Моноблоки Electrocompaniet AW800M

Моноблоки Electrocompaniet AW800M

Норвежская Electrocompaniet в нынешнем году отметила своё 50-летие, и к этой годовщине подготовила подарок для своих поклонников. Формально усилители AW800M считаются монофоническими, и вполне обоснованно, но на самом деле они двухканальные и могут работать в режиме стерео.

Эту разработку можно считать логичным продолжением модели Nemo (AW600), но с реализацией на гораздо более высоком уровне. Причём не только с точки зрения выходной мощности — изменения коснулись и характера звучания.

Electrocompaniet_AW800M_35.jpg

ТРИ КИЛОВАТТА С ОРКЕСТРОМ

В своих обзорах, посвящённых компонентам Electrocompaniet, я не раз упоминал об особом характере их звучания, который уверенно узнаётся на слух. И у этой особенности имеются глубокие исторические корни. Нильс Бьёрне Квам (Nils Bjarne Kvam) решил выпускать технику под собственным брендом после посещения сессии AES, на которой профессор Матти Отала сделал сенсационный доклад о том, почему интермодуляционные искажения портят звучание транзисторных усилителей и выявил причину их появления — неправильную организацию обратной связи. Было это в 1973-м, а уже через три года совместно с Пером Абрахамсеном (Per Abrahamsen) был создан дебютный 25-ваттный интегральник, который впоследствии получил похвалу от журнала The Audio Critic как «лучший по звучанию усилитель в мире».

Рекомендации Матти Отала по устранению «транзисторного звучания» легли в основу всех усилителей Electrocompaniet.

Electrocompaniet_AW800M_27.jpg

Electrocompaniet_AW800M_49.jpg   Electrocompaniet_AW800M_37.jpg   Electrocompaniet_AW800M_66.jpg

Усилитель как провод

Напомню, что Матти Отала разработал схему, в которой общей обратной связи не было — она заменялась несколькими короткими петлями в отдельных каскадах. Звучанием такие усилители немного напоминают безОСные, но, в отличие от них, способны работать с любой, даже самой сложной акустикой. Отсюда и узнаваемый характер, сочетающий реальную ударную мощь с пластичной и деликатной подачей. Мне такая подача всегда нравилась, поскольку не слушаю ни Heavy Metal, ни нейрофанк — ничего в этом роде. Но любители жёстких жанров не раз упрекали усилители Electrocompaniet (в частности, моноблоки Nemo) в излишней мягкости, и при создании AW800M норвежские инженеры решили учесть их пожелания. Как это отразилось на звучании, расскажу чуть позже.

AW800M не являются умощнённой версией Nemo (AW600) — юбилейные монстры проектировались с нуля, на что потребовалось три года напряжённой работы.

Сразу замечу, что несмотря на внешнее сходство, новые Electrocompaniet AW800M не являются умощнённой версией Nemo (AW600) — юбилейные монстры проектировались с нуля, на что потребовалось три года напряжённой работы. В каждом оконечнике два усилительных канала с собственным силовым трансформатором, независимыми входами и выходами. В режиме моно они включаются мостом, а в стерео — по одиночке. Осуществляется это тумблерами на задней панели. Звуковой тракт полностью дискретный, балансный от входа до выхода с оконечными каскадами класса AB, хотя до 10 Вт они работают в чистом классе А. Все каскады, помимо выходного, при любом уровне громкости работают в А. Выходная мощность в режиме моно впечатляет: 800 Вт на 8 Ом, 1500 Вт на 4 Ом и 2200 Вт на 2 Ом.

Electrocompaniet_AW800M_06.jpg

Топологию звукового тракта AW800M производитель описывает так: широкополосные каскады с высоким быстродействием, соединённые непосредственно, без разделительных конденсаторов. Заведомо высокие параметры схемы и комплектующих позволили обойтись без общей обратной связи и при этом получить выдающиеся характеристики усилителя в целом: диапазон усиливаемых частот с фильтром и без от 0,5 Гц до 220 кГц/1,1 МГц, нелинейные искажения 0,0006%, отношение сигнал/шум -122 дБ, быстродействие 270 вольт в микросекунду.

Выходные каскады на 32 широкополосных биполярных транзисторах обеспечивают ток, достаточный для раскачки самой тяжёлой низкоомной акустики.

Всё это — основа фирменной концепции AmpliWire (отсюда и буквы AW в названии модели), которая подразумевает, что усилитель должен себя вести как кусок провода — ничего не добавлять и не вносить какой-либо окраски, чтобы звучание оставалось максимально близким к оригиналу.

В модели AW800M реализован улучшенный вариант AmpliWiwire 2: выходные каскады на 32 широкополосных биполярных транзисторах обеспечивают ток, достаточный для раскачки самой тяжёлой низкоомной акустики с минимальными искажениями.

Electrocompaniet_AW800M_amplifiers-ra-mat_4.jpg

Выходные каскады получают питание от серьёзно обновленного источника с блоком конденсаторов общей емкостью 210 000 мкФ. Тороидальные трансформаторы закрыты магнитными и электростатическими экранами, блокирующими излучаемые ими поля. Переменное напряжение из розетки фильтруется от ВЧ-помех и постоянной составляющей, уменьшается возможная асимметрия переменного напряжения. Поэтому производитель не видит смысла в дополнительных фильтрах или кондиционерах питания и рекомендует включать усилители непосредственно в розетку.

До 10 Вт наши испытуемые работают в классе А, поэтому проблема «первого ватта» на слух не ощущается — в звучании нет ни жёсткости, ни окраски.

Для AW800M был также разработан обновленный дизайн, но в рамках строгих скандинавских традиций: подсвечивающийся 3D-логотип на толстой акриловой лицевой панели и новое оформление кнопки включения. 55-килограмовая масса усилителя потребовала более жёсткого шасси, которое было также полностью перепроектировано и усилено двумя стяжками между передней и задней стенками.

Скорость и ускорение

Испытательная система у нас почти монобрендовая (см. таблицу в конце), если не считать проигрывателя винила Bergmann Magne и акустических систем Magico S5 Mk II. Все компоненты, включая кабели ZenSati Seraphim, нам прекрасно знакомы, так что вклад AW800M, по идее, определить будет несложно.

Electrocompaniet_AW800M_74.jpg

Electrocompaniet_AW800M_60.jpg   Electrocompaniet_AW800M_76.jpg   Electrocompaniet_AW800M_77.jpg

На самом деле это оказалось не совсем так. Усилители работали в режиме моно с удвоенной мощностью, но даже в этом случае обнаружить какие-либо характерные для киловаттных оконечников не удавалось. Первым делом прослушал несколько знакомых хай-резов на небольшой громкости. Напомню, что до 10 Вт наши испытуемые работают в классе А, поэтому проблема «первого ватта» на слух не ощущается — в звучании нет ни жёсткости, ни окраски, свидетельствующей о повышенных искажениях. Похоже, спектр гармоник короткий, как и положено усилителю без общей обратной связи. Но поскольку местные ОС всё же есть, AW800M прекрасно контролируют НЧ-диффузоры в солидных башнях Magico. Система на комфортных уровнях играет легко, прозрачно, с бережной подачей музыки. Но это качество хоть и полезное, но всё же второстепенное — от усилителей такой мощности всё-таки ждёшь чего-то иного.

Оркестр врубает tutti, и вас буквально накрывает звуком, как в реальном концертном зале. И никакой окраски, потери разборчивости или компрессии.

И ожидания, должен сказать, оправдываются: прибавляю уровень на предусилителе, звуковое давление растёт, попутно меняется и подача. Она более контрастная, энергичная, с прекрасно проработанными краями диапазона, причём бас — отдельная история. Усилители филигранно управляют сдвоенными 10-дюймовыми диффузорами, причём контроль не ослабевает и на большой громкости — как на ладони преимущество закрытого оформления. Во-первых, это скорострельность, которая проявляется на быстрых барабанных сериях, а во-вторых — чёткие, без гула и затяжки удары. На хорошо записанном виниле серии Living Stereo низкие ноты при заходе в самую глубину сохраняют буквально осязаемую рельефность. Громкие резкие звуки воспроизводятся мгновенно, хлёстко и без лишних послезвучий. В характере моноблоков уже нет той нерешительности на резких контрастах, что была присуща оконечникам Nemo.

Electrocompaniet_AW800M_82.jpg

AW800M усилители по-настоящему боевые, но без склонности к театральным эффектам и излишне яркой подаче. Они хорошо сбалансированы по всему рабочему диапазону, одинаково красиво отыгрывают самые разные жанры — живо, без малейшей аппаратной подкраски. Динамический потенциал кажется бесконечным, невозможно представить, что этих гигантов можно вогнать в перегрузку. Причём для понимания совершенно не обязательно доводить звуковое давление до болевого порога — запас по динамике можно оценить по мгновенному росту громкости, который происходит при резких изменениях входного сигнала. Оркестр врубает tutti и вас буквально накрывает звуком, как в реальном концертном зале. И никакой окраски, потери разборчивости или компрессии.

Детальность воспроизведения настолько высока, что без труда можно отличить FLAC от DSF, не говоря уже о CD. Любопытно, что инженеры Electrocompaniet добиваются аналогового звучания, а в результате доказали, что правильная цифра во многих отношениях интереснее.

Так что норвежских разработчиков можно поздравить с успехом. Действительно, за 50 лет они научились многому.

Electrocompaniet_AW800M_13.jpg

СИСТЕМА

  • Проигрыватель винила Bergmann Magne
  • CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC1 Mk V
  • Стример Electrocompaniet ECM1 MK II
  • Фонокорректор ECP2 Mk II
  • Акустические системы Magico S5  MK II
  • Кабели ZenSati Seraphim

Electrocompaniet AW800 

Производитель: Electrocompaniet AS (Норвегия)

electrocompaniet.com

Выходная мощность 8/4/2 Ома в режиме стерео: 300/600/1000 Вт || То же, в режиме моно: 800/1500/2200 Вт || Диапазон усиливаемых частот с фильтром/без: 0,5 Гц — 220 кГц/0,5 Гц — 1,1 МГц || Нелинейные искажения: 0,0006% || Усиление моно/стерео: 35/29 дБ || Отношение сигнал/шум: -122 дБ || Скорость нарастания выходного напряжения: 270 В/мкс || Входное сопротивление: 330 кОм (RCA), 25 кОм (XLR) || Коэффициент демпфирования 8 Ом: 1000 || Входы: 3 х XLR || Выходы: 3 х XLR || Отделка: чёрная || Габариты (Ш х В х Г): 406 x 292 x 488 мм


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: