные обозначения и активировать функцию автоматического включения (Auto-power-on) — аппарат «проснётся» при появлении сигнала на соответствующем входе и переключится на него. А для аналогового входа Analog 1 еще можно задействовать режим Passthrough (отключение регулятора громкости) для источников с собственным аттенюатором. При этом руководство пользователя предупреждает, что перед тем, как активировать этот режим, следует увести уровень источника на минимум.
Можно согласовать аналоговые входы Cala по чувствительности с выходным напряжением источников.
И это — далеко не всё. К примеру, можно согласовать аналоговые входы Cala по чувствительности с выходным напряжением источников. Например, для подключения проигрывателя винила напрямую, без фонокорректора. Досконально настраиваются и режимы работы декоративной подсветки и дисплея. Пишу об этом лишь в качестве примера уважительного отношения к пользователю — ему решать, какие функции ему нужны и как они должны работать.
На этом описание настроек закончу — им посвящен практически весь мануал. Кстати, читать его от начала до конца совсем не обязательно — аппарат абсолютно работоспособен при установках по умолчанию. Ну разве что посмотреть, как подключить по Wi-Fi и по Bluetooth или настроить будильник. Хотя опытные пользователи могут и с этим справиться методом «тыка». Что, кстати, ещё один показатель тщательно продуманной конструкции.
Говоря о настройках, упоминал исключительно манипуляции с пультом — при подготовке Cala к работе он наиболее удобен, но потом его можно отложить в сторону и взять в руки планшет или смартфон с большим экраном. Фирменное мобильное приложение TA Control (iOS/Android) является, на мой взгляд, наилучшим средством управления. Регулировка громкости, выбор источника, навигация по стриминговым сервисам и домашним серверам с контентом, серфинг по Интернет-радиоэфиру, создание и организация плейлистов, непосредственный контроль за воспроизведением с показом обложек альбомов. Кстати, именно эта возможность позволила разработчикам отказаться от графического дисплея на фронтальной панели, сделать его текстовым и обеспечить хорошую читаемость информации с расстояния 2 — 3 м.
Сетевые проигрыватели — всё ещё новый вид техники, его неизбежные «детские болезни» до конца так и не преодолены, особенно в бюджетном сегменте. Это может быть крайне медленная навигация по сетевым накопителям с большим числом папок и файлов. Ограничения по размеру обложек альбомов. Внезапная «слепота», когда плеер почему-то не видит на сетевом ресурсе файлы поддерживаемых типов. А ещё — неспособность воспроизводить альбом без принудительно добавляемых пауз, хотя этот недуг, уже почти повсеместно преодолен даже в выпущенных ранее аппаратах (за счет обновления прошивок). Иногда — неудобное управление. И, пожалуй, самое существенное: заметная разница в звучании при воспроизведении по сети, с USB-носителей и при непосредственном подключении источника к цифровому входу ЦАПа, при воспроизведении одной и той же музыки во FLAC и в WAV. Хотя зачастую это проблема не сетевой части, а всего устройства, качества его интерфейсов, программного обеспечения, мощности центрального процессора. Когда тестирую сетевые проигрыватели, всегда внутренне готов к любой из них (или даже всем сразу), но не фокусирую на них внимание, поскольку до самого последнего времени полагал эти недостатки неизбежными — в силу относительной «молодости» стримеров (так ведь всегда бывает — хорошо помню, как работали первые CD-плееры). Однако после знакомства с Cala CDR стало понятно: время для поблажек прошло. Поскольку у этого стримера не проявилось ни одного из перечисленных выше недостатков.
Одни и те же треки по сети и с USB-носителей играют одинаково хорошо.
Считывание локальных сетевых ресурсов — без тормозов, навигация по стриминговым сервисам чуть медленнее, что естественно, но никакого дискомфорта не вызывает. Одни и те же треки по сети и с USB-носителей играют одинаково хорошо, и разница только в том, что при воспроизведении по сети в мобильном приложении отображаются интегрированные в файлы обложки альбомов (даже в разрешении до 1500 х 1500, больше я просто не использую), а с USB картинки не считываются (ни один другой аппарат, побывавший у меня в тесте, этого делать не умел). Все форматы, заявленные в спецификации, воспроизводятся. Компакт-диски и сделанные с них FLAC-файлы звучат не совсем одинаково, но очень близко, едва заметные отличия проявляются в самом течении музыки — сказывается более длительная буферизация при сетевом воспроизведении.
Можно, конечно, посетовать, что аппарат не поддерживает DSD, но проблемы в этом не вижу. Повторяю: Cala CDR — техника для «нормальных» людей, которые не станут заниматься поиском таких файлов на торрент-трекерах и уж тем более не будут сами копировать SACD-диски.
Можно придраться к тому, что Wi-Fi-адаптер работает только в диапазоне 2,4 ГГц, но это может быть недостатком только для людей, живущих в огромных человеческих муравейниках, забитых десятками точек доступа, мешающими друг другу. Но цивилизованным европейцам (извините, но аппарат создавался в расчёте на них) эти сложности неведомы. Более того, для большой квартиры или дома, где между ресивером и роутером может быть несколько стен, диапазон 2,4 ГГц больше подходит, поскольку для 5 ГГц пара тонких перегородок — это уже предел.
Цветовая подсветка по умолчанию меняется очень медленно и деликатно, поэтому не создает ощущения дискотеки — на восприятие музыки не влияет.
Пожалуй, можно ещё посетовать, что интерфейс Bluetooth не поддерживает кодек aptX, но чтобы реализовать его преимущества, необходим соответствующий источник, а таковых пока не слишком много. К чести новых Cala в них реализованы поддержка современных BT-протоколов: звуковой A2DP и AVRCP — для управления, например, громкостью или перемоткой. К тому же этот беспроводной интерфейс едва ли будет основным. Разница в звучании по сравнению с воспроизведением по сети, безусловно, есть, но она не настолько велика, как у многих других подобных устройств. Кстати, о звуке. Пора уже перейти к нему, ведь это самое важное.
Цветовая подсветка по умолчанию меняется очень медленно и деликатно, поэтому не создает ощущения дискотеки — на восприятие музыки не влияет. Просто немного оживляет интерьер, делает его более уютным и приятным. Именно эти эпитеты лучше всего характеризуют и звуковой «почерк» Cala. Цвет и интенсивность подсветки. можно выбрать самому.
Разрешение во всем диапазоне частот достаточное, но не избыточное. Баланс между экспрессией, «мясом» и тонкими подробностями идеальный. Релизы в Hi-Res звучат заметно интереснее, чуть прозрачнее, чем те же альбомы в стандартном разрешении. Чтобы воспринять суть музыки, не надо напрягаться — мелодии и эмоции подносят нам на блюдечке с золотой каемочкой, не ошеломляя при этом бурным потоком информации, которая нам вообще-то не предназначалась. Какая-либо окраска полностью отсутствует — чистота и порядок, настоящий германский Ordnung.
С самого начала, когда только увлекся аудиотехникой, мечтал именно о таком звуке: комфортном, мягком, точном и одновременно прозрачном. Чтобы пели живые люди, а не куклы.
Баланс между экспрессией, «мясом» и тонкими подробностями идеальный.
Мечта на самом деле осуществимая, причем без особых страданий. Надо всего лишь обладать определёнными финансовыми возможностями.
У людей, хорошо знакомых с серьезной, многократно более дорогой аппаратурой, к примеру, с топовыми моделями T+A, медиацентр Cala CDR, возможно, не вызовет «вау-эффекта». Кто-то даже отнесётся к нему с некоторой долей снисходительности. Да, Cala не перенесет нас на волшебном ковре-самолете в студию звукозаписи или на концерт, не будет вдавливать в кресло басами (хотя с хорошим активным сабвуфером это вполне возможно), она доставит удовольствие от музыки, не требуя перед этим каких-то сложных ритуалов, как это нередко бывает с аппаратурой самого высокого класса.
Однообразие — главная проблема современного горожанина, ведущего монотонный образ жизни: каждый будний день — поездки по одному и тому же маршруту, в выходные — домашние дела или дача, одно и то же — с убийственным постоянством. Особенно тоскливо зимой с её серой цветовой гаммой… Не хватает положительных эмоций, свежих впечатлений, красок… Хочется ощущения праздника. Некоторые наряжают ёлку задолго до Нового года и не выбрасывают её до весны. Но сетевой ресивер T+A Cala CDR — лучше: он удет радовать многие годы, причем не только разноцветными огнями.
Источник: http://www.salonav.com