Полный усилитель Brio от Rega Research, обзор журнала Stereophile
«Я предаюсь чувственным страстям: еда, женщины, быстрые автомобили, музыка, вино, лыжи, парусный спорт… Мои побуждения, действия и работа вытекают из необходимости подпитывать эти страсти, а не наслаждаться процессом»
Это сказал не кто иной как Рой Ганди – новатор, маститый дизайнер, а также основатель Rega Research. Это цитата из биографии компании, внушительного 311-страничного тома, написанного Роем совместно с Биллом Филпотом и Полом Мессенджером из Stereophile. Назван сей труд с британским юмором – «Машина, измеряющая вибрации» (AVibrationMeasuringMachine), поскольку проигрыватель винила реагирует на сотрясения. Терри Бэтмен, ведущий разработчик электроники Rega на протяжении всей её сорокалетней истории, присутствует на каждой странице книги. Итогом многих проб стал усилитель начального уровня Brio.
«Продукцию Rega описывают по-разному, и большинство находит её как музыкальную» – пишет Ганди в главе «Музыка и Hi-Fi». – «Мы производственная компания с инженерным потенциалом, который мы используем для того, чтобы попытаться максимально сохранить музыкальный посыл, содержащийся в записи». Курсивом выделено то, что сделало Brio самым продаваемым продуктом и важной частью успеха Rega.
КОНСТРУКЦИЯ
Звучание первого Brio, протестированного в сентябре 1998, напоминало звучание лампового усилителя ST20, однако его схемотехника в основном повторяла конструкцию Терри Бэтмена, описанную в журнале WirelessWorld ещё в 1970 году. Известный разработчик ультралинейных усилителей класса «А» Джон Линсли-Худ (John Linsley-Hood) охарактеризовал его как «класс «А» без нагрева». Реализовать такую концепцию во всей полноте стало возможно лишь с последующей миниатюризацией транзисторов и достижениями в технологии поверхностного монтажа. Бэтмен полагает, что в последней версии Rega он максимально приблизился к звучанию класса «A», несмотря на работу усилителя в классе «AB». Улучшения, внесённые в схему – такие, как операционные усилители MUSES в линейных каскадах, металлоплёночные резисторы в цепи обратной связи и плёночные конденсаторы взамен оксидных, – достигли цели. В блоке питания нового Brio применён ряд идей Линсли-Худа 1970 года, это также пошло на пользу звучанию.
Ганди, Бэтмен и вся команда Rega пользуются заслуженной славой. В то время как другие разработчики насыщают свою продукцию мириадом бесполезных и даже вредных для звучания функций – Brio сохраняет простой, даже минималистский дизайн. «Это часть философии Ганди», – поясняет Бэтмен. «Brio, как и равная ему по уровню вертушка Planar 3 – изделия без излишеств, как старые аппараты сорокалетней давности: Creek CAS4040, Arcam A60, Sugden A21… Вместо того, чтобы тратить деньги на цифровые игрушки, мы покупаем фонокорректоры и плёночные конденсаторы. Пара старых колонок KEF, приличная вертушка и AC/DC! Вот это рок!».
Brio, Music Hall и Quad
Я подключил к Brio проигрыватель Music Hall MMF 7.3 и пару 8-омных мини-мониторов Quad S2 и, как написал однажды Уильям Гибсон, «включился в цифровую матрицу». Но это не было «виртуальным миром», это имело плоть и кровь, винил звучал очень убедительно. Это оказалась волшебная комбинация. Менее совершенная система просто гадит на оркестровые кульминации и ворует мощь музыки. Здесь же музыка звучит во всей своей забытой красоте и мощи – оркестровые композиции, ударные, духовые, альты.
Как и все серьёзные компоненты, Brio так впечатлил меня, что я не сразу стал искать его недостатки – в системе с этим проигрывателем ни один не проявился, и я просто погрузился в музыку. Звучание усилителя богатое и правильное, высокочастотный диапазон ясный, без малейшего акцентирования или яркости. Акустика Quad S2 – не самая совершенная среди малогабаритных, но музыка ничего не потеряла.
Brio, Music Hall и Elac
Этот комплект оказался не столь откровенным, но не менее увлекательным. Шестиомные мини-мониторы Elac Debut B6 весьма популярны, но даже Брио не смог преодолеть смазанную подачу Elac. Хотя им не хватает абсолютной ясности и естественности тона, они, как правило, превращают каждую запись в радостный опыт и делают это с душой и сердечностью. Но это звучание, скорее, для домашнего кинотеатра, чем для строгого hi-fi.
Brio и Heed
Прежде чем испытать встроенный фонокоррекор Brio, я подключил к нему корректор Heed Quasar. Корректор Brio своего рода чемпион – он звучит практически так же, за исключением двух моментов: его звучание не настолько живое и там, где Quasar смещает фокусировку от середины к низкочастотному диапазону, Brio демонстрирует более яркое звучание. Это подчеркнули ленточные твитеры Quad S2, создав динамические моменты, которые оживили музыку. Подтвердились слова Терри Бэтмена, что в этой конструкции он по максимуму использовал опыт создания вертушек – корректор звучит естественно, элегантно и надежно, что является свидетельством успешного развития Rega.
Brio и DeVore Fidelity
Brio неплохо справляется с басом, хотя контроль не идеальный. Но его главное украшение – чёткий и натуральный верх. К чему бы я его не подключал – сразу становилось лучше. Верх неизменно прекрасен, середина тёплая, но вот мощного и тугого баса от него не ждите. Двенадцатидюймовые DeVore Fidelity O/93 не «давили», хотя и звучали основательнее, чем пятидюймовые Quad S2. Впрочем, я никогда не слышал, чтобы бюджетный усилитель воспроизводил чистый и плотный бас через напольные динамики в моей комнате прослушивания. С моими DeVore по-настоящему справлялись только GamuT Di150 LE и Octave Audio V 80 SE. Брио меня не поразил, но он очаровал, и я слушал любимую музыку альбом за альбомом.
ВЫВОДЫ
Добавление усилителя начального уровня в систему, которая стоит почти в 20 раз дороже, может показаться безумством, но Brio пришёлся к месту. Он показал себя как непревзойденный музыкальный компонент, как будто специально созданный для этой системы. Он не достиг предела прозрачности и детальности, но вот что важно: он заставил меня забыть, что я эксперт – он реально завёл меня, мне захотелось натянуть мои линялые стариковские джинсы, хлопнуть стаканчик, и отдаться … музыке.
Rega Brio – шикарный усилитель с прекрасным звучанием и большими амбициями, гораздо круче, чем можно ожидать за эту цену. Рой Ганди сделал это. Снова.
Полубюджетный Brio укомплектован очень качественными деталями: Evox, Arco («это Kemet», уточнил Бэтмен) и плёночными конденсаторами Epcos в сигнальных цепях. В цепях коррекции применены полипропиленовые Evox или Wima. Тороидальный трансформатор мощностью 154 ВА изготовлен небольшой фирмой EMV близ Саффолка – в ней трудится всего два человека. Моторизованный регулятор громкости – японский, ALPS. В отличие от традиционных конструкций, где панели корпуса прикрепляются винтами к шасси, алюминиевый корпус Brio состоит из двух половин, стянутых четырьмя стальными шпильками во всю длину корпуса.
Корпус производится в Швейцарии, его дизайн впишется в любой интерьер. В комнате видны только ярко-красный логотип Rega и серебряная кнопка питания Brio. Завершает композицию передней панели гнездо наушников, ряд тонких кнопок селектора входов и кольцевая ручка регулятора громкости. Все функции управления доступны также с небольшого пульта дистанционного управления.
На задней панели расположены пять входов RCA (включая вход MM-звукоснимателя) и RCA выход на запись, позолоченные акустические терминалы, сделанные на Дальнем Востоке по спецификациям Rega, разъём для подключения сетевого кабеля и предохранитель. Клемма заземления расположена на днище.
Усилитель очень компактный, 8,5х3,1х13,6 дюймов (216х79х345 мм). Выходная мощность составляет 50 Вт на канал на нагрузке 8 Ом и 73 Вт на канал на нагрузке 4 Ом. Инструкция предупреждает, что при длительной работе на полной мощности на 4 Ом температура корпуса может превысить комнатную на 40°C.
Для тестирования нового Brio Бэтмен использовал виниловые и лазерные носители. В его винтажной системе стоит вертушка Rega Planar 5 с головкой Ortofon 2M Red и акустика KEF Concerto. Олдскул…