Тест стереоусилителя Cayin CS-150A: лампа все еще способна удивлять

Тест стереоусилителя Cayin CS-150A: лампа все еще способна удивлять

Как оставить от лампового звука все хорошее и избавиться от всего плохого? Спросите Cayin

Для чего чаще всего покупают ламповые усилители? Конечно же, для того, чтобы получить тот самый теплый ламповый звук — комфортный, приятный, уютный, немного неторопливый, лишенный суеты. Одним словом — ради специфической атмосферы. И когда меня спрашивают, какой ламповик купить для получения такого эффекта, я нередко рекомендую низко- и среднебюджетные аппараты Cayin серии CS.

Ряд моделей из этой серии я тестировал, и результат был неизменный: хорошее соотношение цена/качество/мощность плюс полное соответствие ожиданиям в плане характера звука. Одним словом — классический ламповик, каким его обычно представляют. Но когда я познакомился со старшей моделью CS-150A, мое отношение к серии CS, да и к производителю в целом, поменялось.

f14a4a8-4073-4042-bd22-3873fb2fd3ae.jpg

Знакомство

Ассортимент ламповых стереоусилителей Cayin достаточно широк. Он начинается с совсем скромных маломощных моделей, выдающих по 9 Вт на канал, и CS-150A с его 100 Вт в ультралинейном и 55 Вт в триодном режимах является самым старшим и самым мощным аппаратом из актуальной линейки.

6c9ae6b-b8b2-42e4-b6b0-33d44bdc0791.jpg

Особенно примечательно то, что все ламповики Cayin выполнены в едином, абсолютно классическом форм-факторе с некоторыми нюансами в оформлении. По этой причине сходу понять, насколько дорогой и мощный усилитель стоит перед вами, довольно проблематично. И в данном случае речь скорее о том, что даже бюджетные модели бренда выглядят солидно и дорого, а не о том, что старшие аппараты кажутся простыми. Особого лоска добавляет аккуратность изготовления всех деталей и покраска основной части корпуса в синий металлик.

Это в полной мере касается и CS-150A. Ручки громкости и селектора входов массивные, металлические, а риска на регулировке громкости подсвечивается. Управление основными функциями возможно с пульта ДУ, который также изготовлен из алюминия и выглядит весьма солидно, соответствуя стоимости и классу усилителя.

Среди ламповиков Cayin, принадлежащих к среднему сегменту, есть много моделей с расширенной функциональностью. Они имеют фонокорректоры, цифровые входы и даже Bluetooth. Поскольку CS-150A является старшей моделью, в которой по умолчанию все подчинено качеству звука, ничего лишнего в схеме нет.

768e7ff-d1a7-43b6-a4b3-ae484704af9a.jpg

Для удобства коммутации добавили один балансный вход и вход на усилитель мощности, обеспечивающий интеграцию в кинотеатральную систему и позволяющий задействовать внешние, более продвинутые регуляторы громкости, которые иногда можно встретить в топовых ЦАПах и других устройствах — вот и все усложнения. Подключение акустики реализовано традиционным способом: с двумя отводами трансформатора на 4 и 8 Ом, что позволяет лучше согласовать усилитель с акустикой. Впрочем, к вопросу согласования мы еще вернемся чуть позже.

Конструкция и лампы

Первая и самая очевидная особенность конструкции CS-150A — это, конечно же, набор ламп: они сразу на виду. На выходе установлены по две мощных КТ150 на канал, а во входных и драйверных каскадах используются лампы 6SN7. И те, и другие имеют маркировку американского бренда Tung-Sol, а производятся, как известно, на Саратовском ламповом заводе, что подтверждает надпись Made In Russia.

Загадочная дополнительная лампа, установленная в самом центре аппарата и отмеченная еще одним американским логотипом RCA, имеет маркировку 22DE4. По сути это электровакуумный диод, который используется в качестве выпрямителя в блоке питания.

b139060-376e-475f-9f02-8120044d138d.jpg

Питанию в усилителях разработчики Cayin в принципе уделяют много внимания. Так, например, в большинстве моделей используются тороидальные трансформаторы, изготавливаемые на заказ. А в CS-150A к этому решили добавить еще и ламповый выпрямитель взамен обычного полупроводникового, что явно вносит свой вклад в качество звучания.

И раз уж речь пошла о трансформаторах, имеет смысл упомянуть и сигнальные. На выходе в CS-150A установлены кастомные версии на Ш-образном железе, которые подбираются для каждого аппарата по парам.

Из тонкостей конструкции стоит отметить использование навесного монтажа, сокращающего пути сигнала и количество паек, а также применение высококлассных комплектующих: керамических гнезд для ламп, посеребренных кабелей, конденсаторов и резисторов аудиофильского качества. Для регулировки громкости используется моторизированный потенциометр ALPS, а коммутация сигнала реализована на реле.

Настройка

При первоначальном запуске усилителя необходимо провести целый ряд манипуляций по его настройке. Для начала необходимо проверить токи смещения выходных ламп и скорректировать их при необходимости.

67e10c0-2cfb-4dd9-bc50-5088e69cad5c.jpg

Всю процедуру разработчики упростили насколько это в принципе было возможно: на верхней панели располагаются стрелочный индикатор, тумблеры и потенциометры, для поворота которых потребуется небольшая отвертка. Никаких дополнительных измерительных приборов, а шкала индикатора не имеет каких-то маркировок, там лишь отмечена зона, в пределах которой должна находиться стрелка.

На прогретом усилителе нажимаем тумблер — и индикатор показывает текущее состояние соответствующей лампы; если стрелка оказалась вне рабочей зоны, очень медленно и аккуратно поворачиваем потенциометр и затем переходим к следующей лампе. Так устанавливаются рабочие режимы, которые время от времени стоит проверять. С автосмещением, конечно, было бы проще, но звук был бы не так хорош. Поэтому ради качества можно иногда уделить внимание техническому обслуживанию любимого усилителя.

Следующие настройки — это два тумблера, расположенные слева от регулятора громкости. Один из них, NFB, меняет глубину отрицательной обратной связи, а второй, BIAS, опять же связан с током смещения, но меняет режим работы сразу всех ламп выходного каскада и помогает лучше согласовать усилитель с акустикой (уже после того, как вы выбрали правильную выходную клемму, разумеется).

9568ef5-47c4-45d2-a971-4a7d0d0456a2.jpg

На практике разные положения переключателя  BIAS дают несколько разную степень контроля нижних частот. Бас можно сделать либо более четким, собранным и хорошо контролируемым, либо более рыхлым и за счет этого более объемным. Нельзя сказать, что разница радикальная, но она определенно прослеживается, особенно на более сложной нагрузке.

Эффект от работы переключателя глубины обратной связи NFB также заметен в нюансах: с более глубокой обратной связью звук более собранный, сфокусированный, можно даже сказать, что более аналитичный, а с меньшей глубиной звучание более мягкое и расслабленное.

Третий переключатель выбирает режимы работы схемы: ультралинейный или триодный. Это единственный из трех тумблеров, который не механический, а электронный, и его функция продублирована на пульте ДУ. Подразумевается, что как раз выбор схемотехники и будет использоваться при прослушивании наряду с выбором входов и регулятором громкости. Поэтому о том, какой он производит эффект, я сейчас расскажу подробнее.

Скорость звука

Для тестирования усилителя выбрали две модели акустики высокого класса: ELAC Concentro S503 и Penaudio Serenade Signature. Обе модели обладают исключительным разрешением, благодаря чему не станут узким местом в системе. При этом и полочники, и напольники имеют чувствительность 87 дБ и справляется с ними далеко не каждый усилитель, особенно ламповый.

f7ab31b-199b-4590-8374-08bec8cbe092.jpg

У ELAC рекомендуемая мощность указана в диапазоне 120-200 Вт, а в случае с Penaudio все интереснее: в паспорте хоть и заявлено 40 Вт, но вполне очевидно, что трехполосным напольникам с двумя басовиками ток нужен немаленький, особенно если есть желание включить чуть погромче. Одним словом, задача перед CS-150A была поставлена весьма серьезная — и он не спасовал. Даже в менее мощном триодном режиме усилитель вполне уверенно работал и с ELAC, и с Penaudio.

И один только этот факт уже открывает достаточно заманчивые перспективы: перед нами полный стереоусилитель с чисто ламповой схемотехникой, который справляется с достаточно сложной и требовательной нагрузкой. Без каких-либо хитростей с биампингом, без пары моноблоков, без гибридных лампово-транзисторных схем. Просто берем один ламповик и не особенно ограничиваем себя в выборе акустики. А дальше — еще интереснее!

Кнопка переключения режимов триодный/ультралинейный делает из CS-150A два усилителя с разным характером подачи музыкального материала. В триодном звучание более сглаженное и красивое. Тембральная окраска наиболее богата, верх мягкий, середина певучая и выразительная, бас объемный и масштабный.

50cbcba-004b-4a42-8139-6b1379f1c18e.jpg

Сцена голографична, ощущаются пространство и воздух записей, источники звука хорошо локализируются в пространстве. Характер подачи похож скорее на качественный транзисторник класса А: ламповая природа звука особенно не ощущается, разве что в каких-то нюансах и на сложном материале.

Ультралинейный режим вполне ожидаемо выдает более бодрый, энергичный и драйвовый саунд. Музыка подается плотно и напористо, бас четкий, хорошо контролируемый, появилось ощущение, что верха стали чуть острее и ярче, чем были в триоде. Ламповых призвуков, опять же, почти нет, благодаря чему сохраняются и фокусировка звуковой сцены, и высокое разрешение.

Но больше всего удивили динамические возможности усилителя: на быстрой музыке CS-150A демонстрирует такую атаку, которой позавидуют многие транзисторные аппараты. Я, озадаченный этим наблюдением, включал и метал, и разнообразную электронную музыку, и даже старика Чака Берри — а усилитель проявлял исключительную скорость реакции и ни разу не сбился с ритма. После этого я вернулся в триодный режим и, надо сказать, он тоже не отличается медлительностью и вальяжностью, как это обычно бывает.

995ef6c-a4f8-4004-905f-b6930d432dba.jpg

Получается, что в модели CS-150A разработчики Cayin избавились от типовых проблем ламповиков: и четные гармоники звук не перекрашивают, и с динамикой полный порядок. При этом в звуке остались цельность, выразительность и естественность, свойственные лампам в целом, равно как и прозрачность и детальность, присущие высококлассным ламповым аппаратам.

Если говорить о жанровости, то с грамотным переключением режимов кнопкой на пульте CS-150A можно назвать на 100% универсальным аппаратом. В самом крайнем случае можно даже встать с дивана и щелкнуть переключателем обратной связи, чтобы звук уж совсем идеально подходил под воспроизводимый материал.

В подавляющем большинстве случаев достаточно просто включать триодный режим для джаза, блюза, камерной классики, вокала и акустической музыки и не забывать переключаться в ультралинейный режим при прослушивании симфонических произведений, рока, метала, электроники и поп-музыки.

Итог

После знакомства с Cayin CS-150A мое отношение к бренду, точнее, к его ассортименту ламповиков, поменялось в лучшую сторону. Раньше я воспринимал его как производителя вполне классических ламповых усилителей с сочетанием цена/качество/мощность более привлекательным, чем у европейских, американских и японских приозводителей, но с неизменно традиционным «теплым ламповым» саундом.

60a2540-4e35-4c76-b4c8-0c0c6e1313cc.jpg

Теперь же понятно, что Cayin способен производить по-настоящему уникальные аппараты, способные удивить и порадовать даже искушенных аудиофилов. Разработчики выжали из этой конструкции максимум качества и обеспечили высокую мощность, которая избавляет пользователя от необходимости тщательно подбирать акустику. А строго дозированная и совершенно не доминирующая ламповая теплота не вызывает дискомфорта, делает усилитель по-настоящему универсальным и музыкальным. Ну и динамика, конечно, выше всяких похвал.

Справедливости ради замечу что Cayin CS-150A — не единственный ламповик на рынке, звучание которого способно конкурировать по динамике с транзисторными моделями. С ходу назову еще пару брендов, производящих подобные аппараты — тот же Octave имеет ламповики мощностью 110-120 Вт со схожим характером, но в своем бюджете конкурентов у Cayin CS-150A, по-моему, нет, и по этой причине он становится практически единственной альтернативой гибридным усилителям и связкам типа ламповый пред + транзисторный оконечник.

ДОСТОИНСТВА

гибкие возможности настройки звучания, отличная динамика, высокая мощность, выгодное соотношение цена/качество

НЕДОСТАТКИ

ручная настройка ламп

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

  • Выходная мощность: 2х55 Вт — триодный режим, 2х100 Вт ультралинейный режим

  • Диапазон частот: 9-50000 Гц (-3 дБ)

  • Соотношение сигнал/шум: 90 дБ

  • Искажения: 2%

  • Входы: 2х RCA, XLR, Pre In

  • Выходы: клеммы на 4 и 8 Ом

  • Габариты: 420х218х389

  • Вес: 34 кг


Источник: stereo.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: