Эталон достоверности звука

Эталон достоверности звука

   Состав системы:
CD-проигрыватель Chord Red Reference MkII (€21500)
Предварительный усилитель Chord CPA 5000 (€16000)
Моноблочные усилители мощности Chord SPM 1400E (€12200 штука)
Акустические системы Dynaudio Evidence Temptation (€37200)
Кабели акустические Cardas Audio Clear 2х2 м. (€5000)
Кабели межблочные CD-Пред. Cardas Audio Clear XLR 0,5 м. (€2100)
Кабели межблочные Пред.-Усилитель мощности Cardas Audio Golden Reference XLR 1 м. (€1500)
Кабели сетевые Cardas Audio Golden Reference (4х€460)

Компоненты Chord
Английская компания Chord Electronics по праву считается одной из самых высокотехнологичных в мире. Ее основатель Джон Фрэнкс в начале 80-ых работал в аэрокосмической промышленности, занимаясь разработкой качественных импульсных блоков питания для нужд военной авиации. В те времена музыкальные усилители были его хобби, Джон делал их в свободное время. Позже Фрэнкс поработал в компаниях Astec, Raytheon и AT&T, где потихоньку совершенствовал технологии импульсного питания. Только в 1989-ом году дождавшись, когда в связи с развитием компьютерных технологий импульсные источники перестанут быть такими дорогими, Фрэнкс зарегистрировал марку Chord и, разумеется, применил в своих первых усилителях любимое высокочастотное питание.

Не секрет, что в стандартных усилителях блок питания с силовым трансформатором занимает едва ли не половину полезного объема, поэтому традиционные усилители мощности такие большие. Напротив, прототипы Фрэнкса были компактны, непривычны и поэтому поначалу не пользовались большой популярностью. В начале 90-ых подход Фрэнкса для многих был совершенно непонятен. До сих пор импульсные блоки питания используются в основном в компьютерах и «бюджетном» секторе AV-аппаратуры, в среде Hi-End такие источники встречаются все еще сравнительно редко, потому что за высокий КПД, малые габариты и высокую скорость «перезарядки» приходится платить повышенными электромагнитными помехами, которые норовят пролезть в сигнальный тракт. Тем не менее, Фрэнксу удалось решить эти проблемы, в 1992-ом году его устройствами заинтересовались специалисты из студии BBC, а затем подтянулись и другие крупные «игроки», в числе которых были Abbey Road, Sony, Toshiba, Skywalker Ranch Джорджа Лукаса. Имя Chord стало известным, а у Фрэнкса появились средства для создания компонентов «домашней» электроники.

Cегодня компоненты Chord выделяются не только супертехнологичной начинкой, но и неповторимым футуристическим дизайном, сочетая в себе студийное качество звука и внешнюю привлекательность.

В CD-проигрыватель Chord Red Reference MkII включены эталонные транспорт и модуль цифро-аналогового преобразователя, а наличие в устройстве цифровых входов и выходов позволят владельцу по максимуму использовать сильные стороны каждого из «узлов» проигрывателя. Детали корпуса аппарата выточены из алюминия, шасси крепится к четырем мощным опорам, хромированным для пущего визуального эффекта. В верхнюю панель вставлен круглый иллюминатор с линзой, открывающий любопытным взглядам часть схемы проигрывателя. На фасаде двойной LED дисплей отображает информацию о воспроизводимом компакт-диске и разную служебную информацию, например текущую частоту дискретизации.

Red Reference MkII оснащен транспортным механизмом Philips CD Pro 2, оригинально расположенным под углом 45 градусов, что дает удобный доступ к лотку, даже если аппарат поставлен в рэковую стойку, крышка лотка обеспечена приводом с гидравлической амортизацией.

Внутренняя обработка сигнала в Red Reference является одной из самых сложных и совершенных среди всех существующих CD-проигрывателей. Частота дискретизации данных поднимается до 176,4 кГц, данные записываются в переключаемый буфер RAM, где синхронизируются кварцевым тактовым генератором, устраняющим джиттер. Во время повышающей дискретизации используется WTA-фильтр 18000-го порядка. Watts Transient Aligned фильтр назван в честь своего создателя Роберта Уоттса (Robert Watts), начинавшего разрабатывать новаторские ЦАПы еще в 90-ых в британской фирме Deltek/DPA. С Chord Electronics Уоттс сотрудничает с 1996-го года, и такие известнейшие продукты компании как конвертер DAC64 и самый современный цифро-аналоговый преобразователь Chord QBD76 были сделаны при его непосредственном участии. Кстати ЦАП Red Reference MkII унаследован от конвертора QBD76 и оснащен процессором с разрядностью 76 бит. На выходе конвертора применяется ограничение шумов 7-го порядка и, наконец, 2048-кратная передискретизация с улучшенной широтно-импульсной модуляцией.

Особенность всей схемы обработки сигнала является не только ее изощренная сложность, но и реализация с помощью логических матриц FPGA производства Xilinx, каждая из которых состоит из 200 тыс. элементов и командной микросхемы СППЗУ, которую в будущем можно перепрограммировать, дав ей новые возможности.

На обратной панели проигрывателя находится большой арсенал различных разъемов: два цифровых входа (XLR и TosLink), четыре цифровых выхода (BNC, TosLink и 2хXLR), аналоговые выходы RCA и XLR. Дополнительный вход Wordclock применяется для тактовой синхронизации проигрывателя с другими устройствами, Red Reference MkII он достался потому, что многие продукты Chord стоят в профессиональных студиях и должны следовать соответствующим стандартам. В домашних условиях интерфейс Wordclock пригодится едва ли. Нижнюю позицию среди всех разъемов занимают два триггерных выхода, с их помощью можно включать другие устройства Chord, например спрятанные в стойке.

Предварительный усилитель CPA 5000 входит в число референсных продуктов Chord, подобно прочим аппаратам фирмы его корпус выполнен из фрезерованного алюминия, имеет толстую лицевую панель и мощные боковые опоры. Предусилитель оборудован новейшим ультравысокочастотным блоком питания и точной, хорошо экранированной от взаимных наводок схемой, имеющей впечатляющее характеристики, например отношение сигнал/шум равное -120 дБ. Устройство оснащено 4 балансными входами с разъемами XLR и 4 небалансными – RCA, причем на каждом входе можно независимо регулировать чувствительность, добиваясь одинакового уровня громкости от разных источников. Два выхода RCA предназначены для записи, и оба можно задействовать одновременно. К входу с пометкой «A/V» можно подключить внешний звуковой процессор, сигнал с этого входа идет, минуя блок регулятора громкости. Выходной сигнал в Chord CPA 5000 подается на два выхода: один – балансный с разъемами XLR, другой – с разъемами RCA.

Моно-усилители мощности Chord SPM 1400E компактны, но на выходе дают до 480 Вт на 8-омной нагрузке и до 1 кВт на нагрузке с сопротивлением 2 Ом. Каждый усилитель укомплектован двумя выходами на акустические системы, выбор действующей АС определяется кнопками на передней панели. Набор входов состоит из небалансных разъемов RCA и балансных XLR, причем обе разновидности имеют два варианта фазировки: прямую и инвертированную. Схема SPM 1400E работает в AB-классе, в оконечном каскаде используются мощные полевые МОП транзисторы, эксклюзивного изготовления. В блоке питания стоят буферные общей конденсаторы емкостью 94 тыс. мкФ.

Всеми компонентами Chord легко и удобно управлять с помощью фирменного пульта ДУ. Пульт сделан под стать остальным продуктам фирмы: металлический каркас приятно тяготит руку, ряды кнопок логично разбиты на «тематические» группы. Самые используемые клавиши, например регулирующие громкость, расположены по центру и имеют больший размер по сравнению с остальными.

Блоки питания Chord
В блоках питания компонентов Chord сетевой ток несколько раз проходит стадию AC/DC преобразования, освобождаясь от помех. В схеме последовательно участвуют: входные сетевые фильтры, 1-ый выпрямитель с банком высоковольтных конденсаторов, полевые транзисторы, работающие на частоте 80 кГц, высокочастотный трансформатор с керамическим сердечником, 2-ой выпрямитель и затем банк буферных конденсаторов большой емкости. Выбирая время переключения можно менять уровень напряжения на выходе 2-го выпрямителя, тем самым отпадает необходимость в традиционном регуляторе громкости на базе потенциометра. Перед последним этапом ток проходит систему «динамического согласования» Dynamic Coupling. Это еще одна фирменная технология Chord, в которой применена сильная магнитная связь «положительного» и «отрицательного» отводов блока питания. В результате, если высокая мощность требуется от одного отвода, она фактически одинаково берется с двух линий, обеспечивая блоку питания очень высокую динамическую мощность. На контроле магнитных полей вокруг отводов базируется также защита от короткого замыкания и постоянного тока на выходе устройства.

Акустические системы Dynaudio Evidence Temptation
Датский производитель акустических систем и динамиков является одним из самых узнаваемых и уважаемых в мире. Dynaudio – среди тех немногих, кто разрабатывает и делает все части громкоговорителей своими силами и чьи колонки от самых «младших» серий выполняются по стандартам студийной техники. Но линейка Evidence находится на особом счету, занимая вершину пирамиды модельного ряда Dynaudio, и состоит из самых бескомпромиссных моделей, когда-либо созданных фирмой. В эти колонки заложен опыт инженеров и технологии, накопленные за без малого 40 лет существования Dynaudio.

Возглавляют серию акустические системы Master, имеющие модульный кабинет ростом более 2 метров и оснащенные двумя твитерами, двумя СЧ динамиками и двумя парами басовиков, размещенными на фасаде в симметричном порядке. Использованные в обзорной системе модели Temptation – «младшие» сестры Master, унаследовавшие от последних все черты конструкции за несколькими исключениями: в высоту колонки слегка не дотягивают до 2 метров, остановившись на росте 193.3 см, имеют несколько меньший объем корпуса и комплектуются басовиками меньшего калибра.

Кабинет Temptation состоит из трех секций: в идентичные верхний и нижний отсеки встроены басовики, средний бокс несет излучатели СЧ/ВЧ звена и кроссовер, помещенный в собственном изолированном отделении. Но если модели Master поставляются в трех блоках каждая, которые еще надо собирать на месте, используя систему металлических рельсов и соединительных кабелей Van den Hul, меньшие размеры кабинетов Temptation позволили производителю соединять их части прямо на заводе, отдавая заказчику две высокие коробки, дополненные еще одним боксом с двумя постаментами. Массивные постаменты Temptation выполнены из металла и снабжены амортизирующими алюминиевыми ножками с резиновыми кольцами в основании. При помощи регулировочных винтов пользователь может слегка менять высоту колонок, поднимая их в пределах до 6,5 см.

Фасад «среднего» бокса Temptation сделан из алюминия, имеет завидную толщину в 4 см и акустически выгодный профиль, обеспечивающий наилучшую дисперсию звука. Среднечастотные динамики оснащены фирменными мембранами MSP (магниево-силикатный полимер) диаметром 150 мм и 38-мм звуковыми катушками из алюминия. Твитеры оборудуются мягкими куполами диаметром 28 мм со специальным покрытием, в «пищалках» применены алюминиевые звуковые катушки с охлаждением ферромагнитной жидкостью и мощные неодимовые магниты. На фасаде головки твитеров утапливаются в алюминиевую панель, и каждая закрывается узкой титановой дугой, которая служит скорее для защиты купола, нежели выполняет функцию акустического рассекателя.

Для того, чтобы обеспечить прочность конструкции кабинеты басовиков изготавливаются из ДВП высокой плотности, а каждый алюминиевый диффузородержатель НЧ динамика прикручивается к корпусу 12-ю винтами. НЧ драйверы комплектуются MSP диафрагмами диаметром 170 мм, 75-мм алюминиевыми звуковыми катушками и гибридными магнитами из неодима и феррита. Размер басовиков намеренно выбран небольшим, чтобы улучшить скорость отклика, а сравнительный недостаток площади излучения каждой головки компенсируется увеличенным количеством динамиков. Для продления рабочего диапазона колонок в области нижнего баса в каждом НЧ отсеке применено фазоинверторное оформление с крупными задними портами. На этапе подготовки к сборке все динамики, используемые в колонках Evidence, тщательно подбираются и тестируются, в паре однотипных драйверов все электроакустические характеристики должны быть максимально идентичными.

Кроссовер Temptation имеет необычно сложную схему и собран из отборных элементов: керамических резисторов, медных катушек индуктивности с воздушным сердечником, полипропиленовых конденсаторов. Фильтры собираются на нескольких печатных платах с распорками из стекловолоконных блоков, между элементами проложены толстые медные дорожки, а внутренняя разводка выполнена посеребренным кабелем из бескислородной меди. В колонках применен 5-полосный разделительный фильтр 1-го порядка, имеющий частоты раздела 0.3, 0.5, 2.3 и 8 кГц. Подобная схема фильтров вместе с расположением излучателей на лицевой панели нужны для реализации фирменной технологии DCC – Dynaudio Directivity Control, которая контролирует направленность излучения колонки, убирая лишние отражения звука от пола и потолка. Кстати, в Temptation разработчики решили не «играть» с двух или трех-кабельными подключениями -- акустика и без того настроена наилучшим образом, поэтому к усилителю колонки коммутируются при помощи всего двух крупных клемм WBT: универсального типа и с позолоченными разъемами.

Для отделки колонок заготавливается отборный шпон, которым фанеруются бока басовых отсеков, в среднем сегменте бока покрываются черным рояльным лаком. Как стандарт используются отделки клен «птичий глаз» и палисандр, но возможен и третий вариант: отделка всех боковин черным лаком. Впрочем, за отдельную плату покупатель может заказать любой другой вариант расцветки.

Кабели Cardas Audio
В свое время, страстно любивший музыку, математик и специалист по электронике Джордж Кэрдас заинтересовался: почему в системах высокого уровня звучание заметно зависит от используемых кабелей. Кэрдас стал изучать этот вопрос и в 80-ых годах прошлого века создал одноименную кабельную компанию Cardas Audio. С тех пор фирма получила широкую известность за счет оригинальной и «запутанной» конструкции свих кабелей. Этот факт наглядно демонстрируют кабели семейств Clear и Golden Reference, которые занимают верхние позиции в модельном ряду Cardas Audio.

Кэрдас рассматривает кабель не только с позиций его электрических параметров: сопротивления, индуктивности, емкости и прочих, но как сложную электромеханическую систему со своими резонансами, которые зависят от массы, натяжения, жесткости материалов проводников и диэлектриков в проводе. Любые одинаковые жилы проводника имеют одни и те же резонансные частоты, которые при прохождении тока по кабелю лишь усиливают суммарный резонанс. Для того чтобы избежать этого эффекта Кэрдас использует в геометрии своих кабелей правило «золотого сечения». Конечно, не он его придумал, оно часто встречается в живой природе, его применяли древние египтяне при строительстве пирамид, а древние греки ваяли с его помощью скульптуры и сегодня поражающие совершенством пропорций. Но в кабелях именно Кэрдас стал «первооткрывателем» этого старого как мир принципа. Соотношения диаметров жил, шагов навивки, толщины и размеров экранов и изолирующих слоев, все они крутятся вокруг числа 1.16180339887… Говоря по простому, в кабелях Cardas все проводники и диэлектрики укладываются так, чтобы не усиливать резонансы друг друга. Этому способствует и технология Constant Q – постоянная добротность, которая достигается за счет уменьшения сечения жил к центру проводящей части кабеля. По технологии Crossfield жилы свиваются таким образом, чтобы компенсировать электромагнитные излучения друг друга. По технологии Matched Propagation согласуются скорости сигнала в проводнике и окружающем диэлектрике. В компании в хорошем смысле помешаны на чистоте используемой меди, и контролируют процесс производства кабеля, начиная с ее добычи. Можно сказать, что в проводах Cardas применяется не просто чистая медь, а сверхчистая. И все дальнейшие методы выделки кабеля, сводятся к тому, чтобы медь такой и оставалась: вытяжка проволоки происходит с участием алмазных фильер в бескислородной атмосфере, полученные жилы, не дожидаясь даже минимальной коррозии, сразу превращаются в литцендрат, покрываясь уретановой эмалью. В изолирующих слоях кабелей Cardas используется высококачественный тефлон, свернутый в полые трубки – воздух прекрасный диэлектрик. В топовых кабелях Clear коннекторы соединяются с проводником кабеля не пайкой с припоем, а методом штамповки под прессом, обеспечивающим идеальный электрический контакт.

Звучание системы
Все три производителя, предоставившие образцы своей продукции для обзорной системы, активно занимаются разработкой студийной техники, да еще каждый компонент в системе представляет сплошь верхние линейки, поэтому мы ожидали от нее звучание высочайшей точности и, в принципе, не ошиблись. Конечно, детальность, хотя и является заметной чертой звучания системы Chord/Dynaudio/Cardas, – отнюдь не единственное ее преимущество. И все же именно необычайная разборчивость тембров и контрастность музыкальной сцены приковывает внимание в первую очередь, к подобной голографичности звука нужно даже какое-то время привыкать, потому что хорошо знакомые записи, неоднократно использованные в тестах разной аппаратуры, открываются совершенно по-новому, показывая доселе скрытые нюансы.

Удивительно подробно система продемонстрировала нам разнообразие приемов игры на струнных музыкантов камерного трио Masada (скрипка, виолончель и контрабас) в альбоме Джона Зорна Issachar: щипковые техники (пиццикато), смычковые, странные хроматические пассажи. Issachar – альбом экспериментальный, местами сложный для восприятия и просто слишком резкий для слуха, но незаурядное мастерство исполнителей, играющих камерный джаз, сомнению не подлежит и то, что системе Chord/Dynaudio/Cardas удалось показать все нюансы – дорогого стоит. В оригинальной интерпретации сюит Баха солировал живой и выразительный гобой Алексея Уткина, играющего под аккомпанемент музыкантов камерного оркестра Эрмитаж. Запись воспроизводилась с редкой естественностью тембров и широкой, воздушной сценой с блестящей локализацией каждого инструмента в оркестре. В нескольких других записях система сумела бережно передать архаичное очарование «голосов» гамб и испанских виуэл или же предков современных тромбонов, сэкбатов.

Пожалуй, в смысле информативности звука компоненты системы Chord/Dynaudio/Cardas, начиная с референсного проигрывателя Chord Red Reference MkII и заканчивая АС Dynaudio Temptation, могут выжать из записей компакт-диска все, на что формат CD вообще способен. Наверное, можно найти другие системы, которые дадут столько же деталей, но превзойти «героев» этого обзора едва ли реально. Даже в симфонических композициях система четко и раздельно рисует все группы инструментов, рельефно показывает дальние планы, правдиво передает реверберации зала, то есть показывает весь концертный зал в его реалистичном масштабе.

В заслугу системе можно поставить и то, что ее звук является очень ровным и нейтральным: от нижнего баса до верхней октавы не заметно каких-либо посторонних акцентов или смягчений. Избегает система и каких-то украшательств, вроде добавления теплоты в середину, которая может сделать звучание некоторых записей более эмоциональным и комфортным, но в ущерб правдивости. Вообще, система Chord/Dynaudio/Cardas «безжалостно» показывает все мельчайшие нюансы фонограммы, даже такие, которые хотелось бы скрыть, например, аналоговые шумы или подчеркнутые сибилянты, когда вокалист при записи слишком близко держит микрофон. Поэтому некоторые любимые композиции, которые на других системах приводили в восторг, здесь вызывали противоречивые чувства. Что поделаешь, система ни одной ошибки записи не прощает.

За динамику звука система также заслуживает высший балл. Наверное, можно получить более плотный и атакующий нижний бас, если, к примеру, Temptation заменить на флагманы Dynaudio из той же серии Evidence Master, но и в «текущем» составе система звучит одинаково чисто и разборчиво на самых тихих фрагментах и на всплесках фортиссимо.

Нельзя не упомянуть еще один момент: почти невероятную «скорость» звука, которую в англоязычной литературе, как правило, называют термином «тайминг». Все временные переходы обрабатываются системой с безукоризненной точностью, инструменты в оркестровых тутти вступают в нужное время, паузы длятся сколько положено. Особенно впечатлила собранность и необычайная очерченность образов басовых инструментов и то насколько сфокусировано они показываются в ансамбле с другими инструментами и на музыкальной сцене.

Разумеется, в тесте мы использовали записи разных жанров, не только классическую музыку. Система одинаково эффектно воспроизводит и симфонии Стравинского, и органные фуги Баха, Тома Уэйтса с его фирменным хриплым вокалом, энергичные рок-композиции Pink Floyd и Led Zeppelin – все игралось в неподражаемой сверхдетальной манере, не забывая ни одного штриха фонограммы.

Послезвучие
Обзорная стерео система, составленная из компонентов Chord, Dynaudio и кабелей Cardas, гармонична во всех отношениях: по мониторному стилю звучания, по классу компонентов, даже по дизайну и расцветке черная с серебром электроника Chord подходит к такой же акустике Dynaudio Temptation. У звучания системы множество достоинств: оно ровное, нейтральное, с глубоким басом и ясным, далеко проработанным верхом, довершает набор положительных качеств бескомпромиссная детальность и прекрасная динамика звука. В общем, система Chord/Dynaudio/Cardas предназначена для максималистов и по качеству звука удовлетворит самого взыскательного меломана, ограничение лишь одно – очень высокая стоимость.

Кстати, несмотря на солидные габариты, колонки Dynaudio Temptation хорошо работают в помещениях среднего размера (технология DCC в действии), и вполне раскроют гигантский потенциал системы в комнатах площадью от 40 кв. м.

Источник: avreport.ru



 

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: