Тактовый генератор Aurender MC20

Тактовый генератор Aurender MC20

Aurender выпускает массу цифровой техники, в т.ч. и очень высокого класса, но мастер-клока в её ассортименте до недавнего времени не было. MC20 — аппарат серьёзный — построен на базе рубидиевого временного эталона, имеет систему подавления джиттера и несколько выходов для синхронизации нескольких устройств.

Посмотрим, какой прирост качества мы получим, подключив его к очень серьёзному источнику.

Aurender_MC20_451.jpg

КВАНТОВЫЙ СКАЧОК

Внешнее тактирование звуковых устройств пришло в домашнее аудио из профессиональных студий, где приходится синхронизировать работу множества цифровых устройств — АЦП, ЦАП, микшерных пультов, компрессоров, HDD-рекордеров и т.д. Все они, как правило, соединяются «звездой», т.е. тактовый генератор с несколькими выходами (master) находится в центре, а к нему коаксиальными кабелями подключается вся периферия (slaves). И делается это не для улучшения звучания, а во избежание искажения и потерь информации из-за отсутствия взаимопонимания между звеньями системы.

В домашней технике принцип master — slave тот же, но приоритеты здесь иные.

Сверим часы

Современная аудиосистема тоже может состоять из нескольких цифровых устройств — стримера, CD-транспорта, ЦАПа, сетевого коммутатора и т.д. Но здесь на первый план выходит борьба с джиттером и помехами, которые возникают при взаимодействии устройств между собой и приходят извне по витой паре. И со всем этим Aurender успешно борется: в сетевых проигрывателях, например, порты Ethernet имеют двойную гальваническую развязку (через оптроны), благодаря которой помехи по нулевой шине не попадают на вход и не передаются другим подключенным устройствам.

Aurender_MC20_442.jpg

Aurender_MC20_464.jpg   Aurender_MC20_445.jpg

Второй заслон — колоссальной ёмкости буфер, в который загружаются все полученные извне данные. Это диски SSD ёмкостью 120/240 Гб, на которые сначала данные записываются, а затем извлекаются с тактированием от прецизионного генератора и передаются на цифроаналоговый конвертер. Если всё происходит в пределах одного устройства, больше и желать нечего — что, собственно, мы не раз отмечали при практических испытаниях «Аурендеров». А если источник двухблочный, результат гарантировать на 100% уже не получится из-за возможных артефактов при передаче данных и, прежде всего, из-за увеличения джиттера в тактовых импульсах.

Для решения подобных задач и был создан тактовый генератор MC20, позволяющий синхронизировать несколько цифровых устройств единым клоком беспрецедентной стабильности.

Для решения подобных задач и был создан тактовый генератор MC20, позволяющий синхронизировать несколько цифровых устройств единым клоком беспрецедентной стабильности.

Именно от этого параметра конечном итоге и зависит точность восстановления информации при конвертировании. Для её оценки существует особый критерий — уровень фазового шума. На самом деле это не шум в привычном понимании, а случайные флуктуации частоты и фазы выходного сигнала генератора. Чем выше частота, тем меньше должен быть фазовый шум, и для цифрового аудио это особенно актуально.

В MC20 штатный мастер клок на 10 МГц устроен по принципу OCXO (Oven Controlled Crystal Oscillator), т.е. кварцевый генератор помещается в горячо разогретую камеру (oven — печь), и даже резкие изменения внешней температуры не влияют на выходную частоту. Такой генератор гораздо более дорогой, сложный и громоздкий по сравнению с традиционными TCXO, в которых поддерживается невысокая, но постоянная температура кварца, зато обладает радикально меньшим фазовым шумом.

Aurender_MC20_517.jpg

Aurender_MC20_520.jpg   Aurender_MC20_524.jpg   Aurender_MC20_512.jpg

Но и это ещё не всё. На задней панели MC20 имеется ниша для установки мастер-клока, основанного на рубидиевом стандарте частоты. И если применение OCXO можно считать высокой технологией, то этот модуль — просто космос. Причём в самом прямом смысле: такие генераторы применяются в системах навигации, связи и телеметрии в аэрокосмической промышленности. Рубидиевый модуль работает по принципу привязки частоты кварцевого генератора к высокостабильной линии атомного перехода в парах изотопа Rb 87. Технология действительно серьёзная — отечественный рубидиевый генератор величиной с три сигаретные пачки, например, стоит около 850 тыс. руб.

И если применение OCXO можно считать высокой технологией, то этот модуль — просто космос. Причём в самом прямом смысле

Из приведённых производителем данных следует, что рубидиевый мастер клок обеспечивает на выходе MC20 фазовый шум на 15 дБ (т.е. в 5,6 раз) ниже, чем OCXO, и это колоссальное улучшение.

В аппарате два независимых канала — A и B, и у каждого по паре выходов BNC для частот дискретизации (Clock Out), а мастер клок 10 МГц выводится на попарно на четыре разъёма — два для линии 75 Ом и два для 50 Ом. Входы — USB A и коаксиальный на BNC 75Ω.

Для каждого канала частоту дискретизации можно выбрать кратной 44,1 и 48 кГц. Множители такие: х1, х2, х4, х8 и х16 для первого формата и х32, х64, х128, х256 и х512 для второго.

Aurender_MC20_542.jpg

Генератор собран в полноразмерном корпусе из алюминия. Компоновка двухэтажная: внизу смонтирована система питания с тремя силовыми трансформаторами и семью довольно мощными стабилизаторами напряжения, а сверху — вся цифровая часть с преобразователями частот дискретизации. Весит MC20 более 20 кг.

Улучшить совершенное

Разумеется, чтобы работать с внешним клоком, воспроизводящая техника должна иметь входы для тактового сигнала. Именно такая и была собрана в единую систему для испытаний Aurender MC20. Это двухблочный топовый сетевой проигрыватель Aurender N30SA и цифроаналоговый конвертер dCS Rossini Apex. Причём N30SA разделён следующим образом: в одной части находится источник питания, процессоры индикации и управления, цифровой транспорт для сигналов с портов USB и Ethernet плюс SSD и HDD накопители, а второй содержит остальной цифровой тракт с коммутатором входов AES/EBU и SPDIF, апскейлерами и т.д. Оба блока имеют BNC для внешнего клока, так что вкупе с dCS Rossini Apex у нас уже три синхронизируемых аппарата. Акустика известная — MartinLogan Motion 60XTi и Classic ESL9 с ламповым усилением от Fezz Audio.

О том, что произошло после подключения MC20, рассказывать можно долго. Но если коротко, то было полное впечатление, что систему подменили.

Для сравнения в течение нескольких часов был прослушан один и тот же плейлист с Qobus, Tidal и локального сервера при подключении MC20 и без него, когда вся техника тактировалась собственными встроенными клоками. И в последнем варианте вполне можно было почувствовать высокий класс источника (к слову, в N30SA собственный клок на OCXO) — к качеству стрима придраться было сложно. Прекрасное тембральное разрешение, прозрачный верх, не слишком характерная для цифрового источника плавная подача музыки, достаточно острая локализация виртуальных звуковых источников. С энергетикой тоже проблем не было — удар наполненный, как говорят, с «мясом». Можно было рассуждать об особенностях лампового усиления, сравнивать звучание акустических систем, но цифровое звено нашего комплекта казалось безупречным со всех точек зрения. Т.е. цифра ощущалась лишь изредка на CD-рипах 44/16, да и то в самом верхнем диапазоне.

Aurender_MC20_414.jpg

О том, что произошло после подключения MC20, рассказывать можно долго. Но если коротко, то было полное впечатление, что систему подменили. На концерте для фагота Вивальди пространство раздвинулось так, что я почувствовал себя в большом зале перед сценой, на которой солирующий инструмент заметно выдвинулся вперёд, а скрипки на флангах оказались в метре за передней линией. Реально прибавилось воздуха, что особенно стало заметно на Motion 60XTi с ленточными твитерами. Выросло тембральное разрешение, да и общее ощущение было таково, будто с колонок удалили лёгкое покрывало. Даже на таком примитиве, как ZZ Top, обнаружилась грамотно выстроенная пространственная сцена, в которой шум аналогового исходника ушёл далеко на задний план. Рояль Жака Лусье — с невероятным количеством характерных особенностей настоящего инструмента.

Главное, что стоит здесь отметить — ощущения реальной жизни на записях, сделанных в концертных залах и разложенная буквально по полочкам работа звукорежиссёров на студийных релизах.

Но это частности, главное, что стоит здесь отметить — ощущения реальной жизни на записях, сделанных в концертных залах и разложенная буквально по полочкам работа звукорежиссёров на студийных релизах. И в том, и в другом случае — ощущение, что перед тобой открывается реальное действие, и тем оно более захватывающее, чем сложнее сама музыка.

Немного поэкспериментировал с частотами дискретизации. Большинство треков правдивее звучит с исходным значением, кратное его увеличение может влиять на глубину сцены и общую контрастность картины. С этим можно поиграться в системе с конкретным источником, но важно помнить одно: лучший результат будет, если для CD-рипов выбирать значения, кратные, 44,1 кГц, а для хай-резов типа 24/96 — кратные 48 кГц. И в этом, собственно, самое удивительное — Aurender MC20 радикально улучшает звучание музыки даже с онлайновых сервисов, раскрывая их совершенно неожиданный качественный потенциал.

Aurender_MC20_438.jpg

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Aurender N30SA
  • Цифроаналоговый конвертер dCS Rossini Apex
  • Усилители мощности в моно включении Fezz Audio Titania
  • Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi, Classic ESL9
  • Распределитель питания, изолирующий трансформатор, силовые кабели Mudra Akustik

Aurender MC20

Производитель: Aurender (Южная Корея)

aurender.su/mc20

SPDIF вход: коаксиальный BNC 75Ω || Выходы тактовых импульсов: рубидиевый Master Clock 10 МГц х 2 75 Ω (LAN, USB Type-B, 2 USB Type-A 3.0 (Host), 2 х 50 Ω (0,7 В RMS ±10%) || Word Clock: канал A х 2 (75 Ω), канал B х 2 (75 Ω) || Фазовый шум (рубидиевый модуль): < -130 дБн/Гц (10 Гц)/< -140 дБн/Гц (100 Гц) || Кратковременная стабильность частоты (рубидиевый модуль): <2×10-11 (1 с), <1×10-11 (10 с) <2×10-12 (100 с) || Стабильность частоты (OCXO): <5×10-10 || Фазовый шум (OCXO): < -115 дБн/Гц (10 Гц)/< -127 дБн/Гц (100 Гц) || Отделка: черная или серебристая || Габариты с опорами: 430 х 127 х 370 мм || Масса: 20,3 кг


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: